Утверждены
Распоряжением
Департамента
ЖКХ Минстроя РФ
от 24 февраля 1997
г. N 4
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА
В ОБЪЕДИНЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРЕДПРИЯТИЯХ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Согласовано
Постановлением Президиума Общероссийского профсоюза рабочих местной промышленности
и коммунально-бытовых предприятий (Профсоюз жизнеобеспечения) от 27 января 1997
г. N 6.
Рекомендации
по организации работы службы охраны труда в объединениях, организациях и
предприятиях жилищно-коммунального хозяйства подготовлены в соответствии со
статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и
Постановлением Минтруда России от 30 января 1995 г. N 6 "Об утверждении
Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии, в
учреждении и организации".
Настоящие
рекомендации разработаны Институтом экономики ЖКХ при участии Департамента ЖКХ
Минстроя России для практического использования при формировании служб охраны
труда в органах государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединениях,
организациях и предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, с учетом форм
собственности и производственно-хозяйственной деятельности.
1. Общие
положения
1.1.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс отраслей и видов
деятельности, осуществляющих жизнеобеспечение населенных мест, и включает в
себя оказание следующих услуг:
обслуживание
жилищного фонда (содержание и ремонт жилых домов, включая лифтовое хозяйство,
уборка и благоустройство придомовых территорий);
водоснабжение и
водоотведение, включая ливневую канализацию;
теплоснабжение;
электроснабжение;
газоснабжение
(включая сжиженный и природный газ);
обеспечение
санитарно-экологической безопасности территорий муниципального образования,
включая очистку сточных вод и утилизацию осадков, сбор, вывоз, утилизацию и
захоронение бытовых отходов, уборку улиц и дорог;
обеспечение
благоустройства населенных пунктов (строительство и ремонт дорог, тротуаров,
мостов, тоннелей и берегозащитных сооружений, озеленение улиц и дорог,
лесопарковое хозяйство, уличное освещение);
обеспечение
коммунально-бытового обслуживания (бани, прачечные, гостиницы, ритуальные
услуги);
транспортные (трамвай, троллейбус и пр.);
инвентаризацию
жилых, административных и общественных зданий;
научно-производственное
и промышленно-производственное обеспечение.
1.2. Вопросы охраны труда в жилищно-коммунальном хозяйстве имеют
важнейшее значение, что обусловлено, с одной стороны, разнообразием
используемых технологических процессов, типов и видов машин и оборудования,
сооружений, передаточных устройств, а с другой - широким спектром воздействий
вредных для здоровья человека факторов, включающих, например, загазованность
колодцев, камер и коллекторов сетей водопроводно-канализационного хозяйства,
повышенный уровень статического электричества оборудования электроснабжения,
химически и биологически вредные факторы при очистке питьевой воды и
сточной жидкости и другие.
1.3. Дальнейшее совершенствование работ по охране труда в
жилищно-коммунальном хозяйстве в значительной степени обусловлено эффективным
функционированием отраслевой системы охраны труда, которая строится в
соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда,
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. N 843
"О мерах по улучшению условий и охраны труда", а также нормативными
документами Министерства труда Российской Федерации, регламентирующими порядок
создания и функционирования служб охраны труда в федеральных и региональных
органах исполнительной власти, предприятиях и организациях.
1.4. На федеральном
уровне общую координацию деятельности по охране труда в жилищно-коммунальном
хозяйстве осуществляет Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства
строительства Российской Федерации (Отдел нормативно-технического обеспечения в
жилищно-коммунальном хозяйстве, а по видам деятельности, входящим в состав
жилищно-коммунального хозяйства, - отраслевые отделы Департамента
жилищно-коммунального хозяйства).
1.5. Департамент
жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России (Отдел нормативно-технического
обеспечения в жилищно-коммунальном хозяйстве) выполняет следующие функции:
определяет общие
направления и осуществляет техническую политику, направленную на обеспечение
здоровых и безопасных условий труда работников жилищно-коммунального хозяйства;
координирует
деятельность по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве с Министерством
труда Российской Федерации и центральными органами отраслевого
профессионального союза;
осуществляет
методическое руководство службами охраны труда в жилищно-коммунальном хозяйстве
субъектов Российской Федерации;
совместно с
отраслевыми отделами Департамента жилищно-коммунального хозяйства участвует в
подготовке предложений к проектам законодательных и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации по охране труда;
организует
разработку и реализацию отраслевых программ по улучшению охраны труда в
жилищно-коммунальном хозяйстве и подготовку предложений для соответствующих
федеральных программ;
обеспечивает
координацию научных исследований и разработку нормативно-технической
документации по охране труда и готовит предложения в Перечень
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Минстроя России, а
также контролирует их выполнение;
обобщает и
анализирует причины производственного травматизма, профессиональной
заболеваемости в жилищно-коммунальном хозяйстве и обеспечивает подготовку
предложений по их предупреждению;
изучает, обобщает и
обеспечивает распространение передового опыта по охране труда в
жилищно-коммунальном хозяйстве;
обеспечивает
организацию обучения и повышения квалификации по охране труда в
жилищно-коммунальном хозяйстве.
