ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 1999 г. N 39
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
ТАРИФОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях
реализации Концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской
Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997
г. N 425 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 18, ст.
2131), и решений Правительства Российской Федерации (протокол заседания
Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1999 г. N 17), а также в
соответствии с Генеральным соглашением о взаимодействии Госстроя России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно -
коммунального хозяйства Госстрой России постановляет:
1. Утвердить
прилагаемый Порядок проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов
на предприятиях жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации.
2. Управлению
реформирования жилищно - коммунального хозяйства (Дронов А.А.) обеспечить в
1999 году издание и доведение указанного Порядка до органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и оказание
содействия регионам в вопросах проведения экспертизы тарифов на жилищно -
коммунальные услуги.
3. Рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного
самоуправления в целях создания единого методологического подхода экспертиз
тарифов и повышения их эффективности довести Порядок до предприятий и
организаций ЖКХ.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить
на заместителя председателя Госстроя России Чернышева Л.Н.
Председатель
Е.В.БАСИН
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
ТАРИФОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие
положения
1.1. Настоящий
Порядок проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на
предприятиях жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации
определяет проведение финансовой и технологической экспертизы экономического
обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и
коммунальных услуг, с целью повышения эффективности и качества соответствующих проверок хозяйствующих субъектов в сфере жилищно -
коммунального хозяйства.
1.2. Порядок
разработан в развитие действующих отраслевых нормативно - правовых актов:
- Положения о
проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и
услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного
Постановлением Госстроя России от 11.11.98 N 13;
- Порядка
аккредитации при Госстрое России экспертных организаций для проведения
независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы,
услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного
Постановлением Госстроя России от 15.04.99 N 24;
- Методики
проведения финансового аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно -
коммунальные услуги, утвержденной Приказом Госстроя России от 29.12.97 N
17-142.
1.3. Основные
понятия, использованные в настоящем Порядке, идентичны основным понятиям,
определенным Положением о проведении экспертизы экономического обоснования
тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных
услуг, утвержденным Постановлением Госстроя России от 11.11.98 N 13.
2. Порядок
проведения экспертизы тарифов
2.1. Экспертиза
тарифов на жилищно - коммунальные услуги может проводиться по инициативе
хозяйствующих субъектов и по инициативе органов, осуществляющих регулирование
тарифов.
2.2. Финансирование
работ по экспертизе тарифов на жилищно - коммунальные услуги может
осуществляться за счет бюджетных средств или за счет средств хозяйствующих
субъектов. Возможна смешанная форма оплаты с указанием порядка оплаты из разных
источников.
Конкретный источник
финансирования определяется заказчиком.
2.3. Регулирующий
орган самостоятельно определяет процедуру проведения экспертизы. С целью
создания единого методологического подхода экспертиз тарифов и повышения их
эффективности регулирующие органы в процедуре проведения экспертизы должны
определить:
- перечень тарифов,
подлежащих экспертизе;
- перечень
хозяйствующих субъектов, представляющих в регулирующие органы расчеты и
обоснования на утверждение тарифов;
- основные
направления финансовых и технологических экспертиз тарифов;
- назначения и
особенности проведения экспертизы по каждому
виду тарифов;
- объем требуемой
экспертизы по ее назначениям;
- сроки и
периодичность проведения экспертизы тарифов;
- источник и
порядок оплаты.
2.4. Условия, при
наличии которых проводится экспертиза тарифов на жилищно - коммунальные услуги,
устанавливаются регулирующим органом. В дополнение к п. 6 "Положения о
проведении экспертизы экономически обоснованных тарифов на товары, работы и
услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг" от 11.11.98 N 13
такими условиями могут быть:
- изменение
величины уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно - коммунальные
услуги;
- включение в
Реестр (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от
19.02.96 N 154) хозяйствующих субъектов, участвующих на рынках услуг тепло-, электро-, водо-, газоснабжения и др. и по своим
признакам относящихся к естественным и локальным естественным монополиям;
- инициативное
обращение хозяйствующих субъектов в регулирующие органы об изменении тарифов в
течение регулируемого периода;
- окончание
регулируемого периода, в течение которого действуют тарифы на жилищно -
коммунальные услуги.
