МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО ВОПРОСАМ СТРОИТЕЛЬСТВА,
АРХИТЕКТУРЫ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 1997 г. N 2
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ В АРХИТЕКТУРЕ
И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"
Межведомственный
совет отмечает, что Госстроем России во взаимодействии с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архитектуры и
градостроительства проводится работа, направленная на реализацию нового этапа
Государственной целевой программы "Жилище" и Федеральной целевой
программы "Свой дом", на широкомасштабное реформирование
жилищно-коммунального хозяйства.
Продолжается
развитие созданной в ходе жилищной реформы новой правовой базы. В текущем году принят ряд важных законодательных и нормативных
актов, в частности, Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в
Закон "Об основах федеральной жилищной политики" и "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним",
Постановления Правительства Российской Федерации "О государственном учете
жилищного фонда в Российской Федерации" и "О создании и порядке
ведения регистра жилых домов, строящихся на территории субъектов
Российской Федерации". Правительством Российской Федерации направлен в
Государственную Думу проект Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Жилищный кодекс РСФСР".
Принимаемые меры по
развитию малоэтажной застройки позволили при резком сокращении бюджетных
инвестиций в жилищную сферу сохранить тенденцию в стране по наращиванию объемов
жилищного строительства за счет средств населения и других внебюджетных
источников финансирования.
Госстроем России
совместно с Союзом архитекторов России, Российской академией архитектуры и
строительных наук, архитектурно-градостроительными органами субъектов
Российской Федерации много сделано в области архитектуры и градостроительства.
Принят Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской
Федерации". На основании Закона утверждено примерное положение об органе
архитектуры и градостроительства субъекта Российской Федерации, направленного
на создание единой системы исполнительной власти в области архитектуры.
Государственной
Думой принят проект Градостроительного кодекса. Разработаны нормы и правила по
градостроительству в Москве, законы о градостроительстве, градостроительные
кодексы и уставы в республиках Башкортостан, Коми, Кабардино-Балкарии,
Ставропольском крае, Мурманской, Псковской и других областях.
В соответствии с
целевой программой создания нормативно-методической базы разработаны и введены
в действие СНиП и положение по градостроительному кадастру, по планировке и
застройке поселений, садоводческих объединений.
Госстроем России
совместно с Минтрудом России в основном сформирована и совершенствуется
нормативно-методическая документация по обеспечению средствами архитектуры и
градостроительства условий доступности маломобильных групп населения к объектам
социальной инфраструктуры.
При реализации
основных положений Генеральной схемы расселения на территории России,
региональных схем, Федеральных программ "Возрождение, строительство,
реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России" и
"Развитие малых и средних городов Российской Федерации в условиях
экономической реформы" создаются условия устойчивого функционирования
градостроительной системы. В 1995 - 1997 годах велась корректировка генпланов
200 городов. Выполнены или находятся в работе генпланы крупных городов -
Нижнего Новгорода, Липецка, Астрахани, Петрозаводска, Саранска, Красноярска,
Сочи и Тобольска. По 15 генеральных планов городов и поселков разработано в
Волгоградской и Кемеровской областях. Большое внимание этому вопросу уделяется
в Красноярском, Ставропольском краях и в Иркутской области.
Архитекторы и
градостроители сегодня выступают в тесном взаимодействии со всеми участниками
инвестиционного процесса, что подтверждается разработкой и внедрением таких
подпрограмм к Государственной целевой программе "Жилище" как
"Энергосбережение в строительстве", "Архитектурно-строительные
системы жилищного строительства", "Реконструкция жилых домов первых
массовых серий", "Структурная перестройка производственной базы
жилищного строительства".
Определены новые
подходы к составу и содержанию проектной документации по жилищному строительству,
обоснованию инвестиций, повышению требований по теплоизолирующей способности
наружных стен зданий и светопрозрачных ограждений, ресурсосбережению, пожарной
безопасности. В этих целях разработаны и введены в действие соответствующие
строительные нормы и правила, альбомы технических решений.
В целях более
рационального расходования средств на жилищное строительство на места
направлено инструктивное письмо, подготовленное Госстроем России совместно с
Минэкономики России, Минфином России и Госкомстатом России "О порядке
определения средней сложившейся в регионе стоимости 1 кв. м общей площади жилых
домов".
