ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПРИКАЗ
от 26 марта 1999 г. N 72
О ПОДПРОГРАММЕ "ПОДДЕРЖКА МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ НА 1999 - 2000
ГГ."
Во исполнение
Постановления Правительства РФ от 20 декабря 1997 г. N 1613 "О программе
демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на
1998 - 1999 гг." в части реализации государственной политики по развитию
малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве Госстрой России
издал приказ:
1. Утвердить
представленную Управлением реформирования ЖКХ подпрограмму "Поддержка
малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве на 1999 - 2000
гг.".
2. Управлению
реформирования ЖКХ обеспечить координацию работы по реализации основных
мероприятий подпрограммы.
3. Структурным
подразделениям комитета, организациям и учреждениям, находящимся в ведении
Госстроя России, принять к руководству и исполнению основные мероприятия
подпрограммы, исходя из установленных сроков.
4. Рекомендовать органам
исполнительной власти субъектов РФ:
принимать участие в
реализации мероприятий подпрограммы с целью создания благоприятных условий для
привлечения субъектов малого предпринимательства на рынок жилищно-коммунальных
услуг;
обеспечивать
проведение конкурсного отбора организаций на выполнение услуг по управлению и
обслуживанию жилищного фонда и объектов коммунального назначения с привлечением
субъектов малого предпринимательства;
осуществлять
взаимодействие с региональными органами поддержки малого предпринимательства по
привлечению и успешному функционированию предприятий малого бизнеса в сфере
ЖКХ.
Приложение
ПОДПРОГРАММА
"ПОДДЕРЖКА
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
НА 1999 - 2000
ГГ."
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Паспорт подпрограммы │
│ "Поддержка малого
предпринимательства в жилищно- │
│ коммунальном хозяйстве
на 1999 - 2000 гг." │
├──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┤
│Наименование │подпрограмма "Поддержка малого предприни- │
│подпрограммы │мательства в
жилищно-коммунальном хозяйстве
│
│ │на 1999 - 2000
гг."
│
├──────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Наименование
решения о│программа демонополизации и
развития│
│разработке │конкуренции на рынке
жилищно-коммунальных услуг│
│подпрограммы │на 1998 - 1999 гг. │
├──────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Заказчик
подпрограммы │Госстрой России │
├──────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Основные
разработчики │Управление
реформирования ЖКХ, научно-│
│подпрограммы │исследовательские и
образовательные организации│
│
│жилищно-коммунального комплекса
│
├──────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Цель
подпрограммы │создание благоприятных условий для привлечения│
│ │и устойчивой деятельности малых
предприятий на│
│ │рынке
жилищно-коммунальных услуг
│
├──────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Перечень
основных
│1. Нормативно-правовое обеспечение │
│мероприятий │2. Инфраструктура поддержки │
│подпрограммы │3. Организация обучения │
│ │4. Информационное
обеспечение │
├──────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки
реализации │1999 - 2000
гг.
│
│подпрограммы │
│
├──────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Основные
исполнители │Управление реформирования ЖКХ,
органы│
│подпрограммы │исполнительной власти
субъектов РФ, органы│
│ │местного самоуправления, научно-│
│ │исследовательские
и образовательные организации│
│ │жилищно-коммунального
комплекса │
├──────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые
конечные │обеспечение качества
предоставляемых
жилищно-│
│результаты
реализации │коммунальных услуг и
защиты интересов│
│подпрограммы │потребителей за
счет проведения конкурсного│
│ │отбора организаций
на выполнение услуг
по│
│ │управлению и
обслуживанию жилищного фонда
и│
│ │объектов коммунального назначения с│
│ │привлечением предприятий различных
форм│
│ │собственности │
└──────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┘
I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1. Подпрограмма "Поддержка малого предпринимательства в
жилищно-коммунальном хозяйстве на 1999 - 2000 гг." разработана в развитие
"Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных
услуг на 1998 - 1999 гг.", одобренной Постановлением Правительства РФ от
20.12.97 г. N 1613 "О Программе демонополизации и развития конкуренции на
рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998 - 1999 гг." (Собрание
законодательства РФ, 1998 г., N 1, ст. 128).
Развитие
конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг тесно связано с
привлечением к этому виду деятельности на конкурсной основе как можно большего
количества субъектов хозяйствования, и прежде всего, малых предприятий, что позволит
собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту
организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и
услуг по наиболее низким ценам.
