Поиск по базе документов:

Бесплатное обучение по алготрейдингу на Python и Backtrader

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

 

ПИСЬМО

от 29 декабря 1997 г. N БЕ-19-43/7

 

Генеральным соглашением о взаимодействии Минстроя России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена совместная проработка вопросов, направленных на развитие строительного комплекса и повышение эффективности его деятельности, включая малый бизнес.

Госстроем России совместно с Союзом предприятий малого строительного бизнеса проанализированы и обобщены материалы, характеризующие результативность деятельности и приоритетные направления развития малого предпринимательства в строительстве в отдельных регионах Российской Федерации.

Направляю указанную информацию для использования в работе и распространения положительного опыта развития малого бизнеса в строительстве.

 

Министр Российской Федерации -

Председатель

Е.В.БАСИН

 

 

 

 

 

 

Приложение

к письму Госстроя России

от 29 декабря 1997 г. N БЕ-19-43/7

 

О СОСТОЯНИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Малый бизнес в отраслях экономики и строительном

комплексе России

 

По состоянию на 1 июня 1997 года на территории Российской Федерации действовало около 838 тысяч малых предприятий, из них 92 процента малых предприятий частной формы собственности.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОТРАСЛЯМ

ЭКОНОМИКИ НА 1 ИЮЛЯ 1997 ГОДА

 

                                                     (в процентах)

┌────────────────────────────────────────────────┬───────────────┐

│Всего                                               100,0    

  строительство                                       16,6    

  промышленность                                      15,5    

  транспорт и связь                                    2,4    

  торговля и общественное питание                     43,5    

  наука и научное обслуживание                         5,1    

  другие отрасли экономики                            13,2    

└────────────────────────────────────────────────┴───────────────┘

 

Численность работников списочного состава, постоянно занятых на малых предприятиях России, в I полугодии 1997 года составила 6,1 млн. человек.

В I полугодии 1997 года малыми предприятиями было произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на сумму 125,6 трлн. рублей, в том числе по основному виду деятельности - 112, 1 трлн. рублей.

 

ОБЪЕМ ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПО ОСНОВНОМУ ВИДУ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ ПО ОТРАСЛЯМ

ЭКОНОМИКИ В I ПОЛУГОДИИ 1997 ГОДА

 

                                                     (в процентах)

┌──────────────────────────────────────────────────┬─────────────┐

│Всего                                                100,0    

  строительство                                       20,9    

  промышленность                                      22,5    

  транспорт и связь                                    3,1    

  торговля и общественное питание                     36,1    

  наука и научное обслуживание                         4,2    

  другие отрасли                                       9,9    

└──────────────────────────────────────────────────┴─────────────┘

 

Выручка, полученная малыми предприятиями от реализации товаров, продукции, работ и услуг, составила 192,6 трлн. рублей.

Сопоставление доли убыточных предприятий в общем числе предприятий по крупным и средним и по малым предприятиям свидетельствует о более успешной работе малых предприятий:

 

ДОЛЯ УБЫТОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЩЕМ ЧИСЛЕ

ПРЕДПРИЯТИЙ В I ПОЛУГОДИИ 1997 ГОДА

 

                                                     (в процентах)

┌───────────────────────────┬───────────────────────┬────────────┐

                              Крупные и средние      Малые   

├───────────────────────────┼───────────────────────┼────────────┤

   Промышленность                   47,0              20,2   

   Строительство                    44,1              17,7   

   Транспорт                        64,5              17,5   

└───────────────────────────┴───────────────────────┴────────────┘

 

В строительном комплексе на 1 июля 1997 года насчитывалось 139 тысяч малых предприятий, в том числе 106,7 тысяч подрядных, в промышленности строительных материалов - 7,54 тысячи, жилищно - коммунального хозяйства - 6,2 тысячи.

В малом бизнесе отрасли на постоянной основе работают около 1,5 млн. человек, из них в частных фирмах - 89 процентов.

В I полугодии 1997 года малыми строительными предприятиями было произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на сумму 26,6 трлн. рублей (21,1% валового дохода всех малых предприятий России). По основному виду деятельности (объему произведенных строительных работ) валовой доход составил 23,4 трлн. рублей (20,9%).

 

2. Передовой опыт регионов по поддержке и развитию

малого предпринимательства

 

В целях выявления эффективности функционирования малых предприятий и организаций строительного комплекса Госстроем России совместно с Союзом предприятий малого строительного бизнеса обобщен передовой опыт работы регионов по созданию правовых, экономических и организационных условий формирования системы поддержки и развития малого предпринимательства в строительстве.