В результате
осуществления архитектурно-градостроительной деятельности, регулярно проводимых
конкурсов, выставок, фестивалей "Зодчества" совершенствуется
архитектура жилища. Существенный шаг сделан в области реконструкции и
реставрации исторической застройки памятников истории и культуры. В последние
годы во многих городах построены жилые дома, кварталы и жилые районы высокого
архитектурного качества. К уникальным общественным зданиям могут быть отнесены
Торговый комплекс на Манежной площади и ряд культурно-спортивных и
административных зданий в Москве, республиканский концертный зал в Казани,
торгово-гостиничный комплекс в Петрозаводске, библиотека в Омске, а также
офисы, банки, гостиницы в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону,
Волгограде.
Россия обогатилась
новыми храмами, часовнями. Самыми известными являются: Храм Христа Спасителя,
церковь Георгия Победоносца и мечеть на Поклонной горе в Москве, собор в г.
Губкине Белгородской области, часовня в г. Ярославле, мечеть в г. Набережные
Челны.
Получают развитие
ландшафтная архитектура, садово-парковое и монументально-декоративное
искусство, реклама, оборудование витрин и интерьеров зданий. Во многих городах
набережные освобождаются от ветхих и случайных объектов, формируя городской
фасад со стороны рек (г. г. Красноярск, Ростов-на-Дону, Тверь, Воронеж, Пермь,
Омск, Ярославль).
Накапливается опыт
реконструкции и модернизации жилищного фонда и, прежде всего, пятиэтажных жилых
домов первых массовых серий. Реконструирован ряд домов в Москве, Санкт-Петербурге,
Омске, Казани. Ведется реконструкция в г. Екатеринбурге и г. Лыткарино
Московской области. Это позволит повысить потребительские качества жилища,
снизить затраты по их эксплуатации и улучшить архитектурный облик жилой
застройки.
Российские зодчие
находятся на пути поисков новых направлений в архитектуре и градостроительстве
на основе развития традиций отечественного зодчества и зарубежного опыта,
использования технологий XXI века.
Структурная
перестройка производственной базы жилищного строительства обеспечивает переход
к изготовлению высококачественной конкурентоспособной продукции, способной
удовлетворить разнообразные запросы потребителей. Эти задачи
успешно решаются на предприятиях республик Чувашия и Мордовия, в Московской,
Тульской, Самарской, Вологодской областях.
Сегодня в России
действует более 1000 совместных предприятий с участием иностранных фирм,
использующих современные строительные технологии. За последние
3 года введены в действие более 250 новых технологических линий по выпуску современных
строительных конструкций и материалов.
Возрастает влияние
региональных архитектурных школ. Более 800 творческих архитектурных мастерских,
освободившись от жесткого централизованного регулирования и типизации, создают
оригинальные индивидуальные архитектурные проекты. Реализуется потенциал
центральных и региональных научных и проектных организаций. Издана 4-томная
Архитектурно-строительная энциклопедия. Заметно улучшилось качество малых
архитектурно-строительных изданий. Начат выпуск ряда региональных журналов и
газет.
Ведется
систематическая работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации
кадров в области архитектуры и градостроительства. В 1997 году в 14 вузах и на
19 факультетах было подготовлено 1,3 тыс. архитекторов. В техникумах и колледжах
Госстроя России по архитектурным и градостроительным специальностям введено 24
новые специализации. За последние 2 года повысили
квалификацию 130 архитекторов малых и средних городов.
Вместе с тем
совершенствование градостроительных решений, расширение типологии зданий и их
комплексов с применением прогрессивных архитектурно-строительных систем,
развертывание реконструкции жилищного фонда, реставрационных работ, развитие
инженерной и транспортной инфраструктуры, улучшение качества и благоустройства
в некоторых городах идет крайне медленными темпами.