В
соответствии со ст. 3 п. 1 Федерального закона от 14 июля 1995 г. N 88-ФЗ
"О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации" (Собрание законодательства РФ, 1995 г., N 25, ст. 2343) под
субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в
уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ,
общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не
превышает 25%, доля, принадлежащая одному или
нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого
предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность
работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности,
строительстве, на транспорте - 100 чел.
в сельском
хозяйстве и научно-технической сфере - 60 чел.
в розничной
торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.
в остальных
отраслях (в т.ч. и ЖКХ) - 50 чел.
Под субъектами
малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования "юридического
лица".
Формирование среднего
класса становится стратегической задачей повышения политической, экономической
и социальной стабильности в российском обществе. Решение этой задачи требует
создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного
развития малого предпринимательства.
Малое
предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и
конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижает
остроту безработицы, позволяет потребителям выбирать производителей товаров и услуг.
В настоящее время в
жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации функционирует свыше 35 тыс.
малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 350 тыс. чел.
За 1998 г. малыми
предприятиями жилищно-коммунальной сферы произведено работ и услуг на общую
сумму около 20 млрд. р.
Сферами привлечения
малого предпринимательства в ЖКХ являются ремонт и обслуживание жилищного
фонда, установка приборов учета и регулирования водо- и энергоресурсов, вывоз
мусора и уборка придомовых территорий, обслуживание и ремонт лифтового
хозяйства, инженерных систем городов и населенных пунктов, управление жилищным
фондом, материально-техническое снабжение, предоставление банно-прачечных,
гостиничных и ритуальных услуг.
II.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ
Основной целью
подпрограммы является создание благоприятных условий для привлечения субъектов
малого предпринимательства в сферу управления и обслуживания жилищного фонда и
объектов коммунального назначения, для чего необходимо проводить политику
разумной поддержки этих предприятий.
Достижение
указанной цели требует решения следующих задач:
формирование
нормативно-методической базы, позволяющей создать условия для привлечения
субъектов малого предпринимательства в сферу предоставления
жилищно-коммунальных услуг;
обеспечение
деятельности малых предприятий путем создания инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства в ЖКХ;
организация
подготовки и переподготовки кадров в области управления и обслуживания
жилищного фонда и объектов коммунального назначения;
резервирование
региональными фондами поддержки малого предпринимательства части средств для предоставления льготных среднесрочных займов
предприятиям, функционирующим в сфере ЖКХ;
проведение
конкурсного отбора подрядных организаций на оказание жилищно-коммунальных услуг
независимо от их форм собственности.
III.
СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ
В подпрограмме выделены 4 основных раздела мероприятий (Приложение):
1.
Нормативно-методическое обеспечение предусматривает формирование пакета
документов на федеральном уровне, позволяющего создать условия для привлечения
и успешного функционирования малых предприятий на рынке жилищно-коммунальных
услуг.
2. Инфраструктура
поддержки включает систему поддержки малого предпринимательства, направленную
на создание сети услуг, предоставляемых субъектам малого предпринимательства.
3. Организация
обучения предусматривает создание сети организаций, обучающих основам
предпринимательской деятельности в сфере управления и обслуживания недвижимого
имущества.
4. Информационное
обеспечение предусматривает проведение мониторинга развития малого бизнеса на
рынке жилищно-коммунальных услуг, выявление положительного опыта и проблем
малого предпринимательства.
IV.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОДПРОГРАММЫ
Реализация
подпрограммы будет осуществляться в 1999 - 2000 гг. за счет средств
федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных
источников финансирования.
V. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ
Контроль за ходом реализации подпрограммы возложен на Управление реформирования
ЖКХ.
Приложение
к подпрограмме
"Поддержка малого
предпринимательства
в ЖКХ
на 1999 - 2000
гг."
ОСНОВНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПОДПРОГРАММЫ
"ПОДДЕРЖКА
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЖКХ
НА 1999 - 2000
ГГ."
