Утверждена
Постановлением
Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
N 18-22
Согласована
Постановлением
Президиума
ЦК профсоюза
работников
строительства и
промышленности
строительных
материалов России
от 15 декабря 1994
г. N 19-70
Дата введения 1
июля 1995 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ ПОГРУЗЧИКОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ТОИ Р-66-40-95
Разработана АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК
"Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС
России (В.В. Подойма) и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций
и объединений.
Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами.
Типовая инструкция
разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства.
Подготовлена
к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев,
инж. В.К. Ягодин).
Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22.
Машинисты
погрузчиков автомобильных (далее - машинисты) при производстве работ согласно
имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в
Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой
инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, Правил по охране труда на автомобильном транспорте, Правил дорожного
движения Российской Федерации, а также требования инструкций заводов - изготовителей по эксплуатации погрузчиков автомобильных.
Требования
безопасности перед началом работы
1. Перед началом
работы машинист обязан:
а) предъявить
руководителю удостоверение на право управления автомобилем и удостоверение о
проверке знаний безопасных методов работ, получить задание, пройти инструктаж
на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть
спецодежду и спецобувь установленного образца;
в) ознакомиться с
записями сменщика в бортовом журнале.
2. После получения
задания машинист обязан:
а) осмотреть и
проверить исправность двигателя, рабочего органа, гидравлической системы,
состояние шин;
б) убрать все
посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться в отсутствии их на
вращающихся деталях двигателя, коробки передач и т.п.;
в) убедиться в
нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении;
г) перед запуском
двигателя предупредить работающих, которые заняты
обслуживанием машины или находятся на пути ее следования;
д) после запуска
двигателя провести контрольную проверку исправности машины, в том числе:
выполнить на малой скорости повороты направо и налево; проверить работу
тормозов; проверить работу механизмов наклона рамки движения каретки; проверить
исправность сцепления; проверить исправность приборов освещения и звукового
сигнала;
е) произвести осмотр
стрелы кранового гуська, грузозахватных приспособлений (строп, траверсы,
захватов) и других рабочих органов (ковша, вил);
ж) убедиться в
соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов, уклонов и
перепадов дорожного покрытия;
з) проверить
отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи, трубопроводов и
других опасных сооружений.
3. Машинист не
должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований
безопасности:
а) наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях
погрузчика;
б) обнаружении течи в топливной или масляной системе;
в) падении давления в шинах;
г) наличии треска, скрежета и других признаков неисправности
гидросистемы или двигателя;
д) неисправности
стояночного или рабочего тормоза;
е) неисправности
кранового гуська (износа грузового каната, дефекта механизма подъема груза и
т.п.) и грузозахватных приспособлений;
ж) недостаточной
освещенности и загроможденности зоны работ;
з) наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций;
и) несоответствии груза грузоподъемности машины, установленным
рабочим органам и грузозахватным приспособлениям.
Указанные нарушения
требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала
работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить руководителю
работ и ответственному за содержание автопогрузчика в исправном состоянии.
Требования
безопасности во время работы
4. При передвижении
автопогрузчика по территории строительной площадки или предприятия машинист
обязан:
а) убедиться перед
началом движения в отсутствии людей на пути движения, а также машин и
механизмов и дать предупредительный сигнал;
б) при движении в
местах скопления людей, возможного их появления (проходов, выходов из
помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал;
в) соблюдать
установленную для транспортных средств скорость
движения на строительной площадке и территории предприятия;
г) не покидать
кабину погрузчика при работающем двигателе;
д) избегать резкого
торможения на мокрой дороге и при гололеде.
5. При выполнении погрузочно - разгрузочных и транспортных работ машинист
обязан:
а) при приближении
к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;
б) транспортировать
груз на высоте не менее 300 - 400 мм от уровня дороги;
в) приближаться к
транспортному средству для производства погрузочно -
разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя;
г) перемещать
крупногабаритный груз, закрывающий видимость пути следования, только в
сопровождении специально выделенного лица;
д) захватывать
длинномерный груз так, чтобы центр тяжести груза располагался по центру
продольной оси стрелы.
6. При погрузке или
штабелировании грунта и сыпучих материалов машинист обязан:
а) погрузку
материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь
штабеля по одному следу;
б) очищать ковш от
налипшего грунта или материала в опущенном положении лопатой или скребком;
в) при
штабелировании сыпучих материалов останавливать погрузчик на расстоянии не
менее 1,0 м от бровки откоса.
Машинисту
запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в материал или грунт ковшом,
а также передвигаться на поперечных уклонах более 10°, на продольных - свыше
20°.
