ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N НФ-4862
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
N БЕ-19-41/30
ПИСЬМО
от 11 ноября 1997 года
В целях
выполнения Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О
реформировании жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации" и
Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.97 "О программе
демонополизации и развития конкуренции на рынках жилищно - коммунальных услуг
на 1998 - 1999 годы" ГАК России и Госстрой России предлагают
территориальным антимонопольным управлениям и государственным жилищным
инспекциям субъектов Российской Федерации в 1998 - 1999 гг. сосредоточить свои усилия на следующих приоритетных направлениях
деятельности:
- активное участие
в реализации региональных программ реформирования жилищно - коммунального
хозяйства и в первую очередь разделов, связанных с демонополизацией и развитием
конкуренции на рынках услуг жилищно - коммунального хозяйства;
- формирование
конкурентных отношений в сфере обслуживания муниципального и государственного
жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг;
- проведение
конкурсных отборов службы заказчика (управляющей организации), а также
подрядчиков для обслуживания жилого фонда, ремонтов и выполнения других видов
услуг;
- формирование
системы договорных отношений между собственником, заказчиком, подрядчиком и
гражданами, проживающими в жилых помещениях;
- контроль
за процессами развития конкурентных отношений в сфере деятельности субъектов
жилищно - коммунального хозяйства, не входящих в структуру естественных
локальных монополий (текущие и капитальные ремонты жилого фонда, обслуживание и
ремонты лифтового хозяйства, сбор и вывоз бытовых отходов, озеленение и
благоустройство территории, прокладка и ремонт подземных коммуникаций, функции
служб заказчика, снабженческие работы и т.д.);
- усиление контроля за соблюдением законных прав потребителей жилищно -
коммунальных услуг;
- организация
систематического информирования населения через средства массовой информации о
целях, задачах и опыте реформирования жилищно - коммунального хозяйства.
На
основании Соглашения между Государственным антимонопольным комитетом Российской
Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и
строительной политике о сотрудничестве в области развития конкурентных
отношений в сфере жилищно - коммунального хозяйства (текст Соглашения
прилагается) территориальным управлениям ГАК России и государственным жилищным
инспекциям субъектов Российской Федерации следует выработать совместные планы
мероприятий и инициировать создание межведомственных жилищных комиссий при
администрациях субъектов Российской Федерации.
Считаем необходимым
территориальным управлениям ГАК России и государственным жилищным инспекциям
субъектов Российской Федерации организовать систематическое изучение и анализ
процессов демонополизации и развития конкуренции на товарных рынках жилищно - коммунального
хозяйства. Примерный перечень вопросов для изучения процессов развития
конкуренции прилагается.
О результатах
проведения работ предлагаем не реже одного раза в полугодие информировать ГАК
России и Госстрой России. Первую информацию просим представить к 01.03.98.
Председатель ГАК
России
Н.Е.ФОНАРЕВА
Председатель
Госстроя России
Е.В.БАСИН
СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ КОМИТЕТОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ
КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО -
КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Государственный
антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК России) и Государственный
комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстрой
России), именуемые в дальнейшем Сторонами, в целях реализации Указа Президента
Российской Федерации от 29.03.96 N 432 "О развитии конкуренции при
предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и
муниципального жилищных фондов" согласились о нижеследующем:
1. Сотрудничество
между Сторонами осуществляется по следующим основным направлениям:
контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства при
предоставлении населению коммунальных услуг;
определение
направлений формирования конкурентной среды на рынке жилищно - коммунальных
услуг;
проведение
обследования системы жилищно - коммунального хозяйства в регионах с целью
изучения процесса развития конкуренции на рынке услуг по эксплуатации и ремонту
жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры, коммунального обслуживания
потребителей и подготовки предложений по демонополизации и повышению
эффективности деятельности жилищно - коммунального хозяйства.
2. Для выполнения
настоящего Соглашения Стороны назначают уполномоченных лиц.
