Введены в действие
Приказом ГУГПС МВД
РФ
от 18 июня 1996 г.
N 31
НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА
СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ НА СРЕДСТВА
ОГНЕЗАЩИТЫ
(РАЗРАБОТКА, ПРИМЕНЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ)
The procedure of control of
normative documents
reguirements relating to fire retardance means
(production, usage, operation)
НПБ 232-96
Разработаны
Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны
(ВНИИПО) МВД России.
Внесены и
подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом Главного управления
Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России.
Согласованы с
Минстроем России (письмо от 22.03.1996 г. N 13/176).
Утверждены
главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.
Дата введения в
действие 01.07.1996 г.
Вводятся впервые.
1. Общие
положения
1.1. Настоящие
нормы являются обязательным для исполнения нормативным документом по пожарной
безопасности, устанавливающим порядок организации контроля за
соблюдением требований стандартов, строительных норм и правил, технических
условий и других нормативных документов при производстве и применении средств
огнезащиты, а также при эксплуатации огнезащищенных
материалов, конструкций и изделий.
1.2. Контроль за соблюдением требований нормативных документов на
средства огнезащиты включается органами управления ГПС в план работ и
осуществляется в соответствии с ежегодным планом проверок.
1.3. Основные цели
и задачи проведения контроля должны быть изложены в пояснительной записке к
плану проверок.
1.4. Объектами
контроля являются:
предприятия,
организации и иные юридические лица (далее - предприятия), осуществляющие
производство средств огнезащиты, выполняющие огнезащиту материалов, конструкций
и изделий, эксплуатирующие огнезащищенные материалы,
конструкции и изделия;
средства
огнезащиты;
огнезащищенные материалы, изделия и конструкции;
технология
изготовления огнезащитных составов;
технология
проведения огнезащитных работ;
нормативные документы
на средства огнезащиты (см. п. 3.1).
2. Порядок
организации контроля
(подготовка, состав
комиссии)
2.1.
Территориальные органы управления ГПС осуществляют контроль в соответствии с
планом проверок, в ходе пожарно-технических обследований объектов и в случае
необходимости.
Контроль может
осуществляться также в ходе плановых проверок, проводимых другими
государственными надзорными органами (Госстандартом России, Минстроем России,
центрами стандартизации, метрологии и сертификации, органами лицензирования и
др.) с привлечением территориальных органов управления ГПС.
2.2. План проверок
на следующий год, проводимых территориальными органами управления ГПС,
разрабатывается с учетом анализа необходимой информации не позднее IV квартала
текущего года с указанием объектов контроля, подлежащих проверке, с
соответствующими обоснованиями.
Запрос о
представлении необходимой информации для составления плана проверок
федерального уровня оформляется на официальном бланке ГУГПС МВД России или
ВНИИПО МВД России и направляется в территориальные органы управления ГПС.
Информация о средствах огнезащиты и их применении в ответ на запрос оформляется
по форме, приведенной в Прил. 1. Сроки ответа
оговариваются в запросе, но не позднее одного месяца со дня получения запроса.
Территориальные
органы управления ГПС должны своевременно и полно представлять необходимую
информацию по результатам проверок во ВНИИПО в порядке, установленном настоящими
НПБ (раздел 4). ВНИИПО ежегодно подготавливает план контроля федерального
уровня и представляет его в ГУГПС на утверждение не позднее II квартала
текущего года.
Выбор объектов
контроля проводится на основе анализа информации по субъектам Российской Федерации
об ассортименте средств огнезащиты, объемах их применения, а также о
предприятиях и организациях, специализирующихся на производстве и применении
средств огнезащиты, статистических данных о пожарах и информации из банка
данных "Лицензирование" по установлению вида деятельности в области
обеспечения огнезащиты. При разработке плана проверок особое внимание следует
обращать на организации, осуществляющие производство средств огнезащиты, а
также получившие впервые лицензию на право осуществления деятельности по
огнезащите, опасные в пожарном отношении объекты (АЭС, ТЭЦ и т.д.), крупные
сельскохозяйственные объекты, а также объекты социально-культурного и бытового
назначения с массовым пребыванием людей.
2.3. Контроль за соблюдением нормативных документов на средства
огнезащиты осуществляется комиссией, сформированной на месте проверки.
Формирование
комиссии на объекте контроля (предприятии) входит в обязанности
территориального органа управления ГПС.
2.4. В состав
комиссии включаются представители: подразделений УГПС, ОГПС, испытательной
пожарной лаборатории (ИПЛ) ГПС, объектовых подразделений ГПС (если объект
контроля является охраняемым предприятием), при необходимости, представители
территориальных органов Госстандарта России (центра стандартизации, метрологии
и сертификации) и (или) Минстроя России.
