Принят и введен в действие
Постановлением
Госстандарта РФ
от 28 ноября 1996
г. N 654
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Safety
in emergencies. Elimination of emergencies.
General requirements
ГОСТ Р 22.8.01-96
Группа Т58
ОКС 13.020;
ОКСТУ 0022
Дата введения
1 января 1998 года
Предисловие
1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом
по проблемам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов
Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона,
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций".
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская
оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций".
2. Принят и введен
в действие Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. N 654.
3. Стандарт
разработан в обеспечение реализации Законов Российской Федерации "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей",
"О пожарной безопасности".
4. Введен впервые.
5. Издание (ноябрь
2000 г.) с Изменением N 1, принятым в мае 2000 г. (ИУС 8-2000).
1. Область
применения
Настоящий стандарт
устанавливает общие требования к ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных
и военных чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Положения
настоящего стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение
вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
Настоящий стандарт
применяется совместно с ГОСТ 22.2.04/ГОСТ Р 22.2.04,
ГОСТ 22.2.05/ГОСТ Р 22.2.05, ГОСТ 22.3.01/ГОСТ Р 22.3.01, ГОСТ Р 22.3.02, ГОСТ
22.3.03/ГОСТ Р 22.3.03, ГОСТ 22.6.01/ГОСТ Р 22.6.01, ГОСТ 22.9.02/ГОСТ Р
22.9.02, ГОСТ 22.9.04/ГОСТ Р 22.9.04.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины
и определения основных понятий
ГОСТ
22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95. Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ
22.0.04-97/ГОСТ Р 22.0.04-95. Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и
определения
ГОСТ
22.0.05-97/ГОСТ Р 22.0.05-94. Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и
определения
ГОСТ
22.2.04-97/ГОСТ Р 22.2.04-94. Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое
обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и
правила
ГОСТ
22.2.05-97/ГОСТ Р 22.2.05-94. Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Нормируемые
метрологические и точностные характеристики средств
контроля и испытаний в составе сложных технических систем. Формы и процедуры их
метрологического обслуживания. Основные положения и правила
ГОСТ
22.3.01-97/ГОСТ Р 22.3.01-94. Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях.
Общие требования
ГОСТ Р 22.3.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Лечебно-эвакуационное обеспечение населения. Общие требования
ГОСТ
22.3.03-97/ГОСТ Р 22.3.03-94. Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения
ГОСТ
22.6.01-97/ГОСТ Р 22.6.01-95. Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Общие требования
ГОСТ
22.9.02-97/ГОСТ Р 22.9.02-95. Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельности спасателей, использующих средства
индивидуальной защиты при ликвидации последствий аварий на химически опасных
объектах. Общие требования
ГОСТ
22.9.04-97/ГОСТ Р 22.9.04-95. Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические
требования.
3.
Определения
3.1. В настоящем
стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1.1. Биологическая
разведка в зоне ЧС: сбор и передача данных о биологической обстановке в зоне
ЧС.
3.1.2. Инженерная
разведка в зоне ЧС: сбор и передача данных об инженерной обстановке в зоне ЧС.
3.1.3. Медицинская
разведка в зоне ЧС: сбор и передача данных о медицинской обстановке в зоне ЧС.
3.1.4. Радиационная
разведка в зоне ЧС: сбор и передача данных о радиационной обстановке в зоне ЧС.
3.1.5. Химическая
разведка в зоне ЧС: сбор и передача данных о химической обстановке в зоне ЧС.
3.1.6.
Санитарно-эпидемиологическая разведка в зоне ЧС: сбор и передача данных о
санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.
3.1.7. Пожарная
разведка в зоне ЧС: сбор и передача данных о пожарной обстановке в зоне ЧС.
3.1.8. Санитарно-эпидемиологические мероприятия в зоне ЧС: поддержание
санитарного состояния в зоне ЧС, проведение контроля за состоянием территории,
в том числе систем водоснабжения, канализации, запасов продовольствия, канализирования объектов с применением средств экстренной
профилактики, а также проведение в зоне ЧС работ по дезинфекции, детоксикации, дератизации и дезинсекции с целью
предупреждения или ограничения возможности появления и распространения эпидемий
и эпизоотий.
3.1.9. Дезинфекция:
процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и
животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.
3.1.10. Детоксикация: разрушение во внешней среде токсинов,
представляющих собой соединения бактериального, растительного и животного
происхождения.
