Поиск по базе документов:

Бесплатное обучение по алготрейдингу на Python и Backtrader

 

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 28 февраля 1995 г. N 55-1

 

Направляем для использования в работе Отраслевое (тарифное) соглашение между профсоюзом работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, профсоюзом трудящихся военных и специализированных строительных организаций Российской Федерации, Российским союзом строителей, Министерством строительства Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации на 1995 год.

Просим учесть положения настоящего Соглашения в ходе переговоров по заключению региональных соглашений и коллективных договоров.

Информируйте о данном Соглашении трудовые коллективы и профсоюзные организации.

 

Председатель ЦК профсоюза

работников строительства и

промышленности строительных

материалов Российской

Федерации

Б.А.СОШЕНКО

 

Председатель ЦК профсоюза

трудящихся военных и

специализированных

строительных организаций

Российской Федерации

А.В.ФИЛИППОВ

 

Вице-президент Российского

союза строителей

А.М.ЯКОВЛЕВ

 

Заместитель

Министра строительства

Российской Федерации

В.А.БАЛАКИН

 

 

 

 

 

 

Согласовано

с Минфином РФ,

Управлением строительства,

строительной индустрии и

промышленности строительных

материалов Департамента

инвестиционной политики

Министерства экономики

Российской Федерации

23 февраля 1995 года

 

ОТРАСЛЕВОЕ (ТАРИФНОЕ) СОГЛАШЕНИЕ

МЕЖДУ ПРОФСОЮЗОМ РАБОТНИКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И

ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ПРОФСОЮЗОМ ТРУДЯЩИХСЯ ВОЕННЫХ И

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, РОССИЙСКИМ СОЮЗОМ СТРОИТЕЛЕЙ, МИНИСТЕРСТВОМ

СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВОМ

ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1995 ГОД

 

Настоящее Соглашение заключено в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. N 2490-1, действующим законодательством Российской Федерации с учетом Генерального соглашения на 1995 год в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей на предприятиях и в организациях отрасли.

Сторонами Соглашения являются:

ЦК профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации и ЦК профсоюза трудящихся военных и специализированных строительных организаций Российской Федерации;

Российский союз строителей;

Министерство строительства Российской Федерации;

Министерство труда Российской Федерации.

Соглашение является правовым актом. Условия настоящего Отраслевого (тарифного) соглашения являются обязательными для организаций, предприятий и учреждений отрасли, независимо от вида собственности, организационно-правовой формы, которые входят в Российский союз строителей, подведомственные либо подчиненные Минстрою России, а также в которых действуют профсоюзные организации вышеуказанных профсоюзов, и должны быть учтены при заключении коллективных договоров на 1995 год. Соглашение распространяется на рабочих, специалистов, служащих и руководителей, принятых на условиях найма, а также на выборных и штатных профсоюзных работников предприятий.

Стороны признали, что Соглашение устанавливает обязательные для применения за счет средств предприятий минимальные экономические и социальные гарантии работников отрасли и не ограничивает права трудовых коллективов в расширении этих гарантий.

Соглашение заключено на 1995 год, вступает в силу с момента подписания.

Решение о продлении срока действия или о принятии нового соглашения принимается сторонами за 3 месяца до окончания действия настоящего Соглашения.

Для ведения переговоров, заключения Соглашения, рассмотрения и разрешения разногласий, возникающих в ходе переговоров, стороны определили состав отраслевой комиссии (прилагается).

Изменения и дополнения Соглашения производятся по взаимному согласию сторон отраслевой комиссией.

Стороны предоставляют друг другу необходимую информацию по вопросам данного Соглашения.

Ни одна из сторон, заключивших Соглашение, не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

Текст Соглашения публикуется в отраслевой и многотиражной печати, тиражируется и доводится до соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, концернов, корпораций, ассоциаций, акционерных обществ, организаций, предприятий и учреждений, соответствующих комитетов профсоюзов.

 

Обязательства сторон

 

Минстрой России с участием Российского союза строителей в целях обеспечения занятости и улучшения использования производственного и социально-кадрового потенциала отрасли, создания условий для стабилизации, повышения инвестиционной активности и эффективности производства предусматривает:

систематически проводить комплексный анализ состояния капитального строительства, подрядной деятельности и тенденций их развития во взаимосвязи с основными макроэкономическими показателями и стратегией развития народного хозяйства и разрабатывать предложения по повышению эффективности строительства;

оказывать помощь отраслевым акционерным обществам в улучшении финансового состояния строительных организаций, в решении вопросов получения авансов по важнейшим стройкам и объектам инвестиционной программы 1995 года, финансируемым из федерального бюджета;

принять участие в подготовке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о невзимании пени с подрядных организаций, финансируемых из федерального бюджета, при несвоевременной оплате выполненных работ;

подготовить предложения к проекту Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР";

провести мероприятия по предотвращению несостоятельности (банкротства) предприятий, находящихся в ведении министерства, по поддержке и санации предприятий - должников;