Перспективным
направлением деятельности Департамента жилищно-коммунального хозяйства является
организация совместно с соответствующими подразделениями Минтруда России и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая органы
управления жилищно-коммунальным хозяйством, системы аттестации рабочих мест и
сертификации производственных объектов жилищно-коммунального хозяйства на
соответствие требованиям по охране труда.
1.6. Отраслевые
отделы Департамента жилищно-коммунального хозяйства осуществляют:
организацию
совместно с Отделом нормативно-технического обеспечения в жилищно-коммунальном
хозяйстве разработки и утверждения правил, типовых инструкций и других
нормативно-правовых и методических документов по охране труда по видам
деятельности, входящим в систему жилищно-коммунального хозяйства, в
соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения правил и
инструкций по охране труда и Методическими указаниями по разработке правил и
инструкций по охране труда, утвержденными Постановлением Минтруда России от 1 июля 1993 г. N 129;
участвуют в
определении основных направлений по охране труда по соответствующим видам
деятельности;
принимают участие в
расследовании несчастных случаев в соответствии с Положением о порядке
расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. N 558;
анализируют акты
расследования несчастных случаев по соответствующим видам деятельности и
готовят предложения по устранению выявленных недостатков;
участвуют в организации
обучения и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов по
соответствующим видам деятельности.
1.7. Для выполнения
своих функций соответствующие работники Департамента жилищно-коммунального
хозяйства имеют право беспрепятственно посещать предприятия и организации
жилищно-коммунального хозяйства, знакомиться с необходимыми документами по
охране труда, запрашивать и получать информацию и документы по вопросам охраны
труда.
1.8. Для реализации Основ законодательства Российской Федерации об
охране труда, обеспечения социального партнерства по вопросам государственной
политики в области охраны труда с профсоюзами и работодателями Приказом
Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России от 17.01.1996 г. N
2 создана отраслевая комиссия по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве,
в которую входят руководители и специалисты Департамента жилищно-коммунального
хозяйства, представители отраслевых профсоюзов, организаций и предприятий
жилищно-коммунального хозяйства, а также специалисты
научно-исследовательских организаций.
Основными задачами
отраслевой комиссии являются:
обеспечение
социального партнерства с профсоюзами и работодателями по вопросам
государственного управления охраной труда в жилищно-коммунальном хозяйстве;
координация
деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства по реализации Основ
законодательства Российской Федерации об охране труда;
определение
приоритетных направлений при формировании федеральной отраслевой программы и
ежегодных перечней научно-исследовательских работ по охране труда;
рассмотрение
проектов законодательных и нормативных актов, решений Президента и
Правительства Российской Федерации об охране труда с точки зрения отражения в
них интересов отрасли;
рассмотрение
спорных вопросов, возникающих между органами исполнительной власти,
объединениями профсоюзов и работодателями;
проведение
ежегодного анализа состояния условий и охраны труда в отрасли.
Комиссия в целях
выполнения возложенных на нее задач:
координирует
деятельность организаций жилищно-коммунального хозяйства по реализации Основ
законодательства Российской Федерации об охране труда;
содействует
внедрению экономического механизма обеспечения охраны
труда в жилищно-коммунальном хозяйстве;
организует
проведение совещаний, смотров-конкурсов, выставок по вопросам охраны труда.