3.1.11.
Дератизация: профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению
грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний или
экономического ущерба от них.
3.1.12.
Дезинсекция: процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственных
вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами.
3.1.13. Остальные
термины - по ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ 22.0.03/ГОСТ Р
22.0.03, ГОСТ 22.0.04/ГОСТ Р 22.0.04, ГОСТ 22.0.05/ГОСТ Р 22.0.05.
4. Общие
положения
4.1. Ликвидацию ЧС
проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения
размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также
локализации зоны ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
4.2. Ликвидация ЧС
включает следующие основные мероприятия:
- разведку с целью
выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба и
границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за
изменением обстановки в зоне ЧС;
- анализ данных
разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне ЧС;
- принятие решения
на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- обеспечение
процесса ликвидации ЧС;
- жизнеобеспечение
населения и сил ликвидации ЧС.
(Измененная
редакция, Изм. N 1).
5. Общие
требования
5.1. Разведка в
зоне ЧС
5.1.1. Основными
видами разведки являются:
- биологическая;
- инженерная;
- медицинская;
- радиационная;
-
санитарно-эпидемиологическая;
- химическая;
- пожарная.
5.1.2. Общие
требования к разведке, наблюдению и контролю:
- непрерывность;
- своевременность;
- полнота и
достоверность данных.
5.1.3.
Биологическая разведка должна:
- определить
масштабы и границы зон заражения;
- выявить
источники, определить вид и характер заражения;
- вести постоянное
наблюдение и контроль за изменением обстановки.
5.1.4. Инженерная
разведка должна:
- определить
состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах
движения сил ликвидации ЧС;
- определить места,
границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;
- определить
состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;
- установить
наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;
- установить
нахождение пострадавших.
5.1.5. Медицинская
разведка должна:
- выявить
пораженных, их численность и состояние;
- наметить пути
выноса пораженных и маршруты их эвакуации;
- определить районы
развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки
пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.
5.1.6. Радиационная
разведка должна:
- выявить источники
радиоактивного загрязнения;
- определить
характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды,
воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
- определить
направления и районы с наименьшими уровнями радиации;
- вести постоянное
наблюдение и контроль за изменением радиационной
обстановки;
- предоставить
необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил
ликвидации ЧС.
5.1.7.
Санитарно-эпидемиологическая разведка должна:
- определить
санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов
эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;
- предоставить
необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных
мероприятий (обсервации и карантина);
- вести постоянное
наблюдение и контроль за изменением
санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.
5.1.8. Химическая
разведка должна:
- выявить источники
химического загрязнения;
- определить вид
опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды,
воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
- определить обходы
участков химического заражения;
- предоставить необходимые
данные для обеспечения мер химической безопасности;
- вести постоянное
наблюдение и контроль за изменением химической
обстановки в зоне ЧС.
5.1.9. Пожарная
разведка должна:
- определить виды,
параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня
в очагах пожаров;
- оценить степень
загазованности и задымления в очагах пожаров;
- определить
пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
- выявить
потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с
близостью к очагам пожаров;
- определить
состояние систем противопожарного водоснабжения.
5.2.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС
5.2.1.
Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей и
устранения угрозы их жизни и здоровью.
К
аварийно-спасательным работам относят:
-
поисково-спасательные работы;
- горно-спасательные работы;
- противофонтанные
работы;
- работы, связанные
с тушением пожаров;
- работы по
ликвидации медико-санитарных последствий возникновения источников ЧС.
5.2.2. Неотложные
работы при ликвидации ЧС проводят с целью всестороннего обеспечения
аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайных
ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально
необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их
работоспособности.
5.2.3.
Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводят с целью локализации
отдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетях
и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально
необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарной
очистке и обеззараживанию территории.
5.2, 5.2.1
- 5.2.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
5.2.4.
Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС
предусматривают:
- разведку в
интересах проведения указанных работ;
- инженерное
обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;
- локализацию и
ликвидацию различных очагов повышенной опасности;
- поиск, спасание,
оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;
- создание
минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с
ГОСТ 22.3.01/ГОСТ Р 22.3.01;
- обеспечение
безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;
- мероприятия по
охране окружающей среды при ликвидации ЧС.
5.2.5. Экстренную
медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни и здоровья
пораженных и предупреждения различных осложнений их состояния.
