Принят и введен в действие
Постановлением
Госстандарта РФ
от 22 декабря 1994
г. N 328
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Safety
in emergencies. Human life support
in emergencies.
General requirements
ГОСТ Р 22.3.01-94
Группа Т58
ОКСТУ 0022
Дата введения
1 января 1996 года
Предисловие
1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом
по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГОЧС),
доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по
стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций".
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская
оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций".
2. Принят и введен
в действие Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. N 328.
3. Введен впервые.
1. ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт
устанавливает общие требования к жизнеобеспечению населения, пострадавшего в
чрезвычайных ситуациях (ЧС), причиной возникновения которых являются стихийные
(природные) бедствия или техногенные аварии и катастрофы.
Положения
настоящего стандарта применяются органами государственной власти и управления
всех уровней, организациями, учреждениями и предприятиями, независимо от формы
собственности, осуществляющими планирование, организацию и проведение
мероприятий Российской системы предупреждения и действий в ЧС по защите и
жизнеобеспечению населения в ЧС.
2.
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем
стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 22.0.02-94
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.
3.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем
стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС):
совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени
действий территориальных и ведомственных органов управления, сил, средств и
соответствующих служб, направленных на создание условий, необходимых для
сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации
и в местах отселения пострадавшего населения.
3.2. Система
жизнеобеспечения населения в ЧС: совокупность органов управления, организаций,
учреждений и предприятий с их связями, создающих и поддерживающих условия для
сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в зоне ЧС, включающая
территориальные, функциональные и ведомственные звенья Российской системы
предупреждения и действий в ЧС на местном, региональном и государственном
(федеральном) уровнях.
3.3. Первоочередные
виды жизнеобеспечения населения в ЧС: жизненно важные материальные средства и
услуги, сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам,
используемые для удовлетворения минимально необходимых потребностей
пострадавшего в ЧС населения в воде, продуктах питания, жилье, предметах первой
необходимости, медицинском и санитарно-эпидемиологическом, информационном,
транспортном и коммунально-бытовом обеспечении.
3.4. Период
жизнеобеспечения населения в ЧС: время, ограниченное началом и окончанием
удовлетворения жизненно важными материальными средствами и услугами пострадавшего
населения по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.
3.5. Первоочередные
потребности населения в ЧС: объемы (количество) жизненно важных материальных
средств и услуг, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья
пострадавшего в ЧС населения в течение всего периода жизнеобеспечения по
установленным нормам и нормативам для условий ЧС.
3.6. Возможности
системы жизнеобеспечения населения в ЧС: объемы (количество) жизненно важных
материальных средств и услуг, которые могут быть предоставлены пострадавшему в
ЧС населению системой жизнеобеспечения данного региона (отраслевого звена) в
течение всего периода ЖОН по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.
3.7. Чрезвычайная
ситуация (ЧС) - по ГОСТ 22.0.02.
3.8. Российская
система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) - по ГОСТ Р
22.0.02.
4. ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
4.1.
Жизнеобеспечение населения в ЧС осуществляют с целью сохранения жизни и
здоровья людей, пострадавших в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах их
отселения.
4.2. Жизнеобеспечение
населения в условиях ЧС должно обеспечивать создание условий для выживания
пострадавшего в ЧС населения на основе удовлетворения его первоочередных
потребностей по установленным нормам и нормативам ЧС в жизненно важных видах
материальных средств и услуг.
4.3 При создании и поддержании условий жизнеобеспечения
пострадавшего в ЧС населения должны соблюдаться следующие его основные
принципы:
- приоритетность
функции государства в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по
ЖОН ЧС;
- рациональное
распределение функций по ЖОН ЧС между центральными, региональными, местными и
ведомственными органами управления;
-
территориально-производственная (отраслевая) организация ЖОН ЧС;
- персональная
ответственность должностных лиц за выполнение законодательных, правовых и
нормативных актов по ЖОН ЧС;
-
заблаговременность подготовки страны (региона) к ЖОН ЧС;
- обеспечение
социальной защищенности и психологической поддержки всех граждан в зоне ЧС;
- обеспечение
физиологической и энергетической достаточности норм ЖОН в зонах ЧС;
- первоочередное
ориентирование системы ЖОН ЧС на местные ресурсы и возможности с последующим
(при необходимости) использованием региональных и государственных ресурсов в
зависимости от типа и масштаба ЧС;
- открытость процесса
ЖОН ЧС за счет использования ресурсов от непострадавших регионов страны и
зарубежной помощи;
- способность к
быстрому восстановлению системы ЖОН ЧС после воздействия на нее
дестабилизирующих факторов природных и техногенных ЧС.
4.4. Удовлетворение
первоочередных потребностей населения в жизненно важных видах материальных
средств и услуг осуществляют:
- обеспечением
водой, продуктами питания, жильем, предметами первой необходимости;
- информационным,
медицинским и санитарно-эпидемиологическим, транспортным и коммунально-бытовым
обеспечением.
4.4.1. Обеспечение
водой населения в ЧС должно предусматривать удовлетворение:
- потребностей в
воде лечебно-медицинских мероприятий, санитарно-гигиенической обработки и
профилактики населения;
-
хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд пострадавшего населения и
личного состава спасателей.
4.4.2. Обеспечение
продуктами питания пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать
удовлетворение потребностей в зерне, муке, хлебобулочных и макаронных изделиях,
мясе и мясопродуктах (консервах), молоке и детском питании, рыбе и
рыбопродуктах (консервах), картофеле и овощах, соли, сахаре и чае, а также
фураже для животноводства.
