МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 1996 г. N 18-43
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О
ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ
ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство
строительства Российской Федерации постановляет:
Утвердить Типовое
Положение о территориальном органе государственной вневедомственной экспертизы
Российской Федерации, подготовленное и внесенное Главным управлением
государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России.
Министр
строительства
Российской
Федерации
Е.В.БАСИН
Утверждено
Постановлением
Минстроя РФ
от 2 июля 1996 г. N
18-43
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие
положения
1.1. Система территориальных органов государственной вневедомственной
экспертизы Российской Федерации создана и функционирует в соответствии с
решениями Правительства Российской Федерации (Постановления от 29 сентября 1987
г. N 386, от 30 мая 1991 г. N 290, от 20 июня 1993 г. N 585) и Постановлением
Госстроя России от 29 октября 1993 г. N 18-41 для проведения государственной
экспертизы градостроительной и проектно-сметной документации независимо
от форм собственности, источников финансирования и принадлежности строек на
территории соответствующих регионов - субъектов Российской Федерации.
К указанным
территориальным экспертным органам относятся управления (центры, бюро, отделы)
государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, которые в части административной ответственности,
хозяйственной и финансовой деятельности подчиняются органам государственного
управления регионов, осуществляющим регулирование инвестиционной деятельности в
строительстве (минстроям (госстроям) республик в составе Российской Федерации,
администрациям краев, областей, автономных образований, мэриям Москвы и Санкт-Петербурга).
Организационное и
методическое руководство работой этих органов осуществляется Главным
управлением государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России
(Главгосэкспертизой России).
1.2. Территориальный орган государственной вневедомственной экспертизы
<*> в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, конституцией (уставом) и законодательством республики в составе
Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономного
образования, постановлениями и распоряжениями правительства республики в
составе Российской Федерации, администрации края, области, города федерального
значения, автономного образования, постановлениями и другими
нормативно-правовыми актами Минстроя (Госстроя) России, действующими
нормативными документами, рекомендациями по методологии экспертизы и
организационно-методическими документами Главгосэкспертизы России, а также
Положением о территориальном органе госэкспертизы.
--------------------------------
<*> Далее
территориальный орган госэкспертизы.
1.3.
Территориальный орган госэкспертизы по своему статусу относится к
государственным органам, осуществляющим контроль за
качеством проектной документации, и лицензированию не подлежит.
1.4.
Территориальный орган госэкспертизы в соответствии с решением администрации
субъекта Российской Федерации может привлекаться к выполнению дополнительных
функций (лицензирование строительной деятельности, ценообразование в
строительстве, организация и проведение подрядных торгов и др.). В этом случае
методическое руководство органом госэкспертизы по указанным направлениям
деятельности осуществляется соответствующими подразделениями Минстроя России.
1.5.
Территориальный орган госэкспертизы является юридическим лицом с правом
открывать в банках расчетный, валютный и другие счета, имеет печать и штамп
установленных образцов и другие реквизиты.
2. Основные
задачи и ответственность
2.1. Основными
задачами территориального органа госэкспертизы являются:
проведение
комплексной экспертизы обоснований инвестиций, технико-экономических
обоснований (проектов) строительства, реконструкции, расширения и технического
перевооружения предприятий, зданий и сооружений <*> и градостроительной
документации в целях обеспечения конструктивной надежности, высокого качества
архитектурных и градостроительных решений, эксплуатационной безопасности,
рационального и экономного использования всех видов ресурсов, соответствия
государственным нормам, стандартам, правилам, включая требования в области
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
--------------------------------
<*>
Технико-экономические обоснования (проекты) строительства, реконструкции,
расширения и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений в
дальнейшем именуются - проекты строительства.
осуществление контроля за соблюдением в проектах строительства основных
направлений государственной инвестиционной и градостроительной политики, за комплексным
решением вопросов строительства производственных объектов, жилых домов, других
объектов социальной сферы и охраны окружающей среды, развития инженерной
инфраструктуры, а также проверка реализации предложений госэкспертизы по
совершенствованию проектных решений при дальнейшем проектировании и
строительстве;
проведение на
территории региона совместно с архитектурно-градостроительными органами,
органом лицензирования строительной деятельности, инспекциями Государственного
архитектурно-строительного надзора, центром ценообразования в строительстве
работы, направленной на повышение качества проектирования и строительства.