Экстренная
медицинская помощь включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных,
лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Лечебно-диагностические
и лечебные мероприятия предусматривают:
- проведение
биологической и медицинской разведок;
- определение состояния
пораженных, их диагностирование и сортировку;
- оказание пораженным первой медицинской помощи;
- оказание пораженным первой врачебной помощи;
- оказание пораженным квалифицированной и специализированной
медицинской помощи;
- создание условий
для последующего успешного лечения и реабилитации
пораженных и больных в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее;
-
лечебно-эвакуационные мероприятия - по ГОСТ Р 22.3.02.
5.2.6.
Санитарно-эпидемиологические мероприятия предусматривают:
- проведение санитарно-эпидемиологической
разведки;
- установление
характера инфекционной патологии;
- активное раннее
выявление инфекционных больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционные больницы
из зоны ЧС;
- предупреждение
заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;
- выявление лиц,
подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними;
- соблюдение мер,
снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждения выноса инфекционных
болезней из зоны ЧС;
- введение, при
необходимости, системы режимно-ограничительных
мероприятий (обсервации, карантина);
- проведение
дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в
зоне ЧС;
- осуществление
экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных
заболеваний по эпидемиологическим показаниям;
- проведение
санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению
инфекционных заболеваний.
5.2.7. Охрана
общественного порядка в зоне ЧС
Охрану
общественного порядка в зоне ЧС проводят с целью организации и регулирования
движения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а также
воспрещения противоправных действий в зоне ЧС.
Мероприятия по
охране общественного порядка предусматривают:
- организацию
регулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видов транспорта
и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием;
- контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС;
- пресечение
массовых беспорядков, воровства и мародерства, распространения ложных слухов;
- охрану
материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения;
- учет и передачу в
соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальных ценностей;
- учет
эвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов.
5.3.
Жизнеобеспечение населения в ЧС - по ГОСТ 22.3.01/ГОСТ Р
22.3.01.
5.4. Обеспечение
процесса ликвидации ЧС
5.4.1. Обеспечение
процесса ликвидации ЧС проводится с целью бесперебойного удовлетворения
потребностей сил и населения при ликвидации ЧС, создания благоприятных условий
для успешного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС.
5.4.2. Основными
видами обеспечения являются:
- инженерное;
- медицинское;
- противопожарное;
- радиационное и
химическое;
- транспортное;
- дорожное;
- материальное;
- техническое;
- финансовое;
- метрологическое;
- гидрометеорологическое.
5.4.3. Требования к
обеспечению:
- высокая
готовность;
- надежность;
- гибкость.
5.4.4. Инженерное
обеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки
для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС.
5.4.5. Медицинское
обеспечение организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи
пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и
здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских
мероприятий по ликвидации ЧС.
5.4.6.
Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для
выполнения задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами.
5.4.7. Радиационное
и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения
задач по ликвидации ЧС, с радиационным и химическим заражением и заражением
объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и
население.
5.4.8. Транспортное
обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами
и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых
материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения.
5.4.9. Материальное
обеспечение организуется в целях снабжения материальными средствами,
необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения.
5.4.10. Техническое
обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех
видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при
ликвидации ЧС.
5.4.11. Финансовое
обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного
распределения финансовых средств для оплаты расходов
на мероприятия по ликвидации ЧС.
5.4.12.
Метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной
готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при
ликвидации ЧС.
5.4.13.
Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки
элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и
гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и
проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС.
5.5. Организация и
руководство ликвидацией ЧС
5.5.1. Привлечение
аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации
ЧС осуществляется:
- в соответствии с
планом предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых ими объектах и территориях;
- в соответствии с
планом взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;
- установленным
порядком действий при возникновении и развитии ЧС;
- по решению
уполномоченных на то должностных лиц в соответствии с законодательными актами и
субъектов Российской Федерации.
5.5.2. Руководство
всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию их
взаимодействия осуществляют руководители работ. Их решения, направленные на
ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций,
находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской
Федерации.
5.5.3. Руководители
работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:
- о проведении
эвакуационных мероприятий;
- об остановке деятельности
организаций, находящихся в зоне ЧС;
- о проведении
аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся
в зоне ЧС;
- об ограничении
доступа людей в зону ЧС.