МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 ноября 1996 г. N БЕ-19-31/28
О РЕШЕНИИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"РОЛЬ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ РЕГИОНА"
В
соответствии с полномочиями, предоставленными Министерству строительства
Российской Федерации Правительством Российской Федерации, а также
"Генеральным соглашением о взаимодействии Минстроя России и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архитектуры,
строительства и жилищно-коммунального хозяйства", заключенным субъектами
Российской Федерации с Минстроем России в мае 1995 года, министерство
осуществляет планомерную работу по формированию в Российской Федерации новой
жилищной политики. Принятые на
федеральном уровне необходимые законодательные документы служат правовой
основой осуществления организационных и хозяйственно - финансовых изменений в
жилищно-коммунальном хозяйстве.
В то же
время, как показывает опыт, процесс реформирования жилищно-коммунальных
правоотношений, связанный с переходом на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услуг, формированием рыночных структур управления
жилищно-коммунальной собственностью, демонополизацией отрасли и изысканием
новых, нетрадиционных источников инвестирования развития этой жизненно значимой
сферы экономики, идет медленно и не приобрел до настоящего времени
целенаправленного и последовательного характера.
Проблемы
реформирования жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе были
рассмотрены на научно-практической конференции "Роль реформы
жилищно-коммунальных правоотношений в социально-экономической стабилизации
региона", проведенной Минстроем России и администрацией Волгоградской
области 5 - 6 ноября т.г. в г. Михайловке
Волгоградской области.
Направляю для
руководства при осуществлении экономических реформ в жилищно-коммунальном
хозяйстве территории принятый участниками конференции итоговый документ.
Прошу довести вышеуказанное до сведения органов управления
жилищно-коммунального хозяйства региона и органов местного самоуправления.
Министр
строительства РФ
Е.В.БАСИН
Приложение
РЕШЕНИЕ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ
"РОЛЬ РЕФОРМЫ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
В
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ РЕГИОНА"
г. Волгоград 5 ноября 1996 г.
Заслушав и
обсудив доклады и сообщения руководителей глав администраций субъектов
Российской Федерации, местного самоуправления, ученых и специалистов -
практиков органов управления жилищно-коммунальным хозяйством, комитетов по
защите прав потребителей, органов ценообразования, финансирования и социальной
защиты населения из 23 регионов России (Республики Чувашия, Красноярского края,
г. Москвы, Мурманской, Волгоградской, Тюменской, Челябинской, Самарской и
других областей) о ходе формирования нового хозяйственно-финансового механизма
и структуры управления жилищно-коммунальным
хозяйством в свете реализации Закона Российской Федерации "Об основах
федеральной жилищной политики"; Федеральных законов "О развитии
конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках",
"О защите прав потребителей", "Об основных принципах
формирования местного самоуправления", "О товариществах собственников
жилья"; Указов Президента Российской Федерации "Об
утверждении нового этапа Программы "Жилище", "О развитии
конкуренции в сфере эксплуатации и ремонта жилищного фонда"; Постановления
Правительства Российской Федерации "Об упорядочении системы оплаты жилья и
коммунальных услуг" и других правовых документов; изучив опыт администрации
Волгоградской области по структурной перестройке системы управления отраслью на
областном и муниципальном уровнях, участники научно-практической конференции
констатировали следующее:
Особенности
экономических преобразований в жилищно - коммунальном хозяйстве теснейшим образом
связаны с наследием ушедшей в прошлое централизованной
системы управления этой отраслью.
Несмотря на
огромные средства, затрачиваемые государством на содержание и ремонт объектов
жилищно-коммунального хозяйства, число очередников не уменьшалось, а качество
жилищно - коммунального обслуживания не удовлетворяло предъявляемым к нему
требованиям. Главная причина состояла в том, что в решении этой проблемы не
участвовали непосредственно граждане, а их права были ограничены. Жилье нельзя
было продать, купить, передать по наследству, а эксплуатационные расходы и
инвестиции на расширенное воспроизводство финансировались, в основном, за счет
бюджетных средств, так как квартирная плата и плата за коммунальные услуги
носили символический характер и составляли немногим более 3% издержек по их
производству.
Сложившаяся в
прошлом политика замораживания тарифов на жилищные и коммунальные услуги для
населения на уровне 1926 года при систематическом недофинансировании из
бюджетов различных уровней ремонтно-эксплуатационных нужд привела к обветшанию
жилищного фонда, снижению надежности инженерных систем. Устарели применяемые
технологии, особенно расточительно расходуются топливно-энергетические ресурсы.
Радикальные
экономические преобразования в этой сфере экономики, ставшие очевидными,
начались на местах в 1993 году, после принятия необходимых законодательных
документов. За два года рост ставок оплаты услуг, при котором доля населения в
покрытии эксплуатационных издержек возросла до 20 - 40%, позволил преодолеть
отставание ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг от темпов инфляции.
Однако, в связи с
тем, что в 1995 - 1996 гг. сложилась неблагоприятная динамика доходов
населения, рост платежей за услуги ЖКХ населением проходил болезненно. Это
вызвало необходимость изменения темпов и этапов реформы оплаты жилья и коммунальных
услуг. Законом Российской Федерации о внесении изменений в Закон Российской
Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", принятым 8
декабря 1995 года, было предусмотрено увеличение срока поэтапного перехода к
оплате жилья и коммунальных услуг в размере, обеспечивающем возмещение издержек
на их производство и предоставление, с 5 до 10 лет.
