Введен в действие
Постановлением
Госстандарта РФ
от 26 декабря 1997
г. N 438
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ИЗДЕЛИЙ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ
КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
С ВОЛОКНИСТОЙ МАССОЙ
Products wear resistance
assurance.
Method for determination of tribotechnical properties
of construction
materials in contact with fibrous material
ГОСТ 23.223-97
Группа Т51
МКС 19.020;
ОКСТУ 0023
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработан Российской Федерацией.
Внесен Госстандартом России.
2. Принят
Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации
(Протокол N 11-97 от 25 апреля 1997 г.).
За принятие
проголосовали:
┌─────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐
│ Наименование государства │
Наименование национального органа
│
│ │ по стандартизации │
├─────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Азербайджанская
Республика │Азгосстандарт │
│Республика
Армения │Армгосстандарт │
│Республика
Белоруссия │Белстандарт
│
│Республика
Казахстан │Казгосстандарт │
│Российская
Федерация │Госстандарт
России │
│Республика
Таджикистан │Таджикский
государственный центр по │
│ │стандартизации,
метрологии и сертификации │
│Туркменистан │Туркменглавгосинспекция │
│Республика
Узбекистан │Узгосстандарт │
│Украина │Госстандарт
Украины │
└─────────────────────────────┴───────────────────────────────────────────┘
3. Постановлением
Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и
сертификации от 26 декабря 1997 г. N 438 межгосударственный стандарт ГОСТ
23.223-97 введен в действие непосредственно в качестве государственного
стандарта Российской Федерации с 1 июля 1998 г.
4. Введен взамен
ГОСТ 23.223-85.
1. ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт
распространяется на металлические и неметаллические материалы и покрытия и
устанавливает метод определения триботехнических
свойств - сил трения, предельно допустимых нагрузок, скоростей скольжения при
взаимодействии с волокнистым материалом (волокнистой массой), например
хлопком-сырцом.
По триботехническим характеристикам определяют:
- способность
выбранного материала и покрытий работать с конкретной волокнистой массой;
- наиболее
предпочтительный материал или покрытие;
- оптимальные
режимы работы;
- работоспособность
и безопасность машин и оборудования при взаимодействии с определенными видами
волокнистой массы.
Метод следует
использовать при невозможности или нецелесообразности натурных испытаний машин
и оборудования, взаимодействующих с волокнистой массой, по
технико-экономическим критериям.
2.
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 27674-88.
Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения
ГОСТ Р 50740-95 <*>. Триботехнические
требования и показатели. Принципы обеспечения. Общие положения.
--------------------------------
<*> Действует
на территории Российской Федерации.
3.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем
стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями.
Волокно -
протяженные гибкие и прочные тела с очень малыми поперечными сечениями.
Примечание.
Различают волокна:
натуральные
(природные);
растительного
происхождения - хлопок, лен, джут и др.;
животного - шерсть,
шелк;
минерального - асбест;
химические:
искусственные - получаемые из органических природных высокомолекулярных соединений;
синтетические - получаемые из синтетических полимеров.
Волокнистая масса -
совокупность не упорядоченных по взаимному расположению волокон.
Остальные термины -
по ГОСТ 27674.
4. СУЩНОСТЬ
МЕТОДА
Сущность
метода состоит в том, что трение волокнистого материала осуществляют о торцевую
поверхность дискового образца из исследуемого материала при ряде заданных
значений давления p прижима и скорости v скольжения, измеряют значения силы
трения, температуры образца и электростатического заряда на волокнистой массе,
по которым судят о диапазоне допустимых значений p и v и работоспособности
испытываемого материала.
5.
