МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 1995 г. N 2
О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Межведомственный
совет по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства
отмечает, что в условиях сложной ситуации переходного периода экономики России
к рыночным отношениям, благодаря принятым министерством совместно с субъектами
Российской Федерации мерам, удалось сохранить производственный потенциал
строительного комплекса. Целенаправленно
реализуется Государственная федеральная программа "Жилище".
Разработаны и выполняются подпрограммы развития производственной базы
строительства, энерго- и ресурсосбережения. Выполнена большая работа по
подготовке и реализации новой системы правовых, организационных и хозяйственных
документов, направленных на развитие строительной отрасли и создание
конкурентной среды. Сформирована адекватная рыночной
экономике структура норм и стандартов по строительству, разработаны необходимые
методические и нормативные документы по вопросам ценообразования и ресурсосбережения
в строительстве, подготовлены проекты Жилищного кодекса, Градостроительного
кодекса, ряда указов Президента Российской Федерации по развитию жилищной
реформы и проект Основных направлений нового этапа Государственной целевой
программы "Жилище", разрабатывается Строительный кодекс. По инициативе министерства принято только в 1994 году более 50
нормативных и законодательных документов, направленных на стимулирование
инвестиционной активности, привлечение в жилищное строительство внебюджетных
источников финансирования, в том числе средств населения, банковских кредитов,
расширение выпуска жилищных сертификатов, облигаций и векселей, осуществление
ипотечного кредитования, привлечение иностранных инвестиций, ускорение
достройки не завершенных строительством жилых домов.
В результате этого
наметились некоторые позитивные тенденции в инвестиционно-строительной сфере.
Замедлились темпы падения инвестиций и объемов подрядных работ. Положительные
сдвиги определились в жилищном строительстве. В этом году построено 350 тысяч
новых благоустроенных квартир общей площадью 23 млн. кв. метров, что на 10
процентов превышает уровень января - ноября прошлого года, а индивидуального
жилья введено в 1,5 раза больше. В производственном строительстве за этот
период вступили в строй действующих более 400 крупных объектов и мощностей.
Большой объем строительно-восстановительных работ выполнен в Чеченской
Республике. Увеличились объемы производства продукции
предприятий промышленности строительных материалов и строительной
индустрии. Введен в действие ряд объектов и мощностей по
производству прогрессивных строительных материалов и изделий, осуществляется
перевод предприятий крупнопанельного домостроения на выпуск домов новых серий,
а также перепрофилирование их на выпуск домов со смешанными конструктивными
системами, с рациональным применением изделий полносборного домостроения и
эффективных мелкоштучных материалов из местного сырья и отходов промышленного
производства.
Вместе с тем, в
условиях продолжающегося падения инвестиционной активности, нестабильного
финансирования и неплатежей за последние годы ухудшились конечные результаты
деятельности строительного комплекса и усилились тенденции снижения
эффективности капитального строительства. Так, ввод основных фондов на один
рубль капитальных вложений составлял в 1990 г. 84 копейки, а в 1994 г. снизился
до 59 копеек. Предусмотренные федеральными государственными инвестиционными
программами 1991 - 1994 гг. вводы в действие важнейших производительных
мощностей, определяющих структурную перестройку экономики России, были
выполнены лишь наполовину.
Не сокращается
продолжительность сооружения объектов и всего инвестиционного цикла, не
отвечают требованиям рыночной экономики и не выдерживаются сроки окупаемости
проектов строительства. В структуре производительных капитальных вложений
по-прежнему остается низкой доля затрат на реконструкцию и техническое
перевооружение, приобретение оборудования и техники.
Переход на новые
формы хозяйствования во многих организациях не был подкреплен мерами по
повышению организационно-технического уровня производства. В результате
снижается производительность труда, не улучшается качество строительства и
продукции промышленности строительных материалов. Многие строительные
организации продолжают оставаться неконкурентоспособными с зарубежными фирмами.
Медленно внедряются
ресурсосберегающие технологии и проекты. Большинство зданий и сооружений
по-прежнему возводятся из тяжелых и материалоемких конструкций с большими
материальными, энергетическими и транспортными расходами.
Сложившееся
положение в инвестиционно-строительной сфере явилось следствием действия
факторов, присущих переходному периоду к рыночной экономике для всех отраслей
народного хозяйства: падение объемов производства, разрыв кооперативных связей,
издержки в сфере ценообразования, удорожания энергоресурсов, транспорта и др.