Если на первом
этапе реформы жилищно-коммунального хозяйства основные усилия были направлены
на проведение приватизации и повышение доли платежей населения за жилье и
коммунальные услуги, то в настоящее время, как показывает опыт, требуется
социально - дифференцированный подход к проблемам реформирования жилищно -
коммунальных правоотношений в этой отрасли экономики.
Целью нового этапа
реформы жилищно-коммунального хозяйства должен стать постепенный перевод его на
режим безубыточного функционирования. Необходимо изменить существующий порядок,
при котором дотации жилищно-коммунальному хозяйству являются безадресными,
предоставляются производителю, а не потребителю услуг, что дискредитирует
беднейшие категории населения, то есть фактически субсидируется наиболее
состоятельная часть граждан, занимающая, как правило, большие жилые помещения и
потребляющая больше электроэнергии, тепла, воды и т.д. Реформу
жилищно - коммунального хозяйства необходимо проводить с одновременным
принятием мер по обеспечению социальной защиты малообеспеченных групп
населения, при этом темпы роста уровня покрытия гражданами затрат на
жилищно-коммунальные услуги должны быть согласованы с темпами роста доходов
населения, а также сокращения перекрестного субсидирования в отраслях
естественных монополий с тем, чтобы не допустить резкого возрастания нагрузки
на местные бюджеты.
Снижение издержек
и, соответственно, тарифов на жилищно - коммунальные услуги должно
осуществляться на основе коммерческого учета потребляемых в жилищном секторе
тепла, воды, газа, внедрения ресурсосберегающих технологий, а также
соответствующих институциональных преобразований (развитие конкуренции в сфере
ЖКХ, становление товариществ собственников жилья, антимонопольного
регулирования деятельности предприятий естественных монополистов и т.д.).
В целях
осуществления последовательной и целенаправленной работы по эффективному
реформированию жилищно-коммунальных правоотношений на местах участники
научно-практической конференции решили:
1. Считать
изменение структуры управления жилищно - коммунальным хозяйством территории на
принципах разграничения функций по владению (управлению) и хозяйствованию
объектами ЖКХ; введение договорных отношений в сфере производства и потребления
жилищно-коммунальных услуг - основой экономических преобразований в отрасли и,
как следствие этого, эффективного функционирования объектов жизнеобеспечения
городов и населенных пунктов.
При этом, как показывает
опыт, органы управления ЖКХ на уровне субъектов Российской Федерации не должны
быть обременены хозяйственными функциями. Введение этих функций в соответствии
с Гражданским кодексом Российской Федерации коммерциализирует
деятельность этих органов, понуждая их, в большей степени, к получению прибыли,
а не к эффективному регулированию возникающих в этой сфере экономики
правоотношений в интересах территории (общества, конкретного предприятия,
потребителя).
2. Одобрить опыт
администрации Волгоградской области по реформированию жилищно-коммунальных
правоотношений на областном и муниципальном уровнях и рекомендовать его органам
законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления для практического применения на своей территории.
3. Просить
Министерство строительства Российской Федерации:
- провести
Всероссийское совещание руководителей правительств, глав администраций и
органов управления жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской
Федерации с участием заинтересованных министерств и ведомств по проблемам
реформирования жилищно-коммунальных правоотношений;
- ускорить принятие
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации:
- Жилищного кодекса
Российской Федерации;
- Федеральных
законов:
- "О внесении
изменений в Закон Российской Федерации "Об административных
правонарушениях" (в части штрафных санкций за некачественное содержание
жилищного фонда);
- "О
Государственной жилищной инспекции";
- "О
минимальных государственных социальных стандартах в жилищно-коммунальном
хозяйстве";
- "О внесении
изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость" (в части освобождения от налога собственников жилья и
организаций, осуществляющих его эксплуатацию и ремонт);
- "Об
унитарном муниципальном предприятии";
- подготовить и
внести в Правительство Российской Федерации предложения по упорядочению системы
предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
4. Просить органы
законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления:
- ввести в местных
бюджетах защищенную статью расходов, обеспечивающих устойчивую работу
жилищно-коммунального хозяйства территории;
- активизировать
работу по реформированию жилищно - коммунальных правоотношений с целью перехода
от бюджетного дотирования потребляемых населением услуг ЖКХ к их полной оплате
населением с применением мер социальной защиты малоимущих слоев населения;
снижения издержек и тарифов на услуги ЖКХ на основе коммерческого учета
потребляемых в жилищном секторе ресурсов, внедрения ресурсосберегающих
технологий; развития конкуренции в сфере
жилищно-коммунального обслуживания и осуществления антимонопольного
регулирования деятельности предприятий естественных монополий;
- содействовать
формированию на местах органов (служб заказчика), осуществляющих формирование
заказа по жилищно - коммунальному обслуживанию населения, проживающего в
государственном и муниципальном жилищном фонде, а также передаче функций
управления жилыми домами органам жилищного самоуправления (товариществам
собственников жилья, жилищным союзам и т.п.);
- повышать роль
Государственной жилищной инспекции в контроле за качественным и надежным
жилищно-коммунальным обслуживанием населения.
Сопредседатели
оргкомитета
научно-практической
конференции:
Заместитель главы
администрации
Волгоградской
области
И.И.НИКИТИН
Заместитель
Начальника
Департамента ЖКХ
Минстроя России
Л.Н.ЧЕРНЫШОВ