подготовить и представить в Федеральную службу занятости России материалы к проекту федеральной программы содействия занятости населения на 1995 - 1997 гг.;

осуществить комплекс мер по проведению строительно - восстановительных работ в Республиках Северная Осетия и Ингушетия, в Чеченской Республике, по строительству объектов, предусмотренных Государственными программами "Чернобыль", "Маяк", "Семипалатинск", оказать содействие администрации Сахалинской области в ликвидации последствий землетрясения на Курильских островах;

продолжить работу по реализации Государственной целевой программы "Жилище", осуществить сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания проектов Законов Российской Федерации "Жилищный кодекс Российской Федерации", "Об ипотеке", "О создании системы регистрации прав на недвижимость", доработать и представить в Правительство Российской Федерации проект Закона Российской Федерации "О товариществах собственников жилья";

разработать и осуществить мероприятия по созданию в отрасли конкурентной среды, дальнейшему развитию договорных отношений и подрядных торгов;

осуществить в увязке с потребностями строительства комплекс мер по структурной перестройке и развитию промышленности строительных материалов, стройиндустрии и строительного машиностроения;

продолжить совместно с отраслевыми ЦК профсоюза работу по улучшению охраны и условий труда в строительстве, стройиндустрии и промышленности строительных материалов в свете Основ законодательства Российской Федерации об охране труда.

Центральные комитеты профсоюзов совместно с республиканскими, краевыми, областными, городскими и территориальными комитетами профсоюзов:

- способствуют предприятиям отрасли в реализации Соглашения, снижению социальной напряженности в трудовых коллективах, укреплению трудовой дисциплины, обеспечению прибыльной работы предприятий, строят свои взаимоотношения с работодателями на принципах социального партнерства;

- содействуют заключению и реализации коллективных договоров на предприятиях в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" и Отраслевого (тарифного) соглашения;

- проводят в соответствии с уставом профсоюза работу по защите профессиональных, трудовых, социальных, экономических и правовых интересов членов профсоюза и трудовых коллективов предприятий;

- осуществляют контроль за соблюдением законодательства о трудовом договоре (контракте), рабочем времени и времени отдыха, оплате труда, гарантиях и компенсациях, льготах и преимуществах, а также по другим вопросам в области трудовых отношений на предприятиях, на которых работают члены профсоюзов;

- осуществляют контроль за состоянием охраны труда через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции, действующие на основании положений, утвержденных профсоюзами;

- осуществляют защиту законных прав и интересов членов профсоюза в судебных, государственных и других органах.

Центральные комитеты профсоюзов:

- вносят предложения в правительственные органы по вопросам экономической и социальной защиты трудящихся предприятий отрасли, а также другим вопросам, направленным на повышение эффективности работы строительного комплекса;

- оказывают материальную поддержку членам профсоюза, уволенным в связи с ликвидацией (реорганизацией) организаций и предприятий, ветеранам труда, инвалидам, получившим увечье на производстве, и другим;

- участвуют в разработке отраслевых и нормативных актов по охране труда, анализируют причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний, совместно с Минстроем России (акционерными обществами, ассоциациями, корпорациями) принимают меры по их профилактике;

- обеспечивают профсоюзные комитеты методическими разработками по вопросам защиты социально-экономических интересов членов профсоюзов;

- обобщают и распространяют практику работы профсоюзных комитетов в условиях экономической реформы;

- содействуют изданию отраслевой газеты "Российский строитель". Организуют на ее страницах публикации по вопросам социальной защиты трудящихся, занятости, оплаты труда, разрешения трудовых споров, охраны труда и здоровья работников отрасли.

ЦК профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации учреждает премии для награждения работников, принимающих активное участие в укреплении отраслевого профсоюза, и за высокие достижения в труде. Лицам, получившим премию отраслевого профсоюза, присваивается звание "Лауреат премии ЦК профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации", вручаются диплом, почетный знак и денежная премия.

 

Обеспечение занятости

 

Минстрой России, Российский союз строителей, ЦК профсоюзов, соответствующие им территориальные органы:

- систематически анализируют положение с обеспечением занятости работников в отдельных регионах со сложной ситуацией на рынке труда и совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, акционерными обществами, корпорациями и другими объединениями организаций и предприятий принимают меры по предупреждению массового высвобождения работников строительного комплекса;

- разрабатывают прогноз ожидаемого высвобождения работников строительного комплекса на 1995 год;

- осуществляют контроль и координацию работы по обеспечению строительства и ускорению ввода в действие объектов, предусмотренных Государственными федеральными программами "Жилище", "Чернобыль", "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и других городов России" и др.;

- принимают меры по повышению активности инвестиционной деятельности путем вовлечения в нее денежных средств населения и финансовых ресурсов коммерческих структур, прежде всего, для финансирования строительства жилья, дальнейшего развития подрядных торгов, конкурентности и снижению стоимости строительства;

- подготавливают предложения по поддержке и оздоровлению несостоятельных федеральных государственных предприятий и организаций строительства, промышленности строительных материалов;

- организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для нужд строительства, промышленности строительных материалов.

