МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июля 1996 г. N 24-10-3/177
Минстрой
России Постановлением от 04.07.96 N 18-44 утвердил "Типовое положение об
органе государственной отраслевой экспертизы Министерства (ведомства)
Российской Федерации", разработанное в соответствии с решениями
Всероссийского совещания экспертных органов (апрель 1995 г.) и поручением
коллегии министерства (протокол заседания от 14.06.95 N 9, вопрос II, пункт 3)
исходя из требований нового законодательства страны.
Указанный
документ подготовлен с учетом принципиальных подходов к деятельности
государственных экспертных органов, установленных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 20.06.93 N 585, Постановлением Госстроя России от
29.10.93 N 18-41 и Инструкцией о порядке проведения государственной экспертизы
проектов строительства (РДС 11-201-95), предварительно рассмотрен и одобрен на
совещании руководителей экспертных органов с участием представителей 18
министерств и ведомств (февраль 1996 г.).
Минстрой России
направляет "Типовое положение" и рекомендует на его основе
разработать и утвердить новые (или уточнить действующие) положения об
отраслевых экспертных органах.
Член коллегии
Минстроя
России, Начальник
Главгосэкспертизы России
Ю.Б.ЖУКОВСКИЙ
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 1996 г. N 18-44
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
МИНИСТЕРСТВА (ВЕДОМСТВА) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Министерство
строительства Российской Федерации постановляет:
Утвердить
"Типовое положение об органе государственной отраслевой экспертизы
министерства (ведомства) Российской Федерации", подготовленное и внесенное
Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое
России.
Министр
строительства
Российской
Федерации
Е.В.БАСИН
Утверждено
Постановлением
Минстроя России
от 4 июля 1996 г. N
18-44
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
МИНИСТЕРСТВА (ВЕДОМСТВА) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие
положения
1.1. Министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные
службы, государственные акционерные общества и государственные компании
Российской Федерации, осуществляющие функции государственных заказчиков на
капитальное строительство за счет средств федерального бюджета и иных
источников финансирования, включая организацию проектной подготовки
строительства и экспертизу предпроектной и проектной
документации, проводимую в соответствии с Положениями о разграничении функций
между этими министерствами (ведомствами) и Министерством строительства
Российской Федерации (Минстроем России), создают специальные экспертные
органы - управления, отделы и другие службы государственной отраслевой
экспертизы.
1.2. Управления
(отделы, службы) государственной отраслевой экспертизы являются
самостоятельными структурными подразделениями в центральном аппарате
министерств и ведомств и подчиняются министрам и руководителям ведомств или их
первым заместителям, имеют печати и штампы установленных образцов
и другие реквизиты.
1.3. Орган государственной отраслевой экспертизы в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами,
Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и решениями
министерства (ведомства), постановлениями и другими нормативно - правовыми
актами Минстроя (Госстроя) России в области проектирования и строительства,
действующими нормативными документами, рекомендациями Главного управления
государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России (Главэкспертизы России) по вопросам методологии
экспертизы, а также Положением об органе государственной отраслевой экспертизы.
2. Основные
задачи и ответственность
2.1. Основными
задачами государственной отраслевой экспертизы <*> являются:
проведение
экспертизы обоснований инвестиций, другой предпроектной
документации, технико-экономических обоснований (проектов) строительства,
реконструкции, расширения и технического перевооружения предприятий, зданий и
сооружений <**> в системе министерства (ведомства), а также
экспериментальных, типовых и многократного применения (базовых) проектов,
разрабатываемых по заказу министерства (ведомства), в целях соответствия
принимаемых проектных решений современной технической политике в отрасли (подотрасли), рационального использования всех видов
ресурсов, применения передовых технологических процессов и оборудования, обеспечения конструктивной надежности зданий и
сооружений, эксплуатационной и экологической безопасности объектов;
осуществление контроля за соблюдением в проектной документации требований
общегосударственных и отраслевых норм и правил, за комплексным решением
вопросов строительства производственных объектов, жилых зданий, других объектов
социального назначения и охраны окружающей среды, а также за реализацией своих
замечаний и предложений по совершенствованию проектных решений при дальнейшем
проектировании и строительстве;
осуществление
методического руководства деятельностью экспертных подразделений в системе
министерства (ведомства), созданных и функционирующих в установленном порядке,
и проведение соответствующей работы с заказчиками и проектными организациями,
направленной на повышение качества проектирования.
--------------------------------
<*> Далее
экспертный орган.
<**>
Технико-экономические обоснования (проекты) строительства, реконструкции,
расширения и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений в
дальнейшем именуются - проекты строительства.
2.2. Экспертный
орган несет ответственность за проведение квалифицированной и объективной
экспертизы предпроектной и проектной документации в
установленные сроки, обоснованность рекомендаций по ее утверждению, доработке
или отклонению.
3. Функции
Экспертный орган
осуществляет следующие функции:
3.1. Проводит в
установленном порядке экспертизу проектов строительства и других видов
проектной документации, разрабатываемых в системе министерства (ведомства) и
подготавливает по ним экспертные заключения с учетом требований заключений
специализированных экспертиз или с их участием.
3.2. Проверяет при
экспертизе проектов строительства соответствие их исходным данным, техническим
условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов, выдаваемым
архитектурно-градостроительными органами, органами государственного надзора
(контроля) и заинтересованными организациями при согласовании размещения
объекта, а также обоснованности указанных технических условий и требований.