1.9. В целях обеспечения функционирования системы охраны труда в
жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации рекомендуется создание
соответствующих служб (отделов) в органах управления жилищно-коммунальным
хозяйством субъектов Российской Федерации (министерствах, комитетах,
департаментах, управлениях, объединениях и предприятиях), которые должны
осуществлять следующие функции:
реализацию
государственной политики в области охраны труда в жилищно-коммунальном
хозяйстве на основе действующих федеральных и территориальных отраслевых и
межотраслевых программ;
организацию
разработки территориальных программ по улучшению охраны труда в
жилищно-коммунальном хозяйстве;
координацию и
методическое руководство работой служб охраны труда предприятий и организаций
жилищно-коммунального хозяйства, а также подразделений (специалистов) по охране
труда, входящих в состав служб заказчика (или организаций, выполняющих ее
функции) органов местного самоуправления;
контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий труда на предприятиях и
организациях жилищно-коммунального хозяйства региона;
участие в
расследовании несчастных случаев в жилищно-коммунальном хозяйстве региона;
сбор, анализ и
обобщение данных по несчастным случаям в жилищно-коммунальном хозяйстве региона
и подготовка необходимой информации для Департамента жилищно-коммунального
хозяйства Минстроя России и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации;
обеспечение
организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства
нормативно-методической документацией по охране труда;
организацию
и проведение обучения и проверки знаний работников жилищно-коммунального
хозяйства, включая руководителей и специалистов, по вопросам охраны труда в
соответствии с СП 12-131-95 "Примерное положение о порядке обучения и
проверки знаний по охране труда руководящих работников и специалистов
организаций, предприятий и учреждений строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства" и Изменением N
1 к нему;
сбор, обобщение и
распространение передового опыта по охране труда в жилищно-коммунальном
хозяйстве региона, проведение семинаров и выставок по вопросам охраны труда;
организацию и
координацию работы региональных органов сертификации и аккредитованных
исследовательских лабораторий по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве;
обеспечение
взаимодействия и координации работ по охране труда в жилищно-коммунальном
хозяйстве с заинтересованными органами надзора и контроля в регионах Российской
Федерации и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России;
участие в работе
межведомственной комиссии по охране труда субъекта Российской Федерации.
1.10. Органы
местного самоуправления могут создавать в службах заказчика или иных
организациях, осуществляющих функции управления жилищно-коммунальным
хозяйством, подразделения по охране труда, выполняющие функции, аналогичные
региональному подразделению по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве,
применительно к муниципальному образованию.
1.11. Службу охраны
труда в предприятиях и организациях жилищно-коммунального хозяйства
рекомендуется создавать как отдельное структурное подразделение с
непосредственным подчинением работодателю, а для муниципальных организаций
жилищно-коммунального хозяйства - руководителю организации.
1.12. Служба охраны
труда осуществляет организационно-методическое руководство и контроль
за проведением на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
мероприятий по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, соблюдением
действующего законодательства о труде, правил и норм по охране труда.
1.13. Службу охраны
труда рекомендуется комплектовать лицами, имеющими диплом о присвоении
квалификации инженера по охране труда или высшее либо среднее специальное
образование со стажем работы в жилищно-коммунальном хозяйстве на
инженерно-технических должностях не менее трех - пяти лет, в зависимости от
занимаемой должности. Лиц, не имеющих квалификации инженера по охране труда, до
исполнения ими должностных обязанностей рекомендуется направлять за счет средств предприятия на обучение в высшие профессиональные
учебные заведения, на специальные факультеты по переподготовке кадров по охране
труда.
Руководителем
службы охраны труда рекомендуется назначать специалиста, имеющего высшее
техническое образование и стаж работы по охране труда на инженерно-технических
и руководящих должностях не менее пяти лет.
Рекомендуется
организовывать для работников службы охраны труда систематическое повышение
квалификации не реже одного раза в 5 лет.
1.14. Служба охраны труда предприятий жилищно-коммунального хозяйства
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими функциональными и
производственными подразделениями предприятия, выполняющими в соответствии со
своими функциональными обязанностями разработку и обеспечение выполнения
мероприятий по охране труда, меры по предупреждению случаев производственного
травматизма, контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных
документов по вопросам организации труда и технике безопасности.
Также
служба охраны труда взаимодействует с комитетом (комиссией) по охране труда,
создаваемыми на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, уполномоченными
(доверенными) лицами по охране труда структурных подразделений предприятия и с
органами межотраслевой и отраслевой системы государственного управления охраной
труда, надзора и контроля за охраной труда.
1.15. Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются
ст. 7, п. 2 Конституции Российской Федерации, законодательными и иными
нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации,
нормативными документами по охране труда, технике безопасности и правилами
эксплуатации машин и оборудования, действующими в жилищно-коммунальном
хозяйстве, коллективными договорами и соглашениями по охране труда предприятия,
нормативной документацией предприятия.
2. Основные
задачи и функции службы охраны труда
предприятия
жилищно-коммунального хозяйства
Основными задачами
службы охраны труда являются:
2.1. Организация
работы по охране труда на предприятии.
2.2. Контроль за соблюдением работниками предприятия
законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, применяемых
в жилищно-коммунальном хозяйстве.
2.3.
Совершенствование работы по предупреждению производственного травматизма,
профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению
условий труда.
2.4.
Консультирование руководства (работодателя) и работников предприятия по
вопросам охраны труда.
Функции службы
охраны труда.