┌────┬──────────────────────────────────────────┬───────────────────────┐
│NN │
Основные направления и мероприятия
│ Результативность │
│п/п │ │выполнения мероприятий │
├────┴──────────────────────────────────────────┴───────────────────────┤
│ 1. Нормативно-методическое
обеспечение │
├────┬──────────────────────────────────────────┬───────────────────────┤
│1.1
│Разработка рекомендаций по развитию малого│Определение │
│ │предпринимательства в ЖКХ │приоритетных │
│ │
│направлений
развития│
│ │ │малого бизнеса в сфере│
│ │
│ЖКХ
│
│ │
│
│
│1.2
│Разработка методических рекомендаций
по│Привлечение субъектов│
│ │размещению муниципального заказа
на│малого
│
│ │жилищно-коммунальное обслуживание на
малых│предпринимательства на│
│ │предприятиях
и апробация их на
примере │рынок
жилищно-│
│ │1 - 2 субъектов малого предпринимательства│коммунальных
услуг │
│ │
│
│
│1.3
│Разработка примерного положения
о│Создание равных│
│ │конкурсном отборе подрядчиков для текущего│условий
участникам│
│ │и
капитального ремонта
жилищного фонда,│конкурсов вне│
│ │текущего обслуживания
жилищного
фонда,│зависимости от формы│
│ │выполнения специализированных
работ │собственности │
│ │ │ │
│1.4
│Разработка типовой методики
составления│Совершенствование
схем│
│ │предпринимательского проекта
в жилищно-│и механизмов│
│ │коммунальном хозяйстве
и апробация ее на│финансирования │
│ │примере
двух малых предприятий
│проектов
малых│
│ │
│предприятий
│
│ │
│
│
│1.5
│Разработка рекомендаций по созданию
малых│Привлечение
малых│
│ │предприятий для установки приборов
учета и│предприятий к│
│ │регулирования водо- и
энергоресурсов │установке приборов│
│ │
│учета
│
│ │
│
│
│1.6
│Подготовка типового перечня
документов,│Оказание методической│
│ │необходимых для
получения лицензии на│помощи субъектам│
│ │осуществление деятельности в сфере
ЖКХ │малого │
│ │
│предпринимательства в│
│ │
│сфере ЖКХ
│
│ │ │ │
│1.7
│Подготовка методических рекомендаций
по│Участие
субъектов│
│ │развитию малого
предпринимательства
в│малого
│
│ │сфере обслуживания и ремонта жилого
фонда│предпринимательства в│
│ │и
объектов коммунального
назначения при│реструктуризации
ЖКХ │
│ │передаче их
из
государственной│ │
│ │собственности в муниципальную
и апробация│ │
│ │их
на примере двух регионов
Российской│ │
│ │Федерации │ │
│ │
│
│
│1.8
│Участие в подготовке нормативно-│Отражение
в нормативно-│
│ │законодательных актов
по развитию и│законодательных актах│
│ │поддержке малого
предпринимательства на│по развитию
малого│
│ │федеральном
и региональном уровнях
│предпринимательства
│
│ │ │специфики ЖКХ │
├────┴──────────────────────────────────────────┴───────────────────────┤
│ 2. Инфраструктура поддержки малого
предпринимательства │
├────┬──────────────────────────────────────────┬───────────────────────┤
│2.1
│Разработка перечня оборудования
и его│Определение перечня
и│
│ │объемов в натуральном и стоимостном│объемов лизинга │
│ │выражении, оснащение
которым малых│ │
│ │предприятий возможно на условиях
лизинга │ │
│ │
│
│
│2.2
│Проработка механизма
создания лизинговой│Повышение технической│
│ │компании в сфере ЖКХ и апробация его
на│оснащенности субъектов│
│ │примере одного - двух субъектов Российской│малого │
│ │Федерации
│предпринимательства
│
│ │
│
│
│2.3
│Разработка механизма предоставления│Правовое и
информаци-│
│ │консалтинговых услуг малым
предприятиям,│онное
сопровождение│
│
│функционирующим в сфере
ЖКХ, действующими│деятельности
малых│
│ │региональными объектами
инфраструктуры│предприятий │
│ │поддержки малого
предпринимательства│ │
│
│(бизнес-инкубаторами,
информационно-│ │
│ │аналитическими центрами) │ │
│ │ │ │
│2.4
│Поддержка
выставочно-ярмарочной дея-│Содействие
повышению│
