ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПРИКАЗ
от 26 марта 1999 г. N 74
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА
(ОРГАНИЗАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ)"
С целью укрепления
и расширения нормативно - методической базы реформирования жилищно -
коммунального хозяйства в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ в Российской
Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля
1997 г. N 425, приказываю:
5. Утвердить
разработанные по поручению Госстроя России Государственным унитарным
предприятием "Государственный научно - технический центр нормирования и
информационных систем в жилищно - коммунальном хозяйстве" ("Центр
нормирования и информационных систем") совместно с Фондом "Институт
экономики города" "Рекомендации по определению численности работников
службы заказчика (организации по управлению жилищным фондом)".
6. Рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного
самоуправления указанные нормативы для разработки региональных методических
документов.
7. Считать
утратившим силу раздел 1 "Нормативы численности руководителей,
специалистов, служащих и рабочих жилищного хозяйства" сборника
"Рекомендаций по нормированию и оплате труда работников жилищного,
водопроводно - канализационного и энергетического хозяйств", утвержденных
Приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 15.03.93
N 50.
8. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя председателя Госстроя России Чернышова Л.Н.
Председатель
Е.В.БАСИН
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ
СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
(ОРГАНИЗАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ)
Нормативы
численности работников Службы заказчика жилищно - коммунальных услуг
(организации по управлению жилищным фондом или управляющей компании)
разработаны совместно Центром нормирования и информационных систем в жилищно -
коммунальном хозяйстве (ЦНИС) и Фондом "Институт экономики города".
Настоящий сборник
рекомендован для практического применения (письмо Государственного комитета
Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 04.12.98
N ЛЧ-01-252/29).
Предложения
и замечания по сборнику просьба направлять по адресу: 101000, г. Москва, ул.
Мясницкая, д. 13, стр. 3, ЦНИС; 129010, г. Москва, пр-т Мира, д. 36, Фонд
"Институт экономики города".
1. Общие
положения
1.1. Об управлении
муниципальным жилищным фондом
1.1.1. Служба
заказчика жилищно - коммунальных услуг <*> является самостоятельной
организацией, управляющей муниципальным жилищным фондом. Служба заказчика может
создаваться в форме муниципального предприятия или муниципального учреждения.
Формирование Службы заказчика осуществляется в процессе разделения функций
между заказчиком жилищно - коммунальных услуг для муниципального жилищного
фонда и подрядными организациями, осуществляющими предоставление этих услуг.
Создание Службы заказчика сопровождается ликвидацией всех других структур,
осуществляющих управленческие функции по отношению к муниципальному жилищному
фонду, в том числе управленческого аппарата жилищных трестов, жилищно -
коммунальных объединений и т.п., и выделением из их состава самостоятельных
муниципальных предприятий, осуществляющих подрядные работы.
--------------------------------
<*> Далее -
"Служба заказчика".
1.1.2. Служба
заказчика не должна выступать монополистом на предоставление услуг по
управлению муниципальным жилищным фондом. К осуществлению этих функций на
конкурсной основе могут привлекаться организации по управлению жилищным фондом
или управляющие компании любой организационно - правовой формы, способные
предоставлять качественные управленческие услуги. При отборе управляющей
компании на конкурсной основе численность и структура работников данной
компании не должна предписываться условиями конкурса. В рамках муниципального
образования может быть создано несколько Служб заказчика.
1.1.3. Создание
Службы заказчика и связанные с этим преобразования системы управления ЖКХ
(выделение из состава жилищных трестов самостоятельных муниципальных
предприятий по обслуживанию жилья, переход на договорные отношения и т.п.)
