Введен в действие
Постановлением
Госстандарта РФ
от 26 июня 1996 г.
N 428
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ
МЕХАНИЧЕСКАЯ ВИБРАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ МАШИН
С ВЫСОТОЙ ОСИ ВРАЩЕНИЯ 56 ММ И БОЛЕЕ
ИЗМЕРЕНИЕ, ОЦЕНКА И ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
Rotating electrical machines.
Mechanical vibration of
certain machines with chaft
heights 56 mm and higher.
Measurement, evaluation
and limits of the
vibration severity
ГОСТ 20815-93
(МЭК 34-14-82)
Группа Е60
ОКП 33 0000
Предисловие
1. Разработан Российской Федерацией.
Внесен Техническим секретариатом Межгосударственного совета по
стандартизации, метрологии и сертификации.
2. Принят
Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (отчет
технического секретариата N 2 от 15 апреля 1994 г.).
За принятие
проголосовали:
────────────────────────────┬─────────────────────────────────────
Наименование государства │
Наименование национального органа
│ по стандартизации
────────────────────────────┼─────────────────────────────────────
Азербайджанская
Республика │Азгосстандарт
Республика
Армения │Армгосстандарт
Республика
Белоруссия │Белстандарт
Киргизская
Республика │Киргизстандарт
Республика
Молдова │Молдовастандарт
Российская
Федерация │Госстандарт
России
Туркменистан │Туркменглавгосинспекция
Украина │Госстандарт Украины
Настоящий стандарт
представляет собой полный аутентичный текст МЭК 34-14-82 "Машины
электрические вращающиеся. Механическая вибрация некоторых видов машин с
высотой оси вращения 56 мм и более. Измерение, оценка и допустимые
значения" и содержит дополнительные требования, отражающие потребности
экономики страны.
3. Постановлением
Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от
26 июня 1996 г. N 428 межгосударственный стандарт ГОСТ 20815-93 введен в
действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской
Федерации с 1 января 1997 г.
4. Взамен ГОСТ
20815-88, ГОСТ 12379-75, ГОСТ 16921-83.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ДАННЫЕ
Ссылочные
нормативно-технические документы
──────────────────────┬────────────────────────────┬──────────────
Обозначение НТД, │Обозначение соответствующего│Номер
раздела,
на
который дана ссылка│ международного стандарта │
пункта
──────────────────────┼────────────────────────────┼──────────────
ГОСТ
183-74 │- │ 7.3
ГОСТ
2479-79 │МЭК 34-7-72 │ 1
ГОСТ
17168-82 │- │ 5
ГОСТ
18311-80 │- │ 3
ГОСТ
24346-80 │- │ 3
ГОСТ
25275-82 │ИСО 2954-75 │ 5
ГОСТ
27471-87 │- │ 3
ГОСТ
28173-89 │МЭК 34-1-83 │ 7.3
1. ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
Настоящий стандарт
распространяется на электрические машины постоянного и трехфазного тока с
высотами оси вращения 56 мм и более и номинальной мощностью до 50 мВт, с
номинальной частотой вращения от &100 до 6000 об/мин
включ&.
На машины
вертикального исполнения стандарт распространяется только в случае измерения их
уровня вибрации в свободно подвешенном состоянии, исключая машины с высотами
оси вращения более 400 мм.
В части методов
оценки вибрации допускается применение требований настоящего стандарта к машинам
других видов и частот вращения.
Стандарт не
распространяется на машины, установленные на месте эксплуатации, трехфазные
коллекторные двигатели, однофазные машины, трехфазные машины, работающие в
однофазном режиме, гидрогенераторы, генераторы с постоянными магнитами, а также
на машины, соединенные с приводящими двигателями или приводимыми нагрузками.
Примечание. За
высоту оси машины без лап, машин с приподнятыми лапами или любой машины,
установленной вертикально, следует принимать высоту оси машины с такой же
базовой станиной, но с горизонтальным расположением вала машины на лапах IMB3
по ГОСТ 2479.
&Требования
настоящего стандарта являются обязательными.
Дополнительные
требования, отражающие потребности экономики страны, выделены курсивом&.
2. ЦЕЛЬ НАСТОЯЩЕГО
СТАНДАРТА
Настоящий стандарт устанавливает условия и порядок испытаний, а также
допустимый уровень вибрации машины, когда измерения проводят на отдельной
машине в испытательном помещении, в котором поддерживают соответствующие
условия.
Примечание. В
случае если вибрацию машин номинальной мощностью св. 300 кВт измеряют на месте
эксплуатации, &следует пользоваться специальными методиками, разработанными
для машин конкретных типов&.