Для выполнения
поставленных задач рекомендуется на службу охраны труда возложить следующие
функции:
2.5. Контроль за созданием безопасных и здоровых условий труда на
предприятии, определение уровня воздействия опасных и вредных для здоровья
факторов производственного процесса, используемого на предприятии для оказания
услуг (выполнения работ) по жилищно-коммунальному обслуживанию. К таким факторам относятся: повышенная вибрация, работы с
веществами и материалами, обладающими опасными и вредными свойствами (такими
как хлор, фтор, карбид кальция, метиловый спирт, этилированный бензин, водные
растворы гидросульфита, разогретый битум, стекловата, асбест, бактерицидные,
радиоактивные и ионизирующие материалы); работы, связанные с обслуживанием, эксплуатацией
и ремонтом энергоустановок, наполнением баллонов газом и ремонтом их;
электросварочные работы внутри котлов или металлических резервуаров и т.д.
2.6. Проведение
анализа состояния и причин производственного травматизма
профессиональных производственно-обусловленных заболеваний в структурных
подразделениях предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
2.7. Оказание помощи подразделениям предприятия в организации и
проведении замеров параметров опасных и вредных для здоровья производственных
факторов (в соответствии с п. 2.5), аттестации и сертификации рабочих мест и
производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда, в
соответствии с Положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядке
применения отраслевого перечня работ, на которых могут устанавливаться доплаты
рабочим за условия труда, утвержденным Приказом Минжилхомхоза РСФСР от
12 декабря 1986 г. N 530.
Проведение
паспортизации санитарно-технического состояния производственных помещений.
2.8. Доведение до сведения руководителя (работодателя) и работников
предприятия данных о состоянии условий труда на рабочих местах, о причинах и
возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, о необходимых мерах
по защите от опасных и вредных производственных факторов, составление списков
профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические
(например, ежегодные) медицинские осмотры, а также списков профессий и
должностей, в соответствии с которыми на основании действующего
законодательства работникам предоставляются компенсации и льготы за тяжелые,
вредные или опасные условия труда.
2.9. Участие в
подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью
сотрудников в результате несчастного случая на производстве или
профессионального заболевания.
2.10. Проведение совместно с представителями соответствующих
подразделений предприятия жилищно-коммунального хозяйства и с участием
уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда трудового коллектива проверок,
обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния
зданий, сооружений, передаточных устройств, оборудования, машин и механизмов на
соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности
работы вентиляционных систем, систем защиты от воздействия электрического тока
и других, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых
помещений, средств коллективной индивидуальной защиты работников.
2.11. Разработка
совместно с подразделениями предприятия мероприятий по предупреждению
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по улучшению
условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране
труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных
мероприятий. Так, например, устройство ограждений и ночного
освещения мест разрытия трасс водо-, тепло-, электроснабжения и канализаций,
установка на паровых и водогрейных котлах автоматических сигнализаторов верхнего
и нижнего предельных положений уровней воды и подачи топлива, замена
используемых в зеленом хозяйстве бензопил типа "Дружба" на более
экономичные, обеспечение подразделений и работников предприятия
газоанализаторами, индикаторами напряжения, изолирующими противогазами и т.д.
2.12. Участие в
составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения
по охране труда предприятия.
2.13. Участие в
работе комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством или
реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе
комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого
оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране
труда.
2.14. Составление
(при участии руководителей подразделений предприятия) перечней профессий и
видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, при
отсутствии типовых.
2.15. Оказание
методической помощи руководителям подразделений предприятия при разработке и
пересмотре ими инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда.
Утверждение инструкций по охране труда для работников осуществляется
руководителем предприятия (работодателем).
Разработка
инструкций по охране труда для работников предприятия осуществляется в
соответствии с Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по
охране труда (приложение N 2 к Постановлению Минтруда России от 1 июля 1993 г.
N 129).