4.4.3. Обеспечение жильем пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать
развертывание и сооружение при необходимости в зоне ЧС временных жилищ
(палаток, юрт, землянок, сборных или передвижных домов и т.п.), а также
использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, домов отдыха,
санаториев, пансионатов, военных городков, детских лагерей и т.п.) для
размещения пострадавшего населения в местах его отселения и эвакуации.
4.4.4. Обеспечение предметами первой необходимости пострадавшего в ЧС
населения должно предусматривать удовлетворение его потребностей в верхней одежде,
обуви, головных уборах, постельных принадлежностях, простейшей бытовой посуде,
минимуме предметов галантереи и парфюмерии (нитки, иголки, мыло и т.п.) и
прочих товарах (табачные изделия, спички, примусы, керосин и т.п.).
4.4.5.
Информационное обеспечение населения в ЧС должно предусматривать своевременное
оповещение его и органов управления всех уровней о возможности и факте
возникновения бедствия, возможных его последствиях, правилах поведения в зоне
ЧС.
4.4.6. Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения в
ЧС должно предусматривать оказание первой помощи пострадавшему в зоне ЧС
населению, обеспечение его простейшими медикаментами и медицинским имуществом,
сортировку пораженных и оказание им квалифицированной и элементов специализированной
медицинской помощи подвижными формированиями службы "Медицина
катастроф" в зоне ЧС с последующей (при необходимости) эвакуацией
пострадавших в лечебные учреждения для стационарного лечения, а также
выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
4.4.7. Транспортное
обеспечение населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение
мероприятий по удовлетворению потребностей в транспортных средствах для решения
задач эвакуации (перевозки) пострадавших из зоны ЧС в районы отселения и
подвоза материальных ресурсов ЖОН в зону ЧС.
4.4.8. Обеспечение
коммунально-бытовыми услугами населения, пострадавшего в ЧС, должно
предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению его минимально
необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории,
банно-прачечном, ритуальном обслуживании.
4.5. Создание и
поддержание условий для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в
ЧС, обеспечивают на основе устойчивого функционирования системы его
жизнеобеспечения с учетом необходимости снижения ее потребностей и повышения
возможностей.
4.5.1. Устойчивое
функционирование системы жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивают:
- соблюдением
основополагающих принципов ЖОН ЧС, указанных в 4.3;
- заблаговременным
планированием и проведением в установленном порядке мероприятий, обеспечивающих
защищенность и стойкость системы, подсистем и объектов ЖОН ЧС от воздействия
дестабилизирующих факторов природных бедствий и техногенных катастроф,
характерных для данного региона;
- способностью
сохранять свойства системы на заданном уровне в течение всего периода ЖОН ЧС;
- созданием
защищенных запасов ресурсов ЖОН ЧС в потенциально опасных зонах (регионах) с
учетом рациональных соотношений между объемами государственных, региональных и
местных фондов;
- созданием в
регионах защищенных запасов ресурсов для восстановления ослабленной бедствием
системы ЖОН ЧС, а также обеспечением способностей к восстановлению основной ее
части за время, не превышающее периода ЖОН ЧС;
- взаимодействием с
силами (органами), участвующими в проведении аварийно-спасательных и других
неотложных работ, а также с силами поддержания общественного порядка;
- подготовкой в
установленном порядке системы и объектов ЖОН ЧС в районах эвакуации к
функционированию в случае отселения и эвакуации населения из зоны ЧС;
- разработкой
(наличием) норм и нормативов решения задач ЖОН ЧС в зависимости от различных
видов ЧС, природно-климатических, социально-экономических и других условий в
потенциально опасных зонах и регионах;
- устойчивостью
управления системой ЖОН ЧС в регионе (зоне ЧС);
- подготовкой в
установленном порядке транспортных средств к работе в
условиях ЧС;
- своевременностью
и полнотой информирования населения и органов управления о характере возможной
опасности, об угрозе возникновения ЧС, о правилах поведения и порядке действий
в зоне ЧС;
- соблюдением
требований законодательных, правовых и нормативных актов по ЖОН ЧС;
- созданием условий
для маневрирования внешними и внутренними ресурсами сил, средств и услуг.
4.5.2. Снижение
потребностей системы жизнеобеспечения населения в ресурсах обеспечивают:
- заблаговременной
подготовкой региона РСЧС к возможным природным и техногенным ЧС;
- повышением
эффективности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне
ЧС;
- отселением
пострадавшего населения в часть региона, не подвергшуюся воздействию ЧС;
- эвакуацией
пострадавшего населения в сопредельные непострадавшие регионы;
- заблаговременным
планированием мероприятий по восстановлению нарушенного в ЧС сельскохозяйственного
производства, защите, спасению, ветеринарному обеспечению, обеспечению водой и
фуражом сельскохозяйственных животных, по их эвакуации (перегону), в случае
необходимости, в безопасные районы.
4.5.3. Повышение
возможностей системы жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивают:
- формированием
ресурсов ЖОН ЧС (денежного и материально-вещевого фондов) путем
государственного и целевого страхования, налогообложения и взимания квоты с
ведомств, отраслей экономики, коммерческих структур и предприятий за риск
возникновения ЧС, а также за счет государственных резервов, региональных и
местных резервов республик, краев и областей, входящих в состав Российской
Федерации;
-
перераспределением ресурсов ЖОН ЧС страны в пользу пострадавшего региона РСЧС;
- ввозом ресурсов
ЖОН ЧС из сопредельных регионов РСЧС.