Администрация предприятий и региональные комитеты профсоюзов разрабатывают и с участием Минстроя России, Российского союза строителей и ЦК профсоюзов осуществляют меры по сохранению социально-кадрового потенциала, имея в виду следующее:

- использовать на строительстве объектов, в том числе на вновь начинаемых стройках, прежде всего работников строительных организаций и предприятий своего региона;

- привлекать иностранных рабочих к строительству объектов производственного и культурного назначения, а также объектов жилищного строительства только при условии полного обеспечения занятости рабочих российских строительно-монтажных организаций;

- в случаях привлечения по результатам подрядных торгов к строительству объектов, осуществляемому за счет государственных валютных средств и государственных инвестиционных кредитов, иностранных фирм предусматривать максимальное использование изготовляемых в России оборудования и материалов, а также выполнение российскими организациями не менее 50 процентов объема работ и услуг от общего объема строительства;

- содействовать высвобождаемым работникам строительного комплекса в создании малых предприятий, кооперативов для производства строительных материалов и товаров народного потребления на основе местного сырья и отходов производства;

- в связи с ухудшением финансово-экономического положения предприятия по объективным причинам, не зависящим от администрации, обращаться в органы службы занятости для решения вопроса о выделении финансовых средств на безвозвратной основе на компенсационные выплаты работникам, переведенным на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также на возвратной или безвозвратной основе для работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. Выплачивать в указанном случае ежемесячные компенсации:

а) работникам, вынужденным работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, сверх заработной платы при работе в данном режиме более 2 месяцев, но не свыше 6 месяцев;

б) работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, но не свыше 4 месяцев (подряд либо в сумме календарных месяцев) в течение календарного года, в размере минимальной оплаты труда, установленной Отраслевым (тарифным) соглашением, при заключении договора со службой занятости на возвратной основе, либо в размере минимальной оплаты труда, установленной действующим законодательством, при заключении договора на безвозвратной основе;

- доплачивать ежемесячно работникам предприятий, ставшим безработными, 25% минимального размера заработной платы, установленного Соглашением (или не менее 25% размера пособия по безработице);

- оказывать материальную помощь семье безработного в размере 25% минимальной месячной тарифной ставки, установленной настоящим Соглашением, на каждого иждивенца в течение 6 месяцев со дня получения статуса безработного;

- воздерживаться при массовом сокращении работников от увольнения следующих категорий лиц:

а) женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет;

б) работников, имеющих 3 и более детей;

в) работников, воспитывающих детей - инвалидов;

г) одиноких работников, воспитывающих детей в возрасте до 16 лет;

- при высвобождении работника предпенсионного возраста (58 лет - мужчине, 53 года - женщине) по договоренности с ним применять одну из следующих мер социальной защиты:

а) выплата за счет средств предприятия ежемесячного пособия в размере пенсии по старости до достижения неработающим работником пенсионного возраста, установленного законом;

б) оплата за счет средств предприятия разницы между пособием по безработице и средним заработком работника до достижения им пенсионного возраста, установленного законом.

 

Оплата труда

 

Стороны исходят из того, что в соответствии с действующим законодательством установление размеров тарифных ставок и окладов, форм и систем оплаты труда является правом организаций и предприятий и закрепляется в коллективных договорах, с учетом норм, установленных для государственных и казенных предприятий.

Стороны пришли к соглашению - устанавливать месячные тарифные ставки рабочих 1 разряда при работе в нормальных условиях в размере, достигнутом на момент заключения коллективного договора на предприятии, но не ниже минимального размера тарифной ставки основной категории работников, предусмотренной Отраслевым (тарифным) соглашением.

 

┌────────────────────────────────────────┬────────────────────┐

    Рабочие 1 разряда, занятые          │Минимальный размер 

                                          тарифной ставки  

                                            (тыс. руб.)    

├────────────────────────────────────────┼────────────────────┤

│на строительно-монтажных и ремонтно -                      

│строительных работах                            73,0       

                                                           

│обслуживанием агрегатов в основных                         

│производственных цехах цементных заводов│        85,0       

                                                           

│на предприятиях по добыче и переработке │                   

│нерудных строительных материалов (на                       

│подземных работах)                             110,0       

                                                           

│на предприятиях по добыче и обогащению                     

│асбеста и графита (на подземных работах)│       130,0       

                                                           

│на предприятиях по производству мягкой                     

│кровли, стекольной и фарфоро-фаянсовой                     

│промышленности                                  65,0       

└────────────────────────────────────────┴────────────────────┘

 

Тарифные ставки рабочих последующих разрядов и оклады работников других профессионально-квалификационных групп устанавливаются в коллективных договорах на основании действующих в организациях межразрядных тарифных коэффициентов и соотношений между категориями работников.

