Утверждена
Постановлением
Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
N 18-22
Согласована
Постановлением
Президиума
ЦК профсоюза
работников
строительства и
промышленности
строительных
материалов России
от 15 декабря 1994
г. N 19-70
Дата введения 1
июля 1995 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЕЙ ПО РЕМОНТУ ДОРОЖНО -
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И ТРАКТОРОВ
ТОИ Р-66-54-95
Разработана АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК
"Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС
России (В.В. Подойма) и других организаций, акционерных обществ, концернов,
корпораций и объединений.
Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами.
Типовая инструкция
разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства.
Подготовлена
к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев,
инж. В.К. Ягодин).
Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22.
Слесари по ремонту дорожно - строительных машин и тракторов (далее - слесари)
при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять
требования безопасности, изложенные в Типовой инструкции по охране труда для
работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно -
коммунального хозяйства, настоящей Типовой инструкции, разработанной с учетом
строительных норм и правил Российской Федерации, Правил по охране труда на
автомобильном транспорте, а также требования инструкций заводов - изготовителей
по эксплуатации обслуживаемого оборудования и технологической оснастки.
Требования
безопасности перед началом работы
1. Перед началом
работы слесари обязаны:
а) предъявить
руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить
задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть
спецодежду, спецобувь и при работе на строительной площадке - каску
установленного образца.
2. После получения
задания у бригадира или руководителя работ слесари обязаны:
а) подготовить необходимые
средства индивидуальной защиты и проверить их исправность;
б) проверить
рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности;
в) подобрать
инструмент, оборудование и технологическую оснастку, необходимые при выполнении
работы, проверить их исправность и соответствие требованиям безопасности;
г) при пользовании
переносной электролампой проверить ее исправность и целостность изоляции
шлангового провода.
3. Слесари не
должны приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований
безопасности:
а)
неисправностях технологической оснастки, средств защиты работающих и
инструмента (гаечных ключей, слесарных молотков, кувалд, зубил, керн и т.д.),
указанных в инструкциях заводов - изготовителей по их эксплуатации, при которых
не допускается их применение;
б) несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра)
технологической оснастки, инструмента и приспособлений;
в) несвоевременном проведении очередных испытаний или истечении срока
эксплуатации средств защиты работающих, установленного заводом - изготовителем;
г) неустойчивом положении узлов, агрегатов строительной техники;
д) вблизи
электрических проводов и электроустановок, находящихся под напряжением;
е) недостаточной
освещенности или загроможденности рабочих мест и подходов к ним;
ж) отсутствии средств пожаротушения. Обнаруженные нарушения
требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала
работ, а при невозможности сделать это слесари обязаны сообщить о них бригадиру
или руководителю работ.
Требования
безопасности во время работы
4. В процессе
работы слесари обязаны соблюдать следующие требования:
а) при ремонте или
техническом обслуживании дорожно - строительной
техники повесить на рулевое колесо или рычаги машины табличку "Двигатель
не пускать - работают люди!";
б) выполнять работы
по ремонту или техническому обслуживанию дорожно -
строительных машин при неработающем двигателе, за исключением работ по
регулировке карбюратора, проверке электрооборудования и тормозной системы;
в) залезать под
машину и вылезать из-под нее следует со стороны противоположной проезду, а
находясь под машиной, следует размещаться между колесами или гусеницами вдоль
машины;
г) до начала
производства сварочных работ слить бензин, дизельное топливо и масло, а
бензобаки закрыть асбестовыми чехлами;
д) разборку и
сборку агрегатов выполнять в стационарных или передвижных мастерских только на
специальных стендах, оснащенных устройствами закрепления;
е) не производить
работы на отдельных узлах машин, поднятых грузоподъемным механизмом;
ж) опустить на
опоры или заблокировать сборочные единицы машин, агрегатов, которые могут
перемещаться под действием собственной массы, а также подложить под гусеницы и колеса машин
противооткатные упоры (башмаки);
з) не хранить на
рабочем месте легковоспламеняющиеся жидкости и обтирочный материал.
5. Домкраты следует
устанавливать на прочную и устойчивую деревянную подкладку. Высота подъема
домкрата должна соответствовать необходимой высоте подъема машины и ее частей.
После подъема машины домкратами следует подставлять козелки. Работать под
машиной, поднятой только домкратом, но не установленной на козелки,
запрещается.
6. При выполнении
работ на самосвале с поднятым кузовом следует предварительно установить кузов
на упорную штангу.
7. Слив масла и
воды из агрегатов машины необходимо производить только в специальную тару.
Случайно пролитое на пол масло или оброненный солидол следует немедленно
засыпать опилками или сухим песком и собрать в специально отведенное место.
8. При работах,
связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, слесари должны
проверить, выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных машин),
поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить
стояночный тормоз. После окончания работ следует затянуть рычаг тормозной
системы и включить первую передачу.
9. Разборку и
сборку колес следует производить на стенде или ровной чистой площадке.
Накачивать шины колес следует только при наличии ограждения или страхующего
устройства. Осаживать стопорное кольцо молотком или кувалдой запрещается.
10. При ремонте и
обслуживании дорожно - строительных машин с высокой
платформой слесари должны пользоваться специальными лестницами - стремянками со
ступенями шириной не менее 300 мм. Применять приставные лестницы не
допускается.
11. При ремонте дорожно - строительных машин следует снимать,
транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний и передний
мосты, кузов и раму с помощью подъемно - транспортных механизмов, оборудованных
инвентарными захватными приспособлениями, гарантирующими безопасное выполнение
работ.
12. Проверку
соосности отверстий при сборке узлов следует выполнять с помощью конусной
оправки.
13. Производить
осмотр и ремонт машин в осмотровой яме следует в защитных очках.
14. При сметании
стружки и пыли с верстака или деталей необходимо пользоваться волосяной щеткой
и защитными очками. Запрещается сдувать сжатым воздухом металлическую стружку
(опилки).
15. При осмотре
машин в стационарных помещениях следует пользоваться переносной электролампой
напряжением не выше 42 В, а при повышенной влажности
или на открытом воздухе - не выше 12 В. Пользоваться открытым огнем при осмотре
машин не разрешается.
16. При работе с
электросварщиком следует пользоваться очками с защитными светофильтрами.
17. При применении
грузоподъемных механизмов к строповке агрегатов и деталей допускаются слесари,
имеющие удостоверение стропальщика.
18. К работе с
электрифицированным инструментом допускаются слесари, имеющие II
квалификационную группу по электробезопасности.
Требования
безопасности в аварийных ситуациях
19. В случае
возникновения загорания необходимо работу прекратить, принять участие в тушении
пожара (огнетушителями, асбестовыми покрывалами, песком или сильной струей
воды), а при невозможности ликвидировать загорание следует вызвать пожарную
охрану.
20. При потере
устойчивости узлов и агрегатов дорожно - строительных
машин во время ремонтных работ их следует прекратить и сообщить о случившемся
бригадиру или руководителю работ. После этого слесари должны принять участие в
предотвращении произвольного перемещения частей машин.
Требования
безопасности по окончании работы
21. По окончании
работы слесари обязаны:
а) привести в
порядок рабочее место, убрать инструмент, приспособления и материалы;
б) отключить от сети применяемые в работе электроинструмент, станки и
механизмы;
в) убрать ручной
инструмент и спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты в
предназначенное для хранения место;
г) о всех замеченных во время работы неполадках сообщить
бригадиру или руководителю.