В этой связи
повышение эффективности капитального строительства является актуальной
комплексной задачей, требующей совершенствования и переориентации в этом
направлении инвестиционной, экономической, градостроительной политики и
деятельности всего строительного комплекса.
В соответствии с
программой действий министерства в текущем году намечен и осуществляется
комплекс мер по повышению эффективности строительства.
Эти вопросы рассматривались
на заседаниях коллегии министерства, селекторных совещаниях, выездных
семинарах. Обобщен передовой опыт работы ряда предприятий и организаций
строительного комплекса, накопленный в процессе проведения экономической
реформы в отрасли.
Для выработки
научно-обоснованных направлений решения этой проблемы по заданию Минстроя
России Российской академией архитектуры и строительных наук осуществлена
разработка проекта "Концепция и рекомендация по повышению эффективности
капитального строительства в новых экономических условиях".
Межведомственный
совет по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства
постановляет:
1. Считать важнейшей задачей Минстроя России, других федеральных
органов, занимающихся инвестиционно-строительной деятельностью, администраций
субъектов Российской Федерации, отраслевых концернов и корпораций,
строительных, проектно - изыскательских и научно-исследовательских организаций,
предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, органов
архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства на 1996 -
2000 годы, - целенаправленное и последовательное проведение курса на всемерное
повышение эффективности капитального строительства и работы строительного
комплекса, предусматривающего:
достижение высокой
инвестиционной активности прежде всего за счет
вовлечения в инвестиционно-строительный процесс внебюджетных средств, создания
целевых фондов и свободного рынка инвестиционных ресурсов, изменения налоговой
политики с предоставлением льгот организациям и лицам, занимающимся
инвестиционно-строительной деятельностью, принятия дополнительных
законодательных и нормативно-правовых актов, связанных с изменением отношений,
механизма инвестирования и амортизационной политики, расширения сферы и объема применения
ипотечного кредитования;
совершенствование
организации проектирования, направленного на повышение эффективности
инвестиционных проектов, сокращение сроков их реализации с учетом устранения
затратного механизма, выделения в самостоятельный этап прединвестиционных
технико-экономических и маркетинговых исследований, совмещения стадий
проектирования и строительства объектов на основе передачи функций разработки
рабочей документации подрядным строительным организациям, установление
стимулирующих надбавок за прогрессивные ресурсосберегающие проектные решения,
обеспечивающие снижение затрат при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
проведение
научно-технической политики, направленной на повышение эффективности
научно-технического потенциала строительного комплекса, ресурсо- и
энергосбережение, улучшение качества проектов и научно-технических разработок,
повышение конкурентоспособности строительной продукции, развитие
государственной системы нормативных документов и стандартов, обеспечивающей
сохранение единства нормативной базы строительства и ее гармонизацию с
зарубежными нормами и стандартами;
осуществление
мер по повышению мобильности и организационно-технического уровня строительного
производства, совершенствование управления в строительстве с переходом от
управления отдельными объектами к управлению инвестиционными проектами и
программами, рост производительности труда, сокращения продолжительности
сооружения объектов, снижение стоимости, энерго-и материалоемкости строительной
продукции и на этой основе обеспечение конкурентоспособности российских
строительных организаций на отечественном и зарубежном рынках подрядных работ;
совершенствование
градостроительной политики с учетом межрегиональных проблем, ориентацией на
более бережное использование земель, транспортных, инженерных и энергетических
сетей и коммуникаций в пределах существующих границ городов и дальнейшее их
развитие за счет реконструкции застройки с оптимальным увеличением ее
плотности;
развитие,
реконструкцию и модернизацию производственной базы строительства с ориентацией
на выпуск высокоэффективных и конкурентоспособных материалов, изделий,
конструкций, быстромонтируемых конструктивных систем, строительных машин,
механизмов и инструмента;
формирование банка
данных по основным показателям инвестиционной деятельности, градостроительства
и жилищно - коммунального хозяйства;
сокращение до
оптимального уровня объемов незавершенного строительства за счет осуществления
мер по приватизации, продаже или передаче для достройки каждого незавершенного
объекта, введения экономических стимулов (налогов), побуждающих юридических и
физических лиц к ускорению достройки или реализации незавершенных строек.