В минимальный размер тарифной ставки не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.

Минимальный размер тарифной ставки ежеквартально индексируется исходя из фактического роста потребительских цен в Российской Федерации за этот период с корректировкой соответствующего индекса на коэффициент 0,8.

В соответствии со статьей 7 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" подрядчик и заказчик вправе самостоятельно определять размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в свободных (договорных) ценах на строительную продукцию (работы, услуги) в любых согласованных размерах, но не ниже исчисленных, исходя из тарифных ставок и окладов, предусмотренных Отраслевым (тарифным) соглашением. Аналогично определяется размер средств на оплату труда в ценах на продукцию (услуги) производственно-технического назначения промышленных предприятий.

В организациях и на предприятиях, применяющих тарифные ставки других отраслей, минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается в следующем порядке: определяется отношение месячной минимальной ставки, предусмотренной схемой тарифных ставок в соответствии с Постановлением от 17 сентября 1986 г. N 1115, к месячной минимальной тарифной ставке рабочего, занятого в строительстве. Полученное соотношение умножается на минимальный размер заработной платы, определенной настоящим соглашением.

Тарификация работ и присвоение разрядов рабочим осуществляются в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.

Оплата труда работников непроизводственной сферы организаций и предприятий, находящейся на их балансе (учреждений культуры, спорта, образования и здравоохранения), может осуществляться на основе Единой тарифной сетки, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.92 N 785.

Руководители предприятий сохраняют место работы и среднюю заработную плату за работниками на время приостановки работы предприятия или цеха для устранения нарушений, связанных с угрозой здоровью и жизни работающих, за счет средств предприятия.

В других случаях оплата простоя не по вине работающих, в том числе и при снижении объемов производства, работ и услуг, гарантируется не ниже минимального размера месячной тарифной ставки (согласно присвоенному разряду) или оклада, установленного Соглашением.

При отсутствии по объективным причинам необходимых средств на расчетных счетах предприятий выплата заработной платы должна быть в обязательном порядке обеспечена работодателем за счет кредитов банка не ниже минимальной тарифной ставки (оклада), предусмотренной Отраслевым (тарифным) соглашением, с учетом районных коэффициентов и северных надбавок.

В случае задержки заработной платы в течение одного и более месяцев причитающаяся работникам сумма выплачивается исходя из тарифных ставок и окладов, действующих на момент выплаты.

При этом, если задержка выплаты заработной платы произошла из-за отсутствия средств в связи с задержкой заказчиком расчета за выполненные работы (услуги) или финансирования по объекту строительства, сумма дополнительных средств, обусловленная индексацией заработной платы, предъявляется заказчику подрядной организацией в соответствии с предусмотренными в договоре подряда условиями.

В случае задержки выплаты заработной платы администрация предприятий принимает необходимые меры воздействия к виновным лицам, а также обеспечивает компенсацию потерь работникам с учетом инфляционных процессов.

Работникам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, производятся доплаты к тарифной ставке (окладу) в следующих размерах:

- на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - не менее 12 процентов;

на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - не менее 24 процентов. Перечень конкретных работ, рабочих мест и размеры доплат за неблагоприятные условия труда включается в коллективные договоры.

Минстрой России:

- назначает на должность и освобождает от должности руководителей федеральных государственных и казенных предприятий и организаций строительства, промышленности строительных материалов, находящихся в ведении министерства, заключает, изменяет и расторгает контракты с этими руководителями с учетом мнения соответствующих профсоюзных органов в порядке, установленном действующим законодательством. Установленный в контракте должностной оклад руководителя не должен служить базой для определения окладов руководителей, специалистов и других работников аппарата управления;

- осуществляет методологическое обеспечение совершенствования организации и нормирования труда, представляет в Минтруд России разработанные и согласованные с ЦК профсоюзов тарифно - квалификационные характеристики по профессиям рабочих и должностям служащих, не охваченным Единым тарифно-квалификационным справочником.

Система оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), других поощрительных выплат работникам, а также нормы труда устанавливаются администрацией предприятия (организации) по согласованию с соответствующим профсоюзным органом, действующим на предприятии.

Работникам, получившим предупреждение администрации предприятия о предстоящем их высвобождении в связи с сокращением численности (штата), выплачивается заработная плата исходя из действующих условий оплаты труда в этот период до момента увольнения.

Выплата компенсационных надбавок за подвижной и разъездной характер работ, при вахтовом методе организации работ, производится в процентах к действующим ставкам (окладам), но не более суточных при командировках.

Дополнительные расходы, связанные с командировкой (кроме расходов по проезду к месту командировки и обратно), возмещаются работникам организаций, предприятий и учреждений в соответствии с устанавливаемыми в законодательном порядке нормами.

