Принят и введен в действие
Постановлением
Госстандарта РФ
от 9 декабря 1996
г. N 669
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ.
ТРЕБОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ
Motor vehicles. Heating,
ventilation and air conditioning
systems. Requirements for
efficiency and safety
ГОСТ Р 50993-96
Группа Д29
ОКС 43.060.40;
ОКП 45 1000
Дата введения
1 июля 1997 года
Предисловие
1. Разработан Государственным научно-исследовательским
институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской
Федерации, Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке
автомототехники (НИЦИАМТ) и Государственным научным центром Российской
Федерации - Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным
институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной
промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации.
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация
автотранспортных средств".
2. Принят и введен
в действие Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1996 г. N 669.
3. Введен впервые.
1. ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий
стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС),
предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Российской
Федерации (РФ), и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и
кондиционирования кабины, пассажирского помещения (далее - обитаемого помещения)
в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем
месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы.
Требования
настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение
безопасности жизни и здоровья населения.
2.
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 15150-69.
Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных
климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и
транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 22895-77.
Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы
эффективности. Общие технические требования
ГОСТ 27815-88.
Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции
ГОСТ Р 50992-96. Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие
технические требования
ОСТ 37.001.413-86.
ССБТ. Кабина. Рабочее место водителя, расположение органов управления грузовых
автомобилей, автобусов и троллейбусов. Основные размеры и технические
требования.
3.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1. В настоящем
стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1. Вентиляция:
обеспечение воздухообмена в кабине, обитаемом помещении, АТС при температурах
внешней среды выше 17 °C, а также удаление теплоизбытков
и обеспечение подвижности воздуха.
3.1.2. Отопление:
обеспечение регулируемого нагрева воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС.
3.1.3.
Кондиционирование: обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в кабине,
обитаемом помещении, АТС до уровня или ниже температур внешней среды (при
температурах внешней среды выше 17 °C).
4. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. Установленные
настоящим стандартом требования дифференцированы в зависимости от
предназначения АТС для эксплуатации в соответствующем районе РФ (таблица 1).
Таблица 1
Климатическое
районирование территории РФ
┌─────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐
│ Обозначение района и │
Наименование климатического района
│
│климатического
исполнения│ │
├─────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│ У │ Климатический район с умеренным │
│ │климатом │
│ УХЛ │ Умеренно-холодный
климатический │
│ │район │
│ ХЛ │ Холодный климатический
район │
└─────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘
Географическое
положение и границы климатических районов на территории РФ в соответствии с
ГОСТ Р 50992.
5.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
5.1. Все АТС должны
быть оборудованы системой вентиляции и системой (системами) отопления кабины,
обитаемого помещения.
АТС в исполнении ХЛ
дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, не связанной
с системой охлаждения двигателя или отключающейся от
нее.
При наличии в
конструкции АТС системы кондиционирования и выполнения ею требований,
предъявляемых к системе вентиляции, допускается не оборудовать АТС отдельной
системой вентиляции.
5.2. Система
вентиляции
5.2.1. Система
принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе
систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего
(наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного
человека:
- не менее 30 м3/ч
(за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с
отделенной кабиной водителя);
- не менее 7 м3/ч -
в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя.
При температурах
внешней среды выше 17 °C подаваемый в кабину, обитаемое помещение воздух не должен
нагреваться более чем на 2 °C относительно температуры внешней среды.
5.2.2. Скорости
воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с.
5.2.3. Система
вентиляции должна обеспечивать:
- подвижность
воздуха в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы и пояса водителя в 0,5 -
1,5 м/с;
- перепад между
температурой наружного воздуха и температурами в кабине, обитаемом помещении, в
зоне головы водителя (пассажира) при температуре окружающего воздуха 25 °C не
должен превышать 3 °C.
5.3. Система
отопления
5.3.1. Система
отопления в зависимости от предназначения АТС должна обеспечивать тепловые
условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении:
- АТС в исполнении У - в соответствии с таблицей 2 через 15 мин после начала
движения при температуре окружающей среды до минус 25 °C;
- АТС в исполнении
УХЛ и ХЛ - в соответствии с таблицей 3 через 30 мин после начала движения
соответственно при температурах окружающей среды минус 40 °C и минус 50 °C.