АППАРАТУРА И МАТЕРИАЛЫ
5.1. Установка для
испытания (рисунки 1 и 2) должна отвечать следующим основным требованиям:
- давление на
волокнистую массу создает поршень массой (0,45 +/- 0,01) кг, расположенный в
цилиндрическом коробе. Расстояние от оси короба 3 (рисунок 2) до оси вращения
должно быть не менее 240 мм;
- силу трения
регистрируют тензодатчики, расположенные на тензобалке тензоусилителя, и
осциллограф;
- плотность
трибоэлектрических зарядов определяют измерением потенциала электрометром;
- температуру в
зоне трения измеряют потенциометром по показателям термоэлектрического
преобразователя (термопары), установленного в скользящих углеграфитовых
элементах;
- скорость
скольжения при трении регулируют изменением частоты вращения электродвигателя.
1 - опорный
подвижный диск; 2 - образец; 3 - редуктор;
4 - приводной
электродвигатель; 5 - цилиндрический короб;
6 - блок тарировочного устройства; 7 - тензобалка;
8 - тахометр; 9 -
испытываемая волокнистая масса;
10 - груз; 11 - тарировочный груз
Рисунок 1.
Схема испытаний и тарировки
1 - стрела; 2 -
вертикальная ось; 3 - цилиндрический короб
диаметром
; 4 -
скользящий элемент (медный электрод);
5 - поршень; 6 -
волокнистая масса
Рисунок 2.
Нагрузочная система испытаний установки
5.2. Стенд
для испытаний должен обеспечивать:
- прижатие
волокнистого материала массой (50 +/- 2) г к образцу по круговой площадке
диаметром 80 мм давлением в диапазоне 0,001 - 0,05 МПа;
- частоту вращения
дискового образца, обеспечивающую скорость скольжения центра
площадки контакта волокнистой массы с образцом в диапазоне
с шагом
с погрешностью +/- 5%;
- непрерывную
регистрацию момента сил трения от 0 до 1962 Н x см (от 0 до 200 кгс x см);
- среднее квадратическое отклонение при оценке случайной погрешности моментоизмерителя (при статической градуировке) не более 4%
от измеряемого значения;
- измерение частоты
вращения подвижного образца от 10 до
с погрешностью не
более 5% установленного значения;
- измерение
температуры подвижного образца в зоне трения до 150 °C с применением
автоматического электронного потенциометра класса точности не ниже 0,5 и
скользящего элемента с встроенным в него термоэлектрическим преобразователем;
- напряжение
статического электричества на волокнистом материале в процессе трения
непрерывно измеряют в диапазоне 10 - 30000 В с
погрешностью не более 5% измеряемого значения;
- измерение
суммарной электрической емкости системы трения и измерительной системы не более
(60 +/- 10) пФ с погрешностью не более 5% измеряемого значения.
5.3. Весы
лабораторные 3-го класса точности с наибольшим пределом взвешивания 200 г.
5.4. Медный
электрод (см. рисунок 2) для измерения напряжения статического электричества на
волокнистой массе должен одновременно служить для фиксации волокнистой массы,
не допуская ее перекатывания в процессе испытаний.
5.5. Образец должен
быть электрически изолирован от станины испытательного прибора, сопротивление
изоляции должно быть не менее 10 мОм, электрическая прочность не менее
.
5.6. Зазор между
образцом и коробом должен быть не более 1 мм. Образец исследуемого материала
изготовляют в соответствии с рисунком 3.
1 - стальной диск;
2 - испытуемое покрытие
Рисунок 3. Образец исследуемого
материала
5.7. Шероховатость
рабочей поверхности образца должна соответствовать условию
,
где
- средний диаметр волокна, мм.
Направление и форма
шероховатости должны соответствовать технологии изготовления изделий,
моделируемых при испытаниях.
5.8. Давление
прижатия углеграфитового элемента (0,002 +/- 0,001) МПа.
5.9. Для испытаний
применяют трибометр, схема которого
приведена в Приложении А.
6. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ
6.1. Подготавливают
порции волокнистого материала массой (50 +/- 2) г, однородного по влажности,
засоренности и другим основным показателям, предусмотренным в НД на данный
материал.
