МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 18 июля 1997 г. N С-864у
О ПИСЬМЕ ГОССТРОЯ РОССИИ
Министерство путей
сообщения Российской Федерации направляет для сведения информационное письмо
Госстроя России от 2 июля 1997 г. N АБ-19-30/23 "О мерах по ускорению
реформы жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации".
Заместитель
Министра
путей сообщения РФ
В.Т.СЕМЕНОВ
Приложение
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПИСЬМО
от 2 июля 1997 г. N АБ-19-30/23
Госстрой России
направляет для использования в работе Постановление Межведомственного совета по
вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от
29.05.97 N 1 "О мерах по ускорению реформы жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации".
Указанный документ
подготовлен с участием руководства администраций субъектов Российской Федерации
и городов, представителей органов государственной власти, территориальных
организаций и служб жилищно-коммунального хозяйства, Российских академий
архитектуры и строительных наук и коммунального хозяйства,
научно-исследовательских и проектных институтов, общественных организаций и др.
Первый заместитель
Министра
строительства
Российской
Федерации
А.А.БАБЕНКО
МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО ВОПРОСАМ
СТРОИТЕЛЬСТВА,
АРХИТЕКТУРЫ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 1997 г. N 1
О МЕРАХ ПО УСКОРЕНИЮ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Межведомственный
совет по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства
рассмотрел ход проведения и перспективные планы реализации реформы
жилищно-коммунального хозяйства, которая осуществляется в соответствии с
Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики",
посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Концепцией
реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной
Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, и отмечает
следующее.
В целях создания
нормативно-правовой базы преобразований в жилищно-коммунальной сфере за
последние годы подготовлено и принято более 40 законодательных и нормативных
актов, основными из которых являются: Законы Российской Федерации "О
приватизации жилищного фонда в РСФСР", "Об основах федеральной
жилищной политики", "О товариществах собственников жилья"; Указы Президента Российской Федерации "О новом этапе
реализации Государственной целевой программы "Жилище" и "О
развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту
государственного и муниципального жилищных фондов", Постановление
Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 707 "Об
упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", в которых
закреплены основные принципы реформы жилищно-коммунального хозяйства,
направленные на повышение эффективности и снижение затрат при
предоставлении услуг жилищно-коммунального хозяйства, повышение их качества и
усиление мер социальной защиты населения.
Совершенствуется
структура государственного и муниципального управления жилищно-коммунальным
хозяйством. В настоящее время в 56 субъектах Российской Федерации сформированы
и функционируют органы управления ЖКХ в системе исполнительной власти
территорий и городов в форме комитетов и департаментов (управлений).
Для
обеспечения государственного контроля за использованием, сохранностью жилищного
фонда и предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг требуемого
качества создана система государственной жилищной инспекции, состоящая из
образованной в структуре Минстроя России Главной государственной жилищной
инспекции и государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации,
которые в настоящее время созданы в 65 регионах.
В результате
проведенной работы удалось добиться положительных изменений в механизме
функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
Произошло
разделение собственности, а следовательно
ответственности, в результате которой жилье и объекты коммунального назначения,
в основном, вошли в состав муниципальной собственности, что привело к кардинальному
изменению как в управлении ими, так и в механизме финансирования деятельности,
связанной с предоставлением жилищно-коммунальных услуг.
Проводится работа
по внедрению договорных отношений между субъектами собственности жилищного
фонда, объектов коммунального назначения и субъектами хозяйствования -
организациями различных организационно-правовых форм, осуществляющими свою
деятельность в жилищно-коммунальной сфере. Происходит функциональное разделение
заказчиков на жилищно-коммунальные услуги и подрядчиков, обеспечивающих их
предоставление.
Важнейшим элементом
реформы является снижение затрат на производство жилищно-коммунальных услуг. С
этой целью в настоящее время во многих городах Российской Федерации: Москве,
Самаре, Новгороде, Рязани, Нижнем Новгороде, Тамбове, Новочеркасске,
Петрозаводске и др. проводится работа по внедрению ресурсосберегающих
технологий, прогрессивных материалов, регулирующей аппаратуры, оборудования и
приборов учета расхода ресурсов, созданию конкурентной среды при обслуживании
жилья и коммунальных объектов.
Продолжается
постепенный переход к безубыточному функционированию жилищно-коммунального
хозяйства: доля оплаты населением жилищно-коммунальных услуг увеличилась с 1 -
2% в 1992 году до 20 - 40%.
