Утверждены
Постановлением
Министерства
строительства
Российской
Федерации
от 20 июня 1995 г.
N 18-60
Дата введения 1
января 1996 года
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ И НОРМАТИВОВ
РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СНиП 82-01-95
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработаны
Главным управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в
строительстве Минстроя России, Государственным предприятием
"Туластройпроект" и Центральным научно-исследовательским институтом
экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя России.
Внесены Главным
управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в
строительстве Минстроя России.
2. Приняты и введены в действие Постановлением Минстроя России
от 20.06.95 N 18-60.
3. Взамен СНиП
5.01.18-86 "Положение о производственном нормировании расхода материалов в
строительстве".
ВВЕДЕНИЕ
Строительные нормы
и правила (СНиП 82-01-95) "Разработка и применение норм и нормативов
расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения" разработаны
в соответствии с новыми экономическими условиями и действующими в России
законодательством и нормативными актами федеральных органов Российской
Федерации.
СНиП 82-01-95
разработан в соответствии с общей Системой нормативных документов (п. 82 прил.
Б СНиП 10-01-94) и устанавливает подсистему (комплекс) норм и нормативов
расхода материальных ресурсов в строительстве, а также состав, основные
методологические положения, порядок разработки, пересмотра норм и нормативов и
области их применения. Подсистема (комплекс) формируется как открытая для
дальнейшего развития и для создания норм и нормативов расхода материалов,
разрабатываемых на общей методической и технической основе. Нормативные
документы, детализирующие, развивающие и дополняющие данный
СНиП, должны выпускаться в виде СНиП, СП, РДС и других нормативных документов и
вводиться в действие соответствующими решениями Минстроя России.
Министерства
и другие центральные органы федеральной исполнительной власти, местная
администрация республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований, акционерные общества, строительные концерны и
ассоциации в соответствии с предоставленными им правами могут разрабатывать
методические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели по расходу
материальных ресурсов, отражающие социальные и природно-климатические
особенности территорий, специфику отдельных отраслей, производств и видов
строительно-монтажных работ. При этом
создаваемые методические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели
должны отвечать требованиям настоящего СНиП, содержать эксплуатационные
характеристики строительных материалов, изделий и конструкций, основанные на
требованиях потребителя в соответствии с областью их применения и
использоваться по согласованию между участниками инвестиционного процесса.
1. ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие нормы и
правила по разработке и применению норм и нормативов расхода материальных
ресурсов в строительстве определяют основные цели, принципы, общую структуру
подсистемы (комплекса) норм и нормативов расхода материалов, требования к видам
норм и области их применения.
СНиП 82-01-95 разработан в развитие и дополнение СНиП 10-01-94
"Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
Положения
настоящего документа обязательны для органов управления, предприятий,
организаций и объединений независимо от организационно-правовых форм и
ведомственной принадлежности. Для организаций, осуществляющих разработку норм и
нормативов расхода материалов в строительстве, соблюдение положений разделов 4,
5, 6 и п. 7.2 настоящего СНиП является обязательным.
2.
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих нормах
и правилах использованы положения следующих документов:
ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Основные положения".
ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов".
ГОСТ Р 1.5-92 "Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению к
содержанию стандартов".
СНиП 10-01-94
"Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих
строительных нормах и правилах применены термины в соответствии с Приложением
А, ГОСТ Р 1.0 и СНиП 10-01-94.
4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА
ПОДСИСТЕМЫ
(КОМПЛЕКСА)
4.1. Подсистема
(комплекс) норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве
<*> представляет собой совокупность взаимоувязанных методической основой,
правила разработки, обновления и применения норм и нормативов расхода
материалов, необходимого для производства строительной продукции, исходя из
структуры управления строительством и стадий инвестиционного цикла на
территории Российской Федерации.
--------------------------------
<*> В
дальнейшем - подсистема (комплекс) норм расхода материалов.
4.2. Подсистема
(комплекс) норм расхода материалов направлена на решение стоящих перед
строительством задач с целью обеспечения:
соответствия
строительных материалов, конструкций и изделий своему назначению, безопасности
в процессе их производства и эксплуатации в различных условиях при выполнении
экономических и общетехнических требований;
разработки и
применения норм расхода материалов, позволяющих при оптимальной технологии
получать строительную продукцию заданного качества с минимальными затратами;
контроля за использованием государственных и других инвестиций в строительстве;
рассмотрения в
арбитражных судах и других инстанциях спорных вопросов между заказчиками и
подрядчиками;
методического
единства разработки и применения подсистемы (комплекса) норм расхода
материалов, позволяющего осуществлять привязку федеральных (типовых) норм в
конкретных условиях производства с целью создания на их основе региональных,
местных и других норм расхода материалов.