должны приводить к более рациональному использованию ресурсов и экономии
средств на управление и обслуживание муниципального жилищного фонда. Если в
результате проводимых преобразований расходы растут и
не удается достичь финансовой экономии, необходимо еще раз проанализировать
систему управления жилищно - коммунальным хозяйством муниципального образования
на предмет:
- выявления и
ликвидации дублирования управленческих функций различными структурами в системе
управления ЖКХ;
- оценки
численности административно - управленческого персонала и общей штатной
численности персонала муниципальных предприятий жилищно - коммунального
хозяйства на предмет их соответствия реальным финансовым возможностям муниципального
образования;
- соответствия
включенного в договоры объема и структуры предоставления жилищно - коммунальных
услуг финансовым возможностям муниципального образования и реальности контроля за предоставлением этих услуг;
- действенности
санкций за неполное и некачественное предоставление жилищно - коммунальных
услуг;
- использования
возможностей снижения затрат и более рационального использования средств за
счет организации обслуживания и управления жилищным фондом на конкурсной
основе.
1.2. О нормировании
деятельности по управлению муниципальным жилищным фондом
1.2.1. Нормативы
численности работников Службы заказчика жилищно - коммунальных услуг
(организации по управлению жилищным фондом или управляющей компании)
разработаны с учетом ее эффективной работы и рекомендованы для нормирования
труда работников этих организаций.
1.2.2. Приведенные
в сборнике нормативы численности определены с учетом разделения на
муниципальном уровне функций между собственниками жилищного фонда (или
организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими
компаниями и подрядными организациями.
1.2.3. Сборник
позволяет определить численность руководителей, специалистов и служащих,
затраты, связанные с деятельностью Службы заказчика, как составной части жилищно
- коммунальных услуг, установить организационную структуру Службы заказчика,
произвести рациональную расстановку кадров.
1.2.4. В основу
разработки нормативов численности положены технико -
экономические показатели и характеристики, отчетные данные и действующие
структурные схемы Служб заказчика, другие нормативно - методические материалы.
1.2.5. Нормативы
численности работников Службы заказчика установлены по следующим основным
блокам функций управления жилищным фондом с учетом положений Концепции реформы
жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации:
а) руководство
Службы заказчика;
б) технический
контроль и планирование;
в) финансово -
экономическая деятельность;
г) договорно -
правовая деятельность.
С учетом указанных
функций в Приложении к сборнику приведена примерная организационная структура
Службы заказчика.
1.2.6. Норматив
численности в целом по Службе заказчика определяется путем суммирования
нормативов по функциям.
1.2.7. В качестве
основного нормообразующего фактора выбрана общая площадь жилищного фонда,
находящегося в управлении Службы заказчика. Расчет производился в диапазоне
рекомендуемых значений общей площади от 900000 до 2700000 кв. м. Эта площадь
примерно соответствует численности населения от 50 до 150 тысяч человек. При превышении
предельного объема общей площади, установленного в сборнике, представляется
целесообразным формировать несколько Служб заказчика. При этом возникают
предпосылки для формирования конкурентной среды в сфере управления жилищным
фондом. При меньшем размере общей площади управляемого жилищного фонда (для
малых муниципальных образований) блоки функций могут совмещаться.
1.2.8. В настоящие
нормативы не включена численность:
- работников,
занятых регистрацией граждан по месту пребывания и месту жительства (паспортной
работой);
- работников,
занятых организацией и управлением процессом приватизации муниципального
жилищного фонда;
- рабочих (уборщики
служебных помещений, водители легкового транспорта и т.д.),
которая может быть определена по другим сборникам норм и нормативов затрат
труда.
1.2.9. Приведенные
в сборнике нормативы численности рекомендованы для условий перехода к рыночным
отношениям в сфере управления жилищным фондом. С учетом особенностей
региональной политики в жилищно - коммунальной сфере и развитием конкурентной
среды в системе управления жилищным фондом могут быть использованы нормативы,
разработанные на муниципальном уровне.
2.