К работе комиссии
привлекаются:
при производстве
средств огнезащиты: представитель предприятия-изготовителя, при необходимости,
разработчик состава;
при применении
(нанесении) средств огнезащиты: представитель заказчика, подрядчика, при
необходимости, разработчик состава и представитель предприятия-изготовителя;
при эксплуатации огнезащищенных материалов, конструкций и изделий:
представители предприятия, на балансе которого находится объект контроля,
подрядчика, при необходимости, предприятия-изготовителя.
Организационные
работы по согласованию состава комиссии возлагаются на территориальный орган
управления ГПС.
Не позднее чем за месяц до начала работы комиссии
территориальный орган управления ГПС информирует всех участников проверки, а
также руководство проверяемого предприятия о сроках проведения проверки.
3. Методы
контроля
3.1. Работа
по контролю за соблюдением требований нормативных
документов на средства огнезащиты на предприятиях и объектах строительства
должна проводиться по следующим направлениям:
проверка наличия и
комплектности нормативных документов на средства огнезащиты;
проверка наличия
лицензии и соблюдения условий лицензирования;
проверка наличия
сертификатов, технических паспортов и других документов, подтверждающих
качество средств огнезащиты и выполненных огнезащитных работ;
экспертиза
нормативных документов, имеющихся на предприятии или на которые сделаны ссылки,
на полноту изложения требований, предъявляемых к качеству средств огнезащиты и
выполненных огнезащитных работ, а также на соответствие действующим нормативам;
контроль качества
выпускаемых и применяемых средств огнезащиты и их соответствие требованиям
нормативных документов;
проверка наличия и
состояния технологического оборудования для приготовления огнезащитных
составов;
контроль норм
расхода огнезащитных составов;
проверка наличия на
рабочих местах выписок из технологических карт по приготовлению и нанесению
средств огнезащиты;
проверка уровня
квалификации лиц, осуществляющих контроль за качеством
выпускаемых и применяемых средств огнезащиты, выполнением огнезащитных работ в
рамках их должностных инструкций;
наличие случаев
использования в производстве компонентов без входного контроля или не
соответствующих требованиям нормативных документов;
контроль состояния
огнезащитных покрытий, нанесенных на защищаемые материалы и конструкции, по
истечении различных сроков их эксплуатации;
проверка
соответствия условий хранения огнезащитных составов требованиям нормативных
документов;
проверка
соответствия условий эксплуатации огнезащитных покрытий требованиям нормативных
документов.
3.2. В целях
определения качества производимых и применяемых средств огнезащиты проводятся
контрольные испытания отобранных проб огнезащитных составов на соответствие
требованиям нормативных документов. Испытания проводятся в аккредитованных в
установленном порядке испытательных лабораториях (центрах) или ИПЛ.
3.3. В целях
определения качества выполненной огнезащитной обработки металлоконструкций,
кабелей, деревянных конструкций, защищенных огнезащитными средствами, не
относящимися к пропиточным составам, и других материалов проводится визуальный
осмотр нанесенных огнезащитных покрытий для выявления необработанных мест,
трещин, отслоений, изменения цвета, посторонних пятен, инородных включений и
других повреждений, а также замер толщины нанесенного слоя. Внешний вид и
толщина слоя огнезащитного покрытия, нанесенного на защищаемую поверхность,
должны соответствовать требованиям нормативных документов на данное покрытие.
Качество
огнезащитной обработки деревянных конструкций пропиточными составами
проверяется визуально для выявления необработанных мест, повреждений
поверхностного слоя древесины и по горючести стружки согласно п. 6 разд. 4
Руководства "Способы и средства огнезащиты древесины" (М.: ВНИИПО,
1994 г.).
3.4. Требования
нормативных документов на средства огнезащиты считаются соблюдаемыми, если
выпускаемая продукция, выполненные работы (оказанные услуги), режимы
эксплуатации соответствуют всем установленным показателям, а состояние
производства обеспечивает стабильность выполнения данных показателей.
3.5. Требования
нормативных документов на средства огнезащиты считаются несоблюдаемыми, если
выпускаемая продукция, выполненные работы (оказанные услуги), режимы
эксплуатации не соответствуют хотя бы одному из установленных показателей.
При установлении
факта несоблюдения хотя бы одного из требований нормативных документов на
средства огнезащиты руководство предприятия обязано устранить отмеченные
недостатки в указанные комиссией сроки.
4. Порядок отчетности
4.1. Результаты
работы по контролю за соблюдением требований
нормативных документов на средства огнезащиты оформляются актом, который
подписывается всеми членами комиссии (см. Прил. 2, 3, 4). Члены комиссии, не
согласные с содержанием акта, подписывают его под своим "особым
мнением", которое вносится в данный акт отдельным разделом.
4.2. Акт,
составленный по результатам проверки, направляется в течение месяца во ВНИИПО,
территориальный орган управления ГПС, руководителю предприятия, на котором
проводилась проверка, руководителю предприятия, выполнившему огнезащитные
работы, при необходимости, в Госстандарт России или Минстрой России.