4.3.
Объектами нормирования в подсистеме (комплексе) норм расхода материалов
являются: единица объема работ; укрепленные и усредненные единицы строительной
продукции; здания, сооружения и объекты строительства; виды строительных,
специальных строительных и монтажных работ; единицы мощности, прироста мощности
и другие единицы измерения строительной продукции.
4.4. Подсистема
(комплекс) норм расхода материалов в строительстве построена на принципах
прогрессивности, научно - технической обоснованности и взаимодействия с
государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными
организациями по стандартизации.
Прогрессивность
норм обеспечивается путем отражения в них тенденций снижения материалоемкости
единицы продукции или единицы объема работ и ориентации пользователя на
рациональное использование сырьевых ресурсов, расширение применения материалов
- заменителей и вторичных ресурсов.
Научно-техническая
обоснованность определяется максимальным отражением в нормах достижений в
области техники, технологии, организации производства материалов, конструкций и
изделий, методах ведения строительно-монтажных работ, а также современных
способов их проектирования.
Взаимодействие с
государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными
организациями по стандартизации осуществляется посредством сопоставимости со
стандартами по строительству и промышленности строительных материалов,
строительным законодательством и стандартами технического развития зарубежных
стран.
4.5. Структура
подсистемы (комплекса) норм расхода материалов определена исходы из единства
целей, задач и объектов нормирования. В ее составе формируются комплексы взаимоувязанных
норм расхода материалов следующих видов: элементные, усредненные и укрупненные.
По масштабу
применения данные виды норм подразделяются на: федеральные (типовые),
территориальные (региональные) и местные (фирменные).
Федеральные
(типовые) нормы могут быть элементными, усредненными и укрупненными.
Территориальные
(региональные) нормы могут быть усредненными и укрупненными.
Местные (фирменные)
нормы могут быть элементными.
4.6. Федеральная
(типовая) элементная норма - это расход материалов, необходимый для
производства единицы продукции или объема работ, учитывающий проектные
характеристики материалов, их стандартное качество, типовые технологии
изготовления продукции и производства строительно-монтажных работ на территории
Российской Федерации.
Федеральная
(типовая) элементная норма регламентирует расход материала в единице объема
продукции (работ), обеспечивающий ему заданные свойства при рациональном
использовании материала и оптимальных способах изготовления изделий и
производства строительно-монтажных работ.
Федеральная
(типовая) элементная норма содержит чистый расход материала и не включает
отходы и потери, образующиеся при производстве, транспортировании и хранении.
Перечень
федеральных (типовых) элементных норм приведен в Приложении Б.
Местная (фирменная)
элементная норма - это разработанный методами технического нормирования
необходимый расход материала на производство единицы продукции или единицы
объема работ заданного качества с учетом фактических характеристик материалов,
технологий, условий изготовления изделий на конкретном заводе (полигоне) и
производства подрядных работ в конкретной строительной организации.
Местная (фирменная)
элементная норма состоит из чистой нормы расхода материалов и нормы
трудноустранимых отходов и потерь, образующихся в пределах строительной
площадки.
4.7. Федеральная
(типовая) усредненная норма - это расхода материалов, необходимый
для производства единицы продукции или объема работ заданного проектом
качества, рассчитанный по усредненным характеристикам качества материалов и
технологическим условиям изготовления изделий и производства
строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации.
Федеральная
(типовая) усредненная норма включает чистый расход и типовые нормы
трудноустранимых отходов и потерь.
Перечень
федеральных (типовых) усредненных норм приведен в Приложении В.
Территориальная
(региональная) усредненная норма - это расход материалов, необходимый для
производства единицы продукции или объема работ заданного качества с учетом
усредненных характеристик материалов, технологий и условий изготовления изделий
и на производстве подрядных работ в данном регионе, территории, республике,
крае, области.
Территориальная
(региональная) усредненная норма состоит из чистой нормы и типовой нормы
трудноустранимых отходов и потерь.