Нормативная часть
2.1. Общее
руководство Службы заказчика
Функции административного
и обслуживающего персонала Службы заказчика:
- руководство
деятельностью Службы заказчика в соответствии с действующим законодательством и
Концепцией реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации и
согласно утвержденному уставу (положению) и договору с собственником;
- организация и
ведение бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими
основами бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации
для организаций, являющихся юридическими лицами независимо от подчиненности и
форм собственности, включая организации, основная деятельность которых
финансируется за счет средств бюджета;
- обеспечение
кадрами требуемой квалификации и специальности, организация учебно -
методической работы по необходимым видам и формам подготовки и повышению
квалификации работников Службы заказчика;
- документальное
оформление управленческих решений, действий, связей; организация
документооборота; упорядочение и хранение исполненной документации; контроль
своевременного исполнения приказов, поручений и распоряжений; техническое
обслуживание работы руководителя Службы заказчика;
- обеспечение
работников всем необходимым для их деятельности, прием, хранение и отпуск товарно - материальных ценностей; контроль за их использованием.
Хозяйственное обслуживание зданий и помещений в соответствии с правилами и
нормами производственной санитарии и пожарной безопасности.
Примерный перечень
должностей:
руководитель
Службы заказчика и его заместители; главный бухгалтер, зам. главного
бухгалтера, бухгалтер, кассир, инспектор по кадрам; секретарь - машинистка,
машинистка; заведующий хозяйством.
Общая площадь
управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
до 900
|
901 - 1300
|
1301 - 2700
|
Нормативная
численность, чел.:
2.2. Технический
контроль и планирование
2.2.1. Формирование
заказа на работы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и на
поставку коммунальных услуг:
- анализ
сложившегося состояния находящегося в управлении жилищного фонда, уровня и
качества предоставляемых услуг и работ, подготовка предложений по повышению
качества обслуживания жилищного фонда;
- участие в работе
по приемке в состав муниципальной собственности ведомственного жилищного фонда;
- ведение
технической документации и банка данных по составу инженерного оборудования,
капитальности и другим техническим параметрам зданий, сооружений, инженерных
сетей;
- разработка
требований по качеству содержания и ремонта жилищного фонда, планирование работ
по капитальному ремонту и модернизации жилищного фонда;
- составление
перечня требуемых работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда;
- разработка
рекомендаций по методам и техническим решениям устранения обнаруженных
дефектов;
- организация и
проведение конкурсов между предприятиями различных форм собственности на
обслуживание и ремонт жилищного фонда. Выбор перечня домов, выставляемых на
конкурс, предоставление необходимой информации для потенциальных участников
конкурса, проведение предварительного собрания участников конкурса, осмотр
выставляемого на конкурс жилищного фонда с участниками конкурса, участие в
работе конкурсной комиссии;
- подготовка
проектов договоров в их технической части по обслуживанию и ремонту жилищного
фонда;
- работа с
ресурсоснабжающими предприятиями по подготовке проектов договоров в их
технической части между Службой заказчика и ресурсоснабжающими организациями.
Обеспечение согласованной технической политики с поставщиками коммунальных
услуг.
Примерный перечень
должностей:
руководитель
подразделения, инженер, экономист.
Общая площадь
управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
до 900
|
901 - 1300
|
1301 - 2700
|
Нормативная
численность, чел.:
2.2.2. Контроль за техническим состоянием и использованием
жилищного фонда и предоставлением жилищно - коммунальных услуг:
- обеспечение
технических условий эксплуатации и осуществление контроля за
правильной эксплуатацией и содержанием жилищного фонда подрядными
организациями;
- контроль и
обеспечение работ по подготовке жилищного фонда к сезонным условиям
эксплуатации;
- контроль качества
и объема выполненных работ и предоставленных услуг, приемка произведенных работ
и услуг согласно заключенным договорам. Актирование выполненных работ,
актирование фактов невыполнения договорных обязательств;
- прием и
регистрация заявок, ведение учета ремонтных работ; составление перечня
требуемых работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда;
- обеспечение
потребителей информацией о нормативных показателях качества жилищно -
коммунальных услуг, сроках их представления и размерах финансовых санкций за
нарушение нормативного уровня качества;
- проверка
соблюдения потребителями жилищно - коммунальных услуг своих обязательств по
договорам найма, аренды, технического обслуживания и т.д.;
- подготовка данных
для корректировки размера оплаты жилищно - коммунальных услуг в случае
отклонения их качества от нормативного уровня;
- работа с
населением по ликвидации задолженности по оплате жилищно - коммунальных услуг.
