Принят и введен в действие
Постановлением
Госстандарта РФ
от 22 декабря 1994
г. N 329
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Safety
in emergencies.
Protection
of population.
Basic principles
ГОСТ Р 22.3.03-94
Дата введения
1 января 1996 года
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработан
Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской
обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) МЧС
России, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета
по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций".
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская
оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций".
2. Принят и введен
в действие Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. N 329.
3. Введен впервые.
1. ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий
стандарт устанавливает основные положения и требования к организации и
проведению работ по защите жизни и здоровья населения в условиях чрезвычайных
ситуаций (ЧС), вызванных природными стихийными бедствиями, техногенными
авариями и катастрофами, и является основой для разработки и практического
применения уполномоченными на то научно-исследовательскими учреждениями,
органами и звеньями представительной и исполнительной власти РФ нормативной
документации и выполнения соответствующих мероприятий по конкретным направлениям и разделам общей программы обеспечения безопасности
людей в ЧС.
Положения
стандарта применяются органами государственного управления и регулирования,
министерствами и ведомствами Российской Федерации и входящими в ее состав
субъектами Федерации, государственными, кооперативными, общественными,
акционерными и частными предприятиями, объединениями, организациями и
учреждениями Российской Федерации и гражданами, обязанными обеспечивать
безопасность персонала и населения на местности, участвовать в решении задач
планирования, регулирования, координации, руководства и осуществления комплекса
работ по обеспечению защиты населения при ЧС,
обусловленных природными стихийными бедствиями, техногенными авариями и
катастрофами, нарушающими нормальные условия жизни и деятельности на объекте
или на определенной территории (акватории) и могущих привести к людским
потерям.
2. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Обеспечение безопасности людей в ЧС, обусловленных природными
стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, а также
применением современного оружия (военные ЧС) является общегосударственной
задачей, обязательной для решения всеми территориальными, ведомственными и
функциональными органами управления и регулирования, службами и формированиями,
а также подсистемами, входящими в Российскую систему предупреждения и действий
в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
2.2. Безопасность
людей в ЧС должна обеспечиваться:
- снижением
вероятности возникновения и уменьшением возможных масштабов источников
природных, техногенных и военных ЧС;
- локализацией,
блокированием, подавлением, сокращением времени существования, масштабов и
ослабления действия поражающих факторов и источников ЧС;
- снижением
опасности поражения людей в ЧС путем предъявления и реализации специальных
требований к расселению людей, рациональному размещению потенциально опасных и
иных производств, транспортных и прочих техногенно
опасных и жизненно важных объектов и коммуникаций, созданию объектов с
внутренне присущей безопасностью и средствами локализации и самоподавления
аварий, а также путем рациональной планировки и застройки городов и других
населенных пунктов, строительства специфически устойчивых в конкретных ЧС зданий и сооружений, принятия соответствующих
объемно-планировочных и конструктивных решений;
- повышением
устойчивости функционирования систем и объектов жизнеобеспечения и
профилактикой нарушений их работы, могущих создать угрозу для жизни и здоровья
людей;
-
организацией и проведением защитных мероприятий в отношении населения и
персонала аварийных и прочих объектов при возникновении, развитии и
распространении поражающих воздействий источников ЧС, а также осуществлением
аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной
опасности для жизни и здоровья людей, восстановлению жизнеобеспечения населения
на территориях, подвергшихся воздействию разрушительных и вредоносных сил
природы и техногенных факторов;
- ликвидацией
последствий и реабилитацией населения, территорий и окружающей среды,
подвергшихся воздействию при ЧС.
2.3. Защита
населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели,
ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на
пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в
случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и
вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
Мероприятия по
защите людей от источников ЧС должны планироваться в объемах, гарантирующих непревышение нормативного воздействия на них возможных
поражающих факторов для расчетной ЧС.
В условиях
возникновения ЧС мероприятия по защите должны осуществляться в объемах,
обеспечивающих непревышение допустимого нормативного
воздействия на людей реализовавшихся поражающих факторов.
Если в силу
складывающихся обстоятельств установленные нормативы допустимых опасных
воздействий могут быть превышены, мероприятия по защите людей надлежит
проводить по направлениям и в масштабах, позволяющих максимально ослабить это
воздействие.
