Утверждена
Постановлением
Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
N 18-22
Согласована
Постановлением
Президиума
ЦК профсоюза
работников
строительства и
промышленности
строительных
материалов России
от 15 декабря 1994
г. N 19-70
Дата введения 1
июля 1995 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
ТОИ Р-66-24-95
Разработана АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК
"Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И.
Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма)
и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.
Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами.
Типовая инструкция
разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.
Подготовлена
к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин).
Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22.
Водители
грузовых автомобилей (далее - водители) при производстве работ согласно
имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в
Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, настоящей Типовой
инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, Правил по охране труда на автомобильном транспорте, Правил дорожного
движения Российской Федерации, а также требования инструкций
заводов-изготовителей по эксплуатации
автомобилей.
Требования
безопасности перед началом работы
1. Перед началом
работы водитель обязан:
а) убедиться в
наличии удостоверения на право управления автомобилем и о проверке знаний
безопасных методов работ;
б) иметь при себе
талон технического паспорта автомобиля и путевой (маршрутный) лист;
в) получить
наряд-задание на выполнение работы и путевой лист, пройти инструктаж по
специфике предстоящих работ и предрейсовый
медицинский осмотр;
г) надеть
спецодежду и спецобувь установленного образца.
2. После получения
наряда-задания водитель обязан:
а) проверить
наличие медицинской аптечки, огнетушителей и комплекта инструментов;
б) в целях
обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое
состояние автомобиля, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого
управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар,
стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных
приборов, зеркал заднего вида;
в) произвести
ежесменное техническое обслуживание и заправку автомобиля топливом, маслом,
водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить
уровень электролита в аккумуляторной батарее;
г) после заправки
автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные
нефтепродуктами.
Пролитые во время
заправки горюче-смазочные материалы убрать с помощью ветоши, песка или опилок;
д) проверить
работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу, осветительных и
контрольно-измерительных приборов, а также проверить на малом ходу работу
тормозов и рулевого управления;
е) предъявить
автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража
(механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности
автомобиля.
3. Водитель не
должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается
эксплуатация автомобиля;
б) несоответствии характеристик автомобиля характеристикам
груза по объему, грузоподъемности, длине и другим параметрам;
в) отсутствии или неисправности осветительных приборов, зеркал
заднего вида, сигнального устройства, огнетушителей.
Обнаруженные
нарушения следует устранять собственными силами, а при невозможности сделать
это водитель обязан сообщить о них лицу, ответственному за содержание
автомобиля в исправном состоянии, а также лицу по надзору за безопасной
эксплуатацией автомобилей.
Требования
безопасности во время работы
4. По прибытии на
объект, указанный в путевом листе, водитель обязан:
а) явиться к
руководителю работ, в распоряжение которого направлен, предъявить путевой лист
и удостоверение о проверке знаний безопасных методов труда, получить
производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике
выполняемых работ;
б) ознакомиться с
местом погрузки и разгрузки, убедиться в безопасности и удобстве подъездов, в
достаточной освещенности площадки;
в) обратить
внимание на качество дорожного покрытия и его состояние (наличие выбоин, луж,
штырей, арматуры, а в холодное время года - снега и льда).
5. Во время работы
водитель автомобиля обязан:
а) выполнять
маневрирование, только предварительно убедившись в безопасности маневра для
окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств;
б) перед выходом из
кабины автомобиля выключить двигатель, включить стояночный тормоз и первую
передачу, вынуть ключ из замка зажигания, а после выхода из кабины запереть
дверцы;
в) убедиться в
отсутствии движущихся транспортных средств в попутном и встречном направлениях прежде чем выйти из кабины на проезжую часть;
г) подавать
автомобиль при сцепке к прицепу на минимально возможной скорости;
д) осуществлять
сцепу автопоезда в одиночку в исключительных случаях с соблюдением указанной
последовательности операций: затормозить прицеп стояночным тормозом; проверить
исправность буксирного устройства; подложить упоры под задние колеса прицепа;
сцепить автомобиль и прицеп; закрепить страховочный трос прицепа за поперечину
рамы автомобиля; соединить разъемы гидравлической, пневматической и
электрической систем автомобиля и прицепа;
е) находясь на
линии, периодически проверять исправное состояние прицепа и буксирного
устройства;
ж) при
необходимости разгрузки самосвала у откоса, оврага или обрыва и отсутствии колесоотбойного бруса устанавливать его не ближе 1 м от
края обрыва;
з) при управлении
автомобилем с цистерной, заполненной менее чем на 3/4 ее объема, снижать на
поворотах скорость до минимальной.
