Утверждена
Постановлением
Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
N 18-22
Согласована
Постановлением
Президиума
ЦК профсоюза
работников
строительства и
промышленности
строительных
материалов России
от 15 декабря 1994
г. N 19-70
Дата введения 1
июля 1995 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ УКЛАДЧИКОВ
АСФАЛЬТОБЕТОНА
ТОИ Р-66-45-95
Разработана АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК
"Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И.
Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма)
и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.
Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами.
Типовая инструкция
разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства.
Подготовлена
к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин).
Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22.
Машинисты
укладчиков асфальтобетона (далее - машинисты) при производстве работ согласно
имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в
Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой
инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, а также требования инструкций заводов - изготовителей по
эксплуатации управляемой машиной.
Требования
безопасности перед началом работы
1. Перед началом
работы машинист обязан:
а) предъявить
руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить
задание у бригадира или руководителя и пройти инструктаж на рабочем месте по
специфике выполняемых работ;
б) надеть
спецодежду и спецобувь.
2. После получения
задания машинист обязан:
а) осмотреть с
руководителем фронт работ, ознакомиться с профилем, отметками и особенностями
участка, на котором предстоит работать;
б) уточнить
последовательность выполнения работ и меры по обеспечению безопасности при
загрузке бункера асфальтобетоном, разворотах, стоянках, а также наличие
ограждений и предупредительных знаков;
в) произвести
ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации машины;
г) предупредить о
запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее
работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном
положении;
д) произвести
запуск двигателя и проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом
ходу работу тормозов.
3. Машинист не
должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправности
механизмов, при которой запрещается эксплуатация укладчика;
б) наличии посторонних предметов на пути движения машины,
отсутствии ограждений и предупредительных знаков;
в) недостаточной
освещенности рабочего места машиниста и площадки;
г) отсутствии средств пожаротушения.
Обнаруженные
нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при
невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и
ответственному за содержание машины в исправном состоянии.
Требования
безопасности во время работы
4. Перед началом
работы машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне движения и подать
звуковой сигнал.
5. Во время работы
укладчика машинист должен находиться на своем месте у механизмов управления,
следить за режимом работы двигателя, показаниями контрольно - измерительных
приборов и работой механизмов.
6. Одновременная
работа двух укладчиков асфальтобетона допускается при расстоянии между ними не
менее 10 м, а между укладчиком асфальтобетона и катком - не менее 3 м.
7. При
необходимости очистки механизмов и узлов от смеси машинист обязан полностью
остановить машину и выключить двигатель.
8. Прием
асфальтобетонной смеси в бункер асфальтоукладчика и
очистку кузова самосвала от смеси должен осуществлять асфальтобетонщик.
9. Машинисту в
процессе работы не разрешается:
а) передавать
управление машиной лицам, не имеющим на это прав;
б) сходить с
площадки управления и входить на нее до полной остановки машины;
в) находиться
вблизи горячих боковых стенок бункера при загрузке его горячей смесью;
г) прикасаться к
бункеру, когда в нем находится асфальтобетонная смесь;
д) допускать асфальтобетоноукладчиков к регулированию толщины
укладываемого слоя;
е) выполнять любые
работы по техническому обслуживанию и ремонту машины при работающем двигателе,
за исключением регулировки двигателя.
10. Выполнять
работы в охранной зоне линии электропередачи допускается при наличии
письменного разрешения владельца линии электропередачи, оформления наряда -
допуска, определяющего безопасные условия работы, и под надзором руководителя
работ.
11. При ремонте или
техническом обслуживании необходимо пользоваться исправным инструментом и
приспособлениями. При работе ударным инструментом машинист обязан надевать
защитные очки.
12.
Транспортирование машины своим ходом с одного места работы на другое
допускается на расстояние не более 1 км.
13. Во время
движения укладчика асфальтобетона на подъеме и спуске машинист не должен
переключать передачи.
14. В случае
остановки укладчика асфальтобетона на обочине дороги днем его следует оградить
красными флажками, а в темное время суток и при плохой видимости - красными
фонарями по габариту.
15. Перед погрузкой
укладчика асфальтобетона на трейлер машинист обязан убедиться в том, что
трейлер устойчив и заторможен. После погрузки укладчика его следует надежно
закрепить (упорами, растяжками и т.п.).
Во время перевозки
машины машинисту не разрешается находиться в кабине.
16. Во время
заправки укладчика асфальтобетона горючим машинисту и лицам, находящимся
вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем. После заправки машину
необходимо вытереть от подтеков топлива и смазки, а замасленную обтирочную
ветошь положить в металлический закрывающийся ящик. Не допускается разводить
огонь на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины.
Требования
безопасности в аварийных ситуациях
17. При наличии
препятствий, высота которых превышает величину дорожного просвета или которые
нельзя преодолеть подъемом рабочего органа, машину следует немедленно
остановить и принять меры к их устранению.
18. При
возникновении неисправностей механизмов машины, при которых согласно инструкции
завода - изготовителя запрещается ее эксплуатация, работу необходимо
приостановить и принять меры к устранению неполадок.
19. При пожаре
работу необходимо приостановить и принять меры к тушению очага загорания. При
невозможности самостоятельно ликвидировать возгорание следует вызвать пожарную
охрану и сообщить бригадиру или руководителю работ.
Требования
безопасности по окончании работы
20. По окончании
работы машинист обязан:
а) поставить машину
на стоянку;
б) поставить рычаг
переключения передач в нейтральное положение и включить тормоз;
в) выключить
двигатель;
г) сообщить
руководителю работ или лицу, ответственному за содержание машины в исправном
состоянии, о всех неполадках, возникших во время
работы.