4.8. Федеральная (типовая) укрупненная норма - это расход материалов,
необходимый для выполнения укрупненных видов работ, технологических этапов и
пусковых комплексов, возведения зданий, сооружений или их частей, рассчитанный
на единицу стоимости строительной продукции, единицу мощности, прироста
мощности, на 1000 кв. м приведенной общей площади жилых зданий и другие
показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с учетом
специфики отраслевой и внутриотраслевой принадлежности объектов
строительства на территории Российской Федерации.
Федеральная
(типовая) укрупненная норма включает расход материалов, определенный по
федеральным (типовым) усредненным нормам с учетом типовых норм отходов и
потерь, образующихся при транспортировании от поставщика до потребителя, а
также расход материалов, необходимый для выполнения вспомогательных работ
(ремонтных, эксплуатационных и др.).
Перечень
федеральный (типовых) укрупненных норм приведен в Приложении Г.
Территориальная
(региональная) укрупненная норма - это расход материалов, необходимый для
выполнения укрупненных видов, технологических и пусковых комплексов работ,
возведения здания, сооружения или и частей, рассчитанный на единицу стоимости
строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на 1000 кв. м
приведенной общей площади жилых зданий и другие показатели, выраженные в
натуральных или приведенных показателях с учетом отраслевой и внутриотраслевой
специфики объектов строительства, а также
природно-климатических, экологических и других особенностей данного региона,
территории, края, области.
Территориальная
(региональная) укрупненная норма может быть сформирована либо посредством
адаптации федеральной (типовой) укрупненной нормы к условиям данного региона,
либо на основе региональных усредненных норм расхода материалов с учетом
типовых норм отходов и потерь, образующихся при транспортировании от поставщика
до потребителя, а также расхода материалов, необходимого для выполнения
вспомогательных работ (ремонтных, эксплуатационных и др.)
4.9. Размерность
норм расхода - единица измерения норм расхода сырья, материалов, изделий и
конструкций - должна отвечать возможностям ее использования в организации и
управлении строительным производством, статистической отчетности, бухгалтерском
учете, других экономических расчетах и соответствовать применяемым единицам
измерения ресурсов. При выборе единицы измерения нормы
рекомендуется использовать единицы международной системы СИ: длина - в м, масса
- в кг, объем - в куб. м, площадь - в кв. м. При разработке усредненных или
укрупненных норм, наряду с указанными, можно использовать условные
(приведенные) единицы измерения: черные металлы - в тоннах стали марки Ст3,
цемент - в тоннах в пересчете на марку "400", лесоматериалы - в
кубических метрах круглого леса, стеновые материалы - в тысячах штук условного кирпича, листы асбестоцементные - в
тысячах штук условных плиток, трубы асбестоцементные и керамические - в метрах
условных труб и т.д.
Единицы измерения
объектов нормирования (п. 4.3) должны в стоимостном или натуральном выражении
соответствовать единицам измерения, использующимся при планировании,
организации и управлении строительством исходя из инвестиционных циклов и
уровней управления.
5. ПОРЯДОК И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ
5.1. Порядок
разработки, согласования, принятия и применения норм расхода материалов,
установленный настоящим СНиПом, является обязательным для разработчиков
элементных, усредненных и укрупненных норм - федеральных (типовых),
территориальных (региональных) и местных (фирменных).
5.2. Номенклатура
объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым
формируются федеральные (типовые) нормы,
устанавливается Минстроем России.
Федеральные
(типовые) нормы разрабатываются под методическим руководством и по заданию
Минстроя России ведущими проектными, проектно-технологическими,
научно-исследовательскими и другими организациями.
Федеральные
(типовые) нормы принимаются (согласовываются) Минстроем России и рекомендуются
к использованию на всей территории Российской Федерации.
5.3. Номенклатура
объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым
формируются территориальные нормы, устанавливается местной администрацией республик
в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований или
действующими на всей территории региона предприятиями и организациями
независимо от форм собственности. Территориальные нормы разрабатываются по
действующим типовым (федеральным) методикам с учетом местных условий по заданию
администрации региона проектными, проектно-технологическими, научно -
исследовательскими и другими организациями.
Территориальные
нормы принимаются (согласовываются) в соответствии с действующим порядком и
рекомендуются к использованию на территории данного региона.