7. При работе
погрузчика, оборудованного вилочным захватом, машинист обязан:
а) до начала работы
проверить наличие под грузом зазора для свободного прохода вилочного захвата;
б) размещать груз
равномерно по всей длине вилочного захвата, упирая его в спинки вилок путем
запрокидывания груза при захвате назад на угол 10 - 15°.
Запрещается транспортировать
груз, находящийся на вилочном захвате в неустойчивом положении.
8. При подъеме и
транспортировании груза погрузчиком, оборудованным крановым гуськом, машинист
обязан:
а) начинать работу
только по сигналу стропальщика, закрепленного руководителем работ;
б) применять для
строповки груза маркированные стропы, соответствующие массе поднятого груза и
схеме строповки;
в) при подъеме
груза, близкого по массе к предельной грузоподъемности погрузчика, сначала
зафиксировать груз на высоте не более 100 - 200 мм, после чего осуществлять
подъем груза на требуемую высоту;
г) опускать груз на
предварительно уложенные прокладки для извлечения строп из-под груза без их
повреждения.
Машинисту
запрещается:
резко тормозить при
движении погрузчика с грузом на крюке;
подтаскивать груз
крюком;
освобождать крюком
защемленные грузом стропы.
9. При
необходимости перевозки погрузчика машинисту следует затормозить машину на
трейлере, опустить рабочий орган, подставить под колеса противооткатные упоры
(башмаки) и закрепить расчалками.
10. Устранение
неисправностей, осмотр, регулировку агрегатов следует проводить при
остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на надежные
подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в нейтральное
положение рычаге переключения передач.
11. При проведении
технического обслуживания машинист обязан:
а) поднять капот
погрузчика в крайнее верхнее положение, зафиксировать его крюками -
фиксаторами, находящимися на капоте;
б) при перегреве
двигателя осторожно открыть крышку горловины, защищая руки от горячего пара, не
наклоняя лицо над горловиной;
в) пользоваться
насосом для продувки топливопровода;
г) пользоваться
специальным ограждением при накачивании шин в гаражных условиях.
При выполнении
указанных работ машинисту запрещается:
открывать водяной
краник радиатора при работе двигателя;
заливать жидкость в
радиатор при перегретом двигателе;
засасывать топливо
ртом через шланг.
12. При
необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным дорогам машинист
обязан:
а) привести рабочий
орган в транспортное положение;
б) определить
состояние трассы, выяснить возможность преодоления косогоров, подъемов, бродов
и искусственных сооружений;
в) сохранять включенной передачу при движении под уклон;
г) переезжать через
железнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу;
д) при остановке
погрузчика включить стояночный тормоз;
е) выходя из кабины
погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения транспорта
в попутном и встречном направлениях;
ж) применять при
транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке других машин жесткую
сцепку;
з) выполнять
требования Правил дорожного движения Российской Федерации.
13. Производить погрузочно - разгрузочные работы в охранной зоне действующей
воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным
руководством инженерно - технического работника, ответственного за безопасное
производство работ, при наличии письменного разрешения организации - владельца
ЛЭП и получении наряда - допуска, определяющего безопасные условия работ.
14. Машинистам в
зимнее время запрещается:
а) подогревать
двигатель открытым пламенем;
б) работать на
погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины;
в) выполнять работы лежа под автопогрузчиком без применения утепленного
мата.
15. При работе в
ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних
источников света. Применение машинистом фар допускается в качестве
дополнительного источника света.
16. Передвижение
погрузчика вброд, по льду, по заболоченной местности следует осуществлять
только с письменного разрешения руководителя работ в местах, оборудованных
указателями. Двери кабины во время переправы по льду водоемов следует держать
открытыми.
17. Передвижение
погрузчика через канавы, бугры и другие препятствия следует осуществлять под
прямым углом на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов машины.
Следует при этом избегать крутых поворотов на косогорах.
Требования
безопасности в аварийных ситуациях
18. При проколе в
процессе работы шины и утечке воздуха, а также появлении признаков
неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу
необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности.
19. В случае потери
устойчивости погрузчика в процессе подъема или перемещения груза необходимо
опустить груз и упором каретки в грунт привести погрузчик в нормальное
положение. Продолжение работы допускается после устранения причины потери
устойчивости погрузчика.
Требования
безопасности по окончании работы
20. По окончании
работы машинист обязан:
а) отвести
погрузчик на стоянку;
б) опустить рабочий
орган на землю или установить на подставку;
в) привести рычаги
управления в нейтральное положение;
г) затянуть
стояночный тормоз и заглушить двигатель;
д) очистить
элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование;
е) о всех замеченных неисправностях в работе погрузчика
сообщить руководителю или ответственному за содержание машины в исправном
состоянии.