На территориях, где
внедряются новые механизмы хозяйствования в сфере предоставления
жилищно-коммунальных услуг, заметно улучшилось состояние ЖКХ, что привело к
улучшению в целом финансово-экономической ситуации этих территорий -
уменьшается задолженность бюджетов, в том числе на выплату пенсий и зарплаты
работникам бюджетной сферы (г. г. Санкт-Петербург, Самара, Новгород, Красноярск
и др.).
Развивается система
социальной защиты малоимущих граждан через предоставление им компенсаций
(субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг. В настоящее время жилищными
субсидиями охвачено около 7% семей, пользующихся основным набором
жилищно-коммунальных услуг.
Увеличивается число
товариществ собственников жилья как новой эффективной формы управления
многоквартирными жилыми домами. Несмотря на то, что в ряде регионов
администрации скептически относятся к этой форме и не создают благоприятных
условий для ее развития, к концу 1996 года в России было создано более 600
товариществ собственников жилья.
Проводится работа
по привлечению отечественных и зарубежных внебюджетных инвестиций на
строительство и реконструкцию инженерных систем жилищно-коммунального
хозяйства.
В то же время
анализ показывает, что сегодня тарифы значительно отличаются в городах с
аналогичными природно - климатическими условиями. Предприятия, занимающие
монопольное положение на рынке коммунальных услуг, порой перекладывают на
население расходы, связанные с повышенной зарплатой работников, строительством
собственного жилья, приобретением транспортных средств, и другие затраты, не заинтересованы
в повышении эффективности производства, внедрении новых ресурсов и технологий,
направленных на снижение себестоимости услуг.
Крайне тяжелым
остается финансовое состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Как
следствие продолжает расти недоремонт жилищного фонда, снижается надежность,
устойчивость и экологическая безопасность эксплуатации инженерных систем.
Потери воды в сетях и у потребителей в связи с отсутствием стимулов ее экономии
в отдельных городах достигают 50 - 70%, надежность систем теплоснабжения в 2,5
раза ниже, чем в европейских странах. Более 300 тыс. км из 650 тыс. км
городских подземных трубопроводов отслужили свой срок, более 50 тыс. км
находятся в аварийном состоянии. Ежегодно заменяется менее одного процента общей
протяженности сетей вместо 3%, минимально необходимых для предотвращения
переизноса.
Учитывая изложенное, Межведомственный совет по вопросам
строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства постановляет:
1. Отметить, что
реформа жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является
приоритетным вопросом государственной экономической и социальной политики и
должна осуществляться путем:
подготовки и
введения в действие федеральными органами власти федеральных законов и иных
нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию определенных Конституцией
России прав граждан на жилище, неприкосновенность жилища, социальную защиту, а
также на основе обобщения и распространения положительного опыта реализации
реформы в регионах;
разработки на
уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе
Концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства региональных и местных
программ реформирования ЖКХ, а также нормативно-правовых актов по их
реализации.
2. Государственному комитету Российской Федерации по жилищной и
строительной политике, органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления принять меры по переводу в 1997 -
2003 годах жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально
ориентированные принципы функционирования, обеспечению населения
жилищно-коммунальными услугами необходимого качества в соответствии с
Концепцией, одобренной Указом Президента от 28.04.97 N 425, предусматривающей:
- снижение издержек
на предоставляемые жилищно-коммунальные услуги;
- разграничение
прав собственности, управления и обслуживания объектов жилищно-коммунального
хозяйства;
- переход на
договорные отношения собственников жилищного фонда и объектов коммунального
назначения, заказчиков на жилищно - коммунальные услуги и подрядных организаций
- жилищных ремонтно-эксплуатационных и коммунальных предприятий, а также
потребителей жилищных и коммунальных услуг;
- развитие
конкуренции в сфере жилищно-коммунального обслуживания и антимонопольное
регулирование деятельности естественных и локальных монополий в сфере ЖКХ;
- поэтапный переход
от дотирования предприятий жилищно - коммунального хозяйства к предоставлению
адресной социальной помощи (жилищных субсидий) низкодоходным группам населения;
- привлечение
внебюджетных источников финансирования развития жилищно-коммунальной
инфраструктуры, в том числе зарубежных инвестиций (фонды ресурсо- и
энергосбережения).