5.4. Номенклатура
объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым
формируются местные нормы, устанавливается руководством строительно-монтажной
организации, завода, фирмы, акционерного общества и т.п. Местные нормы
разрабатываются по действующим типовым (федеральным) методикам с учетом
фактических характеристик материалов, технологий, условий изготовления изделий
и производства строительно-монтажных работ на конкретном заводе (полигоне) и в
конкретной строительной организации.
Местные нормы
утверждаются (согласовываются) руководством строительно-монтажной организации,
завода, фирмы, акционерного общества и т.п. и рекомендуются к применению на
данном предприятии и в организации.
5.5. В зависимости
от вида норм (элементные, усредненные, укрупненные) могут применяться различные
методы их нормирования.
При разработке
элементных норм используется сочетание расчетно-аналитического и опытного
методов. Расчетно-аналитическим методом рассчитывается расход материалов на
единицу продукции по данным рабочих чертежей, конструкторских спецификаций,
рецептур, технологических регламентов и т.п. Нормируемые величины
трудноустранимых технологических отходов и потерь определяются на основе карт
технологических процессов, технологических карт раскроя, согласования
обработки, актов взвешивания заготовок и т.п. Условия проведения опытов должны
быть наиболее типичными для данной технологии конкретного производства и
максимально приближенными к условиям реализации.
При разработке
усредненных и укрупненных норм используется в основном расчетно-аналитический
метод в сочетании с отчетно - статистическим. При
расчете указанным способом необходимо учитывать сопоставимость конструкций,
технологий и организации производства, опыт передовых организаций, изменение
структуры и ассортимента материалов с использованием данных об их фактических
удельных расходах на единицу продукции или вид строительно -
монтажных работ.
5.6. Нормы расхода
материалов подлежат пересмотру по мере внедрения новых технологических
процессов, повышения уровня организации строительного производства, изменения
свойств и видов материалов, позволяющих уменьшить их расход на единицу
продукции и вид строительно-монтажных работ.
6. СОДЕРЖАНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ
НОРМ РАСХОДА
МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
6.1. Разработанные
нормы и нормативные показатели расхода материальных ресурсов объединяются в
сборники, и им присваивается соответствующий номер. Формы обложки и первой
страницы нормативного документа по расходу материалов в строительстве приведены
в Приложениях Д, Е. Сборники норм и нормативов расхода
материалов должны содержать техническую часть и таблицы норм.
6.2. Техническая
часть должна состоять из разделов: "Общие указания", "Правила
исчисления объемов работ" (или изделий) и "Коэффициенты к
нормам".
В разделе
"Общие указания" должны помещаться общие для сборника сведения о
назначении и порядке применения норм. Запрещается помещать в этом разделе
информацию, влияющую на размер норм.
В разделе
"Правила исчисления объемов работ", кроме правил, могут приводиться
при необходимости формулы и примеры расчетов.
В разделе
"Коэффициенты к нормам" при необходимости могут помещаться
коэффициенты, разработанные для сокращения количества аналогичных норм при
изменении условий производства работ, технологии, замене материалов,
приспособлений и т.п. При этом условия использования коэффициентов должны быть
четко определены.
Пункты технической
части должны иметь двойную нумерацию, состоящую из номера раздела и порядкового
номера внутри раздела.
6.3. Таблицы норм
должны иметь наименование, описание состава работ, измеритель и количественные
показатели норм. Наименование таблицы должно обозначать процесс производства
работ (изделий) и иметь самостоятельный законченный смысл. Не допускается
присваивать одно наименование нескольким таблицам.
Заголовочная часть
таблицы может формироваться из нескольких уровней по вертикали. На верхнем
уровне помещается информация, общая для многих норм; на втором - для нескольких
норм и т.д.; на последнем - для одной нормы. Последовательное соединение
наименования таблицы и информации, помещенной в заголовочной части таблицы, при
прочтении сверху вниз должно давать законченное и грамматически правильное
наименование нормы.
В описании состава
работ должен приводиться полный перечень основных операций. Если работа
относится не ко всем нормам таблицы, то необходимо указывать номера граф, к
которым она относится.
6.4. Измеритель
должен относиться ко всем графам таблицы и содержать единицу измерения,
множитель и поясняющий текст.
6.5. Наименование и
единица измерения материала должны совпадать с наименованием и единицей
измерения, предусмотренными Классификатором
промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП).