2.2.
Территориальный орган госэкспертизы несет ответственность за проведение
квалифицированной и объективной экспертизы проектной документации в
установленные сроки, обоснованность рекомендаций по утверждению, доработке или
отклонению проектов строительства и градостроительной документации.
3. Функции
Территориальный
орган госэкспертизы в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет
следующие функции:
3.1. Проводит в
установленном порядке комплексную экспертизу:
проектов
строительства, осуществляемого за счет средств на капитальное строительство из
бюджета и внебюджетных фондов региона - субъекта Российской Федерации, а также
местных бюджетов и внебюджетных фондов входящих в его состав муниципальных
образований (городов, районов, населенных пунктов);
градостроительной
документации, включая схемы и проекты районной планировки,
административно-территориальных образований; генеральные планы городов и других
поселений с расчетной численностью до 500 тыс. человек, территорий сельских
органов местного самоуправления, функциональных территорий; проекты городской,
поселковой черты; проекты детальной планировки; проекты застройки кварталов,
участков городов и других поселений.
По указанной
документации орган госэкспертизы подготавливает сводные экспертные заключения с
учетом требований заключений соответствующих отраслевых и специализированных
экспертиз или с их участием, а также результатов рассмотрения архитектурно -
градостроительными органами и общественного обсуждения проектных решений по
объектам, имеющим важное градостроительное и социальное значение.
3.2. Проводит экспертизу представляемых в установленном порядке проектов
строительства, обоснований инвестиций, бизнес-планов, других предпроектных
материалов на строительство, реконструкцию и расширение предприятий, зданий и
сооружений на территории региона независимо от источников финансирования, форм
собственности и принадлежности в части вопросов, относящихся к компетенции
соответствующих административных органов государственного управления и местного
самоуправления, включая оценку долговременных последствий от намечаемого
строительства, эксплуатационной надежности, экологической и санитарно -
эпидемиологической безопасности, конструктивной устойчивости проектируемых
объектов, рациональности их размещения, использования природных и трудовых
ресурсов.
3.3. Устанавливает
при экспертизе соответствие проектных решений исходным данным, техническим
условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов, выдаваемым
архитектурно-градостроительными органами, органами государственного надзора
(контроля) и заинтересованными организациями при согласовании места размещения
объекта, а также обоснованность указанных технических условий и требований.
3.4. Выполняет для
заказчиков экспертизу проектно-сметной документации на строительство объектов
производственного и непроизводственного назначения, финансируемого за счет
собственных средств или кредитов банков, осуществляет работы по экспертному
сопровождению проектно-сметной документации, включая техническую и методическую
помощь. Эти работы выполняются на договорной основе за счет средств заказчиков.
3.5. Участвует в
рассмотрении утверждаемых администрацией субъекта Российской Федерации,
администрациями городов и районов заданий на разработку технико-экономических
обоснований и проектов строительства предприятий, зданий и сооружений.
3.6. Обобщает
результаты экспертизы градостроительной и проектно-сметной документации на
территории региона, анализирует качественный уровень проектирования и вносит в
установленном порядке предложения по совершенствованию проектно-сметного дела,
его нормативной базы и методологии экспертизы.
Проводит изучение и
систематизацию передового опыта проектирования, строительства, экспертизы
проектов и смет, осуществляет распространение этого опыта на территории
региона.
3.7. Взаимодействует в территориальными органами архитектуры и
градостроительства, органами лицензирования строительной деятельности,
инспекциями Государственного архитектурно - строительного надзора, региональным
центром ценообразования в строительстве и другими государственными службами
строительного комплекса в регионе по вопросам повышения качества проектной и
строительной продукции, осуществляет на территории региона в соответствии с
установленным порядком экспертизу субъектов лицензирования проектной и
экспертно-консультационной деятельности в проектной сфере, включая контроль за
качеством разрабатываемых ими проектов.
3.8. Осуществляет в
интересах объективного и комплексного рассмотрения проектной документации
взаимодействие функционирующих на территории региона специализированных
экспертиз, экспертных подразделений отраслевых министерств (ведомств) и органов
государственного надзора при экспертизе конкретных объектов.