2.16. Разработка программы обучения и ее утверждение для проведения
вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу,
командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное
обучение или практику, в соответствии с СП 12-131-95 "Примерное положение
о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководящих работников и
специалистов организаций, предприятий и учреждений строительства,
промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства"
(введен в действие Постановлением Минстроя России от 27.07.1995 г. N 18-77) и
Изменением N 1 к нему (введено в действие Постановлением Минстроя России от
08.07.1996 г. N 18-45). Программа обучения может включать в себя следующие
вопросы:
- основы
действующего законодательства по охране труда;
- основные направления
государственной политики в области охраны труда;
- организация
работы по охране труда на предприятиях;
- организация
строительных площадок, производственных подразделений и рабочих мест;
- правила
устройства и эксплуатации производственного оборудования, технологической
оснастки и инструмента;
- требования
безопасности, предъявляемые к санитарно-бытовым и производственным зданиям и
сооружениям;
- средства
индивидуальной и коллективной защиты работающих:
классификация, требования, порядок обеспечения;
- общие и
дополнительные требования безопасности при производстве транспортных и
погрузочно-разгрузочных работ;
- требования
безопасности при производстве огневых, сварочных и газопламенных работ;
- требования
безопасности при производстве общестроительных и специальных работ;
- требования
безопасности при эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства,
включая:
эксплуатацию
котельных установок и тепловых пунктов;
эксплуатацию
лифтов;
эксплуатацию
электроустановок, внутридомовых электросетей, электрооборудования;
санитарную очистку
домовладений и уборку территорий;
выполнение
ремонтно-строительных работ;
пожарную
безопасность жилых и общественных зданий;
эксплуатацию
насосных станций и водозаборных сооружений;
выполнение работ в
колодцах, коллекторах, других подземных сооружениях;
эксплуатацию
сооружений по очистке воды;
эксплуатацию
сооружений по переработке сточных вод;
устройство и
эксплуатацию складов для хранения сильнодействующих ядовитых веществ и систем
хлорпотребления;
пожарную защиту
объектов водоснабжения и канализации;
расширение дорог и
устройство бортового камня;
строительство,
ремонт и эксплуатацию ливневой канализации;
ремонт дорожных
покрытий и разметка проезжей части;
уборку городских
дорог летом и в зимнее время;
обеспечение
безопасности дорожного движения;
зеленое хозяйство
(посадка травы и цветов, кошение газонов, обрезка кустарника, проведение
лесосечных работ в лесопарковых зонах и парках, посадка деревьев, формирование
крон, а также валка старых деревьев в населенных пунктах, работа с
ядохимикатами и минеральными удобрениями);
очистку городских
территорий (сборку мусора в жилой зоне и на территории промышленных
предприятий, мусорные полигоны и мусороперерабатывающие заводы, хранение
материалов с опасными и вредными свойствами);
эксплуатацию и
ремонт бань и прачечных, включая инженерное оборудование.
2.17. Согласование
проектов документов по охране труда для работников; стандартов предприятия
системы стандартов безопасности труда; перечней профессий и должностей
работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте; программ
первичного инструктажа на рабочем месте.
2.18. Методическая
помощь по организации инструктажа (вводного, первичного на рабочем месте,
повторного, внепланового, целевого), обучения и проверки знаний по охране труда
работников.
2.19. Участие в
работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятия.
2.20. Организация
обеспечения подразделений предприятия правилами, нормами, плакатами и другими
наглядными пособиями по охране труда, а также оказание им методической помощи в
оборудовании соответствующих информационных стендов.
2.21. Составление
отчетности по охране труда по установленным формам федерального
государственного статистического наблюдения и в соответствующие сроки. Форма N
7 - травматизм "Сведения о травматизме на производстве за _______
год" представляется раз в год (10 января). Приложение к вышеуказанной
форме "Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях
на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных
случаев" представляется раз в три года (10 января). Сообщение
о групповом несчастном случае на производстве (несчастном случае с возможным
инвалидным исходом, несчастном случае со смертельным исходом), в соответствии с
приложением N 1 к Постановлению Минтруда России от 1 августа 1995 г. N 44 и п.
4 Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995
г. N 558, передается в течение суток в:
государственную
инспекцию труда субъекта Российской Федерации;
прокуратуру по
месту, где произошел несчастный случай;
орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган управления
жилищно-коммунальным хозяйством);
Департамент
жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России;
орган
государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (на
объекте), подконтрольной этому органу;
организацию,
направившую работника, с которым произошел несчастный случай;
соответствующие
профсоюзные органы.
2.22. Осуществление
контроля за:
соблюдением
требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда,
применяемых в жилищно-коммунальном хозяйстве;
правильным
применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
соблюдением
выполнения Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на
производстве;
выполнением
мероприятий раздела "Охрана труда" коллективного договора и
соглашения по охране труда, работ по устранению причин, вызвавших несчастный
случай (из акта формы Н-1), предписаний органов государственного надзора и
контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;
наличием в
подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню
профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по
охране труда, своевременным их пересмотром;
соблюдением
графиков контрольных замеров параметров опасных и вредных для здоровья
производственных факторов;
своевременным
проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических
освидетельствований используемых инженерных коммуникаций, оборудования, машин и
механизмов;
эффективностью
работы аспирационных и вентиляционных систем;
состоянием
предохранительных приспособлений и защитных устройств на машинах, механизмах,
станках, силовых установках, сетях и т.д.;
своевременным и
качественным проведением обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей по
охране труда;
организацией
хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания,
обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств
индивидуальной защиты в соответствии с "Сборником
образцов стандартов предприятия системы управления охраны труда. Стандарт
предприятия. Порядок организации, обеспечения, эксплуатации, ухода и хранения
средств индивидуальной защиты работающих";
правильным
расходованием предприятием средств, выделенных на выполнение мероприятий по
охране труда.