6.6. Каждая графа
таблицы должна включать нормы по конкретному варианту выполнения данного вида
работ (изделия), а таблица в целом - объединять однородные нормы. Не
рекомендуется объединять в одну таблицу нормы на разные виды работ (изделий)
или нормы, имеющие разные измерители. Не следует под таблицами помещать
примечания, содержащие информацию, влияющую на размер норм.
6.7. В сборниках
таблицы норм рекомендуется объединять в разделы и подразделы. Каждый раздел и
подраздел должен иметь номер и наименование. Разделы должны нумероваться в
пределах сборника, а подразделы - в пределах раздела. Наименование подраздела
должно конкретизировать наименование раздела, не повторяя его.
6.8. Нумерация
разделов и таблиц норм ведется в целом по сборнику сквозным методом, а страниц
- от титульного листа, являющегося первой страницей, без проставления на нем
номера. Каждый сборник должен иметь оглавление.
7. ПРИМЕНЕНИЕ
НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
7.1. Нормы и
нормативные показатели расхода материалов в строительстве применяются в
пределах установленной каждым документов области в соответствии с положениями,
предусмотренными настоящим СНиПом.
7.2.
Обязательные положения и требования настоящих строительных норм и правил
подлежат применению всеми органами управления, предприятиями и организациями
независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности,
включая общественные и иные организации, совместные предприятия с участием
зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами. Разрешение
на отступления от обязательных требований настоящего СНиПа в обоснованных
случаях дает Минстрой России в установленном порядке.
7.3.
Рекомендательные положения данного СНиПа применяются по усмотрению исполнителя
(разработчика норм) или потребителя (заказчика). После согласования этих
положений в установленном порядке они являются обязательными как для
исполнителя, так и для заказчика.
7.4. Юридические и
физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и
правильность применения положений настоящего СНиПа в соответствии с действующим
законодательством.
Приложение А
ТЕРМИНЫ И ИХ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐
│ Термин │ Определение │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Единица
продукции │Определенное количество
продукции в единицах│
│ │измерения массы,
объема, площади, длины, │
│ │стоимости │
│ │
│
│Номенклатура
мате- │Упорядоченный перечень наименований сырья
и │
│риальных
ресурсов │материалов │
│ │
│
│Норма
расхода ма-
│Количество материальных ресурсов, необходи- │
│териальных
ресурсов│мое для производства единицы
продукции │
│ │(работ) │
│ │
│
│Нормативы
матери-
│Поэлементные составляющие норм расхода сырья│
│альных
ресурсов │и материалов │
│ │
│
│Объект
нормирования│Вид продукции или работ, на производство │
│ │которых
определяется норма или норматив
│
│ │расхода ресурсов │
│ │
│
│Метод
нормирования │Способ разработки норм,
нормативов или │
│ │нормативных показателей
расхода ресурсов │
│ │
│
│Чистая
норма │Количество материалов,
необходимое для
│
│ │производства единицы
продукции (работ) без
│
│ │учета всех видов
отходов и потерь │
│ │
│
│Отходы
технологи-
│Остатки сырья и материалов, образующиеся в │
│ческие │процессе превращения
(переработки) исходных │
│ │материалов в готовую продукцию,
если они не │
│ │могут быть использованы в процессе изготов- │
│ │ления этой
продукции │
│ │
│
│Отходы
технологи-
│Отходы, возникновение которых обусловлено │
│ческие
трудноустра-│техническим уровнем
технологического обору- │
│нимые │дования и качественными
характеристиками │
│ │сырья и
материалов │
│ │
│
│Отходы
технологи-
│Отходы, возникающие при нарушении технологи-│
│ческие
устранимые │ческой дисциплины,
требований стандартов и │
│ │т.п. │
│ │
│
│Потери
технологи-
│Часть сырья, материалов, которая утрачивает-│
│ческие │ся в процессе производства
продукции (работ)│
│ │ │
│Потери
технологи-
