Поиск по базе документов:

Бесплатное обучение по алготрейдингу на Python и Backtrader

 

Принят и введен в действие

Постановлением Госстандарта РФ

от 9 декабря 1996 г. N 669

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

 

СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ.

ТРЕБОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ

 

Motor vehicles. Heating, ventilation and air conditioning

systems. Requirements for efficiency and safety

 

ГОСТ Р 50993-96

 

Группа Д29

 

ОКС 43.060.40;

ОКП 45 1000

 

Дата введения

1 июля 1997 года

 

Предисловие

 

1. Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) и Государственным научным центром Российской Федерации - Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации.

Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автотранспортных средств".

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1996 г. N 669.

3. Введен впервые.

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Российской Федерации (РФ), и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения (далее - обитаемого помещения) в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы.

Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.

 

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 22895-77. Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования

ГОСТ 27815-88. Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции

ГОСТ Р 50992-96. Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования

ОСТ 37.001.413-86. ССБТ. Кабина. Рабочее место водителя, расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Основные размеры и технические требования.

 

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1. Вентиляция: обеспечение воздухообмена в кабине, обитаемом помещении, АТС при температурах внешней среды выше 17 °C, а также удаление теплоизбытков и обеспечение подвижности воздуха.

3.1.2. Отопление: обеспечение регулируемого нагрева воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС.

3.1.3. Кондиционирование: обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в кабине, обитаемом помещении, АТС до уровня или ниже температур внешней среды (при температурах внешней среды выше 17 °C).

 

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

4.1. Установленные настоящим стандартом требования дифференцированы в зависимости от предназначения АТС для эксплуатации в соответствующем районе РФ (таблица 1).

 

Таблица 1

 

Климатическое районирование территории РФ

 

┌─────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐

   Обозначение района и    Наименование климатического района 

│климатического исполнения│                                     

├─────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

            У            │ Климатический район с умеренным     

                         │климатом                             

           УХЛ           │ Умеренно-холодный климатический     

                         │район                                

            ХЛ           │ Холодный климатический район        

└─────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘

 

Географическое положение и границы климатических районов на территории РФ в соответствии с ГОСТ Р 50992.

 

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

5.1. Все АТС должны быть оборудованы системой вентиляции и системой (системами) отопления кабины, обитаемого помещения.

АТС в исполнении ХЛ дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, не связанной с системой охлаждения двигателя или отключающейся от нее.

При наличии в конструкции АТС системы кондиционирования и выполнения ею требований, предъявляемых к системе вентиляции, допускается не оборудовать АТС отдельной системой вентиляции.

5.2. Система вентиляции

5.2.1. Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека:

- не менее 30 м3/ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя);

- не менее 7 м3/ч - в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя.

При температурах внешней среды выше 17 °C подаваемый в кабину, обитаемое помещение воздух не должен нагреваться более чем на 2 °C относительно температуры внешней среды.

5.2.2. Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с.

5.2.3. Система вентиляции должна обеспечивать:

- подвижность воздуха в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы и пояса водителя в 0,5 - 1,5 м/с;

- перепад между температурой наружного воздуха и температурами в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы водителя (пассажира) при температуре окружающего воздуха 25 °C не должен превышать 3 °C.

5.3. Система отопления

5.3.1. Система отопления в зависимости от предназначения АТС должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении:

- АТС в исполнении У - в соответствии с таблицей 2 через 15 мин после начала движения при температуре окружающей среды до минус 25 °C;

- АТС в исполнении УХЛ и ХЛ - в соответствии с таблицей 3 через 30 мин после начала движения соответственно при температурах окружающей среды минус 40 °C и минус 50 °C.

 

Таблица 2

 

Требования к параметрам микроклимата в кабине,

обитаемом помещении, АТС в исполнении У

 

┌─────────────────────┬───────────────────────────────┬──────────┐

│Регламентируемая зона│    Наименование параметра     │ Значение │

│ кабины, обитаемого                                 │параметра │

      помещения                                              

├─────────────────────┼───────────────────────────────┼──────────┤

│ Рабочее место       │ Подвижность воздуха, м/с, не           

│водителя             │более:                                  

                       в зоне головы                   0,6   

                       в зоне пояса                    0,6   

                     │ Температура воздуха, °C, не            

                     │менее:                                  

                       в зоне головы                    10   

                       в зоне ног                       16   

                     │ Перепад между температурами     3 - 10 

                     │воздуха в зонах ног и головы            

├─────────────────────┼───────────────────────────────┼──────────┤

│ Места пассажиров    │ Температура в зоне пояса, °C, │    15   

│(экипажа)            │не менее                                

└─────────────────────┴───────────────────────────────┴──────────┘

 

Таблица 3

 

Требования к параметрам микроклимата в кабине,

обитаемом помещении, АТС в исполнении ХЛ и УХЛ

 

┌─────────────────┬─────────────────────┬────────────────────────┐

Регламентируемая    Наименование     │ Значение параметра для │

  зона кабины,         параметра         категорий АТС <*>   

   обитаемого                         ├──────────────┬─────────┤

    помещения                         │N 1, N 2, N 3,│ М2, М3 

                                        М1, М2, М3  │ (класс I│

                                      │(классы II и    <**>) 

                                      │ III <**>),           

                                      │ специальные          

                                           АТС              

├─────────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────┤

│ Рабочее место   │ Подвижность воздуха,│                      

│водителя         │м/с, не более:                             

                   в зоне головы           0,6         1,0  

                   в зоне пояса            1,0         1,0  

                 │ Температура воздуха,│                      

                 │°C, не менее:                              

                   в зоне головы           15           10  

                   в зоне пояса            17           12  

                   в зоне ног              19           13   

                 │ Перепад между           3 - 5       3 - 5 

                 │температурами в зонах│                      

                 │ног и головы, °C                           

├─────────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────┤

│ Места пассажиров│ Температура воздуха,│                      

│(экипажа)        │°C, не менее:                              

                   в зоне ног              10           0   

                   в зоне головы           17           10  

├─────────────────┴─────────────────────┴──────────────┴─────────┤

    <*> Категории АТС - по ГОСТ  22895  и  специальные  АТС  для

│перевозки людей (вахтовые, технологические и др.).             

    <**> Классы автобусов - по ГОСТ 27815.                     

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

5.3.2. Резервная (аварийная) система отопления должна обеспечивать поддержание температур воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при его наличии) не ниже 18 °C на стоянке автомобиля при температурах внешней среды до минус 50 °C.

5.3.3. Система питания (топливом, электроэнергией) отопителей резервной системы отопления должна обеспечивать их непрерывную работу в течение не менее 8 ч без дозаправки и подзарядки аккумуляторных батарей и последующий надежный пуск двигателя.

5.3.4. Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать:

- 45 °C - при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70 °C);

- плюс 35 °C - при отключенной системе отопления.

5.3.5. Температура воздуха на выходе из отопителя не должна превышать 80 °C.

5.4. Система кондиционирования

5.4.1. Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (водителя, пассажира) более чем на 8 °C относительно температуры внешней среды.

5.4.2. Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0 °C.

5.4.3. Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с.

5.4.4. Относительная влажность воздуха в кабине, обитаемом помещении должна находиться в пределах от 30 до 60%.

5.4.5. Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15 °C.

 

 





ТЕХНОРМАТИВЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И ПРОЕКТИРОВЩИКОВ

Яндекс цитирования


Copyright © www.docstroika.ru, 2013 - 2024