2.4. Потенциальная
угроза жизни и здоровью населению в ЧС может реализоваться вследствие
высвобождения в природную среду обитания человека больших количеств
сконцентрированной энергии, опасных и вредных для жизни и здоровья людей
веществ и агентов при:
-
непосредственном воздействии на людей стихийных сил природы, поражающих
факторов техногенных аварий и катастроф, а также применении современных средств
вооруженной борьбы;
- высвобождении в природную среду обитания человека больших
количеств сконцентрированной энергии, опасных и вредных для жизни и здоровья
людей веществ и агентов;
- разрушении энергонасыщенных и
других потенциально опасных объектов, установок и технических систем
промышленного, экспериментально-производственного, исследовательского и
складского назначения;
- разрушении и критическом нарушении работы систем или
объектов жизнеобеспечения людей в местах проживания.
2.5. Защите в ЧС подлежит все население с учетом численности и
особенностей составляющих его основных категорий и групп людей на конкретных
территориях: демографических (возраст, пол), по состоянию здоровья (уровень
общей сопротивляемости организма действию экстремальных факторов и
неблагоприятных условий жизни и быта, физическая и психическая способность к
коллективным и самостоятельным защитным действиям, к пользованию средствами
индивидуальной защиты) и т.д. Эти особенности подлежат учету при выборе
эффективных, социально обоснованных и экономически реальных вариантов защиты,
соответствующих специфике защищаемых контингентов, при разработке планов защиты
населения в ЧС на подконтрольных территориях, а также при организации и
проведении всесторонней подготовки к выполнению намеченного комплекса защитных
мероприятий.
2.6.
Мероприятия по подготовке к действиям по защите населения в ЧС следует
планировать и осуществлять дифференцированно по видам и степеням возможной
опасности на конкретных территориях и с учетом насыщенности этих территорий
объектами промышленного назначения, гидросооружениями, объектами и системами
производственной и социальной инфраструктуры; наличия номенклатуры, мощности и
размещения потенциально-опасных объектов; характеристик, в том числе по
стоимости и защитным свойствам в условиях ЧС, имеющихся зданий и сооружений и
их строительных конструкций; особенностей расселения жителей; климатических и
других местных условий.
2.7. Систему защиты
населения в ЧС следует формировать на основе разбивки подконтрольной территории
на зоны вероятных ЧС по результатам:
- анализа
вероятности возникновения на данной территории и на отдельных ее элементах ЧС;
- прогнозирования
характера, масштабов и времени существования вероятных ЧС;
- оценки возможных
факторов риска, интенсивности формирования и проявления поражающих факторов и
воздействий источников ЧС;
- оценки
особенностей техносферы и населения подконтрольной
территории и ее элементов по показателям и
характеристикам согласно 2.5 и 2.6.
Для выделенных зон
опасности и согласно совокупным характеристикам относящихся к ним территорий,
объектов техносферы и населения, необходимо
разрабатывать типовые варианты защиты населения и проводить мероприятия по
заблаговременной подготовке к действиям в экстремальной обстановке. Типовые
варианты защиты должны служить основой для выбора рабочего плана действий на
данной территории при конкретной ЧС.При
необходимости принятый в качестве рабочего план следует корректировать в
соответствии со складывающейся обстановкой.
2.8. Объемы и сроки
проведения мероприятий по заблаговременной подготовке системы защиты населения
определяют исходя из принципа разумной достаточности в обеспечении безопасности
населения в условиях ЧС мирного времени.
Достаточный уровень
заблаговременной подготовки системы защиты населения для военного времени
определяют исходя из условия равной безопасности населения нашей страны и стран
возможного противника.
Мероприятия по
защите населения в ЧС следует планировать и проводить при рациональном
расходовании материальных и финансовых ресурсов, максимальном использовании
существующих, дооснащаемых и вновь создаваемых
производств, зданий и сооружений и объектов инфраструктуры, технических
защитных и спасательных средств, приспособлений, специальной оснастки, профилактических
и лечебных препаратов и прочего имущества.
3. ОСНОВНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧС И
УСЛОВИЯ ИХ
ПРИМЕНЕНИЯ
3.1. Для защиты
жизни и здоровья населения в ЧС следует применять следующие основные
мероприятия гражданской обороны, являющиеся составной частью мероприятий РСЧС:
- укрытие
людей в приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных,
общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;
- эвакуацию
населения из зон ЧС;
- использование
средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;
- проведение
мероприятий медицинской защиты;
- проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.