│Неизбежные потери, зависящие от технического│
│ческие
трудноустра-│уровня и состояния оборудования, а
также │
│нимые │качественных характеристик
материалов │
│ │
│
│Потери
технологи-
│Потери, вызванные отступлением от установ- │
│ческие
устранимые
│ленных рецептур, технологий, требований │
│ │стандартов и
технических условий по качеству│
│ │сырья и материалов │
└───────────────────┴────────────────────────────────────────────┘
Приложение Б
ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ
(ТИПОВЫХ) ЭЛЕМЕНТНЫХ НОРМ
┌────────┬──────────────────────┬────────┬───────────────────────┐
│ N
│ Наименование │
N │ Наименование │
│сборника│ │сборника│ │
├────────┼──────────────────────┼────────┼───────────────────────┤
│ 01
│Земляные работы
│ 19 │Газоснабжение - внут- │
│ 05
│Свайные работы
│ │ренние
устройства │
│ 06
│Устройство бетонных и │ 20
│Вентиляция и кондицио- │
│ │железобетонных конст- │
│нирование воздуха
│
│ │рукций монолитных │
22 │Водопровод -
наружные │
│ 07
│Монтаж бетонных и же- │ │сети │
│ │лезобетонных
конструк-│ 23 │Канализация - наружные
│
│ │ций сборных │ │сети │
│ 08
│Конструкции из кирпича│
24 │Теплоснабжение и газо-
│
│ │и блоков │ │проводы - наружные сети│
│ 10
│Деревянные конструкции│
26 │Теплоизоляционные
рабо-│
│ 11
│Полы
│ │ты │
│ 12
│Кровли
│ 13 │Защита строительных │
│ 15.01 │Облицовочные работы │ │конструкций и оборудо- │
│ 15.02 │Штукатурные работы │ │вания от коррозии │
│ 15.04 │Малярные работы │
14 │Конструкции в сельском │
│ 15.05 │Стекольные работы │ │строительстве │
│ 15.06 │Обойные работы │ 21
│Электроосвещение зданий│
│ 27
│Автомобильные дороги
│ 25 │Магистральные трубопро-│
│ 09
│Металлические конст- │
│воды газонефтепродуктов│
│ │рукции │ 28
│Железные дороги
│
│ 16
│Трубопроводы внутрен- │
31 │Аэродромы │
│ │ние │ 32
│Трамвайные пути
│
│ 17
│Водопровод и канали- │ 33
│Линии электропередачи
│
│ │зация - внутренние │
45 │Промышленные печи и │
│ │устройства │ │трубы │
│ 18
│Отопление - внутренние│
46 │Работы при реконструк-
│
│ │устройства │ │ции зданий и сооружений│
└────────┴──────────────────────┴────────┴───────────────────────┘
Примечание.
Перечень сборников приведен в порядке их разработки, ввода в действие и
издания.
Приложение В
ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ
(ТИПОВЫХ) УСРЕДНЕННЫХ НОРМ
┌────────┬──────────────────────┬────────┬───────────────────────┐
│ N
│ Наименование │
N │ Наименование │
│сборника│ │сборника│ │
├────────┼──────────────────────┼────────┼───────────────────────┤
│ 1
│Земляные работы
│ 27 │Автомобильные дороги │
│ 2
│Горно-вскрышные работы│
28 │Железные дороги │
│ 3
│Буровзрывные работы
│ 29 │Тоннели и метрополитены│
│ 4 │Скважины │ 30
│Мосты и трубы
│
│ 5
│Свайные работы. Зак-
│ 31 │Аэродромы │
│ │репление грунтов. │
32 │Трамвайные пути │
│ │Опускные колодцы │
33 │Линии электропередачи │
│ 6
│Бетонные и железобе-
│ 34 │Сооружения связи, ра- │
│ │тонные конструкции │ │диовещания и телевиде- │
│ │монолитные │ │ния │
│ 7
│Бетонные и железобе-
│ 35 │Горно-проходческие
ра- │
│ │тонные конструкции │ │боты │
│ │сборные │ 36
│Земляные конструкции
│
│ 8
│Конструкции из кирпича│ │гидротехнических
соору-│
│ │и блоков │ │жений │
│ 9
│Металлические конст- │
37 │Бетонные и
железобетон-│
│ │рукции │ │ные конструкции гидро- │
│ 10
│Деревянные конструкции│ │технических сооружений │
│ 11
│Полы │ 38
│Каменные конструкции
│
│ 12
│Кровли
│ │гидротехнических соору-│
│ 13
│Защита строительных │ │жений │
│ │конструкций и
оборудо-│ 39 │Металлические
конструк-│
│ │вания от коррозии │ │ции гидротехнических │
│ 14
│Конструкции в сельском│ │сооружений │
│ │строительстве │ 40
│Деревянные конструкции │
│ 15
│Отделочные работы
│ │гидротехнических соору-│
│ 16
│Трубопроводы внутрен- │ │жений │
│ │ние │ 41
│Гидроизоляционные рабо-│
│ 17
│Водопровод и канали- │
│ты в гидротехнических
│
│ │зация - внутренние │ │сооружениях │
│ │устройства │ 42
│Берегоукрепительные ра-│
│ 18
│Отопление - внутренние│ │боты │
│ │устройства │ 43