Принятие мер по взысканию задолженности, в т.ч. подготовка и направление
уведомлений о необходимости погашения задолженности по оплате жилищно -
коммунальных услуг, выяснение причин возникновения задолженности, анализ
полученной информации и принятие решений по каждой конкретной семье.
Примерный перечень
должностей:
руководитель подразделения,
инженер, инспектор, техник.
Общая площадь
управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
до 900
|
901 - 1300
|
1301 - 2700
|
Нормативная
численность, чел.:
2.2.3.
Диспетчерское обслуживание:
- прием и
регистрация заявок, выяснение их причин и характера. Оперативное решение
вопросов о направлении бригад на места аварий. Ведение диспетчерского журнала и
другой технической документации;
- осуществление
связи с работниками бригад, находящихся на линии для оперативного контроля за ходом ликвидации аварий и предупреждения
нарушений хода выполнения работ, а также причин, их вызвавших.
Примерный перечень
должностей:
оператор
диспетчерской службы.
Норматив
численности - 5 человек.
2.3. Финансово -
экономическая деятельность
2.3.1. Финансовое
обеспечение заказа на работы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного
фонда и на поставку коммунальных услуг:
- осуществление
расчетов с подрядчиками за реализованную продукцию (услуги, работы) в
соответствии с актами оценки качества выполненных работ и поставленных услуг;
- консолидация
финансовых средств для расчетов с подрядчиками за
выполненные работы и предоставленные услуги в соответствии с заключенными
договорами;
- разработка
предложений по эффективному использованию нежилых помещений и земельных
участков в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов для улучшения
состояния жилищного фонда;
- применение
штрафных санкций к подрядчикам, осуществляющим работы по обслуживанию и ремонту
жилищного фонда и поставке коммунальных услуг в соответствии с заключенными
договорами;
- разработка
предложений по корректировке экономически обоснованных тарифов на обслуживание
и ремонт жилищного фонда, подготовка материалов по указанным тарифам для
утверждения органом местного самоуправления.
Примерный перечень
должностей:
руководитель
подразделения, экономист.
Общая площадь
управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
до 900
|
901 - 1300
|
1301 - 2700
|
Нормативная
численность, чел.:
2.3.2. Оплата
жилищно - коммунальных услуг:
- определение
размера платежей за жилищно - коммунальные услуги (ЖКУ) с учетом права на
льготы и предоставленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- оформление счетов
- квитанций на оплату жилищно - коммунальных услуг;
- проведение
перерасчета платежей за жилищно - коммунальные услуги:
при изменении
тарифов на жилищно - коммунальные услуги;
при временном
отсутствии потребителя по месту жительства;
при отклонении
показателей качества ЖКУ от нормативного уровня;
при введении
дополнительных льгот или их отмене;
при изменении
размера субсидий;
- рассмотрение
жалоб и заявлений граждан по вопросам, связанным с начислением платы за жилищно
- коммунальные услуги;
- организация
расчетно - кассового обслуживания;
- анализ информации
о поступлении денежных средств на лицевые счета плательщиков;
- выявление
потребителей, имеющих задолженность по платежам за жилищно - коммунальные
услуги;
- начисление пени в
установленном договором размере при нарушении потребителями сроков внесения
платежей за жилищно - коммунальные услуги.
Примерный перечень
должностей:
руководитель
подразделения, бухгалтер, кассир, контролер.