Работникам организаций и предприятий, направленным в Брянскую область из других регионов и осуществляющим работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выплата суточных производится в размере, превышающем в 2 раза существующую норму, а в Чеченской Республике - в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1994 г. N 1440 "Об условиях оплаты труда и предоставлении дополнительных льгот работникам, находящимся в Чеченской Республике" и Постановлением Минтруда России от 14 февраля 1995 г. N 10 "Об утверждении Порядка предоставления и финансирования дополнительных выплат лицам, находящимся в Чеченской Республике". Дополнительные затраты, направляемые на эти цели, включаются в сметы на строительство объектов.

Руководители организаций и предприятий по согласованию с профсоюзными комитетами могут разрешать производить выплаты сверх указанных норм за счет прибыли, остающейся после уплаты установленных действующим законодательством налогов и прочих обязательных платежей в бюджет.

Вознаграждение за выслугу лет выплачивается всем категориям работников, занятым в строительстве и промышленности строительных материалов. Средства, предназначенные для выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет, подвижной и разъездной характер работ, средства, связанные с возмещением командировочных расходов, включаются в свободные и декларированные цены на строительную продукцию и продукцию производственных промышленных предприятий.

Размер средств на премирование работников за ввод в действие объектов, включаемых в свободные (договорные) цены, определяется в соответствии с письмами Минтруда России и Госстроя России от 12.08.92 N 1636-РБ/7-26/149, 15.03.93 N 463-РБ/7-13/32.

 

Режим труда и отдыха

 

Нормальная продолжительность рабочего времени работников на предприятиях, в учреждениях, организациях не может превышать 40 часов в неделю.

Для лиц, занятых на рабочих местах, по результатам аттестации которых имеется заключение о превышении предельно допустимых норм, нормальная продолжительность рабочей смены может сокращаться на один час с сохранением заработной платы или оплатой этого часа в повышенном размере, но не менее чем в двойном.

Для женщин, имеющих 2 и более детей дошкольного возраста, может устанавливаться 36-часовая неделя.

Для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом организации с учетом специфики работы, мнения трудового коллектива и с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели.

Сверхурочные работы могут производиться лишь с разрешения профсоюзного комитета организации, предприятия в соответствии с действующим законодательством.

Продолжительность ежегодных отпусков устанавливается в соответствии с действующим законодательством, но не менее 24 рабочих дней. Предприятия (учреждения, организации), исходя из своих производственных и финансовых возможностей, могут предоставлять работникам более продолжительные отпуска. Предоставление дополнительных отпусков, сверх отпуска продолжительностью 24 рабочих дня для отдельных категорий работников за вредные и тяжелые условия труда и другим основаниям, регулируется в коллективном договоре.

Отпуск предоставляется по утвержденному администрацией графику, согласованному с профсоюзным комитетом организации или предприятия.

В организациях и на предприятиях отрасли, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям, а также в организациях и на предприятиях с непрерывным производством выходные дни предоставляются в различные дни недели. Порядок предоставления выходных дней предусматривается в коллективном договоре.

 

Охрана труда и здоровья

 

Минстрой России с участием ЦК профсоюзов:

- осуществляет техническую политику, направленную на обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

- организует научные исследования в области охраны труда;

- разрабатывает отраслевые и нормативные акты по охране труда;

- принимает участие в расследовании групповых несчастных случаев со смертельным исходом;

- анализирует причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний, принимает меры к их устранению и профилактике;

- осуществляет методическое руководство службами охраны труда в строительстве и промышленности строительных материалов;

- изучает и обобщает передовой опыт работы в области охраны труда.

Работодатели:

- обеспечивают безопасные условия труда. Выделяют на эти цели конкретные суммы средств, обеспечивают работающих спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с установленными нормами;

- обеспечивают проведение обучения, инструктажа, проверки знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда и технике безопасности, профилактических мероприятий по предупреждению травматизма и профессиональной заболеваемости на производстве;

- проводят аттестацию рабочих мест;

- проводят обязательные при поступлении на работы и периодические медицинские осмотры;

- создают необходимые условия для работы уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда, обеспечивают их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда;

- предоставляют уполномоченным и членам комитета (комиссии) по охране труда возможность выполнения общественных обязанностей в рабочее время, а также освобождают их от работы с сохранением среднего заработка на время обучения;

- предоставляют уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюза для выполнения своих обязанностей 5 часов рабочего времени в неделю с сохранением среднего заработка;

- организуют обучение уполномоченных по охране труда по 40-часовой программе;

- устанавливают дополнительные социальные гарантии уполномоченным на условиях, определяемых коллективным договором;

- производят по решению трудового коллектива, за счет имеющихся у предприятия средств, дополнительное страхование работников по следующим видам страхования: от несчастных случаев на производстве, дополнительное пенсионное, медицинское страхование;

- производят через свои бухгалтерии выплату пособий по социальному страхованию, оплату путевок в санаторно-курортные учреждения и финансирование других мероприятий по социальному страхованию и несут ответственность за правильность начисления и расходования средств соцстраха;

- оказывают различные виды социальной помощи участникам войны, семьям погибших на производстве, инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям (надбавки к пенсии, единовременную помощь, выделение бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение и т.п.);

- решают вопросы о назначении досрочных пенсий за счет средств предприятий работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, чьи профессии и должности не вошли в списки на льготные пенсии. Перечень должностей и профессий, по которым назначаются досрочные пенсии, включается в коллективный договор.

