МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 мая 1995 г. N 24-10-3/127
25 - 26 апреля с.г. Минстроем России в г. Москве проведено Всероссийское
совещание руководителей экспертных органов, которое рассмотрело широкий круг
вопросов, связанных с реализацией основных направлений по повышению
эффективности капитального строительства и усилению роли органов
государственной экспертизы в процессе экономических преобразований на
современном этапе развития страны.
На
совещании были подведены итоги работы экспертных органов Российской Федерации в
1994 году, отмечен их заметный вклад в совершенствование проектных решений и
экономию всех видов материальных, энергетических и финансовых ресурсов, а также
возросшее влияние органов государственной вневедомственной экспертизы,
инспекций Государственного архитектурно-строительного надзора и центров
лицензирования строительной деятельности в установлении контроля за качеством
проектирования и строительства.
Вместе с тем
совещание обратило внимание на необходимость укрепления практического
взаимодействия экспертных органов с государственными надзорными и контрольными
службами, архитектурно-градостроительными органами, банками и организациями,
осуществляющими согласование и выдачу исходных данных для проектирования.
В связи с этим
Минстрой России просит оказать всемерное содействие в решении указанных
вопросов и обеспечении условий для продуктивной работы органов государственной
экспертизы.
Решения совещания
прилагаются.
Министр
строительства
Российской
Федерации
Е.В.БАСИН
РЕШЕНИЯ
ВСЕРОССИЙСКОГО
СОВЕЩАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНОВ
"О РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В ПОВЫШЕНИИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ"
г.
Москва 25 - 26
апреля 1995 г.
В работе совещания
участвовали руководители и специалисты организаций государственной
вневедомственной экспертизы из 67 регионов Российской Федерации, экспертных
подразделений 18 министерств и ведомств, руководители организаций
государственной экспертизы республик Беларуси и Казахстана. В совещании приняли
также участие представители аппарата Правительства Российской Федерации,
Минстроя России, Минэкономики России, банков, органов государственного надзора
и лицензирования.
Совещание отмечает,
что за период после Всероссийского совещания (июнь 1993 г.) Минстроем России, Главгосэкспертизой России совместно с органами
государственного управления субъектов Российской Федерации, министерствами и
ведомствами проведена значительная работа по повышению действенности
государственной экспертизы, установлению контроля за
качеством проектирования и строительства в условиях становления рыночных
отношений в инвестиционной сфере.
Этому в
значительной мере способствовали обмен опытом работы организаций
государственной вневедомственной экспертизы на зональных совещаниях,
проведенных в 1994 году в г. г. Калуге, Кургане, Краснодаре и Якутске,
дальнейшее развитие нормативно-методической базы экспертной деятельности.
Учитывая,
что в современных условиях экономических преобразований государственная
экспертиза становится одним из эффективных средств реализации государственной
экономической и научно-технической политики в инвестиционной сфере, а также
руководствуясь рекомендациями зональных совещаний экспертных органов, основными
направлениями развития строительного комплекса, принятыми на расширенном
заседании коллегии Минстроя России в январе т.г.,
совещание приняло следующие решения.
1. Считать основной
задачей экспертных органов на современном этапе практическую реализацию
основных направлений повышения экономической эффективности капитального
строительства, сокращения инвестиционного цикла, повышения качества
градостроительной документации и проектов строительства, снижение стоимости,
материалоемкости объектов, рациональное использование топливно-энергетических и
других ресурсов, создание комфортных условий труда и жизнедеятельности людей.
Уделять
особое внимание новым формам экспертной работы, ориентированным на оказание
технической и практической помощи заказчикам и проектным организациям в
подготовке качественной проектной документации, отвечающей требованиям
действующих правил, норм и стандартов, а также администрациям регионов в
проведении конкурсов и торгов проектных и подрядных работ, оценке стоимости
объектов незавершенного строительства и приватизируемых объектов.