6. Перед заправкой
топливом газобаллонного автомобиля следует убедиться в отсутствии людей в
кабине, выключить двигатель, избегать попадания газа на открытые участки кожи
(для исключения обморожения в результате испарения газа), перед включением
зажигания и пуском двигателя в течение 3 мин. держать капот открытым до полного
выветривания газа.
7. Перед
постановкой газобаллонного автомобиля на крытую стоянку или при техническом
обслуживании необходимо закрыть вентиль баллона и выработать весь газ из
системы питания.
8. Для заливки
горячей воды при разогреве двигателя следует использовать специальные ведра с
носиком в верхней части, создающим направленную струю. При разогреве двигателя
при помощи пара или горячего воздуха шланг необходимо присоединить к горловине
радиатора и надежно закрепить.
9. После
использования калорифера для прогрева двигателя кабину автомобиля следует
проветрить для удаления продуктов сгорания.
10. При выполнении
ремонтных работ водитель обязан выключить двигатель, затормозить автомобиль
стояночным тормозом и включить первую передачу.
11. При остановке
на уклоне необходимо подложить под колеса не менее чем два противооткатных
упора.
12. Неисправности
системы питания следует устранять только после охлаждения двигателя, а
засорившиеся топливопроводы и жиклеры продувать с
помощью насоса.
13. Перед подъемом
автомобиля домкратом следует удалить пассажиров из кабины, затормозить
автомобиль стояночным тормозом, подложить противооткатные упоры под колеса, не
подлежащие подъему, выровнять площадку под домкрат и подложить под него широкую
подкладку из древесины.
14. Выполняя
работы, связанные со снятием колес, водитель обязан подставить козелки, а под
неснятые колеса - подложить противооткатные упоры.
15. При накачивании
шины колеса, снятого с автомобиля, следует пользоваться приспособлением, предохраняющим
от удара при выскакивании замочного кольца.
16. Для выполнения
работ под поднятым кузовом самосвала необходимо закрепить кузов специальными
страховочными упорами.
17. Водителям
запрещается:
а) перевозить
пассажиров в кузове необорудованного автомобиля и без соответствующей записи в
путевом (маршрутном) листе:
б) управлять
автомобилем в нетрезвом состоянии;
в) ставить
газобаллонный автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями баллонов и
системы питания;
г) использовать
камеры для заливки горячей воды при подогреве двигателя;
д) применять для
разогрева двигателя газовые горелки, не оборудованные сигнальными устройствами
и устройствами, автоматически отключающими подачу газа при его утечке или
погасании горелки;
е) пользоваться
прямой передачей во время длительного спуска;
ж) двигаться на
крутом спуске с выключенным сцеплением или передачей;
з) закреплять
страховочный канат или цепь прицепа за крюк буксирного устройства;
и) буксировать
порожним автомобилем груженый прицеп;
к) применять в качестве
козелков и подставок для автомобиля со снятыми колесами случайные предметы
(камни, доски, бочки, диски колес и т.п.);
л) отдыхать или
спать в кабине автомобиля с работающим двигателем.
18. Запрещается
выполнять работы по ремонту и обслуживанию автомобиля под приподнятым кузовом
самосвала, а также во время погрузочно-разгрузочных работ и в случае установки
автомобиля в опасной зоне действующих грузоподъемных механизмов.
