МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 октября 1994 г. N 01-04-148
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОГО
И КОММУНАЛЬНО - БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В связи с
поступающими запросами об источниках финансирования расходов по содержанию
(долевого участия предприятий в совместном финансировании содержания) объектов
социально - культурного и коммунально - бытового назначения департамент
сообщает порядок направления на их содержание дивидендов по акциям,
закрепленным в федеральной собственности, государственной собственности
субъектов Российской Федерации, а также использования взимаемого на эти цели
установленного налога. Данный порядок
установлен письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 31 августа 1994 г.
N 119/ВП-4-15/102н и в части использования дивидендов по акциям, закрепленным в
государственной собственности субъектов Российской Федерации, имеет
рекомендательной характер.
В
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.01.93 N 8 "Об
использовании объектов социально - культурного и коммунально - бытового
назначения приватизируемых предприятий" содержание не включенных в состав
приватизируемого имущества предприятий объектов социально - культурного и
коммунально - бытового назначения, числящихся на балансе приватизированных предприятий,
возможно также на основе договоров о совместном использовании и финансировании
таких объектов, заключаемых приватизированных предприятиями и местной
администрацией.
Превышение
эксплуатационных расходов над доходами по жилищному фонду, детским дошкольным
учреждениям, оздоровительным лагерям и некоторым другим соответствующим
объектам социальной сферы возмещаются предприятиями - балансодержателями за
счет прибыли, освобождаемой от налогообложения в виде льготы по налогу на
прибыль в пределах нормативов на содержание таких объектов, устанавливаемых
местной администрацией. При этом общая сумма льгот по налогу на прибыль не
должна уменьшать фактическую сумму налога предприятия, исчисленную без учета
льгот, более чем на 50 процентов.
Объекты
социальной инфраструктуры, которые не льготируются в
порядке, предусмотренном абзацем 3 настоящего письма, и также не входящие в
состав приватизируемого имущества предприятия, но состоящие на его балансе, до
передачи на баланс органов местного самоуправления финансируются предприятиями
- балансодержателями в пределах сумм договоров о совместном использовании и
финансировании за счет причитающихся (начисленных, но не уплаченных) в бюджет
сумм установленного местного налога на содержание
жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы до 1,5 процента от
объема реализации продукции, выполненных работ и услуг.
Предприятия
- балансодержатели (акционерные общества открытого типа), имеющие в своих
капиталах закрепленную долю федеральной собственности, государственной собственности
объектов Российской Федерации, вправе возмещать свою долю расходов, превышающую
размер установленных льгот по налогу на прибыль и причитающихся платежей в
бюджет по налогу на содержание этих объектов, согласно договорам о совместном
использовании и финансировании объектов социальной инфраструктуры, полностью
или частично за счет дивидендов по акциям
государства, причитающихся к взносу в соответствующий
бюджет. Указанные дивиденды не подлежат уменьшению на 15-процентный налог с
доходов от ценных бумаг.
Финансирование
дополнительных расходов соответствующих бюджетов, возникающих в связи с
передачей на баланс местных органов самоуправления объектов социально -
культурного и коммунально - бытового назначения, находящихся ранее на балансах
приватизируемых предприятий, производится из местных бюджетов в соответствии с
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от
23.12.93 N 1325 "О финансировании объектов социально - культурного и
коммунально - бытового назначения, передаваемых в
введение местных органов исполнительной власти при
приватизации предприятий" за счет поступлений установленного налога на
содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, доходов от
приватизации государственных и муниципальных предприятий, поступающих в местные
бюджеты по установленным нормативам, дивидендов по акциям приватизированных
предприятий, закрепленным в государственной (субъектов Российской Федерации),
муниципальной собственности, а также средств, выделяемых местным бюджетам в
порядке уточнения бюджетных взаимоотношений.
Во всех
случаях содержание не включенных в состав приватизированного имущества
предприятий объектов социально - культурного и жилищно - бытового назначения,
как временно состоящих на балансах приватизированных предприятий, так и
переданных в муниципальную собственность, обеспечивается в пределах норм
финансирования затрат по содержанию таких объектов, утверждаемых Правительством
Российской Федерации на основе предложений Минфина России, министерств и
ведомств Российской Федерации, а также администраций субъектов Российской Федерации, которые учитываются при формировании расходов федерального
бюджета Российской Федерации.
В случаях,
когда финансированию за счет дивидендов по акциям, закрепленным в
государственной собственности, подлежат объекты, как числящиеся на балансе
данного предприятия (объекты совместного использования и финансирования), так и
вновь переданные органам местного самоуправления (не учтенные в местном бюджете
как объект финансирования), причитающиеся суммы дивидендов (с учетом
использования других источников финансирования, указанных в абзацах 3, 4
настоящего письма) могут быть распределены по
объектам финансирования пропорционально потребности, предусмотренной сметами на
содержание этих объектов.
Акционерные
общества открытого типа, направляющие дивиденды по акциям, закрепленным в
федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской
Федерации, на возмещение расходов по содержанию объектов социально -
культурного и жилищно - бытового назначения, не
включенных в состав приватизированного имущества предприятия, составляют
справку (отчет) о размере начисленных дивидендов и их расходовании
(использовании) по прилагаемой к настоящему письму форме <*>. Отчет
представляется в местный финансовый орган и налоговую
инспекцию не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, и, в части
расходования средств на финансирование социальной инфраструктуры, должен быть
увязан с материалами годового расчета налога по содержанию жилищного фонда,
объектов социально - культурной сферы, расчета налога от фактической прибыли.
Эти сведения подлежат проверке местной налоговой инспекцией. Финансовые органы
осуществляют контроль за обоснованностью направления предприятиями дивидендов
по акциям, закрепленным в государственной собственности, на дополнительное
финансирование объектов социально - культурного и жилищно -
бытового назначения, не включенных в состав приватизированного имущества
предприятий.
--------------------------------
<*> Не
приводится.
Дивиденды
по не реализованным до 1 апреля следующего за отчетным года фондами имущества
(органами приватизации) обыкновенным акциям и привилегированным акциям типа
"Б" подлежат взносу приватизируемыми предприятиями в полном размере
начисленных сумм в соответствующий бюджет в порядке, установленном письмом
Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.93 N 143/ЮУ-4-15/194н "О
сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы" независимо от наличия у таких предприятий объектов социальной
инфраструктуры, передаваемых на баланс органов местного самоуправления.
Порядок определения
размера дивиденда по привилегированным акциям типа "Б" изложен в
пункте 5.4 раздела IV Положения о коммерциализации государственных предприятий
с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721.
Убытки по
содержанию объектов социально - культурного и коммунально - бытового
назначения, включенных в состав приватизированного имущества предприятий,
возмещаются самими приватизированными предприятиями за счет прибыли, остающейся
в их распоряжении после уплаты налога на прибыль и других обязательных
платежей, независимо от наличия в уставном капитале таких предприятий
закрепленных в федеральной и иной государственной собственности пакетов акций.
При отсутствии у
предприятия объектов социально - культурного и жилищно -
бытового назначения, передаваемых на баланс местных органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно проведенному
разграничению собственности, дивиденды по закрепленным в федеральной,
государственной собственности акциям такого предприятия полностью направляются
в установленном порядке в соответствующий бюджет без уменьшения на
15-процентный налог с доходов от ценных бумаг.
Департамент ЖКХ
просит довести данный порядок до сведения своих подведомственных предприятий
(организаций).
Заместитель
Директора
Департамента
жилищно -
коммунального
хозяйства
Л.Н.ЧЕРНЫШОВ