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Термины и
определения - по ГОСТ 24346, ГОСТ 27471 и ГОСТ 18311.
4.
ИЗМЕРЯЕМАЯ ВЕЛИЧИНА
Критерием, принятым
для оценки интенсивности вибрации машин с частотой вращения 600 об/мин и выше, является среднее квадратическое значение виброскорости
(мм/с).
&
определяют непосредственным измерением или по результатам спектрального анализа
в диапазоне от частоты вращения, на которой проводят измерения, до 2000 Гц по
формуле
,&
где &
-
среднее квадратическое значение виброскорости,
полученное при спектральном анализе для i-й полосы фильтра; i = 1, 2... n, при
этом первая и n-я полосы фильтра должны включать соответственно нижнюю и
верхнюю граничные частоты заданной для измерения полосы частот.
Для крупных машин
(с высотой оси более 355 мм) с частотой вращения менее 600 об/мин определяют и нормируют пиковое значение виброперемещения S (мкм).&
Интенсивность
вибрации машины характеризуется наибольшим значением из числа измеренных в
предписанных точках (см. 7.2).
5. ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Измерительное
оборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ 17168 и ГОСТ 25275.
6.
УСТАНОВКА МАШИНЫ
Вибрация
электрической машины в значительной степени зависит от способа ее установки, и
поэтому желательно проводить измерение вибрации в условиях, близких к
действительным условиям ее установки и эксплуатации. Однако,
чтобы объективно оценить качество балансировки и вибрацию вращающихся
электрических машин, измерения необходимо проводить на отдельной машине, в
точно определенных условиях, чтобы можно было воспроизвести измерения и
сопоставить полученные результаты.
6.1. Свободная
подвеска
Машину подвешивают
на пружине или устанавливают на упругой опоре (пружине, резине и т.д.).
Собственная частота колебания машины вместе с системой подвески в шести
возможных степенях свободы должна быть менее четверти частоты, соответствующей
частоте вращения испытуемой машины, заданной в 7.3.
Дополнительная
масса упругой опоры не должна превышать 1/10 массы машины, чтобы избежать
заметного влияния массы и моментов инерции этих элементов на уровень вибрации.
6.2. Жесткое
крепление
Машина должна быть
закреплена на жестком основании непосредственно или через опорную плиту.
Необходимо
обеспечить, чтобы никакие горизонтальные и вертикальные собственные частоты
испытательного оборудования не совпадали с частотой, соответствующей частоте
вращения машины, или с какой-либо из гармоник этой частоты. Кроме того, способ
установки не должен вызывать значительного снижения критической скорости
ротора.
Способ крепления
будет соответствовать этим требованиям, или виброскорости,
измеренные в горизонтальном и вертикальном направлениях у лап машины или у
основания опор стояковых подшипников, или у основания статора, не превышают 50%
скоростей на опорах прилегающих подшипников в точках измерения, указанных в
7.2, в тех же направлениях.
7. УСЛОВИЯ
ИЗМЕРЕНИЯ
7.1. Шпонка
При балансировке и
измерении интенсивности вибрации машин, имеющих шпоночную канавку на конце
вала, используют полушпонку.
Примечание.
Теоретически правильная полушпонка,
выполненная таким образом, что заполняет шпоночную канавку до линии между валом
и монтируемой деталью, не используется и не является необходимой. На практике
используют прямоугольную шпонку полной длины и половинной высоты или шпонку
половинной длины и полной высоты, которую располагают в середине шпоночной
канавки.
7.2. Точки
измерения
Расположение точек
измерения и направления, в которых измеряют интенсивность вибрации, должно
соответствовать приведенным на рисунке 1 для машин с высотами оси от 56 до 400
мм включ., на рисунке 2 - для машин с высотами оси
более 400 мм и на рисунке 3 - для машин со стояковыми подшипниками.
Положение точек
измерения вибрации для машин
с высотой оси
вращения 56 - 400 мм
Рисунок 1
--------------------------------
<*> Если
недоступно, то измерять не следует.
Положение точек
измерения вибрации для машин
с высотой оси
вращения более 400 мм
(применимо для
обеих сторон машины)
Рисунок 2
--------------------------------
<*> Если
недоступно, то измерять не следует.
Положение точек
измерения вибрации для машин
с высотой оси
вращения более 400 мм со стояковыми
подшипниками
(применимо для обеих сторон машины)
Рисунок 3
--------------------------------
<*> Если
недоступно, то измерять не следует.
7.3.
