МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 ноября 1995 г. N БЕ-19-23/28
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
С 1927 года в
Российской Федерации проводится техническая инвентаризация жилищного фонда,
строений и сооружений гражданского назначения, которая осуществляется бюро
технической инвентаризации (БТИ), функционирующими в структуре
жилищно-коммунального хозяйства.
В условиях перехода
к рыночной экономике основным источником формирования средств местных бюджетов
становится налог на недвижимое имущество юридических и физических лиц. При этом
особую значимость приобретают вопросы технического учета строений, жилых зданий
и земельных участков.
Действующие единая
система и порядок государственного учета жилищного фонда, утвержденные
распоряжением Правительства РСФСР от 22 февраля 1985 г. N 264-р,
предусматривают, что учет жилищного фонда независимо от его принадлежности
осуществляется организациями технической инвентаризации на основе регистрации и
технической инвентаризации.
Деятельность БТИ,
осуществляющих техническую инвентаризацию и регистрацию объектов на городском и
районном уровне, координируют соответствующие структуры республиканского,
краевого, областного значения.
Республиканское
управление технической инвентаризации осуществляет методические и
координирующие функции на уровне республик, краев и областей.
Хранящаяся
в архивах БТИ, постоянно дополняемая и обновляемая информация предназначена и
используется органами государственной власти и гражданами для установления
собственников и владельцев строений, учета жилищного и нежилого фондов,
выявления самовольного строительства, определения физического износа, стоимости
и цены строений, налогообложения, взимания госпошлины за совершение сделок,
подготовки документов по приватизации, выявления границ землепользования,
залоговых и иных ограничений по распоряжению строениями и помещениями, а также для других специальных целей.
Понимая ценность
информации, органы Роскомзема, Госкомимущества России, МВД России, а также
коммерческие структуры претендуют на получение в свое ведение архивов БТИ.
В ходе проводимых в
стране структурных преобразований допускаются случаи игнорирования учетной
политики, проводимой федеральными органами исполнительной власти.
Так, в Республике
Карелия и г. Санкт-Петербурге бюро технической инвентаризации переданы в
ведение местных органов Госкомимущества России с возложением на них
несвойственных функций по вопросам аренды строений и помещений.
В Рязанской,
Пермской, Самарской областях, Приморском крае ставились и ставятся вопросы
передачи местных БТИ в ведение местных органов Роскомзема.
В Мурманской,
Свердловской и Ленинградской областях предпринимались
попытки приватизировать БТИ.
В этом случае,
ставится под сомнение соблюдение обязательного пятилетнего цикла инвентаризации
жилищного фонда, что исказит не только государственную отчетность, но и данные,
необходимые для налогообложения имущества физических лиц, взимания госпошлин
при совершении сделок, выплаты компенсаций собственникам строений в
предусмотренных случаях, установления границ землепользования и признания прав
на недвижимость.
Учитывая
изложенное, Минстрой России считает необходимым сохранить существующие
структуру управления органами технической инвентаризации, порядок учета
недвижимого имущества и рекомендует органам исполнительной власти на местах
сохранить бюджетное финансирование деятельности БТИ по инвентаризации жилищного
фонда в городах и населенных пунктах России, обновлению и сохранности архивов.
Министр
строительства
Российской
Федерации
Е.В.БАСИН