6.2. Образец
устанавливают в соответствии с рисунком 1.
6.3. Короб
устанавливают в соответствии с 5.2 и Приложением А и
помещают в него подготовленную порцию волокнистого материала.
6.4. Производят
приработку испытываемого образца последовательно под нагрузками,
обеспечивающими минимальное и максимальное давления в сочетании с минимальными
и максимальными скоростями скольжения в соответствии с 5.2. На каждом режиме
прирабатывают не менее 60 с или до
стабилизации коэффициента трения. В процессе приработки окончательно отлаживают
измерительную аппаратуру.
Примечание.
Нагрузка задается суммарной массой грузов на поршне и самого поршня.
Минимальное давление 0,001 МПа обеспечивается массой поршня без грузов.
7.
ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ
Порядок проведения
испытаний определяется в зависимости от цели испытания.
7.1. Выбор режимов
работы пар трения "поверхность-волокнистая
масса"
7.1.1. Для
оценки способности выбранного материала и (или) покрытия работать с конкретными
видами волокнистой массы определяют предельные значения давления p и скорости
скольжения v, при которых еще не имеет место увеличение коэффициента трения f,
температуры и электростатического заряда. В зависимости от вида исследуемого
материала и вида волокнистой массы за критерий выбора принимают одну или две из
вышеназванных характеристик.
7.1.2.
Устанавливают частоту n,
,
вращения образца, исходя из необходимой скорости скольжения v,
, и
расстояния
, мм, от оси вращения до оси короба (рисунок 2), определяя ее
по формуле
. (1)
7.1.3. Помещают в
короб порцию волокнистой массы, опускают поршень и создают необходимое давление
в соответствии с 5.2.
7.1.4.
Испытания проводят по 7.1.2 и 7.1.3, непрерывно регистрируя при этом силу
трения, температуру и электростатический заряд не менее 60 с после стабилизации
измеряемых величин.
7.1.5. Испытания
для тех же значений p и v в соответствии с 5.2 повторяют не менее трех раз для
другого образца. Перед проведением каждого повторного испытания с поверхности
образца снимают остаточные трибоэлектрические заряды заземлением электродов.
Повторное использование порции волокнистой массы не допускается.
7.1.6. Испытания
(7.1.2 - 7.1.4) повторяют для других значений p и v.
7.1.7. Результаты
измерения силы трения, напряжения и емкости, средние за время не менее 30 с
трения, регистрируют в протоколе испытаний. Форма протокола приведена в
Приложении Б.
7.1.8. Для
каждого сочетания p и v по результатам повторных испытаний вычисляют средние
значения силы F стабилизированного трения, напряжения U и суммарной емкости
.
Средний коэффициент
f трения рассчитывают по формуле
. (2)
Среднюю плотность
электростатических зарядов вычисляют по формуле
. (3)
7.1.9. По
результатам расчетов строят график зависимости f от произведения pv, оценивают значение pv, при
котором начинается увеличение f, и принимают его за искомый режим работы. Если
необходимо учитывать температуру и электростатический заряд, то строят графики
зависимости pv - t, pv - q.
В этом случае за искомое pv принимают минимальное
значение pv, определяемое по трем графикам.
7.2. Выбор
материала образца и (или) покрытия по триботехническим
характеристикам
7.2.1. Вид
материала или покрытия выбирают для каждого сравниваемого материала в
последовательности, указанной в 7.1.1 - 7.1.8.
7.2.2. За наилучший
вид материала (покрытия) принимают такой, который в соответствии с 7.1.9 имеет
максимальное значение.
7.3. Контроль
работоспособного состояния пары трения "поверхность-волокнистая
масса"
7.3.1. Контроль
работоспособного состояния пары трения "поверхность-волокнистая
масса" сводится к оценке стабильного коэффициента трения и температуры при
заданных значениях p, v и конкретной волокнистой массе.