2. Органам
государственной вневедомственной экспертизы:
а) обеспечить
практическое взаимодействие с органами Государственного
архитектурно-строительного надзора, центрами лицензирования и ценообразования в
строительстве с учетом особенностей и конкретных условий регионов, имея в виду:
осуществление
совместно с центрами лицензирования контроля за
качеством проектной документации, разработанной организациями-претендентами на
получение лицензий на проектирование, проводить выборочную проверку
разработанной этими организациями документации;
установление
рабочего контакта с центрами ценообразования по отслеживанию динамики,
прогнозированию и индексации текущих цен на основные строительные материалы,
конструкции, изделия и виды работ;
более широкое
применение штрафных и других санкций к предприятиям и организациям за
правонарушения в области проектирования и строительства в соответствии с
требованиями законодательства и нормативно-правовых актов;
б) развивать
деловое сотрудничество с органами архитектуры и градостроительства
как в центре, так и на местах в целях обеспечения комплексности рассмотрения
градостроительной документации, проектов строительства объектов
жилищно-гражданского назначения и социальной сферы, соответствия их
государственной программе "Жилище", другим государственным и
региональным программам;
в) определить формы
взаимоотношений с органами государственного надзора и контроля при комплексной
экспертизе проектной документации в целях обеспечения эксплуатационной
надежности, пожарной, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности
проектируемых объектов, защиты населения при возникновении чрезвычайных
ситуаций;
г) внедрять в
конкретную практику экспертной работы современные методы экономического анализа
и оценки эффективности инвестиционных проектов, паспортизацию проектов
строительства объектов широкого применения для формирования единого банка
данных и обменного фонда паспортами проектов, прошедших экспертизу и утверждение
в установленном порядке;
д) принимать
активное участие в разработке региональных и ведомственных регламентов исходя
из основных положений общероссийских нормативно-правовых документов в области
экспертизы, направленных на сокращение сроков согласования, выдачи исходных
данных для проектирования и рассмотрения разработанной проектной документации
заинтересованными организациями;
е) совершенствовать
работу по повышению профессионального и технического уровня работников органов
экспертизы, организовывать систематическое их обучение и аттестацию.
3. Главгосэкспертизе России:
организовать
совместно с территориальными органами государственной вневедомственной
экспертизы Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев,
Северо-Осетинской Республики и других регионов Северного Кавказа оперативную
экспертную помощь по рассмотрению проектной документации на восстановительные
работы в Чеченской Республике;
продолжить практику
проведения зональных совещаний, как эффективной формы обмена опытом экспертной
работы, позволяющей своевременно вносить коррективы в нормативно-методические
документы;
организовать обучение специалистов-экспертов по вопросам ценообразования
в строительстве и оценки эффективности инвестиционных проектов;
принять меры по
совершенствованию системы информации, компьютеризации экспертной деятельности и
ее программного обеспечения;
продолжить практику
подготовки законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по
вопросам экспертной деятельности, включая разработку Типового Положения о
территориальном органе государственной вневедомственной экспертизы, Типового
положения о порядке согласования исходных данных для проектирования, Положения
о статусе экспертных органов министерств и ведомств, проекта Закона о
государственной экспертизе.
4. Просить
Министерство строительства Российской Федерации:
ускорить
утверждение основного нормативного документа по проектированию - СНиП 11-01-95
"О порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной
документации на строительство предприятий, зданий и сооружений", а также
Свода правил "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав
обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений",
учитывая актуальность этих документов для всех участников инвестиционного
процесса в строительстве;
подготовить для
решения в установленном порядке предложения:
о привлечении
органов государственной экспертизы к рассмотрению вопросов о банкротстве
предприятий федеральной и муниципальной собственности;
о возможности
использования части средств, полученных от экономии затрат на строительство
объектов по результатам экспертизы, для стимулирования эффективности труда
экспертов.
5. Считать необходимым довести до сведения Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации мнение руководителей экспертных
органов России - отложить рассмотрение проекта закона "Об архитектурной
деятельности в Российской Федерации", поскольку положения этого проекта
противоречат законам об инвестиционной деятельности, об основах градостроительства
в Российской Федерации и другим законодательным актам. Проект закона направлен
на правовое обеспечение лишь индивидуальной творческой деятельности
архитектурной элиты, но не затрагивает более важные виды архитектурной
деятельности органов субъектов Российской Федерации, непосредственно отвечающих
за градостроительное регулирование и качество архитектуры в городах и регионах.