4.3. Информация,
содержащаяся в актах проверок, по мере поступления и обработки анализируется
ВНИИПО в течение планового года, выводы и предложения анализа направляются в
ГУГПС, при необходимости, в территориальный орган управления ГПС, Госстандарт
России или Минстрой России.
4.4. Повторная
проверка в целях контроля за устранением выявленных
недостатков осуществляется по истечении срока, указанного в акте проверки.
Проведение повторной проверки допускается поручать территориальному органу
управления ГПС, который в этом случае сообщает в ГУГПС и во ВНИИПО о
результатах проверки в срок, указанный в акте.
В случае неустранения указанных в акте недостатков, грубых и
систематических нарушений нормативных документов, условий лицензирования,
делаются сообщения в соответствующие органы государственного надзора с
требованием принятия действенных мер воздействия к нарушителям.
Приложение 1
Рекомендуемое
ИНФОРМАЦИЯ О
СРЕДСТВАХ ОГНЕЗАЩИТЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИИ
N
п/п
|
Наименова-
ние пред-
приятия
|
Адрес,
телетайп,
телефон,
ф.и.о.
руководи-
теля
предприя-
тия
|
Наименова-
ние огне-
защитного
средства и
вида огне-
защитных
работ
|
Наименование
нормативного
документа на
огнезащитное
средство и
его примене-
ние (ГОСТ,
ТУ, инструк-
ция и т.д.)
|
Объем
годово-
го вы-
пуска
(приме-
нения)
за
199 г.
|
Номер
ли-
цензии,
кем выдана,
вид лицен-
зируемой
деятельнос-
ти, дата
окончания
действия
лицензии
|
Приме-
чание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснения:
гр. 2 - указывается полное наименование предприятия и его подчиненность, вид
собственности (государственное, малое, акционерное, товарищество и т.д.);
гр. 4 -
наименование огнезащитного средства (краска, паста, состав, раствор) в
соответствии с действующим на него нормативным документом;
гр. 5 -
указывается вид нормативного документа (ГОСТ, ТУ, регламент, инструкция и др.),
его наименование, номер, срок действия, кем утвержден;
гр. 6 - при
отсутствии точных данных можно указать ориентировочные
с соответствующей пометкой;
гр. 7 - указывается
наименование и адрес организации, выдавшей лицензию, номер лицензии, вид
разрешенных лицензией огнезащитных работ, срок окончания действия лицензии;
гр. 8 - приводятся
сведения, имеющие, по мнению заполняющего лица,
существенное значение, например: случаи нарушения или отступления от
нормативных документов, наличие рекламаций на низкое качество средств
огнезащиты и проведенных огнезащитных работ.
Приложение 2
Обязательное
АКТ
проверки соблюдения
требований нормативных
документов на
средства огнезащиты
(производство,
применение и эксплуатация)
________________________________________________________
(наименование предприятия)
_______________
(дата проверки)
Почтовый адрес:
Руководитель
предприятия: (ф.и.о. полностью, телефон)
Лицензия: (номер,
кем выдана, срок действия, вид лицензионной деятельности)
Основание:
1. Исходные данные
(краткие сведения о
предприятии, область специализации, список применяемых средств огнезащиты, а
также оборудования для их нанесения)
2. Состояние
нормативных документов
(перечень
нормативных документов и их комплектность)
3. Организация
технического контроля
(система контроля
качества и ответственные за его выполнение)
4. Выводы и
предложения
Акт
составлен на _________ листах в ___________ экземплярах и
направлен
________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Комиссия: (подписи) (ф.и.о.)
Приложение 3
Обязательное
АКТ
проверки состояния
и условий эксплуатации
огнезащитных
покрытий
Объект проверки:
Почтовый адрес:
Руководитель
предприятия: (ф.и.о. полностью, телефон)
Основание:
Дата проведения:
1. Состояние
огнезащитных покрытий
2. Условия
эксплуатации покрытий
3. Соответствие
требованиям нормативных документов
(в том числе
проверка имеющейся в акте сдачи-приемки информации)
4. Выводы и
предложения
Акт
составлен на ____ листах в _______ экземплярах и направлен
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Комиссия: (подписи) (ф.и.о.)
Приложение 4
Рекомендуемое
АКТ
отбора проб
Объект контроля:
Основание:
Цель контроля:
Дата отбора:
Характеристика
отобранных проб
N
п/п
|
Наименование
продукции и
нормативного
документа
|
Изготовитель
|
Номер партии
и дата
изготовления
|
Количество
пробы
|
Место
отбора
пробы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
|
|
|
Место испытания
отобранных проб:
Акт
составлен на ____ листах в _______ экземплярах и направлен
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Комиссия: (подписи) (ф.и.о.)