Межведомственный
совет по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства
постановляет:
1. Считать
важнейшими задачами архитекторов, градостроителей и всех участников
инвестиционного процесса принятие дополнительных мер по решению комплекса
социальных, инженерно-технических, экологических и эстетических вопросов,
обеспечивающих:
значительное
улучшение градостроительного дела путем реализации положений Генеральной схемы
расселения на территории Российской Федерации, совершенствование планировочной
и пространственной организации территорий и городов, повышение качества
проектирования, строительства, реконструкции и реставрации объектов социальной,
производственной, инженерно-транспортной инфраструктуры, эксплуатационных качеств зданий и сооружений, улучшение внешнего облика зданий,
их комплексов и в целом городов;
развертывание
реконструкции сложившейся застройки городов, массовой реконструкции их
жилищного фонда, учреждений и предприятий, промышленных зданий и комплексов в
целях приведения их в соответствие с более высокими требованиями общества,
связанными с их благоустройством, гуманизацией, экологическим и эстетическим
оздоровлением существующей в них среды, с сохранением и усилением регионального
и национального своеобразия городов и других поселений;
активизацию работ
по созданию законодательной и нормативной базы российского зодчества для
условий рыночной экономики, пересмотр стандартов по гармонизации их с лучшими
образцами развитых стран, созданию региональных нормативных документов;
реализацию нового
этапа Государственной целевой программы "Жилище", Федеральной целевой
программы "Свой дом", программ "Возрождение, строительство,
реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов",
"Золотое кольцо", подпрограмм "Энергосбережение в
строительстве", "Архитектурно-строительные системы жилищного
строительства", "Реконструкция жилых домов первых массовых
серий", "Структурная перестройка производственной базы жилищного
строительства", региональных программ реформирования жилищно-коммунального
хозяйства.
2. Госстрою России
с участием РААСН и Союза архитекторов России:
усилить координацию
работы архитектурно-градостроительных органов субъектов Российской Федерации и
исполнительной власти местного самоуправления и оказание им методической помощи
по повышению роли органов архитектуры и градостроительства в качестве основных
элементов единой системы исполнительной власти в области архитектуры и
градостроительства;
обеспечить научно-техническое
сопровождение реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий,
разработать технические решения, нормативные документы по обследованию
конструкций зданий, подлежащих реконструкции, а также откорректировать
положения действующих нормативных актов;
в целях ориентации
на строительство экономичных социальных жилых домов обеспечить разработку и
внедрение в проектирование и строительство стандарта
потребительских качеств жилья для городских и сельских поселений;
организовать во
взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
создание системы формирования, учета, оценки и регистрации объектов
недвижимости всех форм собственности в жилищной сфере и ее информационной базы.
3.
Госархстройнадзору России, Главжилинспекции Госстроя России, органам
архитектуры и строительства субъектов Федерации повысить требовательность в
вопросах обеспечения безопасности и эксплуатационной надежности возводимых
жилых домов, строгого соблюдения повышенных требований СНиП к теплосберегающим
свойствам ограждающих конструкций, а также к установке поквартирных приборов
учета, контроля и регулирования газа, отопления, холодной и горячей воды.
4. Органам
Государственной вневедомственной экспертизы, региональным центрам
ценообразования в строительстве, инспекциям ГАСН усилить работу по улучшению
качества и снижению стоимости строительства жилья за счет регулирования объема
посреднических услуг, внедрения архитектурно-
строительных систем нового поколения, прогрессивных технологий, материалов и
конструкций, обеспечивающих повышение энергоэффективности, безопасности,
экологичности при строительстве и эксплуатации на основе технического
перевооружения действующей материально-технической базы домостроения.
5. Одобрить
разработанную Госстроем России подпрограмму "Архитектурно-строительные
системы жилищного строительства" и рекомендовать утвердить ее на
Межведомственной комиссии по вопросам реализации Государственной целевой
программы "Жилище".
6. Считать
основными задачами исполнительных органов власти субъектов Российской
Федерации, подведомственных им органов строительства, архитектуры и
градостроительства, предприятий строительной индустрии и промышленности
строительных материалов, научно-проектных организаций, служб
жилищно-коммунального хозяйства:
принятие
необходимых мер по реализации мероприятий по переходу на проектирование и
строительство жилых и общественных зданий путем внедрения новых экономичных,
энергоэффективных и ресурсосберегающих архитектурно-строительных систем,
конкурентоспособных на строительном рынке;
активизацию
деятельности по контролю за выполнением требований
действующих нормативных документов в области строительства в части создания
условий доступности жилищно-гражданских объектов для маломобильных групп
населения;
наращивание объемов
ремонтно-реконструктивных работ в жилищном фонде, скорейшему переходу от
реконструкции отдельных домов-представителей массовых серий к масштабному
преобразованию типовых домов и сложившейся из них застройки;
обеспечение
создания и внедрения новых технологий производства эффективных и экологически
чистых строительных материалов и изделий, теплоизоляционных и герметизирующих
материалов и изделий, высококачественных столярных изделий со значительной
экономией ресурсов, энергии и трудозатрат;
продолжение работы
по перепрофилированию предприятий строительной индустрии, ориентированную на
внедрение новых, эффективных технологий по выпуску конструкций, материалов и
изделий, обеспечивающих сокращение энерго-, материало-
и трудозатрат как в процессе производства, так и в период эксплуатации объектов
строительства.
7. Рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного
самоуправления, территориальным организациям Союза архитекторов России,
предприятиям строительного комплекса России, коммерческим банкам, страховым
компаниям и другим заинтересованным организациям:
принять участие в
финансировании работ по формированию нормативной базы правового регулирования
инвестиционной, архитектурной и градостроительной деятельности;
активизировать
проведение архитектурных конкурсов, максимально использовать конкурсное
проектирование строительных объектов и обязательное проведение тендеров на
выполнение проектно-изыскательских работ для государственных нужд;
усилить градостроительное
регулирование застройки пригородных территорий, имея в виду исключить занятие
ценных природных территорий, водоохранных зон, обеспечить комплексную оценку
возможностей малоэтажного строительства за счет неиспользованных территорий как в городах, так и их пригородах с обеспечением
инженерной инфраструктуры;
совершенствовать
систему строительного и архитектурного лицензирования;
ускорить разработку
региональных законодательных актов и нормативов с использованием для
финансирования архитектурно-градостроительной деятельности, создание и ведение
государственного градостроительного кадастра на подведомственных территориях,
отчислений от земельного налога, арендной платы за землю в городах, части
средств от продажи недвижимости и земельных участков и других источников.
8. Рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственным
им органам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства:
повысить роль
органов архитектуры и градостроительства, обеспечить их взаимодействие с
архитектурно-градостроительными органами исполнительной власти местного
самоуправления, укрепить их квалифицированными кадрами в соответствии с
основными функциями, целями и задачами их деятельности. Усилить контроль за соблюдением архитектурно-градостроительной
дисциплины при застройке районов и строительства отдельных зданий;
предусматривать
установку приборов учета и регулирования потребления водоэнергоресурсов во всех
вновь строящихся, реконструируемых и капитально-ремонтируемых жилых зданиях и
объектах соцкультбыта, не допускать приемку в эксплуатацию жилого фонда и
коммунальных объектов без их установки;
активизировать
участие городов во Всероссийском конкурсе на лучший благоустроенный город;
содействовать
развитию прямых договорных отношений между производственными предприятиями и
организациями регионов и соответствующими учебными заведениями Госстроя России,
осуществляющими подготовку для них кадров, систематически направлять работников
предприятий, организаций и управленческих структур в институты повышения
квалификации.
9. Институту переподготовки и повышения квалификации кадров
строительного комплекса, Институту переподготовки и повышения квалификации
руководящих работников и специалистов стройиндустрии и промстройматериалов,
Институту повышения квалификации руководящих работников и специалистов,
Институту повышения квалификации и переподготовки работников
жилищно-коммунального хозяйства при Государственном координационном центре по
производству работ и оказанию услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя
России принять дополнительные меры по улучшению обучения руководителей и
специалистов строительного комплекса России и органов местного
самоуправления по проблемам Государственной целевой программы
"Жилище" и Федеральной целевой программы "Свой дом".
10. Отметить
положительный опыт Республики Татарстан по реализации целевой программы
ликвидации ветхого жилья, финансированию строительства за счет средств
созданного внебюджетного жилищного фонда; Чувашской Республики по увеличению
объемов жилищного строительства за счет внедрения субсидий и безвозмездной
помощи населению и предприятиям на строительстве жилых домов и их газификации,
внедрению механизма долговых обязательств предприятий;
города Санкт-Петербурга по проведению открытых торгов с созданием
инвестиционно-тендерной комиссии и методики представления объектов недвижимости
частным застройщикам; города Нижний Новгород по использованию тепловых насосов
в строительстве.
11. Просить
Министерство образования Российской Федерации поддержать просьбу Совета
ректоров архитектурно-строительных школ и учебно-методического объединения
восстановить среди приоритетных направлений программу "Архитектура и
строительство", сохранить сложившуюся структуру и сеть высшего и среднего
профессионального архитектурно-строительного образования, основанного на
существовании региональных центров и местных школ.
Председатель
Межведомственного совета,
Министр Российской
Федерации,
Председатель
Госстроя России
Е.В.БАСИН