3.2. Укрытие
населения в приспособленных помещениях и в специальных защитных сооружениях
следует проводить по месту постоянного проживания или временного нахождения
людей непосредственно во время действия поражающих факторов источников ЧС, а
также при угрозе их возникновения.
3.3. Эвакуация
населения из зон ЧС
3.3.1. Эвакуацию
следует проводить в случае угрозы возникновения или появления реальной
опасности формирования в этих зонах под влиянием разрушительных и вредоносных
сил природы, техногенных факторов и применения современного оружия критических
условий для безопасного нахождения людей, а также при невозможности
удовлетворить в отношении жителей пострадавших территорий минимально
необходимые требования и нормативы жизнеобеспечения.
3.3.2. Эвакуацию следует осуществлять путем организованного вывода и (или)
вывоза населения в близлежащие безопасные места, заранее подготовленные по
планам экономического и социального развития соответствующих регионов, городов
и населенных пунктов и оборудованные в соответствии с требованиями и
нормативами временного размещения, обеспечения жизни и быта людей.
3.4. Использование
средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов
3.4.1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи (СИЗ) в
системе защитных мероприятий в зонах ЧС должны предотвращать сверхнормативные
воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, попавших в
окружающую среду при разрушении оборудования и коммуникаций соответствующих
объектов, а также снижать нежелательные эффекты действия на человека светового,
теплового и ионизирующего излучений.
3.4.2. В качестве
средств индивидуальной защиты органов дыхания следует использовать
общевойсковые, гражданские и промышленные противогазы, выпускаемые
промышленностью респираторы (в том числе выпускаемые для производственных
целей), простейшие и подручные средства (противопыльные
тканевые маски и повязки).
В качестве средств
индивидуальной защиты кожи надлежит использовать общевойсковые защитные
комплекты, различные защитные костюмы промышленного изготовления и простейшие
средства защиты кожи (производственная и повседневная одежда, при необходимости
пропитанная специальными растворами).
3.4.3. Выпускаемые
промышленностью СИЗ должны быть направлены
преимущественно для обеспечения личного состава формирований, подготавливаемых
для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
Остальное население должно использовать простейшие и подручные средства.
3.5. Проведение мероприятий
медицинской защиты
3.5.1. Мероприятия
медицинской защиты населения при ЧС следует проводить с целью предотвращения
или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей под
воздействием опасных и вредных факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф,
а также для обеспечения эпидемического благополучия в районах ЧС и в местах
дислокации эвакуированных. Эти цели должны достигаться применением
профилактических медицинских препаратов-антидотов, протекторов, стимуляторов
резистентности, своевременным оказанием квалифицированной медицинской помощи пораженным и их специализированным стационарным
лечением до определившегося исхода, иммунопрофилактикой среди категорий лиц
повышенного риска инфицирования и проведением других противоэпидемических
мероприятий.
3.5.2. Мероприятия медицинской защиты в природных и техногенных ЧС следует
планировать и осуществлять с использованием наличных сил и средств министерств
и ведомств Российской Федерации, непосредственно решающих задачи защиты жизни и
здоровья людей, а также специализированных функциональных подсистем РСЧС:
экстренной медицинской помощи, санитарно-эпидемиологического надзора, защиты и
жизнеобеспечения населения в ЧС, экологической безопасности и других, с их
наращиванием путем создания и развертывания необходимого количества
медицинских формирований и учреждений.
3.5.3. Первую
медицинскую помощь пострадавшим до их эвакуации в лечебные учреждения оказывают
непосредственно в очагах поражения в ходе спасательных и других неотложных
работ. Оказание этой помощи следует осуществлять с участием заранее формируемых
для такой цели из самого населения санитарных постов и санитарных дружин, в
состав которых надлежит включать лиц, специально обученных общим приемам
оказания само- и взаимопомощи и способных организовать практическое выполнение
населением этих приемов в экстремальных условиях.
3.5.4. В рамках подготовки к выполнению мероприятий медицинской защиты
населения в ЧС следует заблаговременно создавать также специальные медицинские
формирования и учреждения; вести подготовку медицинского персонала; накапливать
медицинские средства защиты, медицинского и специального имущества и техники
для оснащения медицинских формирований и учреждений; проводить профилактические
мероприятия и прививки населению; подготавливать к развертыванию дополнительную
коечную сеть; разрабатывать режимы поведения и действия населения в ЧС.
