ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПРИКАЗ
от 31 декабря 1997 г. N 17-146
Во
исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997
г. N 1303 "О внесении изменений и дополнений в решения Правительства
Российской Федерации по жилищным вопросам" в части расширения полномочий
государственной жилищной инспекции, а также совместного соглашения Госстроя
России и ГАК России в области демонополизации и развития конкурентных отношений
в сфере жилищно - коммунального хозяйства приказываю:
1. Главной
государственной жилищной инспекции (Рощупкин)
приступить с 1 января 1998 года к сбору показателей хода реформы жилищно -
коммунального хозяйства согласно Примерного перечня
вопросов для изучения процессов развития конкуренции на рынках жилищно -
коммунальных услуг, одобренного совместным письмом ГАК России N НФ-4862 и Госстроя
России N БЕ-19-41/30 от 11.11.97 (прилагается).
Полученную
информацию представлять в Управление реформирования жилищно - коммунального
хозяйства до 15 числа календарного месяца.
2. Управлению
реформирования жилищно - коммунального хозяйства (Чернышову)
организовать обобщение представленных материалов для проведения ежемесячного
мониторинга реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа и подготовку
сводной информации для представления в Правительство Российской Федерации
возложить на заместителя председателя Госстроя России А.И. Терещенко.
Министр
Российской
Федерации -
Председатель
Е.В.БАСИН
Приложение
к Приказу Госстроя
РФ
от 31.12.97 N
17-146
ПРИМЕРНЫЙ
ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ ДЛЯ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ
НА РЫНКАХ ЖИЛИЩНО -
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
При проведении
данной работы следует учитывать особенности проведения реформы жилищно -
коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) в:
- в городах
различного ранга населенности: малых, средних, крупных и особо крупных городах
- "миллионерах", а также в городах на базе градообразующих
предприятий и пр.;
- в сельской
местности, поселках городского типа и в закрытых административных образованиях.
Кроме того,
необходимо учитывать национально - исторические, экономические, географические
и климатические особенности поселений и регионов, устройство ЖКХ и структуру
застройки (индивидуальная, коллективная).
Обследование
проводится территориальными управлениями ГАК России и государственными
жилищными инспекциями субъектов Российской Федерации совместно с
администрациями субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления.
ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Объекты
обследования - взаимоотношения между хозяйствующими субъектами сферы ЖКХ и их
последствия.
Цель обследования -
определение путей формирования конкурентных отношений в ЖКХ.
Задачи
обследования:
- проработка
вопросов демонополизации и развития конкуренции в ЖКХ на уровне субъектов
Российской Федерации в свете федеральной программы демонополизации ЖКХ;
- контроль
состояния системы договорных отношений в сферах управления и обслуживания
жилищного фонда;
- оценка ситуации
по разделению функций заказчика и подрядчика, проведению конкурсов при отборе
организаций для выполнения работ по обслуживанию и ремонту (текущему и
капитальному) жилищного фонда, благоустройству территорий, вывозу бытовых
отходов, прокладке и ремонту коммуникаций и др.;
- оказание помощи
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по определению
сферы локальных естественных монополистов в ЖКХ;
- оценка порядка
ценообразования в ЖКХ и факторов снижения цен (тарифов);
- оценка активности
населения в реформировании ЖКХ (через территориальное самоуправление,
формирование товариществ собственников жилья).
Результаты изучения
- информация с выводами и предложениями по демонополизации и развитию
конкуренции на рынке ЖКУ (представляется в адрес органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, ГАК России и Госстроя России).
ПРИМЕРНЫЙ
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
1. Функциональная
структура ЖКХ изучаемого населенного пункта.
2. Участвуют ли
территориальные органы ГАК России и государственные жилищные инспекции
субъектов Российской Федерации в реформировании ЖКХ, в чем проявляется это
участие (в проведении конкурсов, участии в аудите, нормотворчестве,
просветительстве и т.д.)?
3. Участвовали ли
территориальные органы ГАК России и государственные жилищные инспекции
субъектов Российской Федерации в разработке региональных программ
реформирования ЖКХ, в том числе по вопросам демонополизации и созданию
конкурентной среды в отраслях ЖКХ?