2.23. Подготовка и внесение предложений о внедрении более совершенных,
чем имеющиеся на предприятии, конструкций оградительной техники,
предохранительных и блокировочных устройств, сигнальных и других средств защиты
от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
2.24. Анализ и
обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны
труда предприятия и подготовка обоснований о выделении предприятию
средств из территориального фонда охраны труда на мероприятия по улучшению
условий и охраны труда.
2.25. Доведение до
сведения работников предприятия вводимых в действие новых законодательных и
иных нормативных правовых актов по охране труда.
2.26. Организация
хранения документации (актов формы Н-1 и других документов по расследованию
несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров опасных и
вредных производственных факторов, материалов аттестации и сертификации рабочих
мест и др.) в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми
актами.
2.27. Рассмотрение
писем, заявлений и жалоб работников по вопросам охраны труда и подготовка в
течение не более чем 10 дней по ним предложений руководству предприятия
(работодателю, руководителям подразделений) по устранению имеющихся и выявленных
в ходе расследований недостатков и упущений, а также подготовка ответов
заявителям.
2.28. Руководство
работой кабинета по охране труда, организация пропаганды и информации по
вопросам охраны труда на предприятии с использованием для этих целей внутренней
радиосети, телевидения, видео- и кинофильмов, витрин и т.д.
3. Права
работников службы охраны труда
Для выполнения
функциональных обязанностей работникам службы охраны труда должны быть
предоставлены следующие права:
3.1. В любое время
суток беспрепятственно осматривать производственные, служебные и бытовые
помещения предприятия, знакомиться с документами по вопросам охраны труда.
3.2. Проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях
предприятия для обеспечения безопасного проведения производственных процессов в
соответствии с нормативно-технической документацией и безопасного состояния
механического и электрического оборудования, зданий и сооружений, помещений,
цехов, а также территорий предприятия и предъявлять должностным лицам и другим
ответственным работникам обязательные для исполнения предписания (рекомендуемая
форма Предписания инженера, начальника отдела, бюро по охране труда прилагается
к настоящим Рекомендациям) об устранении выявленных нарушений
законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
3.3. Запрещать
эксплуатацию машин, оборудования и производство работ в подразделениях, на
рабочих местах при выявлении нарушений нормативных правовых актов по охране
труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к
аварии, с уведомлением служебной запиской об этом руководства (главного
инженера или работодателя, руководителя подразделения или его заместителя).
3.4. Привлекать по
согласованию с руководством (работодателем) и руководителями подразделений
предприятия соответствующих специалистов к проверкам состояния охраны труда.
3.5. Запрашивать и
получать от руководителей подразделений предприятия материалы по вопросам
охраны труда (например, карту условий труда), требовать письменные объяснения
от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда.
3.6. Требовать от
руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не прошедших в
установленном порядке инструктаж по охране труда, обучение и проверку знаний по
охране труда или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда.
3.7. Представлять
руководству предприятия (работодателю), руководителям подразделений предложения
о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и
безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности виновных в
нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.
3.8.
Представительствовать по поручению руководства предприятия в государственных и
общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.
4. Порядок
формирования
численности
работников службы охраны труда
предприятий
жилищно-коммунального хозяйства
4.1. Основные
положения настоящего раздела сформированы в соответствии с Межотраслевыми
нормативами численности работников службы охраны труда
на предприятии Министерством труда Российской Федерации применительно к
структуре и численности работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
4.2. На предприятиях, где в соответствии с приведенными в данном разделе
нормативами численности работников службы охраны труда требуется менее одной
ставки инженера по охране труда, обязанности инженера по охране труда могут
быть возложены на главного инженера или специалиста (с его согласия после
соответствующего обучения), который наряду с основной работой будет уделять
часть рабочего времени выполнению должностных обязанностей инженера по охране
труда, или пригласить на договорной основе специалиста соответствующей
квалификации.
Для предприятий,
осуществляющих жилищно-коммунальное обслуживание любых организационно-правовых
форм с малой численностью работающих (менее 50 человек), выполнение задач
службы охраны труда может осуществляться на договорной основе специалистами по
охране труда органа, выполняющего функции службы заказчика по
жилищно-коммунальному обслуживанию на территории муниципального образования.