2.5. При проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на
товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг,
экспертные организации и хозяйствующие субъекты должны руководствоваться
федеральными законами и нормативно - правовыми актами субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, определяющими порядок регулирования
ценовой и тарифной политики в жилищно - коммунальном хозяйстве, а также
положениями, инструкциями, правилами и нормами технической эксплуатации
объектов ЖКХ и настоящим Порядком.
2.6. Заключение
экспертной организации, проводящей проверку обоснованности уровня тарифов на
жилищно - коммунальные услуги, должно содержать выводы и практические
рекомендации, позволяющие:
- установить
достоверность финансово - экономической и производственно - технологической
информации по обоснованию уровня тарифов на жилищно - коммунальные услуги;
- оценить
соблюдение хозяйствующими субъектами установленного нормативными актами порядка
ценообразования;
- выявить
неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов;
- определить
мероприятия по снижению себестоимости производства и поставки потребителю
услуги;
- выявить
внутренние резервы предприятия или организации в целях повышения эффективности
производства и обеспечения энергоресурсосбережения;
- определить
обоснованность расчетов с потребителями коммунальных услуг, включая население
(по приборам учета и контроля по нормативам потребления).
2.7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляя в соответствии с Концепцией ценовой и тарифной политики в жилищно -
коммунальном хозяйстве Российской Федерации, одобренной Правительственной
комиссией по реформированию жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации
(протокол N 1 от 29 января 1999 года, раздел I), контроль за величиной тарифов
в муниципальных образованиях, вправе запросить сведения о проведении экспертизы
тарифов и заключение экспертной организации.
2.8. Проведение
экспертизы экономического обоснования тарифов на жилищно - коммунальные услуги
может быть осуществлено как самим хозяйствующим субъектом (внутренняя
экспертиза), так и независимой экспертной организацией (внешняя экспертиза).
2.9. Для
экономического обоснования тарифов на жилищно - коммунальные услуги экспертными
организациями в соответствии с целями проверок могут проводиться и финансовые,
и технологические экспертизы.
2.10. Проверка
экономически обоснованной величины тарифа на жилищно - коммунальные услуги
должна охватывать следующие основные аспекты ценообразования на различные виды
жилищно - коммунальных услуг:
по финансовой
экспертизе:
- организационно -
правовой статус хозяйствующего субъекта, его основные функции и права;
- образование
финансовых потоков;
- экономическая
стратегия;
- ценообразование и
регулирование тарифов на жилищно - коммунальные услуги органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
хозяйствующих субъектов;
- социально -
экономические аспекты установления показателей уровня оплаты ЖКУ населением;
- наличие
дифференцированных тарифов;
- покрытие затрат
хозяйствующего субъекта действующими тарифами (по группам потребителей);
- наличие и влияние
перекрестного субсидирования и динамики его изменения;
- анализ финансово
- хозяйственной и производственной деятельности предприятия, организации;
- обоснованность
расчетов прибыли и рентабельности, включаемых в тарифы на жилищно -
коммунальные услуги;
по технологической
экспертизе:
- наличие механизма
начисления штрафных санкций в договорных отношениях при нарушении качества
энергоресурсов, поставляемых потребителям;
- анализ
обоснованности расчетов:
объемных
показателей выработки, расходов на собственные нужды, подачи в сеть, отпуска и
потребления энергоресурсов;
потерь энергоресурсов;
- формирование
системы ППР предприятия, организации и контроль выполнения;
- информационно -
нормативная база производственно - технических служб предприятия, организации;
- оценка работы
оперативно - диспетчерских служб хозяйствующего субъекта;
- анализ плана
технического вооружения и развития предприятия, источников его финансирования;
- наличие
приборного учета энергоресурсов, автоматизированных систем диспетчерского
оборудования, анализ использования данных приборного учета в прямых расчетах с
потребителями.
2.11. Реестр
аккредитованных экспертных организаций ведется Госстроем России в соответствии
с "Порядком аккредитации при Госстрое России экспертных организаций для
проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары,
работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг",
утвержденным Постановлением Госстроя России от 15.04.99 N 24.
При необходимости
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного
самоуправления и руководители хозяйствующих субъектов различных форм
собственности могут получить информацию об аккредитованной экспертной
организации в Комиссии по аккредитации экспертных организаций для проведения
экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и
коммунальных услуг Госстроя России.