Условия работы машин во время испытания
Машины переменного
тока должны питаться от источника с номинальными
частотой и напряжением практически синусоидальной формы по ГОСТ 183 и ГОСТ
28173.
Машины постоянного
тока должны питаться номинальным током возбуждения и таким напряжением, чтобы
вращаться с номинальной частотой.
Если не установлено
иное требование, то для машин, имеющих более одной фиксированной частоты
вращения, или для машин с бесступенчатым регулированием частоты допустимые
значения вибрации не должны быть превышены при любой рабочей частоте вращения.
В таблице 1 под
термином "номинальная частота вращения" следует понимать каждую
рабочую частоту вращения.
Для машин с двумя
направлениями вращения допустимые значения вибрации относятся к этим двум
направлениям.
Измерения
интенсивности вибрации проводят на машине, вращающейся на холостом ходу и без
соединения с приводом, если это возможно.
7.4. Вибродатчик
Необходимо обратить
внимание на то, чтобы контакт между датчиком и поверхностью машины
соответствовал инструкции предприятия - изготовителя датчика и не влиял на
вибрацию испытуемой машины. Важно также, чтобы давление и масса датчика не
оказывали значительного влияния на вибрационное состояние машины. Во всех
случаях общая масса узла датчика не должна превышать 1/50 массы машины.
8.
ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ВИБРАЦИИ
&В зависимости
от требований по вибрации электрические машины подразделяются на три категории:
- нормальные N;
- с пониженной
вибрацией R;
- с особо жесткими
требованиями по вибрации S&.
Допустимые значения
вибрации для машин с различной высотой оси вращения и двумя способами установки
приведены в таблице 1.
Таблица 1
Допустимые
значения вибрации
┌────┬────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐
│Ка- │
Номинальная │ Максимальное среднее квадратическое
значение │
│те- │
частота │ виброскорости
машины, мм/с, для высот оси H, мм,
│
│го-
│вращения, об/мин│ установленной │
│рия │
├──────────────────────────────────────────────────┬───────┤
│ма-
│ │ в свободно повешенном состоянии │в жест-│
│шины│ │
│ко за- │
│ │ │
│креп- │
│ │ │
│ленном │
│ │ │ │состо- │
│ │ │
│янии
│
│ │
├─────────────┬─────────────┬──────────────┬───────┼───────┤
│ │ │56 <= H <=
71│71 < H <= 132│132 < H <= 225│H >
225│H > 400│
├────┼────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼───────┼───────┤
│
N │600 <= n <=
1800│ 1,12 │
1,8 │ 1,8
│ 2,8 │
2,8 │
│ │1800 < n <= 6000│ 1,12
│ 1,8 │ 2,8
│ 4,5 │
2,8 │
├────┼────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼───────┼───────┤
│
&R │600 <= n <= 1800│
0,71 │ 0,71
│ 1,12 │
1,8 │ -
│
│ │1800 < n <= 6000│ 0,71
│ 1,12 │
1,8 │ 2,8
│ - │
├────┼────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼───────┼───────┤
│
S │600 <= n <=
1800│ 0,45 │
0,45 │ 0,71
│ 1,12 │ -
│
│ │1800 < n <= 6000│ 0,45
│ 0,71 │ 1,12
│ 1,8 │
-& │
└────┴────────────────┴─────────────┴─────────────┴──────────────┴───────┴───────┘
&Пиковое
значение виброперемещения подшипниковых опор крупных
машин с частотой менее 600 об/мин
не должно превышать 50 мкм.&
Примечания. 1. При
необходимости меньшие значения вибрации рекомендуется выбирать из
предпочтительного ряда: 0,45; 0,71; 1,12; 1,8 и 2,8 мм/с.
Способ измерения вибрации таких машин должен быть предварительно оговорен между
изготовителями и потребителями с учетом конкретных особенностей конструкции.
2. Для машин с
высотой оси H > 400 мм подходят оба способа измерения, но результаты
являются несопоставимыми. Если нет предварительной договоренности, то выбор
метода должен быть сделан изготовителем.
3. Оценка
аксиальной вибрации подшипников зависит от назначения и конструкции подшипника.
Для упорных подшипников аксиальная вибрация может быть приравнена к пульсации
механических напряжений, которые могут разрушить металлические гильзы
подшипника скольжения или детали подшипника качения. Аксиальную вибрацию данных
подшипников следует рассматривать как радиальную вибрацию.
В случае, когда
конструкция подшипника не предусматривает ограничения аксиального перемещения,
допустимы менее жесткие требования. Все это необходимо заранее согласовать
между изготовителем и потребителем.