При этом непосредственную ответственность за состояние охраны труда несет
руководитель предприятия (работодатель). Специалист, привлекаемый по договору,
несет ответственность, определенную договором, в пределах, установленных данным
Положением для работников службы охраны труда предприятия.
4.3. В
многоотраслевых предприятиях жилищно-коммунального хозяйства определение
численности работников службы охраны труда производится по каждому виду
основной деятельности раздельно.
4.4. При удалении
производственных подразделений (насосных станций, очистных сооружений,
трансформаторных подстанций, котельных, производственных баз и т.д.) друг от
друга от 0,5 км до 1,5 км применяется при расчете численности повышающий
коэффициент (к) 1,2, а от 1,5 км и более - 1,4.
4.5. Начальник
службы охраны труда осуществляет руководство службой охраны труда, планирует и
организует ее работу, разрабатывает должностные инструкции работников, несет
персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение
возложенных на службу задач и функций.
Обеспечивает
рассмотрение предоставляемых документов, писем, предложений, заявлений по
вопросам, входящим в компетенцию службы, в установленные сроки.
Представляет
руководству предприятия (работодателю) предложения по вопросам подбора и
расстановки кадров в службе охраны труда, о поощрении отличившихся работников
или о применении дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее
исполнение своих обязанностей.
4.6. Численность
работников службы охраны труда (Ч) определяется по нормативам в соответствии с
выполняемыми функциями по следующей формуле:
,
где:
- норматив численности по i-той функции по
охране труда, определяемый по табл. N 1 - 7, чел.
Работники службы
охраны труда осуществляют:
- контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных
актов по охране труда (таблица 1)
Таблица 1
┌───┬──────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│
N │ Среднесписочная │
Численность рабочих, занятых на │
│ │численность работников│ тяжелых, горячих и связанных с │
│ │
на предприятии │ вредными условиями труда работах │
│ │
├────────────┬────────────┬───────────┤
│ │ │ до 100
│ 101 - 350 │ 351 -
500 │
│ │
├────────────┴────────────┴───────────┤
│ │ │ Нормативная численность, чел. │
├───┼──────────────────────┼────────────┬────────────┬───────────┤
│ │до 500 │
0.06 │ 0.07
│ - │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │501 - 750 │ 0.07
│ 0.08 │
0.09 │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │751 - 1000 │ 0.08
│ 0.09 │
0.10 │
└───┴──────────────────────┴────────────┴────────────┴───────────┘
- оперативный контроль за состоянием охраны труда в подразделениях
предприятий (таблица 2)
Таблица 2
┌───┬──────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│
N │ Среднесписочная │
Численность рабочих, занятых на │
│ │численность работников│ тяжелых, горячих и связанных с │
│ │
на предприятии │ вредными условиями труда работах │
│ │ ├────────────┬────────────┬───────────┤
│ │ │ до 100
│ 101 - 350 │ 351 -
500 │
│ │
├────────────┴────────────┴───────────┤
│ │ │ Нормативная численность, чел. │
│ │
├─────────────────────────────────────┤
│ │ │ До 5 самостоятельных структурных │
│ │ │ подразделений │
├───┼──────────────────────┼────────────┬────────────┬───────────┤
│
1 │ 2 │ 3
│ 4 │ 5
│
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │до 500 │ 0.26
│ 0.29 │
- │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │501 - 750 │ 0.29
│ 0.33 │
0.37 │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │751 - 1000 │ 0.32
│ 0.36 │
0.40 │
├───┼──────────────────────┼────────────┴────────────┴───────────┤
│ │ │ До 10 самостоятельных структурных │
│ │ │ подразделений │
├───┼──────────────────────┼────────────┬────────────┬───────────┤
│
1 │ 2 │
3 │ 4
│ 5 │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │до 500 │ 0.29
│ 0.32 │
- │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │501 - 750 │ 0.32
│ 0.36 │
- │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │751 - 1000 │ 0.35
│ 0.42 │
- │
├───┼──────────────────────┼────────────┴────────────┴───────────┤
│
│ │ До 20 самостоятельных структурных │
│ │ │ подразделений │
├───┼──────────────────────┼────────────┬─────────────┬──────────┤
│
1 │ 2 │ 3
│ 4 │
5 │
├───┼──────────────────────┼────────────┼─────────────┼──────────┤
│ │до 500 │ 0.40
│ 0.44 │
- │
├───┼──────────────────────┼────────────┼─────────────┼──────────┤
│ │501 - 750 │ 0.45
│ 0.53 │
0.62 │
├───┼──────────────────────┼────────────┼─────────────┼──────────┤
│ │751 - 1000 │ 0.53
│ 0.62 │
0.73 │
└───┴──────────────────────┴────────────┴─────────────┴──────────┘
- организацию
работы по снижению производственного травматизма (таблица 3)
Таблица 3
┌───┬──────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│
N │ Среднесписочная │