Профсоюзы осуществляют контроль за состоянием охраны труда на предприятиях отрасли через свои органы, уполномоченных лиц по охране труда, а также собственные инспекции, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях профсоюзы имеют право: беспрепятственно посещать и осматривать предприятия, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве, защищать интересы своих членов по вопросам охраны труда, возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве, а также по другим вопросам охраны труда.

При нарушениях, угрожающих жизни и здоровью работников предприятия, профсоюзы вправе потребовать от администрации немедленного их устранения и одновременно обратиться в государственную инспекцию труда для принятия срочных мер.

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзы имеют право потребовать от администрации прекращения работ впредь до принятия окончательного решения государственной инспекцией труда.

Минстрой России и ЦК профсоюза подготавливают в установленном порядке предложения по льготному пенсионному обеспечению рабочих следующих профессий:

- граверов стекла;

- штукатуров;

- распиловщиков камня;

- машинистов электровозов (тепловозов) и их помощников, занятых на отгрузке, транспортировке и складировании сопутствующих продуктов обогащения асбестовых руд и отходов обогатительных фабрик.

При заключении коллективных договоров по решению сторон могут устанавливаться следующие обязательства по предоставлению работникам дополнительных льгот и социальных гарантий:

- производить перерасчет размера возмещений ущерба при каждом повышении базовых тарифных ставок и окладов на предприятии;

- производить, при установлении работнику группы инвалидности вследствие несчастного случая на производстве, выплату за счет средств предприятия разовой материальной помощи, исчисляемой в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности, исходя из установленного (на день выплаты) настоящим Соглашением минимального размера оплаты труда за пять лет;

- в случае гибели (смерти) работника на производстве работодатель выплачивает семье погибшего единовременное пособие, исходя из установленной (на день оплаты) настоящим Соглашением минимальной оплаты труда за пять лет;

- при временной утрате трудоспособности лечение этих лиц осуществлять за счет средств предприятия;

- предусматривать наряду с денежными доплатами за условия труда другие виды компенсаций: бесплатное питание, сокращенную продолжительность рабочего дня, увеличение продолжительности отпуска, бесплатные оздоровительные мероприятия;

- в целях социальной защиты работников отрасли и их семей в условиях страховой медицины не допускать снижения существующего объема медицинского обслуживания;

- при увольнении в связи с уходом на пенсию осуществлять выплату материальной помощи за многолетний труд в следующих размерах при стаже работы в отрасли:

 

    10 лет                - месячный оклад (тарифная ставка);

    от 10 до 20 лет       - 2 оклада (тарифных ставки);

    от 20 до 25 лет       - 3 оклада       -"-

    от 25 до 30 лет       - 4 оклада       -"-

    от 30 до 35 лет       - 5 окладов      -"-

    свыше 35 лет          - 6 окладов      -"-

 

- оказывать различные виды социальной помощи участникам войны, семьям погибших на производстве, инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям (надбавки к пенсии, единовременная помощь, выделение бесплатных путевок для санаторно-курортного лечения и т.п.).

 

Профсоюзные права и гарантии

 

Права профсоюзов во взаимоотношениях с органами федеральной исполнительной власти, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством о профсоюзах и настоящим Соглашением.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей, им не подотчетны и не подконтрольны.

Взаимоотношения между профсоюзами, работодателями и их объединениями, государственными органами и органами местного самоуправления строятся на началах социального партнерства.

Министерство строительства Российской Федерации, Министерство труда Российской Федерации, Российский союз строителей, соответствующие им территориальные органы:

- признают право центральных и региональных комитетов профсоюзов на защиту социально-экономических интересов работников организаций и предприятий отрасли - членов профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации и трудящихся военных и специализированных строительных организаций Российской Федерации;

- соблюдают права профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов и трудящихся военных и специализированных строительных организаций Российской Федерации, содействуют их деятельности;

- концерны, ассоциации, акционерные общества и другие объединения предприятий передают региональным комитетам профсоюзов (республиканским, краевым, областным, городским) по договоренности в бесплатное пользование помещения для размещения, функционирования и проведения своих мероприятий.

Работодатели строят свои взаимоотношения с профсоюзами в соответствии с действующим законодательством о профсоюзах в Российской Федерации и настоящим Соглашением.

Представители профсоюзов, их органов вправе беспрепятственно посещать предприятия и рабочие места, на которых работают их члены, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством и Соглашением прав, проведения проверок соблюдения законодательства о труде и профсоюзах, а также выполнения администрацией предприятия условий коллективного договора и его соответствия Соглашению и действующему законодательству.