19. При
производстве погрузочно-разгрузочных работ водитель обязан выйти из кабины автомобиля
и наблюдать за правильностью погрузки или разгрузки автомобиля. Погрузку и
разгрузку грузов, а также их крепление на автомобиле следует осуществлять
силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей или специализированных
организаций с соблюдением правил техники безопасности. Водитель обязан
проверить соответствие укладки и надежность крепления груза на транспортном
средстве, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза -
потребовать от грузоотправителя устранить их. Погрузка прицепа должна
осуществляться с передней части, а разгрузка - с задней части во избежание его
опрокидывания.
20. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках
расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в колонну), должно быть
не менее 1 м, а между автомобилями, стоящим в ряд, - не менее 1,5 м. Если
автомобили устанавливаются для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между
зданием и задним бортом автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 1,5 м.
Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.
21. При загрузке
кузова автомобиля навалочным грузом он должен укладываться не выше борта кузова
(стандартного и наращенного) и должен располагаться равномерно по всей площади
пола.
Штучные грузы,
возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепкими исправными
канатами.
22. Ящики, бочки и
другой штучный груз должны быть уложены плотно, без промежутков, укреплены или
увязаны так, чтобы при движении (резком торможении, трогании
с места и крутых поворотах) они не могли перемещаться
по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять
между ними прочные деревянные прокладки и распорки.
При укладке грузов
в катно-бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам
боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый
ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних
рядов.
23. Грузы,
превышающие габариты грузовой платформы автомобиля по длине на 2 м и более
(длинномерные грузы), должны перевозиться на автомобилях с
прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.
При погрузке
длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и др.) на автомобиль с
прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным за
кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах груз не
цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и
движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.
Запрещается
перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;
загораживать грузом двери кабины водителя; располагать длинномерные грузы выше
стоек.
Крупногабаритные и
тяжеловесные грузы перевозятся в соответствии с требованиями Инструкции о
перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом.
24. При
эксплуатации автомобиля в неблагоприятных атмосферных условиях водитель обязан:
а) во время тумана,
сильного снегопада или дождя сбавить скорость, и не обгонять транспортные
средства, движущиеся в попутном направлении;
б) не открывать
резко дроссельную заслонку и избегать быстрых поворотов рулевого колеса;
в) трогаться с
места на обледеневшей дороге на одной из низших передач при слабо открытой
дроссельной заслонке;
г) при спуске с
уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом;
д) двигаться по
льду рек, водоемов только в случае наличия разрешения службы
безопасности движения и по специально оборудованным съездам и дорогам,
обставленным вехами и имеющим указатели и дорожные знаки.
Требования
безопасности в аварийных ситуациях
25. При выходе из
строя деталей или агрегатов движущегося автомобиля водитель обязан съехать с
проезжей части дороги, выключить двигатель, включить первую передачу и
стояночный тормоз, подложить под колеса противооткатные упоры и установить
сзади автомобиля предупреждающий знак.
26. В случае
возгорания топлива или перевозимого груза водитель должен погасить огонь при
помощи огнетушителей, кошмы, брезента, песка и других подручных средств. При
невозможности самостоятельной ликвидации пожара водитель должен вызвать
пожарную охрану в установленном порядке и сообщить руководителю работ.
27. При дорожно-транспортном
происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
а) без
промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а также
другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
б) вызвать в случае
необходимости "Скорую помощь", а если это невозможно, отправить
пострадавших на попутном или отвезти на своем транспорте в ближайшее лечебное
заведение и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства,
поле чего возвратиться к месту происшествия;
в) сообщить о
случившемся в ГАИ, записать фамилию и адреса очевидцев происшествия и ожидать
прибытия работников милиции или следственных органов;
г) если невозможно
движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно
зафиксировав положение транспортного средства и относящихся к
дорожно-транспортному происшествию предметов и следов.
Требования
безопасности по окончании работы
28. По окончании
работы водитель обязан:
а) проверить вместе
с механиком автомобиль после возвращения с линии;
б) в случае
необходимости оставить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей,
подлежащих устранению;
в) выключить
двигатель;
г) при безгаражном
хранении автомобиля в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя,
затянуть рычаг стояночного тормоза;
д) закрыть кабину
на замок;
е) сообщить
руководителю работ или ответственному за содержание автомобиля в исправном
состоянии о всех неполадках, возникших во время
работы.