3.9. Участвует по решению администрации субъекта Российской Федерации в
межведомственных комиссиях региона по ценообразованию в строительстве и по
размещению производительных сил и выбору новых участков под строительство
сложных и крупных объектов, а также в работе, связанной с организацией и
проведением торгов (тендеров) подрядных работ по объектам регионального и
муниципального заказа, осуществляет оценку (экспертизу) оферт победителей
(участников) торгов.
3.10. Осуществляет контроль за деятельностью служб государственной
вневедомственной экспертизы отдельных городов и районов региона в порядке,
установленном при создании этих служб.
4. Права
4.1.
Территориальный орган госэкспертизы имеет право:
4.1.1.
Рекомендовать к утверждению, отклонять или возвращать заказчикам на доработку
предпроектную, проектную и градостроительную документацию по результатам
экспертизы.
4.1.2. Проводить
выборочный контроль технико-экономических обоснований и проектов строительства,
осуществляемого на территории региона независимо от источников финансирования,
форм собственности и подчиненности в части вопросов, относящихся к компетенции
административных органов государственного управления и местного самоуправления,
проверять реализацию решений и рекомендаций своих экспертных заключений при
дальнейшем проектировании и строительстве.
4.1.3. Принимать
участие по решению Главгосэкспертизы России в рассмотрении отдельных разделов и
вопросов при экспертизе градостроительной документации и проектов строительства
объектов федерального значения.
4.1.4. Обращаться в
соответствующие вышестоящие органы по решению разногласий, возникающих при
экспертизе проектно-сметной документации.
4.1.5. Вносить, в
случае необходимости, предложения:
в инспекции
государственного архитектурно-строительного надзора - о применении в
установленном порядке штрафных санкций и мер административного воздействия к
предприятиям, организациям и другим юридическим лицам за правонарушения в
области проектирования;
в органы
лицензирования строительной деятельности - о приостановлении действия или
аннулировании лицензий на выполнение проектных работ за нарушение требований
действующих нормативных документов, низкое качество проектирования и
невыполнение замечаний экспертизы по доработке проектной документации, носящих
обязательный характер.
4.1.6. Получать от
государственных и муниципальных органов управления и подведомственных им
предприятий и организаций, а также от других организаций - заказчиков
материалы, необходимые для проведения экспертизы.
4.1.7. Привлекать в
установленном порядке для проведения экспертизы проектные,
научно-исследовательские и другие организации Российской Федерации, а также
отдельных высококвалифицированных специалистов, авторитетных ученых и
работников производства, создавать в необходимых случаях временные экспертные
коллективы.
4.1.8. Приглашать
для участия в рассмотрении проектно-сметной документации представителей
заказчиков, проектных и других заинтересованных организаций.
4.1.9. Оказывать на договорной основе консультационную, техническую и
практическую помощь заказчикам, строительным, проектным и другим организациям,
частным инвесторам, гражданам в условиях становления рыночной экономики,
включая рассмотрение документации на капитальный ремонт зданий и сооружений,
технико-экономический аудит при реализации незавершенного строительства,
участие в организации и проведении тендеров проектных и подрядных работ,
экспертное сопровождение конкретных объектов после экспертизы в ходе их
дальнейшего проектирования и строительства, платные услуги методологического,
разъяснительного и информационного характера и др.
4.1.10.
Разрабатывать на основе нормативно-методических документов и рекомендаций
Главгосэкспертизы России и вводить в действие в установленном порядке
территориальные методические документы по вопросам рассмотрения и оценки
качества различных видов и разделов проектной документации.
4.1.11. Принимать
участие в рассмотрении проектов региональных нормативных документов в области
проектирования и строительства и выдавать по ним заключения.
4.1.12. Создавать
при необходимости Совет экспертизы для рассмотрения проектной документации по
наиболее сложным и крупным объектам с привлечением ученых, специалистов и
заинтересованных организаций.
4.1.13.
Осуществлять по решению администрации субъекта Российской Федерации другие виды
деятельности, связанные с проведением территориальной инвестиционной политики в
строительстве.
4.1.14. Проводить в
установленном порядке совещания и семинары по вопросам, входящим в компетенцию
территориального органа госэкспертизы.
4.2.
Территориальный орган госкспертизы издает в пределах своей компетенции приказы,
организует и проверяет их исполнение.
5.
Руководство
5.1.