Общая площадь
управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
до 900
|
901 - 1300
|
1301 - 2700
|
Нормативная
численность, чел.:
2.3.3.
Информационное и методическое обеспечение:
- создание и
ведение базы данных по объектам жилищного фонда, инженерному оборудованию,
капитальности и другим параметрам жилых зданий;
- создание и
ведение базы данных по лицевым счетам нанимателей и карточкам учета
собственников жилья в муниципальном жилищном фонде.
Примерный перечень
должностей:
руководитель
подразделения, экономист, инженер, оператор.
Общая площадь
управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
до 900
|
901 - 1300
|
1301 - 2700
|
Нормативная
численность, чел.:
2.4. Договорно -
правовая деятельность:
- разработка и
оформление договоров с организациями, обслуживающими жилищный фонд, и
поставщиками коммунальных услуг;
- контроль за выполнением договорных обязательств,
рассмотрение и составление протоколов разногласий к договорам, обеспечение
правовыми средствами проверки качества работ и услуг, обеспечение соблюдения
законодательства о труде;
- заключение
договоров найма, аренды; договоров на управление недвижимым имуществом или
договоров на оказание жилищно - коммунальных услуг с собственниками жилых помещений;
- перезаключение
договоров коммерческого найма по истечении срока их действия;
- расторжение
заключенных договоров в судебном порядке или по соглашению сторон;
- выдача разрешений
на сдачу жилого помещения в поднаем и на заключение договора субаренды;
- страхование риска
гибели жилого помещения;
- заключение
договоров на оказание услуг по сбору платежей населения за жилищно -
коммунальные услуги со специализированными организациями;
- юридическое
оформление договоров, обеспечение законности, проверка соответствия
действующему законодательству, приказам, инструкциям, положениям и другим
документам правового характера, имеющим отношение к обслуживанию и ремонту
жилищного фонда;
- рассмотрение
предложений, жалоб, заявлений потребителей жилищно - коммунальных услуг по
вопросам, связанным с жилищно - коммунальным обслуживанием;
- подготовка
ответов на поступившие жалобы и заявления граждан;
- представление
интересов Службы заказчика на судебных заседаниях по делам о жилищно -
коммунальном обслуживании и его оплате;
- подготовка
материалов для судебного взыскания задолженности.
Примерный перечень
должностей:
руководитель
подразделения, экономист, юрисконсульт.
Общая площадь
управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
до 900
|
901 - 1300
|
1301 - 2700
|
Нормативная
численность, чел.:
Приложение
ПРИМЕРНАЯ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА
┌─────────┐
┌──────────────────────┤Директор
├───────────────────────┐
│
│ Службы │ │
│ │заказчика│ │
│
└─┬─────┬─┘ │
│
┌────────┘ └──────┐ │
│ \ / \ / │
│
┌──────┴────────┐
┌─────────┴──────────┐ │
│ │Главный
инженер├┐ │Заместитель по ├┐ │
│ │ ││ │экономике
и финансам││ │
\ /
└───────────────┘│
└────────────────────┘│ \ /
┌──────┴──────┐
┌───────────────┐│
┌────────────────────┐│┌─────┴─────┐
│Договорно -
│ │Подразделение ││ │Финансово -
│││Бухгалтерия│
│правовое
│ │технического
├┤ │экономическое
├┤│
│
│подразделение│ │контроля и ││ │подразделение ││└───────────┘
└─────────────┘
│планирования ││
└────────────────────┘│
└───────────────┘│
┌────────────────────┐│
┌───────────────┐│
│Расчетное ├┤
│Оперативно -
││ │подразделение
││
│диспетчерская
├┤
└────────────────────┘│
│служба
││
┌────────────────────┐│
└───────────────┘│
│Информационно - ││
┌───────────────┐│
│методическое ├┘
│Территориальные││
│подразделение │
│подразделения
├┘
└────────────────────┘
└───────────────┘