3.6. Проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС
3.6.1.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах ЧС следует проводить с
целью срочного оказания помощи населению, которое подверглось непосредственному
или косвенному воздействию разрушительных и вредоносных сил природы,
техногенных аварий и катастроф, а также для ограничения масштабов, локализации
или ликвидации возникших при этом ЧС.
3.6.2. Комплексом
аварийно-спасательнных работ необходимо обеспечить
поиск и удаление людей за пределы зон действия опасных и вредных для их жизни и
здоровья факторов, оказание неотложной медицинской помощи пострадавшим и их эвакуацию
в лечебные учреждения, создание для спасенных необходимых условий
физиологически нормального существования человеческого организма.
3.6.3. Неотложные
работы должны обеспечить блокирование, локализацию или нейтрализацию источников
опасности, снижение интенсивности, ограничение распространения и устранение
действия полей поражающих факторов в зоне бедствия, аварии или катастрофы до
уровней, позволяющих эффективно применить другие мероприятия защиты.
3.6.4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы следует
планировать и осуществлять с использованием сил и средств министерств и
ведомств, межотраслевых государственных консорциумов, корпораций, концернов и
ассоциаций РФ, а также территориальных, функциональных и ведомственных
подсистем РСЧС по принадлежности подконтрольных им территорий и объектов,
располагающих необходимыми специалистами (здравоохранения, охраны правопорядка,
материально-технического снабжения, социального обеспечения и др.) и
техническими средствами, которые пригодны для использования в очагах поражения в целях перевозки людей, в том числе с травмами и
повреждениями; производства демонтажных, монтажных, дорожных, погрузочно-разгрузочных
и земляных работ, проведения дегазации, дезактивации, дезинфекции и прочих
специальных работ.
3.6.5. В зонах
поражения необходимо организовать жизнеобеспечение населения и личного состава
формирований, привлекаемых к участию в спасательных и других неотложных
работах.
3.7. Заблаговременная подготовка и ввод в действие планов защиты
населения в ЧС, обусловленных природными стихийными бедствиями, техногенными
авариями, катастрофами, а также применением современного оружия, должны
предусматривать проведение согласованных по времени, целям и средствам работ по
планированию и осуществлению комплекса организационных, инженерно-технических и
специальных мероприятий гражданской обороны, а также по формированию
необходимых для этого сил и средств.
3.8. Планирование,
организация исполнения и непосредственное руководство проведением мероприятий
по защите населения в ЧС находятся в компетенции органов исполнительной власти
на местах, постоянно действующих территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям,
соответствующих территориальных, функциональных и ведомственных звеньев РСЧС,
специализированных органов управления, сил и формирований ГО, диспетчерских
(дежурных) служб предприятий и других объектов.
При необходимости к
проведению указанных работ могут привлекаться общественные организации -
профессиональные союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные
общества спасателей и другие объединения. В исключительных обстоятельствах,
связанных с необходимостью экстренного проведения спасательных и других
неотложных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и
транспортных средств граждан для проведения указанных
работ при обязательном обеспечении безопасности труда.
3.9. Применение
комплекса мероприятий по защите населения в ЧС в рамках РСЧС должно
обеспечиваться:
- организацией и
осуществлением непрерывного наблюдения, контроля и прогнозирования состояния
природной среды, возникновения и развития опасных для
населения природных явлений, техногенных аварий и катастроф с учетом особенностей
подконтрольных территорий;
- своевременным
оповещением инстанций, органов руководства и управления, а также должностных
лиц об угрозе возникновения ЧС и их развитии, а также доведением до населения
установленных сигналов и порядка действий в конкретно складывающейся
обстановке;
- обучением
населения действиям в ЧС и его психологической подготовкой;
- разработкой и
осуществлением мер по жизнеобеспечению населения на случай природных и
техногенных ЧС.
Порядок, силы и
средства осуществления указанных обеспечивающих
мероприятий, их согласованность в различных звеньях управления и исполнения при
решении задач достижения безопасности населения в ЧС должны регламентироваться
самостоятельными нормативными документами.