Территориальный орган госэкспертизы возглавляется начальником, назначаемым в
порядке, установленном для назначения руководителей органов
государственного управления администрации субъекта Российской Федерации
по согласованию с Главгосэкспертизой России.
5.2. Начальник
территориального органа госэкспертизы:
5.2.1. Несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган
госэкспертизы задач и осуществление им своих функций.
5.2.2.
Устанавливает степень ответственности своих заместителей и руководителей
структурных подразделений, определяет разграничение функций между ними,
утверждает положения об этих подразделениях и должностные инструкции на всех сотрудников,
в установленном порядке назначает и освобождает их от должности.
5.2.3. Планирует
деятельность экспертного органа по всем видам работ, координирует и регулирует
их выполнение, дает указания по выполнению отдельных поручений, определяет
загрузку подчиненных, контролирует и анализирует их работу.
5.2.4. Представляет
территориальный орган госэкспертизы во всех организациях, предприятиях,
учреждениях, органах государственного управления и надзора, судах, арбитражных
судах, финансовых органах, налоговых службах, банках без особой на то
доверенности.
5.2.5. Подписывает
приказы, планы работ и все исходящие из территориального органа госэкспертизы
официальные документы, связанные с экспертизой проектной и градостроительной
документации, отчетные данные, другие материалы и документы о деятельности
организации.
5.2.6.
Распоряжается имуществом и финансовыми средствами территориального органа
госэкспертизы, выдает доверенности (в том числе с правом передоверия),
открывает в банках расчетный и другие счета, обеспечивает правовое
осуществление хозяйственной и финансовой деятельности.
6.
Структурная принадлежность, штаты, финансирование
имущество,
отчетность
6.1.
Территориальный орган госэкспертизы:
входит в структуру
государственных органов региона (республики в составе Российской Федерации,
края, области, города федерального значения, автономного образования);
функционирует при
минстрое (госстрое) республики в составе Российской Федерации, администрации
края, области, города федерального значения, автономного образования как
самостоятельный субъект хозяйствования, что устанавливается
нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
6.2. Структура и
штаты территориального органа госэкспертизы устанавливаются исходя из объемов
выполняемых работ по экспертизе градостроительной и проектно-сметной
документации, а также с учетом осуществления возлагаемых на него других задач и
функций.
Структура, штаты и
должностные оклады сотрудников территориального органа госэкспертизы
утверждаются в порядке, устанавливаемом соответствующим органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
Штатная численность
территориального органа госэкспертизы устанавливается с учетом необходимого
подбора высококвалифицированных специалистов - экспертов разного профиля по
основным разделам проектов и соответствующих работников руководящего состава и
вспомогательного персонала.
6.3. Источниками
финансирования содержания территориального органа госэкспертизы могут быть:
средства,
выделяемые на капитальное строительство и содержание аппарата органов
государственного управления из бюджета и внебюджетных фондов субъекта
Российской Федерации, а также средства, выделяемые на капитальное строительство
из местных бюджетов и внебюджетных фондов входящих в его состав муниципальных
образований (городов, районов населенных пунктов);
средства,
поступающие от заказчиков (инвесторов) по договорам за выполнение работ по
экспертизе проектной документации на строительство за счет их собственных
финансовых ресурсов или кредитов банков, а также за оказание других платных
услуг;
средства,
получаемые от деятельности, осуществляемой в соответствии с целями и задачами,
для которых создан территориальный орган госэкспертизы, включая средства, поступающие
от реализации нормативно-методических документов, разрабатываемых органом
госэкспертизы.
6.4.
Территориальный орган госэкспертизы имеет необходимое для функционирования
имущество и самостоятельный баланс.
Имущество
территориального органа госэкспертизы может включать:
государственное
(субъекта Российской Федерации) или муниципальное имущество, закрепленное за
ним на правах оперативного управления, а также приобретенное за счет средств,
выделяемых ему по смете из бюджетных ассигнований;
имущество,
полученное (приобретенное) за счет доходов от договорных работ, платных услуг и
средств спонсоров.
6.5.
Территориальный орган госэкспертизы согласно установленному порядку и формам
отчетности представляет в соответствующие государственные органы материалы
годового отчета по итогам работы, бухгалтерского учета, другие отчетные данные
и необходимую информацию о результатах производственной, хозяйственной и
финансовой деятельности.