│Судовозные пути стапе- │
│ 19
│Газоснабжение - внут- │ │лей и слипов │
│ │ренние устройства │
44 │Подводно-строительные │
│ 20
│Вентиляция и кондицио-│ │(водолазные) работы │
│ │нирование воздуха │
45 │Промышленные печи и │
│ 21
│Электроосвещение зда- │ │трубы │
│ │ний │ 46
│Работы при реконструк- │
│ 22
│Водопровод - наружные │ │ции зданий и сооружений│
│ │сети │ 47
│Озеленение. Защитные
│
│ 23
│Канализация - наружные│ │лесонасаждения. Много- │
│ │сети │ │летние плодовые насаж- │
│ 24
│Теплоснабжение и газо-│ │дения │
│ │проводы - наружные
се-│ 48 │Скважины на нефть и газ│
│ │ти │ │в морских условиях │
│ 25
│Магистральные трубо-
│ 49 │Скважины на нефть и газ│
│ │проводы газонефтепро-
│ │ │
│ │дуктов │ │ │
│ 26
│Теплоизоляционные ра- │ │ │
│ │боты │ │ │
└────────┴──────────────────────┴────────┴───────────────────────┘
Приложение Г
ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ
(ТИПОВЫХ) УКРУПНЕННЫХ НОРМ
1. Нормы расхода
материалов и изделий на 1000 кв. м приведенной общей площади жилых зданий.
2. Нормы расхода
материалов и изделий на единицу мощности (прироста мощности) по отраслям и
видам производств.
3. Нормы расхода
материалов и изделий на единицу сметной стоимости строительно-монтажных работ
по объектам строительства.
Приложение Д
ФОРМА ОБЛОЖКИ
НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА
ПО РАСХОДУ
МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
┌───────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│
│
│
│
│ СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ │
│
│
│
│
│ │
│
│
──────────────────────────────────────────────
│
│ │ (вид нормативного документа по расходу │
│
│ материалов в
строительстве - СНиП, СП, РДС) │
│
│
│
│
│
│
├───────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
├───────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│ │
│
│
│
│
│
│
──────────────────────────────────────────────
│
│
│ (вид норм по масштабу
применения) │
│
│
│
│
│
──────────────────────────────────────────────
│
│ │ (наименование нормативного документа │
│
│ по расходу материалов
в строительстве) │
│
│
│
│
│
──────────────────────────────────────────────
│
│ │ (обозначение нормативного документа по │
│
│ расходу материалов в
строительстве) │
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│ │
│
│ ИЗДАНИЕ
ОФИЦИАЛЬНОЕ │
│
│
│
│
│
│
│Цветная полоса:│
│
│СНиП - красная;│
│
│СП - синяя; │
│
│РДС - зеленая
│
│
│
│
│
├───────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
├───────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│
│ │
│
│
──────────────────────────────────────────────
│
│ │ (полное и сокращенное наименование
органа, │
│
│ утвердившего документ) │
│
│ │
│
│
──────────────────────────────────────────────
│
│
│ (город, где
расположен орган) │
│
│
│
│
│
──────────────────────────────────────────────
│
│
│ (год
издания) │
│
│
│
└───────────────┴────────────────────────────────────────────────┘
Приложение Е
ФОРМА ПЕРВОЙ
СТРАНИЦЫ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА
ПО РАСХОДУ
МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│
│
│ ────────────────────── │
│
Обозначение документа │
│
│
│
───────────────────────────────────────────────────────────── │
│ (вид нормативного документа по расходу
материалов │
│ в строительстве) │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│
│
│
───────────────────────────────────────────────────────────── │
│
(наименование документа на русском языке) │
│
│
│
───────────────────────────────────────────────────────────── │
│ (наименование документа на английском
языке - для │
│
федеральных нормативных документов) │
│
│
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Дата введения │
│
──────────────────── │
│
(год, месяц, число) │
│ │
│
│
│
│
│
│
│ │
│ ТЕКСТ │
│
│
│
│
│ │
│
│
│
│
│
───────────────────────────────────────────────────────────── │
│
│
│
Издание официальное 1 │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