3.3. Рассматривает
представляемые в установленном порядке схемы развития отраслей (подотраслей) промышленности, народного хозяйства и
социальной сферы, возглавляемых министерством (ведомством), обоснования
инвестиций, бизнес-планы, другие предпроектные
материалы на строительство.
3.4. Рассматривает
задания на проектирование и разработку предпроектной
документации.
3.5. Рассматривает
проекты отраслевых нормативных документов, а также общегосударственных норм и
правил, за подготовку которых несет ответственность министерство (ведомство) и
выдает по ним заключения.
3.6. Обобщает
результаты экспертизы проектно-сметной документации в системе министерства
(ведомства), анализирует качественный уровень проектирования и вносит в
установленном порядке предложения о совершенствовании проектно-сметного дела,
его нормативной базы и методологии экспертизы.
3.7.
Взаимодействует с Главгосэкспертизой России при
рассмотрении проектов строительства наиболее крупных и сложных объектов, по
вопросам методологии экспертизы, представляет в Главгосэкспертизу
России материалы годовых отчетов о своей деятельности по установленной форме.
3.8.
Взаимодействует с территориальными органами государственной вневедомственной
экспертизы при рассмотрении проектной документации на строительство объектов на
территории соответствующих регионов и по другим вопросам.
3.9. Подготавливает
и представляет на утверждение руководству министерства (ведомства) документы о
порядке проведения государственной экспертизы предпроектной
и проектной документации в системе министерства (ведомства).
3.10.
Подготавливает для руководства министерства (ведомства) доклады, справочные и
другие материалы о качественном уровне проектных решений и результатах работы
экспертного органа.
4. Права
Экспертному органу
предоставляется право:
4.1. Рекомендовать
к утверждению, отклонять или возвращать на доработку проекты строительства и
другие виды проектной и предпроектной документации по
результатам их экспертизы.
4.2. Осуществлять контроль за реализацией замечаний и предложений экспертных
заключений при дальнейшем проектировании и строительстве.
4.3. Привлекать в
установленном порядке для выполнения работ по экспертизе инженерно-технический
персонал структурных подразделений министерства (ведомства), подведомственных
ему предприятий, научно-исследовательских, проектных и других организаций, а
также специалистов других министерств (ведомств), создавать в необходимых
случаях временные экспертные комиссии.
4.4. Проводить
выборочный контроль за качеством проектно - сметной
документации, утверждаемой подведомственными министерству (ведомству)
предприятиями и организациями.
4.5. Получать от
структурных подразделений министерства (ведомства), подведомственных ему
предприятий, организаций - заказчиков и проектных организаций все необходимые
для проведения экспертизы материалы (техническую документацию, справки,
расчеты, обоснования и т. д.).
4.6. Приглашать для
участия в рассмотрении проектно-сметной документации представителей заказчиков,
проектных, научно - исследовательских и других заинтересованных организаций.
4.7. Вносить в соответствующие государственные органы предложения о привлечении
к ответственности в соответствии с действующим законодательством
руководителей проектных организаций и должностных лиц, виновных в низком
качестве разработанной проектно-сметной документации, а также о лишении
предприятий и организаций лицензий на выполнение проектных и изыскательских
работ полностью или частично.
4.8. Разрабатывать
соответствующие положения, рекомендации, решения и другие документы по вопросам
организации и методики проведения экспертизы для подведомственных экспертных
подразделений.
4.9. Проводить в
установленном порядке совещания и семинары по вопросам, входящим в компетенцию
экспертного органа.
5.
Руководство. Структура и штаты
5.1. Экспертный орган
возглавляется начальником, назначаемым в порядке, установленном для назначения
руководителей структурных подразделений министерства (ведомства).
5.2. Начальник
экспертного органа:
5.2.1. Несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на экспертный орган
задач и осуществление им своих функций.
5.2.2.
Устанавливает степень ответственности своих заместителей и других
руководителей, определяет разграничение функций между ними, утверждает
положение о внутриструктурных подразделениях и должностные инструкции на всех
сотрудников.
5.2.3. Планирует
деятельность экспертного органа по всем видам работ, координирует их
выполнение, дает указания на выполнение отдельных поручений, контролирует
работу подчиненных.
5.2.4. Представляет
экспертный орган, а по отдельным вопросам министерство (ведомство) по решению
его руководства во всех государственных органах, предприятиях и организациях.
5.2.5. Подписывает
исходящие из экспертного органа официальные документы, связанные с экспертизой
проектной документации, отчетные данные, другие материалы и документы о
деятельности экспертного органа.
5.2.6. Создает в
необходимых случаях для выполнения работ по экспертизе временные экспертные
комиссии с привлечением необходимых специалистов аппарата министерства (ведомства),
других министерств (ведомств) и организаций, определяет их предназначение и
задачи.
5.2.7. Издает в
пределах своих полномочий и установленного порядка указания и рекомендации для
подведомственных экспертных подразделений.
5.3. Структура и
штаты экспертного органа утверждаются министром (руководителем ведомства) или
его первым заместителем исходя из общей структуры и штатов центрального
аппарата министерства (ведомства).
Штатная численность
устанавливается исходя из необходимости обеспечения выполнения всех возложенных
на экспертный орган задач и функций.
Комплектование
экспертного органа должно предусматривать замещение должностей
высококвалифицированными специалистами разного профиля по основным разделам
проектов.
5.4. Финансирование
содержания экспертного органа и оплата работы внештатных экспертов
осуществляется в порядке, установленном соответствующим решением министерства
(ведомства) согласно действующим нормативно-правовым актам Российской
Федерации.