3. Государственному
комитету Российской Федерации по жилищной и строительной политике на основе
генерального соглашения о взаимодействии с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и протокольного решения Правительства Российской
Федерации от 12.05.97 N 7:
обеспечить контроль
за прохождением в Федеральном Собрании законопроекта об
освобождении от налога на добавленную стоимость услуг и работ
организаций - подрядчиков по обслуживанию жилья, возникающего при разделении
функций заказчика и подрядчика на предоставление данных услуг;
принять участие в
подготовке и принятии решений по снижению цен на товары и услуги естественных
монополистов, деятельность которых регулируется на федеральном уровне, - на
электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы;
на регулярной
основе анализировать и обобщать имеющийся опыт проведения реформы
жилищно-коммунального хозяйства в регионах для учета при разработке
нормативно-методических материалов по реализации концепции реформы
жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации;
обеспечивать
координацию деятельности субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, предприятий, учреждений и организаций жилищно-коммунального
хозяйства по проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства;
усилить
методологическую и методическую помощь субъектам Российской Федерации,
муниципальным образованиям в вопросах реформирования жилищно-коммунальной
сферы, уделять больше внимания вопросам подготовки и переподготовки кадров,
регулярнее проводить семинары с выездом на места по проблемным вопросам
реформирования жилищно-коммунального хозяйства, разъяснять социально -
экономическую значимость реформы с привлечением объединений жилищных движений
граждан.
4. Считать необходимым органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления разработать региональные
программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства до 1 августа с.г. на
основе базовых принципов, заложенных в Концепции реформы жилищно-коммунального
хозяйства, уделив особое внимание реализации программ социальной поддержки
населения и организации муниципальных центров по предоставлению гражданам
компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, установив при этом
конкретные этапы реализации программы (первоочередные, среднесрочные и
т.д.).
5. Рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправлению до 1 сентября 1997 года:
а) совместно с
подразделениями Государственного комитета Российской Федерации по
антимонопольной политике и региональными энергетическими комиссиями провести
анализ ценообразования в структурах тепло-, водо- и
энергоснабжения с привлечением к этой работе аудиторских компаний;
б) ввести форму
ежемесячной квитанции населению на оплату жилья и коммунальных услуг с
разделением на виды услуг, выделением платежей населения и размеров бюджетных
дотаций, а также указанием размера жилищных компенсаций (субсидий)
низкодоходным группам населения (используя, в частности, опыт г.
Санкт-Петербурга);
в) принять комплекс
необходимых мер по оснащению зданий, строений, помещений и других объектов,
занимаемых предприятиями, учреждениями и иными организациями бюджетной сферы,
приборами учета и регулирования потребления электроэнергии (для работы по
двухставочному тарифу), тепла, газа и воды;
г) усилить работу
по разъяснению целей и задач реформы жилищно-коммунального хозяйства с
использованием средств массовой информации;
д) провести
организаторскую работу по обязательной установке приборов учета на
магистральных тепловых сетях на границах с источниками тепла;
е) обеспечить
приоритетный переход на самоокупаемость и предоставление на конкурсной основе
отдельных услуг жилищно-коммунального хозяйства (уборка мусора, текущий ремонт
жилья, обслуживание лифтов, антенного хозяйства и т.д.);
ж) с
участием на местах органов Главгосэкспертизы, архстройконтроля, жилищных
инспекций и других заинтересованных организаций осуществить в двухмесячный срок
сплошную проверку утвержденных проектов и выполненных объектов жилищного и
культурно-бытового строительства в части соответствия их новым требованиям
СНиПов по теплотехническим качествам зданий, установке приборов учета и
регулирования потребления коммунальных услуг, принять меры к исправлению
выявленных нарушений;
з) создать
необходимые предпосылки для образования и функционирования товариществ
собственников жилья (упрощенный порядок регистрации с минимальными затратами,
льготы по местным налогам и сборам, предоставление дотаций наравне с
муниципальным жильем), оказывать в дальнейшем всемерную поддержку жилищным
движениям.
6. Одобрить
предложения Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и
строительной политике о разработке первоочередных правовых и
нормативно-технических документов на 1997 год.
Председатель
Госстроя России,
Председатель
Межведомственного совета
по вопросам
строительства, архитектуры
и
жилищно-коммунального хозяйства
Е.В.БАСИН