Данные анализа показывают, что на региональном уровне происходит формирование законодательно - нормативной базы, обеспечивающей развитие, поддержку и регулирование предпринимательской деятельности. Более чем в 40 субъектах Российской Федерации утверждены и реализуются региональные программы поддержки предпринимательства, в которых вопросы развития малого строительного бизнеса выделены как приоритетные. В ряде регионов процесс поддержки малого предпринимательства, включая принятие соответствующих региональных законодательных и нормативных актов, активно развивается. Так, в Республиках: Марий Эл, Удмуртской, Чувашской, Татарстан; Хабаровском крае; Амурской и Ульяновской областях к настоящему времени заложены основы развития региональной политики в отношении малого бизнеса путем разработки и принятия системы законодательных и нормативных актов, регулирующих вопросы поддержки малого предпринимательства, оптимизации налоговых платежей, учета и отчетности, размещения государственных заказов, льготного кредитования инвестиционно - строительных проектов, осуществления лизинговой деятельности и т.д. В других регионах (во Владимирской, Новосибирской и Оренбургской областях) аналогичные нормативно - правовые акты находятся в стадии разработки, согласования или утверждения.

Финансовая поддержка малых предприятий в регионах, как правило, осуществляется за счет средств специализированных фондов. Вводятся льготы по местным налогам, выделяются средства из местных бюджетов на создание инфраструктуры малого бизнеса. Приоритетными направлениями создания экономических (инвестиционных и финансово - кредитных) условий формирования эффективных региональных систем поддержки и развития малого предпринимательства органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации считают льготное целевое кредитование, снижение уровня местных налогов, льготную аренду производственных помещений, подключение малых предприятий к госзаказам, гарантии по банковским кредитам.

Эти приоритеты в той или иной мере находят отражение в региональных программах поддержки малого предпринимательства. Например, комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства Республики Коми предусматривает подготовку предложений по регламентации льготных условий аренды и выкупа объектов недвижимости, по законодательному закреплению региональных налоговых льгот, по стимулированию финансовой поддержки. Финансирование этих мероприятий предусматривается в первую очередь из республиканского бюджета, средств предпринимателей и учредителей.

В отличие от многих других региональных программ, где такой финансовый источник, как внебюджетный фонд, представлен обезличенной группировкой, в данной программе он конкретизирован и охватывает широкий круг фондов: Фонд занятости, Фонд социальной защиты, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд. Среди мероприятий, отражающих перспективы развития и расширения экономического механизма поддержки малого предпринимательства предусмотрена подготовка предложений по созданию механизма гарантий иностранных инвестиций, создание механизма страхования деятельности субъектов малого предпринимательства, договоренность о валютном финансировании малых предприятий, разработка механизма лизинга ("Коми лизинг"), привлечение иностранных инвестиций.

Интересен опыт Пермской области, где принята Инвестиционная программа малого предпринимательства на 1997 год. В программе четко определены цели и задачи поддержки и развития малого предпринимательства на территории области, намечена разработка широкого круга нормативных актов, глубоко проработан комплекс конкретных мер прямой и косвенной финансово - кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства, включающих оптимизацию налоговых льгот, развития системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов, кредитно - финансовых институтов и страховых организаций.

Финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется субъектами Российской Федерации, как правило, через региональные фонды поддержки малого предпринимательства, которые на конкурсной основе инвестируют предприятия и организации малого бизнеса по приоритетным направлениям.

В Новосибирской области, где одним из приоритетных направлений является строительство жилья, на эти цели в августе - сентябре 1996 года через областной фонд малого предпринимательства было профинансировано ЗАО "Петрозит" векселями на 1 млрд. рублей.

В Амурской области в 1995 - 1996 годах на реализацию 8 проектов (в том числе, одного проекта на производство стройматериалов в г. Благовещенске) были выделены льготные кредиты сроком на 12 месяцев на сумму 1115 млн. рублей объемом до 500 млн. рублей на каждый проект при условии наличия собственных средств не менее 30% от общей стоимости проекта и залогового обязательства на сумму кредита. При этом, экспертным советом Фонда поддержки предпринимательства проводился анализ технической, экономической и финансовой части проекта, определялся объем кредита, срок возврата, исходя из приоритетной значимости проекта для области, эффективности и срока его окупаемости.