3. Сотрудничество в
соответствии с настоящим Соглашением осуществляется в формах:
проведение совместных
обследований рынков жилищно - коммунальных услуг и обработка материалов;
обмен имеющейся
информацией по вопросам конкурентной политики в рассматриваемой сфере ЖКХ;
проведение
совместных совещаний по разработке решений в области развития конкуренции на рынках
жилищно - коммунальных услуг и подготовки соответствующих документов в
Правительство Российской Федерации;
разработка планов и
программ реализации мер по вопросам развития конкуренции в сфере ЖКХ.
4. Стороны проводят
работы в рамках Плана мероприятий по реализации Соглашения между
ГАК России и Госстроем России о сотрудничестве в
области развития конкурентных отношений в сфере жилищно - коммунальных услуг
(Приложение).
5. Соглашение
заключено на два года. Соглашение может быть расторгнуто, продлено или в его
текст могут быть внесены изменения по согласованию Сторон.
Соглашение вступает
в силу с момента его подписания обеими Сторонами.
За ГАК России
Первый заместитель
Председателя
В.Е.ЦАПЕЛИК
1 августа 1997 г. N
ВЦ/3282
За Госстрой России
Председатель
Е.В.БАСИН
8 августа 1997 г. N
БЕ-19-37/28
Приложение
к письму ГАК России
N НФ-4862
и Госстроя России
N БЕ-19-41/30
от 11 ноября 1997
года
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ ДЛЯ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ
НА РЫНКАХ ЖИЛИЩНО -
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
При проведении
данной работы следует учитывать особенности проведения реформы жилищно -
коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) в:
- городах различного ранга населенности: малых, средних,
крупных и особо крупных городах - "миллионерах", а также в городах на
базе градообразующих предприятий и пр.;
- сельской
местности, поселках городского типа и в закрытых административных образованиях.
Кроме того,
необходимо учитывать национально - исторические, экономические, географические
и климатические особенности поселений и регионов, устройство ЖКХ и структуру
застройки (индивидуальная, коллективная).
Обследование
проводится территориальными управлениями ГАК России и государственными
жилищными инспекциями субъектов Российской Федерации совместно с
администрациями субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления.
Общие
положения
Объекты
обследования - взаимоотношения между хозяйствующими субъектами сферы ЖКХ и их
последствия.
Цель обследования -
определение путей формирования конкурентных отношений в ЖКХ.
Задачи
обследования:
- проработка
вопросов демонополизации и развития конкуренции в ЖКХ на уровне субъектов
Российской Федерации в свете федеральной программы демонополизации ЖКХ;
- контроль
состояния системы договорных отношений в сферах управления и обслуживания
жилищного фонда;
- оценка ситуации
по разделению функций заказчика и подрядчика, проведению конкурсов при отборе
организаций для выполнения работ по обслуживанию и ремонту (текущему и
капитальному) жилищного фонда, благоустройству территорий, вывозу бытовых
отходов, прокладке и ремонту коммуникаций и др.;
- оказание помощи
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по определению
сферы локальных естественных монополистов в ЖКХ;
- оценка порядка
ценообразования в ЖКХ и факторов снижения цен (тарифов);
- оценка активности
населения в реформировании ЖКХ (через территориальное самоуправление,
формирование товариществ собственников жилья).
Результаты изучения
- информация с выводами и предложениями по демонополизации и развитию
конкуренции на рынке ЖКУ (представляется в адрес органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, ГАК России и Госстроя России).
Примерный
перечень вопросов
1. Функциональная
структура ЖКХ изучаемого населенного пункта.
2. Участвуют ли
территориальные органы ГАК России и государственные жилищные инспекции
субъектов Российской Федерации в реформировании ЖКХ, в чем проявляется это
участие (в проведении конкурсов, участии в аудите, нормотворчестве,
просветительстве и т.д.)?
3. Участвовали ли
территориальные органы ГАК России и государственные жилищные инспекции
субъектов Российской Федерации в разработке региональных программ
реформирования ЖКХ, в том числе по вопросам демонополизации и созданию
конкурентной среды в отраслях ЖКХ?
4. Имеется ли в
регионе комиссия по реформе ЖКХ (кто входит в состав, каковы ее задачи и
функции)? Содержание и опыт работы комиссии.