Численность рабочих, занятых на │
│ │численность работников│ тяжелых, горячих и связанных с │
│ │
на предприятии │ вредными условиями труда работах │
│ │
├────────────┬────────────┬───────────┤
│ │ │ до 100
│ 101 - 350 │ 351 -
500 │
│ │ ├────────────┴────────────┴───────────┤
│ │ │ Нормативная численность, чел. │
├───┼──────────────────────┼────────────┬────────────┬───────────┤
│ │до 500 │ 0.13
│ 0.14 │
0.16 │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │501 - 750 │ 0.14
│ 0.16 │
0.17 │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │751 - 1000 │ 0.16
│ 0.17 │
0.19 │
└───┴──────────────────────┴────────────┴────────────┴───────────┘
- участие в работе
комиссий по контролю за состоянием охраны труда на
предприятии (таблица 4)
Таблица 4
┌───┬──────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│
N │ Среднесписочная │
Количество самостоятельных
│
│ │численность работников│ производственных структурных │
│ │
на предприятии │ подразделений на
предприятии │
│ │
├────────────┬────────────┬───────────┤
│
│ │ до 5
│ 6 - 10 │
11 - 20 │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │до 500 │ 0.18
│ 0.21 │
0.24 │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │501 - 750 │ 0.20
│ 0.24 │
0.28 │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │751 - 1000 │ 0.23
│ 0.26 │
0.29 │
└───┴──────────────────────┴────────────┴────────────┴───────────┘
- участие в
планировании мероприятий по охране труда, составление отчетности по
установленным формам и ведение документации (таблица 5)
Таблица 5
┌───┬──────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│
N │ Среднесписочная │
Количество самостоятельных
│
│ │численность работников│ производственных структурных │
│ │
на предприятии │ подразделений на
предприятии │
│ │
├────────────┬────────────┬───────────┤
│ │ │ до 5
│ 6 - 10 │
11 - 20 │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │до 500 │ 0.13
│ 0.15 │
0.19 │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │501 - 750 │ 0.15
│ 0.17 │
0.20 │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │751 - 1000 │ 0.16
│ 0.18 │
0.25 │
└───┴──────────────────────┴────────────┴────────────┴───────────┘
- организацию
пропаганды по охране труда (таблица 6)
Таблица 6
┌───┬──────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│
N │ Среднесписочная │
Количество самостоятельных
│
│ │численность работников│ производственных структурных │
│ │
на предприятии │ подразделений на
предприятии │
│ │
├────────────┬────────────┬───────────┤
│ │ │ до 5
│ 6 - 10 │
11 - 20 │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │до 500 │ 0.16
│ 0.18 │
0.21 │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │501 - 750 │ 0.18
│ 0.21 │
0.24 │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│ │751 - 1000 │ 0.19
│ 0.22 │
0.27 │
└───┴──────────────────────┴────────────┴────────────┴───────────┘
- организацию
проведения инструктажей, обучения, проверки знаний работников предприятия
(таблица 7)
Таблица 7
┌───┬──────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│
N │ Среднесписочная │
Количество самостоятельных │
│ │численность работников│ производственных структурных │
│ │
на предприятии │ подразделений на
предприятии │
├───┼──────────────────────┼─────────┬─────────┬─────────┬───────┤
│ │ │ до 20
│ 21 - 30 │ 31 - 40 │41 - 50│
├───┼──────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼───────┤
│ │до 500 │ 0.38
│ 0.40 │
0.43 │ 0.46 │
├───┼──────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼───────┤
│ │501 - 750 │ 0.42
│ 0.45 │
0.48 │ 0.52 │
├───┼──────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼───────┤
│ │751 - 1000 │ 0.47
│ 0.50 │
0.54 │ 0.59 │
└───┴──────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴───────┘
Приложение
к Рекомендациям
ПРЕДПИСАНИЕ
НА УСТРАНЕНИЕ
НАРУШЕНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
"___" ________________199__ г. N ____________
Кому
_____________________________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
__________________________________________________________________
(наименование подразделения)
__________________________________________________________________
В соответствии
___________________________________________________
(наименование нормативного
документа)
предлагается устранить следующие нарушения:
┌──────┬──────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│N п/п │ Перечень выявленных нарушений │
Сроки устранения │
└──────┴──────────────────────────────────────┴───────────────────┘
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
О
выполнении настоящего предписания прошу сообщить
до _______________ по телефону ___________________
_________________
___________
(дата, подпись) (Ф.И.О.)
Предписание получил _________________ ___________
(дата, подпись) (Ф.И.О.)