В Республике Марий Эл для малых предприятий предусмотрена финансово - кредитная помощь через Республиканский фонд поддержки малого предпринимательства в виде возвратного льготного кредита по ставке Центрального банка Российской Федерации на срок до 1 года под гарантии администраций городов, районов или под залог.

В Удмуртской Республике финансовая поддержка малых предприятий осуществляется на возвратной основе Удмуртским Государственным фондом поддержки малого предпринимательства, на основании решений Попечительского совета Фонда. Для привлечения внебюджетных средств под гарантии Фонда привлекаются средства из Евроазиатского банка, банка СБС АГРО, Федерального фонда по кредитным линиям для кредитования проектов по строительству.

В Республике Саха в 1996 году Комитетом по приватизации, антимонопольной политике и делам малого и среднего бизнеса были выданы кредиты через Фонд содействия приватизации и поддержки предпринимательства 34 предприятиям и организациям малого бизнеса на сумму 1971 млн. рублей. Из них на развитие производства стройматериалов - 550 млн. рублей.

Во Владимирской области финансово - кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется через льготное кредитование предприятий малого бизнеса на срок до двух лет по 50% от ставки Центрального Банка России. В республике Татарстан финансово - кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется в форме выдачи льготных кредитов Фондом финансовой поддержки малого предпринимательства и Внебюджетным республиканским фондом общеотраслевых и межотраслевых научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ.

Налоговая политика оказывает большое воздействие на предпринимательскую активность на региональном уровне. Малый бизнес - наиболее чувствительное звено в экономике, поэтому недостатки налогообложения в этой сфере экономической деятельности гораздо ощутимее. Глобальное решение налоговой проблемы выходит за рамки компетенции администрации отдельного региона. Вместе с тем, без участия региональной администрации в решении данного вопроса путем манипулирования местными налогами, совместной законотворческой деятельности на федеральном уровне и других мер, ощутимых результатов в деле поддержке и развития малых предприятий получить, по мнению регионов, не удастся.

Во многих субъектах Российской Федерации осуществляется работа по внедрению упрощенной системы налогообложения малых предприятий, вводятся льготы по местным налогам.

В Амурской области для малых предприятий с численностью до 15 человек областным Законом "Об установлении объекта налогообложения, ставок единого налога и стоимости годового патента для субъектов малого предпринимательства в Амурской области" применяется упрощенная система налогообложения (ставка единого налога от суммы выручки установлена 10%, в том числе в федеральный бюджет 3,33%, в бюджет области - 6,67%).

В Республике Саха для стимулирования развития малого предпринимательства имеются определенные налоговые льготы. Согласно Закона Республики Саха "О налоговой политике Республики Саха на 1997 год" освобождены от налога на прибыль субъекты малого предпринимательства, занимающиеся изготовлением строительных материалов и строительством жилья.

Представляет интерес опыт Тульской области, где был принят областной Закон "О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности". В качестве объекта налогообложения выбрана валовая выручка за отчетный период.

В Карачаево - Черкесской Республике решение задач налогообложения и кредитования осуществляется через региональную программу государственной поддержки малого бизнеса, в рамках которой предусмотрены конкретные меры по финансовой поддержке малых предприятий, работающих по приоритетным направлениям деятельности, с предоставлением гарантий под кредиты банков для целевого развития этих предприятий. Постановлением главы администрации г. Казани "О стимулировании развития предпринимательства в городе Казани" предоставлены льготы по налогам и сборам, зачисляемым в бюджет города, субъектам предпринимательской деятельности, если они имеют объем реализации товаров, работ и услуг по приоритетным направлениям превышающий 70% от общей суммы реализации. Приоритетными признаны, в частности, производство новых строительных материалов, внедрение новых технологий в строительстве.

В отдельных регионах уже разработан и внедряется механизм облегчения доступа малых предприятий к выполнению государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров для региональных нужд.

Малые строительные предприятия Чувашской Республики имеют доступ к государственным заказам на строительство жилья, автодорог, объектов газификации через проводимые Минстроем Чувашской Республики, местными администрациями подрядные торги на вновь начинаемые строительные объекты.

В Удмуртской Республики малые строительные предприятия тоже принимают активное участие в подрядных торгах по строительству и ремонту объектов непроизводственной сферы.

Любые мероприятия по созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса обречены на провал без соответствующей организационной поддержки малого предпринимательства, которая предполагает прежде всего создание на региональном уровне рыночной инфраструктуры. Создание региональных объектов инфраструктуры относится к прерогативе самих субъектов Российской Федерации.

В Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Коми достаточно глубоко проработаны такие инфраструктурные проекты, как "Создание единой системы информационного обеспечения", "Инкубаторий малого бизнеса", "Передвижная школа малого бизнеса".

Программой комплексного развития малого предпринимательства в Ивановской области на период 1995 - 1999 гг. предусматривается организация регионального информационно - аналитического центра.

К числу приоритетов программой поддержки малого предпринимательства в Тульской области отнесены создание и развитие венчурных фирм.

Достаточно широкое распространение в регионах Российской Федерации получил так называемый Морозовский проект, стратегической задачей которого является формирование и развитие сети региональных учебно - деловых центров, на базе которых реализуется центральная идея проекта - через кадры, профессионально подготовленных цивилизованных предпринимателей оказывать поддержку развитию малого предпринимательства в России. Такие центры действуют уже в Иркутской, Новгородской, Владимирской, Ивановской, Калининградской, Калужской областях, Республике Коми и Удмуртской Республике, Красноярском и Хабаровском краях.

Развиваются на региональном уровне и интеграционные процессы в сфере малого бизнеса, создаются общественные объединения предпринимателей (союзы, ассоциации и др.). Их формирование является одним из решающих факторов создания эффективной системы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне.

В Чувашской Республике общественную поддержку субъектам малого предпринимательства осуществляют Союз предпринимателей Чувашской Республики, Чувашская ассоциация малого предпринимательства, которые объединяют предпринимателей в целях защиты их прав и обеспечения экономических и организационных условий устойчивого развития предприятий малого бизнеса.

В Омской области ряд общественных объединений предпринимателей (Областной союз предпринимателей, Ассоциация предпринимателей - производителей товаров и услуг, Ассоциация промышленников и предпринимателей и т.д.) участвуют в реализации мероприятий программы поддержки малого предпринимательства, которой предусматривает формирование нормативной базы омского предпринимательства и финансовая поддержка малого бизнеса.

В Удмуртской Республике для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты имущественных и других интересов малые предприятия республиканского строительного комплекса в марте 1997 года объединились и создали Строительный союз, который активно взаимодействует с Госстроем Удмуртской Республики и с Союзом предприятий малого строительного бизнеса России. В Республике Карелия создана общественная организация - "Гильдия строителей", во Владимирской области функционируют Союз строителей и Ассоциация строителей.

Опыт регионов показал, что еще не решены многие проблемы, тормозящие развитие малого предпринимательства. К основным из них органы исполнительной власти субъектов России Федерации и предпринимателей относят: неполноту и нечеткость законодательно - нормативной базы, недостаточность собственных финансовых ресурсов, трудности получения кредитов, сильное налоговое бремя, давление криминальных структур, нехватку квалифицированных кадров, сложности получения помещений, высокую арендную плату, неразвитость рынка лизинговых услуг, недостаточную социальную защищенность работников малых предприятий и др.

Для устранения перечисленных трудностей и обеспечения устойчивого развития сферы малого строительного бизнеса, по мнению Госстроя России, в регионах целесообразно разработать и осуществить комплекс дополнительных мер по созданию благоприятных правовых и социально - экономических условий формирования целостной системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Эта работа с учетом предложений субъектов Российской Федерации должна конкретизироваться по следующим основным направлениям:

1. Формирование стабильной нормативно - законодательной базы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне.

2. Активизация работы по подготовке и принятию региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства, представляющих собой взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально - экономических, организационно - хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий.

3. Усиление мер финансово - кредитной и инвестиционной поддержки предприятий малого бизнеса, обеспечение им реального доступа к финансовым ресурсам, источникам кредитования и региональным инвестиционно - строительным программам.

4. Постоянная работа органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства в строительстве, промышленности строительных материалов и жилищно - коммунальном хозяйстве, создание, при необходимости, специальных структур (департаментов, комитетов, отделов и т.п.).

5. Формирование региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, создание бизнес - инкубаторов, бизнес - центров, технопарков, лизинговых компаний и т.п.

6. Организация информационной поддержки малого предпринимательства: развитие в регионах сети информационно - аналитических центров, а также специальных фирм, предоставляющих малым строительным организациям информацию на коммерческой основе.

 

 





ТЕХНОРМАТИВЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И ПРОЕКТИРОВЩИКОВ

Яндекс цитирования


Copyright © www.docstroika.ru, 2013 - 2024