5. Опыт
формирования товарищества собственников жилья. Роль органов ТОС
(территориального общественного самоуправления) в реформировании ЖКХ.
6. Развивается ли
конкуренция в сфере управления жилищным фондом:
- проводят ли
местные администрации конкурсный отбор управляющих компаний (служб заказчика),
организаций - подрядчиков.
7. Существуют ли
договорные отношения между организациями, выполняющими функции заказчика, и
подрядчиками - хозяйствующими субъектами различных форм собственности,
выполняющими работы по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, придомовой
территории? Кто при этом выполняет функции заказчика (укажите организации) и
кто его финансирует? Приведите конкретные примеры.
8. Как оформляются
договорные отношения в сфере найма жилья между собственником жилья (или
уполномоченным им лицом) - наймодателем и нанимателем
жилого помещения?
9. Организована ли
информация для потребителей жилищно - коммунальных услуг (далее - ЖКУ)
управляющими организациями о структуре тарифов на ЖКУ, о стандартах на ЖКУ и
др.?
10. Какие факторы
влияют на снижение качества коммунальных услуг (по водоснабжению,
водоотведению, теплоснабжению, снабжению горячей водой, электроснабжению,
газоснабжению, вывозу бытовых отходов, текущему ремонту зданий, лифтовому
хозяйству) и пути их устранения по каждой отрасли?
11. На примере
отдельных предприятий в различных отраслях ЖКХ проанализировать структуру
тарифов на оказание коммунальных услуг населению, дать оценку их обоснованности
и указать (постатейно) резервы снижения затрат и, соответственно, тарифов.
12. Кто
осуществляет регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) учреждений и
организаций жилищно - коммунального хозяйства?
Обеспечивается ли
независимость органов регулирования от хозяйствующих субъектов?
Являются ли
процедуры регулирования тарифов открытыми, а информация доступной для
потребителей, СМИ и общественности?
13. Внедряются ли энерго- и ресурсосберегающие мероприятия (в т.ч. установка приборов учета)?
Имеются ли (в
городе, районе, субъекте Российской Федерации) экономические
механизмы стимулирования энерго- и
ресурсосбережения?
Заключительные
положения (выводы)
1. Какие виды услуг
ЖКХ должны быть отнесены к естественным монополиям и почему?
2. Какие виды услуг
ЖКХ должны быть переведены в конкурентную среду?
3. По услугам, не
относящимся к естественным монополиям:
- перечень услуг,
по которым может осуществляться конкурентный отбор;
- перечень услуг, по
которым может развиваться свободная конкуренция в случае выделения структуры,
осуществляющей эти услуги, в качестве самостоятельного юридического лица.
4. Какие виды
деятельности должны остаться в ведении муниципальных служб, а что должно
перейти к хозяйствующим субъектам (на коммерческую основу)?
5. Имеющиеся
проблемы и нерешенные вопросы, препятствующие ходу реформ (организационные,
правовые, в том числе отсутствие или недостатки действующих нормативных актов,
финансовые и др.), и пути их решения.
Перечень вопросов,
на которые необходимо получить ответы, может быть расширен. При наличии в
регионе положительного опыта проведения работы по демонополизации и развитию
конкурентных отношений в сфере ЖКХ информацию необходимо направлять в ГАК
России и Госстрой России.
Справочно
В настоящее время в
федеральных органах исполнительной власти проводятся следующие работы по
совершенствованию методической и нормативно - правовой базы антимонопольного
регулирования в сфере жилищно - коммунального хозяйства:
1. ГАК России и
Госстрой России разрабатывают общие положения законодательства о регулировании
деятельности естественных монополий на локальных товарных рынках, на основании
которых целесообразна разработка законов субъектов Российской Федерации по
регулированию деятельности естественных монополий жилищно - коммунального
хозяйства.
2. Минэкономики
России, Минтопэнерго России, ФЭК России, ГАК России и Госстрой России готовят
предложения по упорядочению ценовой и тарифной политики в отношении
естественных монополий на оптовом рынке тепловой и электрической энергии и
локальных товарных рынках, влияющей на формирование тарифов на жилищно -
коммунальные услуги.