4. Имеется ли в
регионе комиссия по реформе ЖКХ (кто входит в состав, каковы ее задачи и
функции)? Содержание и опыт работы комиссии.
5. Опыт
формирования товарищества собственников жилья. Роль органов ТОС
(территориального общественного самоуправления) в реформировании ЖКХ.
6. Развивается ли
конкуренция в сфере управления жилищным фондом:
- проводят ли местные
администрации конкурсный отбор управляющих компаний (служб заказчика),
организаций - подрядчиков.
7. Существуют ли
договорные отношения между организациями, выполняющими функции заказчика, и
подрядчиками - хозяйствующими субъектами различных форм собственности,
выполняющими работы по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, придомовой
территории? Кто при этом выполняет функции заказчика (укажите организации), и
кто его финансирует? Приведите конкретные примеры.
8. Как оформляются
договорные отношения в сфере найма жилья между собственником жилья (или
уполномоченным им лицом) - наймодателем и нанимателем
жилого помещения?
9. Организована ли
информация для потребителей жилищно - коммунальных услуг (далее - ЖКУ)
управляющими организациями о структуре тарифов на ЖКУ, о стандартах на ЖКУ и
др.?
10. Какие факторы
влияют на снижение качества коммунальных услуг (по водоснабжению,
водоотведению, теплоснабжению, снабжению горячей водой, электроснабжению,
газоснабжению, вывозу бытовых отходов, текущему ремонту зданий, лифтовому
хозяйству) и пути их устранения по каждой отрасли?
11. На примере
отдельных предприятий в различных отраслях ЖКХ проанализировать структуру тарифов
на оказание коммунальных услуг населению, дать оценку их обоснованности и
указать (постатейно) резервы снижения затрат и, соответственно, тарифов.
12. Кто
осуществляет регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) учреждений и
организаций жилищно - коммунального хозяйства?
Обеспечивается ли
независимость органов регулирования от хозяйствующих субъектов?
Являются ли
процедуры регулирования тарифов открытыми, а информация доступной для
потребителей, СМИ и общественности?
13. Внедряются ли энерго- и ресурсосберегающие мероприятия (в т.ч. установка приборов учета)?
Имеются ли (в
городе, районе, субъекте Российской Федерации) экономические
механизмы стимулирования энерго- и
ресурсосбережения?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ (ВЫВОДЫ)
1. Какие виды услуг
ЖКХ должны быть отнесены к естественным монополиям и почему?
2. Какие виды услуг
ЖКХ должны быть переведены в конкурентную среду?
3. По услугам, не
относящимся к естественным монополиям:
- перечень услуг,
по которым может осуществляться конкурентный отбор;
- перечень услуг,
по которым может развиваться свободная конкуренция в случае выделения
структуры, осуществляющей эти услуги, в качестве самостоятельного юридического
лица.
4. Какие виды
деятельности должны остаться в ведении муниципальных служб, а что должно перейти
к хозяйствующим субъектам (на коммерческую основу)?
5. Имеющиеся
проблемы и нерешенные вопросы, препятствующие ходу реформ (организационные,
правовые, в том числе отсутствие или недостатки действующих нормативных актов,
финансовые и др.) и пути их решения.
Перечень вопросов,
на которые необходимо получить ответы может быть расширен. При наличии в
регионе положительного опыта проведения работы по демонополизации и развитию
конкурентных отношений в сфере ЖКХ информацию необходимо направлять в ГАК России
и Госстрой России.
СПРАВОЧНО
В настоящее время в
федеральных органах исполнительной власти проводятся следующие работы по
совершенствованию методической и нормативно - правовой базы антимонопольного
регулирования в сфере жилищно - коммунального хозяйства:
1. ГАК России и
Госстрой России разрабатывает общие положения законодательства о регулировании
деятельности естественных монополий на локальных товарных рынках, на основании
которых целесообразна разработка законов субъектов Российской Федерации по
регулированию деятельности естественных монополий жилищно - коммунального
хозяйства.
2. Минэкономики
России, Минтопэнерго России, ФЭК России, ГАК России и Госстрой России готовят
предложения по упорядочению ценовой и тарифной политики в отношении
естественных монополий на оптовом рынке тепловой и электрической энергии и
локальных товарных рынках, влияющей на формирование тарифов на жилищно -
коммунальные услуги.