│ │тельности малых
предприятий жилищно-│конкурентоспособности │
│ │коммунальной сферы │малого │
│ │
│предпринимательства
│
│ │
│
│
│2.5
│Разработка рекомендаций по
созданию│Оказание финансовой и│
│ │комплексной инфраструктуры поддержки│методической помощи│
│ │малого предпринимательства жилищно-│субъектам малого│
│ │коммунальной сферы. Внедрение комплексной│предпринимательства │
│ │инфраструктуры на
примере одного-двух│ │
│ │субъектов Российской Федерации │ │
├────┴──────────────────────────────────────────┴───────────────────────┤
│ 3. Организация
обучения │
├────┬──────────────────────────────────────────┬───────────────────────┤
│3.1
│Разработка программы обучения
руководите-│Повышение уровня и ка-│
│ │лей-предпринимателей и
работников малых│чества жилищно-комму-│
│ │предприятий, функционирующих в сфере пре-│нального обслуживания│
│ │доставления жилищно-коммунальных
услуг │малыми предприятиями │
│ │
│
│
│3.2
│Организация обучения основам
предпри-│Создание условий
для│
│ │нимательской деятельности в сфере
ЖКХ │развития малого
пред-│
│ │
│принимательства, ориен-│
│ │
│тирование
предпринима-│
│ │ │телей на сферу предос-│
│ │
│тавления жилищно-ком-│
│ │
│мунальных услуг
│
│ │
│ │
│3.3
│Разработка программ подготовки
менеджеров│Подготовка
специалис-│
│ │для
малых предприятий, функционирующих
в│тов
для сферы управ-│
│ │сфере управления жилищным
фондом │ления жилищным
фондом │
│ │ │ │
│3.4
│Развитие сети образовательных
учреждений,│Повышение
качества и│
│ │функционирующих в
сфере подготовки и│масштабов обучения
и│
│ │переподготовки кадров для ЖКХ │переподготовки │
├────┴──────────────────────────────────────────┴───────────────────────┤
│ 4. Информационное
обеспечение │
├────┬──────────────────────────────────────────┬───────────────────────┤
│4.1
│Подготовка и выпуск
информационных│Расширение информаци-│
│ │материалов, справочников по
развитию и│онной базы
малого│
│ │поддержке малого
предпринимательства
в│предпринимательства
│
│ │жилищно-коммунальной сфере │ │
│ │
│
│
│4.2
│Разработка и ведение реестра субъектов ма-│Помощь органам
испол-│
│ │лого
предпринимательства, функционирующих│нительной
власти субъ-│
│ │в сфере ЖКХ │ектов РФ
и органам ме-│
│ │
│стного
самоуправления│
│ │
│в поиске подрядных ор-│
│ │
│ганизаций,
предостав-│
│ │
│ляющих жилищно-комму-│
│ │
│нальные услуги
│
│ │
│
│
│4.3
│Проведение мониторинга развития
малого│Подготовка
предложений│
│ │предпринимательства в ЖКХ │по совершенствованию│
│ │
│деятельности
малых│
│ │ │предприятий │
│ │
│
│
│4.4
│Привлечение средств массовой
информации│Информационно-пропа-
│
│ │для
освещения положительного опыта работы│гандистское реформиро-│
│ │субъектов малого
предпринимательства
в│вание ЖКХ
│
│ │сфере ЖКХ │ │
│ │
│
│
│4.5
│Организация и проведение совещаний,
семи-│Информирование общест-│
│ │наров, круглых столов по вопросам
развития│венности о развитии│
│ │малого предпринимательства в
сфере ЖКХ│малого предпринима-│
│ │Российской Федерации и стран-членов
СНГ │тельства в сфере
ЖКХ,│
│ │
│выработка
перспектив-│
│ │
│ных направлений его│
│ │
│развития
│
│ │ │ │
│4.6
│Проведение выборочных обследований
дея-│Выявление положитель- │
│ │тельности малых предприятий в сфере
ЖКХ и│ного опыта
и проблем│
│ │их вклада в реализацию реформы
ЖКХ │малого предпринима-│
│ │
│тельства жилищно-ком-│
│ │
│мунальной сферы
│
│ │
│
│
│4.7
│Привлечение субъектов малого
предпринима-│Выявление, изучение
и│
│ │тельства к участию во Всероссийском кон-│распространение поло-│
│ │курсе на лучшую организацию
жилищно-комму-│жительного опыта
дея-│
│ │нального хозяйства │тельности малых пред-│
│ │
│приятий
│
└────┴──────────────────────────────────────────┴───────────────────────┘