2. Минстрою России
на основе Генерального соглашения о взаимодействии министерства и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить координацию
деятельности субъектов Российской Федерации, строительных, проектных и научных
организаций, отраслевых концернов и корпораций в решении вопросов повышения
эффективности капитального строительства.
3. Одобрить
основные положения "Концепция и рекомендации по повышению эффективности
капитального строительства в новых экономических условиях". С учетом
состоявшегося обсуждения доработать материалы "Концепции" и поручить
коллегии Минстроя России утвердить ее в I квартале 1996 года.
Минстрою России на
основе концепции с учетом предложений субъектов Российской Федерации
разработать проект комплексной отраслевой программы повышения эффективности
капитального строительства в новых экономических условиях.
4. Одобрить в целом
Основные направления нового этапа в реализации Государственной целевой
программы "Жилище".
Минстрою России
осуществлять меры по ускорению утверждения Основных направлений, принятию
Закона Российской Федерации "Об ипотеке" и указов Президента
Российской Федерации о развитии конкуренции в сфере эксплуатации жилищного
фонда, совершенствовании системы безвозмездных субсидий на строительство и
приобретение жилья, дальнейшей приватизации недвижимости в жилищной сфере и
развитии ипотечного кредитования.
5. Рекомендовать
субъектам Российской Федерации: разработать с учетом местных условий,
передового опыта, накопленного в стране и за рубежом и основных положений
"Концепция и рекомендации по повышению эффективности капитального
строительства в новых экономических условиях" программы действий по
повышению эффективности капитального строительства в регионах и направить свои
предложения в Минстрой России.
Проводить
постоянную работу по изысканию резервов повышения эффективности строительного
производства в новых экономических условиях, привлечению местных внебюджетных
источников для финансирования структурной перестройки производственной базы
строительства.
6. Минстрою России:
на основе обобщения
практического опыта функционирования финансово-промышленных групп в строительном комплексе разработать предложения по
использованию их инвестиционных возможностей для реализации эффективных
проектов, имеющих отраслевое значение для структурной перестройки
производственной базы строительного комплекса;
совместно с
отраслевыми концернами и корпорациями, территориальными органами осуществлять
меры по ускорению формирования в отрасли системы лизинга оборудования и
строительной техники, включая меры государственной поддержки и экономического
стимулирования этого процесса;
в
соответствии с планом мероприятий Комплексной программы стимулирования
отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации,
одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995
г. N 1016, внести предложения в Минэкономики России к проекту Закона Российской
Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об
инвестиционной деятельности" с учетом повышения эффективности
инвестиционно-строительной деятельности, гарантий и прав отечественных и иностранных инвесторов;
- совместно с
заинтересованными министерствами, ведомствами и субъектами Российской Федерации
разработать предложения по защите отечественного строительного рынка от
поставок некачественных и экологически вредных импортных строительных
материалов и конструкций.
7. Рекомендовать
субъектам Российской Федерации, руководителям строительных фирм, предприятий
стройиндустрии и промышленности строительных материалов, проектных и
научно-исследовательских организаций всех форм собственности:
в целях повышения
конкурентоспособности на строительном рынке, снижения цен на продукцию и услуги
в строительстве, продолжать работу по совершенствованию ценовой политики,
широкому развитию практики подрядных торгов, совершенствованию договорных
отношений, переориентации производства на ресурсосберегающие и малоэнергоемкие
технологии;
увеличить объемы
реализации продукции, выполняемых работ и услуг за счет улучшения использования
трудовых ресурсов, расширения сферы деятельности путем диверсификации
производства, оказания сервисных и инжиниринговых услуг;
с учетом
отечественного и зарубежного опыта совершенствовать систему переподготовки и
повышения квалификации кадров как мощного рычага проведения
организационно-технических преобразований и повышения эффективности
капитального строительства с учетом требований рынка.
8. Минстрою России
обеспечить скоординированную работу органов архитектуры, градостроительства,
экспертизы, лицензирования, архитектурно-строительного надзора, технического
нормирования и ценообразования, научно-технических центров по осуществлению
государственного регулирования и контроля с ориентацией их деятельности на
повышение качества и эффективности капитального строительства.
Председатель
Межведомственного
совета
по вопросам
строительства,
архитектуры и
жилищно -
коммунального
хозяйства,
Министр
строительства
Российской
Федерации
Е.В.БАСИН