На основании законодательства работодатели, соответствующие органы исполнительной власти обязаны вести переговоры по трудовым и социально-экономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами.

Для обеспечения уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от администрации предприятия, работодателей и их объединений достоверную информацию по вопросам, связанным с трудом и социально-экономическим развитием.

В случае непредоставления информации или предоставления умышленно искаженной или недобросовестной информации виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Профсоюзы имеют право контролировать соблюдение администрацией предприятия законодательства о трудовом договоре (контракте), рабочем времени и времени отдыха, оплате труда, гарантиях и компенсациях, льготах и преимуществах, а также по другим вопросам в области трудовых отношений на предприятиях, на которых работают члены данного профессионального союза, и требовать устранения выявленных нарушений. Администрация предприятия обязана сообщить профсоюзу о результатах рассмотрения его представления и принятых мерах.

Профсоюзы вправе требовать устранения нарушений законодательства о труде и по просьбе своих членов, а также по собственной инициативе обращаться в органы по рассмотрению трудовых споров с заявлением в защиту их трудовых и социально-экономических прав.

Профсоюзы участвуют в рассмотрении коллективных трудовых споров по вопросам, связанным с нарушением действующего законодательства о труде, условий коллективного договора, Соглашения.

Взаимоотношения между профсоюзами и другими представительными органами работников на предприятии (советом трудового коллектива и другими) осуществляются на основе сотрудничества в представительстве и защите прав и интересов работников.

Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников (совет трудового коллектива, комиссия по трудовым спорам, совместный комитет или комиссия по охране труда).

Профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и нормативных актов о приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилья, других объектов социально - бытовой сферы.

Профсоюзы вправе иметь своего представителя в рабочих комиссиях по приватизации, создаваемых на предприятиях при преобразовании их формы собственности.

Работодатель:

- соблюдает права профсоюзов, содействует их деятельности;

- предоставляет соответствующему выборному профсоюзному органу предприятия бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, освещением, уборкой и охраной для работы самого органа и для проведения собраний работников, транспортные средства и средства связи;

- обеспечивает печатание и размножение материалов для работы профкома;

- передает в бесплатное пользование соответствующему выборному профсоюзному органу предприятия находящиеся на балансе предприятия либо арендованные им здания, помещения, сооружения, пионерские лагеря, предназначенные для ведения культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников предприятия и членов их семей. Хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование зданий, помещений, сооружений и пионерских лагерей производятся за счет предприятия;

- перечисляет профсоюзной организации по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива денежные средства на культурно-массовую и физкультурную работу в размере не менее 0,3 процента от фонда оплаты труда;

- при наличии личных письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, осуществляет ежемесячно перечисление на счет профкома членских профсоюзных взносов из заработной платы работников на основании коллективных договоров;

- предоставляет освобожденным профсоюзным работникам социально-экономические льготы, предусмотренные для членов данного коллектива. Создание иных материальных условий для деятельности профкомов, действующих на предприятиях, регулируется коллективным договором;

- по поручению трудового коллектива включает представителей профкома в состав правления, совета предприятия и других органов коллективного управления, а также комиссии по приватизации;

- предоставляет членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от основной производственной работы, свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей, порядок и конкретные пределы этого времени предусматриваются в коллективном договоре;

- информирует профком по вопросам экономического положения предприятия, предлагаемого сокращения рабочих мест, намечаемых мероприятий по улучшению жилищно-бытовых и социальных условий работающих;

- подтверждает действие в течение трех месяцев прежнего коллективного договора с момента смены собственника.

Профком:

- с учетом экономического положения предприятия и интересов членов профсоюза определяет приоритетные направления своей деятельности, сосредоточиваясь в основном на трудовых и связанных с трудом социально-экономических вопросах, правовой и экономической защищенности членов профсоюза, предоставлении им дополнительных по сравнению с законодательством и Соглашением льгот и гарантий;

- содействует укреплению стабильности экономического положения предприятия, сохранению состава коллектива и рабочих мест, использует возможности предприятия для поддержки роста заработной платы с учетом инфляции;

- осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда, контролирует жилищно-бытовое обслуживание работников;

- участвует в разработке нормативных документов, касающихся регулирования трудовых, экономических, социальных отношений на предприятии;

- оказывает содействие в выполнении на предприятии отраслевого (тарифного) соглашения, осуществляет контроль за реализацией его положений;

- в целях максимального обеспечения социальной защиты работников предприятий:

а) при первых признаках ухудшения финансового состояния предприятия (отсутствие денег на расчетном счете, хроническая задержка зарплаты и т.д.) вступает в переговоры с руководителем для выяснения его планов по выводу предприятия из кризиса и стабилизации положения;

б) в случае необходимости заслушивает руководителя о его планах и действиях по выводу предприятия из кризиса. В интересах трудового коллектива выступает с инициативой смены руководителя;

в) выступает против действий администрации, если она пытается стабилизировать экономическое положение предприятия только за счет сокращения численности работников, снижения их жизненного уровня;

г) принимает участие в реализации мер, при помощи которых можно сохранить предприятие или его часть;

по поручению трудового коллектива:

- участвует в рассмотрении и утверждении устава предприятия, определении условий трудового договора (контракта) при найме работников, в т.ч. руководителя;

- ведет коллективные переговоры с работодателем (администрацией) и заключает коллективный договор, осуществляет контроль за его выполнением.