Таблица 2
Требования к
параметрам микроклимата в кабине,
обитаемом
помещении, АТС в исполнении У
┌─────────────────────┬───────────────────────────────┬──────────┐
│Регламентируемая
зона│ Наименование
параметра │ Значение │
│
кабины, обитаемого │ │параметра │
│ помещения │ │ │
├─────────────────────┼───────────────────────────────┼──────────┤
│
Рабочее место │ Подвижность
воздуха, м/с, не
│ │
│водителя │более: │ │
│ │ в зоне головы │ 0,6
│
│ │ в зоне пояса │ 0,6
│
│ │ Температура
воздуха, °C, не │ │
│ │менее: │ │
│ │ в зоне головы │ 10
│
│ │ в зоне ног │ 16
│
│ │ Перепад между
температурами │ 3 - 10
│
│ │воздуха в зонах ног
и головы │ │
├─────────────────────┼───────────────────────────────┼──────────┤
│
Места пассажиров │ Температура в
зоне пояса, °C, │ 15 │
│(экипажа) │не менее │ │
└─────────────────────┴───────────────────────────────┴──────────┘
Таблица 3
Требования
к параметрам микроклимата в кабине,
обитаемом помещении, АТС в исполнении ХЛ и УХЛ
┌─────────────────┬─────────────────────┬────────────────────────┐
│Регламентируемая │
Наименование │ Значение
параметра для │
│ зона кабины,
│ параметра │
категорий АТС <*> │
│ обитаемого
│
├──────────────┬─────────┤
│ помещения
│
│N 1, N 2, N 3,│ М2, М3 │
│ │ │ М1, М2, М3 │ (класс I│
│ │ │(классы II и │
<**>) │
│ │ │ III
<**>), │ │
│ │ │ специальные │ │
│ │ │ АТС
│ │
├─────────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────┤
│
Рабочее место │ Подвижность
воздуха,│ │ │
│водителя │м/с,
не более: │ │ │
│ │ в зоне головы │ 0,6
│ 1,0 │
│ │ в зоне пояса │ 1,0
│ 1,0 │
│ │ Температура
воздуха,│ │ │
│ │°C, не менее: │ │ │
│ │ в зоне головы │ 15
│ 10 │
│ │ в зоне пояса │ 17
│ 12 │
│ │ в зоне ног │ 19
│ 13 │
│ │ Перепад между │ 3 - 5
│ 3 - 5 │
│ │температурами в
зонах│ │ │
│ │ног и головы, °C │ │ │
├─────────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────┤
│
Места пассажиров│ Температура воздуха,│ │ │
│(экипажа) │°C, не менее: │ │ │
│ │ в зоне ног │ 10
│ 0 │
│ │ в зоне головы │
17 │ 10
│
├─────────────────┴─────────────────────┴──────────────┴─────────┤
│
<*> Категории АТС - по ГОСТ
22895 и специальные
АТС для│
│перевозки
людей (вахтовые, технологические и др.). │
│ <**> Классы автобусов - по ГОСТ
27815. │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
5.3.2. Резервная
(аварийная) система отопления должна обеспечивать поддержание температур
воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при его наличии) не
ниже 18 °C на стоянке автомобиля при температурах внешней среды до минус 50 °C.
5.3.3. Система
питания (топливом, электроэнергией) отопителей
резервной системы отопления должна обеспечивать их непрерывную работу в течение
не менее 8 ч без дозаправки и подзарядки аккумуляторных батарей и последующий
надежный пуск двигателя.
5.3.4. Температура
внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна
превышать:
- 45 °C - при
работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур
наружных поверхностей воздуховодов до 70 °C);
- плюс 35 °C - при
отключенной системе отопления.
5.3.5. Температура
воздуха на выходе из отопителя не должна превышать 80
°C.
5.4. Система
кондиционирования
5.4.1. Конструкция
системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в
зоне головы человека (водителя, пассажира) более чем на 8 °C относительно
температуры внешней среды.
5.4.2. Скорость
воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12
м/с, а температура воздуха
должна быть не ниже 0 °C.
5.4.3. Скорость
воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы
кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с.
5.4.4.
Относительная влажность воздуха в кабине, обитаемом помещении должна находиться
в пределах от 30 до 60%.
5.4.5. Температура
наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее
15 °C.