По заданному v по формуле (1) определяют частоту вращения
образца, устанавливают требуемое давление p и проводят подготовку к испытаниям
в соответствии с разделом 6.
Испытания проводят
в течение 60 с и определяют значения f и t. Если эти значения стабильные,
исследуемую пару трения считают работоспособной.
Приложение А
(рекомендуемое)
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ
СХЕМА ТРИБОМЕТРА
Схема
испытательного прибора - трибометра приведена на
рисунке А.1.
1 -
электродвигатель постоянного тока; 2 - тонкий и грубый
регуляторы частоты
вращения электродвигателя; 3 - редуктор;
4 - приводной вал
(шпиндель); 5 - опорный диск;
6 - испытываемый
дисковый образец с покрытием;
7 - изоляционная
прокладка; 8 - ось; 9 - стрела;
10 - цилиндрический
короб; 11 - поршень;
12 - электрод -
направляющий; 13 - углеграфитовый
термоизмерительный элемент; 14 - измеритель емкости;
15 - электрометр;
16 - добавочная емкость;
17 - потенциометр;
18 - термостат; 19 - трос;
20 - тензобалка с тензодатчиками; 21 -
тензоусилитель;
22 - осциллограф;
23 - покрытие
Рисунок А.1
Испытываемый
дисковый образец 6 устанавливают на опорном диске 5, приводимом во вращение от
электродвигателя постоянного тока 1 через редуктор 3. Необходимое давление на
волокнистую массу поршнем 11 в цилиндрическом коробе 10, установленном на
стреле 9, которая имеет возможность поворачиваться на оси 8 под действием силы
трения. Силу трения регистрируют при помощи тензодатчиков
20 на тензобалке тензоусилителя
21 и осциллографа 22. Плотность трибоэлектрических зарядов определяют, измеряя
потенциал электрометром 15 при помощи металлических электродов 12. Температуру
в зоне трения измеряют потенциометром 17 по показаниям термоэлектрического
преобразователя (термопары), установленного в скользящих углеграфитовых
элементах 13. Скорость скольжения при трении регулируют изменением частоты
вращения электродвигателя при помощи регуляторов 2.
Приложение Б
(рекомендуемое)
ФОРМА
ПРОТОКОЛА ИСПЫТАНИЙ
Дата
________________________ Исполнитель
________________________
Испытуемый материал
|
ГОСТ, ТУ
|
Твердость HB
или микротвердость
|
|
|
|
Разновидность
и сорт массы
|
Средний
диаметр
волокна, мкм
|
Засоренность,
%
|
Влажность,
%
|
Температура
воздуха
|
|
|
|
|
|
Результаты
измерений коэффициента трения
┌────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │
-1 │
│Давление│ Скорость скольжения v, м x с │
│
p, МПа
├─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬────┤
│ │ 0,5 │ 1,0 │ 2,0
│ 3,0 │ 4,0 │ 5,0 │ 6,0 │ 7,0 │ 8,0 │
9,0 │10,0│
│
├─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼────┤
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
├────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼────┤
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
└────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴────┘
Результаты
измерений плотности трибоэлектрического заряда
┌────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │
-1 │
│Давление│ Скорость скольжения v, м x с
│
│
p, МПа
├─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬────┤
│ │ 0,5 │ 1,0 │ 2,0
│ 3,0 │ 4,0 │ 5,0 │ 6,0 │ 7,0 │ 8,0 │
9,0 │10,0│
│
├─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼────┤
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
├────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼────┤
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
└────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴────┘
Результаты
измерений температуры в зоне трения
┌────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │ -1 │
│Давление│ Скорость скольжения v, м x с
│
│
p, МПа
├─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬────┤
│ │ 0,5 │ 1,0 │ 2,0
│ 3,0 │ 4,0 │ 5,0 │ 6,0 │ 7,0 │ 8,0 │
9,0 │10,0│
│
├─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼────┤
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
├────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼────┤
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │ │
│ │
└────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴────┘