При смене собственника предприятия, а равно его реорганизации (слиянии, присоединении, разъединении, преобразовании) профсоюзный комитет продолжает осуществление своих полномочий до переизбрания (осуществление продолжения полномочий подтверждается протоколом собрания (конференции)).

 

Контроль за выполнением Соглашения

 

Контроль за выполнением Соглашения осуществляется отраслевой комиссией в составе представителей сторон, заключивших настоящее Соглашение.

При вскрытии нарушений выполнения Соглашения комиссия в письменной форме делает представление лицам, подписавшим данное Соглашение. Стороны, в соответствии с действующим законодательством, обязаны провести взаимные консультации по существу представления комиссии и принять решение в письменном виде.

Контрольные функции за выполнением Соглашения, кроме отраслевой комиссии, осуществляют республиканские, территориальные, краевые, областные, городские и приравненные к ним органы профсоюза, профкомы, администрация (работодатель) предприятий, которые вправе обратиться в адрес отраслевой комиссии или непосредственно к лицам, подписавшим Соглашение.

В случае невыполнения обязательств по коллективному договору, Соглашению, уклонения от участия в переговорах и непредставления информации, необходимой для коллективных переговоров, виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

 

Председатель ЦК профсоюза

работников строительства и

промышленности строительных

материалов Российской

Федерации

Б.А.СОШЕНКО

 

Председатель ЦК профсоюза

трудящихся военных и

специализированных

строительных организаций

Российской Федерации

А.В.ФИЛИППОВ

 

Президент Российского

союза строителей

В.Н.ЗАБЕЛИН

 

Министр строительства

Российской Федерации

Е.В.БАСИН

 

Первый заместитель

Министра труда

Российской Федерации

В.К.ВАРОВ

 

 

 

 

 

 

Утверждаю

Первый заместитель

Министра труда

Российской Федерации

В.К.ВАРОВЫМ

3 февраля 1995 года

 

СОСТАВ КОМИССИИ

ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ОТРАСЛЕВОГО (ТАРИФНОГО) СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ

ЦК ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ

СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОФСОЮЗОМ

ТРУДЯЩИХСЯ ВОЕННЫХ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РОССИЙСКИМ СОЮЗОМ

СТРОИТЕЛЕЙ, МИНИСТЕРСТВОМ СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ НА 1995 ГОД

 

ЦК профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации

 

Варзарь С.А.      - заместитель председателя ЦК профсоюза  -

                    сопредседатель комиссии

 

Кабакова В.В.     - председатель Московского обкома профсоюза

 

Лаптев В.Л.       - секретарь Московского горкома профсоюза

 

Лучин И.Е.        - председатель Ленинградского обкома профсоюза

 

Петров Н.П.       - заведующий отделом ЦК профсоюза

 

    От профсоюза    трудящихся    военных   и   специализированных

строительных организаций Российской Федерации

 

Сафронова Н.И.    - заведующая отделом ЦК профсоюза

 

    От Министерства строительства Российской Федерации

 

Балакин В.А.      - первый заместитель министра - сопредседатель

                    комиссии

 

Фролов В.В.       - начальник Главного управления

 

Рогонов В.А.      - заместитель начальника Главного управления

 

    От работодателей

 

Яковлев А.М.      - вице-президент Российского союза строителей

 

    От Министерства труда Российской Федерации

 

Варов В.К.        - первый заместитель министра - сопредседатель

                    комиссии

 

Маров В.Н.        - зам. начальника управления

 

Невский А.В.      - зам. начальника управления

 

Панин С.А.        - начальник управления

 

Риддер А.В.       - зам. начальника управления

 

Ростовцев В.Г.    - начальник отдела

 

    От других федеральных органов исполнительной власти

 

Доможиров  Н.Г.   - начальник отдела Министерства  экономики

                    Российской Федерации

 

Щегольцева Л.Ф.   - начальник отдела  Министерства финансов

                    Российской Федерации

 

Представители от профсоюзов, Минстроя России и Российского союза строителей включены в комиссию по их представлению (письмо N 21-3 от 2 февраля 1995 г.).

 

 





ТЕХНОРМАТИВЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И ПРОЕКТИРОВЩИКОВ

Яндекс цитирования


Copyright © www.docstroika.ru, 2013 - 2024