Утверждены
Приказом Госстроя
России
от 7 июля 1999 г. N
4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ
И СЛУЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих
государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации <*>
предназначены для определения рациональной структуры и численности работников
жилищных инспекций, необходимых для наиболее эффективного выполнения возложенных
на них задач <**>.
--------------------------------
<*> В
дальнейшем - просто "жилищная инспекция".
<**>
Настоящие нормативы не применяются для жилищных инспекций г. г. Москвы и Санкт - Петербурга.
1.2. Приведенные в
сборнике нормативы численности разработаны применительно к организационно -
техническим условиям функционирования жилищных инспекций, прошедших
организационную стадию работы.
1.3. Нормативно - методической основой для данной разработки является
действующее законодательство Российской Федерации, в том числе Постановление
Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 "О
государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (в редакции
Постановлений Правительства Российской Федерации от 24.02.95 N 182 и от
13.10.97 N 1303), документы федеральных органов исполнительной власти, в том
числе Типовое положение о государственной жилищной инспекции субъекта
Российской Федерации, утвержденное Приказом Госстроя России от 25.03.98 N
17-66, Приказ Минстроя России от 29.01.96 N 17-9, данные о представлении
статистической информации "Сведения о работе государственной жилищной
инспекции", обобщение имеющегося опыта работы жилищных инспекций,
действующие нормативные документы по вопросам нормирования в сфере жилищно - коммунального
хозяйства.
1.4. Нормативы
численности руководителей, специалистов и служащих жилищной инспекции
установлены на следующие основные блоки функций управления:
а) общее
руководство:
- руководство;
- делопроизводство;
- подбор,
расстановка и подготовка кадров;
- бухгалтерский
учет;
- хозяйственное
обслуживание;
- приборно -
техническое обеспечение;
б) осуществление
контрольных функций:
- контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и
государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг;
- информационно -
экономическая деятельность;
- нормативно -
правовая деятельность.
1.5. Норматив
численности в целом по жилищной инспекции определяется путем суммирования
нормативов по функциям.
1.6. Настоящими
нормативами не учтена численность рабочих (уборщики служебных помещений и
т.д.), которая может быть определена по действующим сборникам норм и нормативов
затрат труда.
2.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Общее
руководство жилищной инспекцией
Руководство
деятельностью жилищной инспекции на основании Положения о государственной
жилищной инспекции субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим
законодательством.
Обеспечение
взаимодействия с Главной государственной жилищной инспекцией, другими органами
надзора и контроля и органами государственного управления субъекта Российской
Федерации, представление интересов жилищной инспекции во взаимоотношениях с
предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями и
гражданами.
Оформление
управленческих решений в виде приказов (о назначении и увольнении работников
инспекции, определении структуры и штатов подразделений, распределении
обязанностей), положений (о структурных подразделениях, о премировании и т.п.),
инструкций (должностных и пр.) и других документов.
Внесение проекта
бюджета инспекции на утверждение в органы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации.
Организация
документооборота, обеспечение контроля за выполнением
принятых решений, ведение архива.
Организация и
координация работы общественных жилищных инспекторов на подведомственной
территории.
Обеспечение
жилищной инспекции и ее филиалов сотрудниками
требуемой квалификации и специальности, сокращение текучести кадров,
организация работы по подготовке кадров и повышению квалификации работников
жилищной инспекции.
Организация и
ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Примерный перечень
должностей:
Главный
государственный жилищный инспектор субъекта Российской Федерации (начальник) и
его заместители; главный бухгалтер (старший бухгалтер на правах главного),
кассир, инспектор по кадрам, лаборант, секретарь - машинистка.
Нормативная
численность работников по функции "Общее руководство жилищной
инспекцией" (Ч1) принимается в пределах 4 - 7
человек.
2.2.
Осуществление контрольных функций
2.2.1. Контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и
государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг
Планирование,
организация и проведение комплексных и выборочных инспекционных обследований
подконтрольных объектов в городах и других населенных пунктах на территории
субъекта Российской Федерации с целью осуществления контроля за:
- использованием
жилищного фонда и придомовых территорий;
- техническим
состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным
выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими
нормативно - техническими и проектными документами;
- реализацией в
рамках договорных отношений между подрядчиками и заказчиками прав и
обязанностей сторон и их направленности на защиту интересов потребителей;
- обоснованностью
устанавливаемых нормативов потребления жилищно - коммунальных услуг и тарифов
за их потребление;
- осуществлением
мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
- рациональным использованием
в жилищном фонде топливно - энергетических ресурсов и воды;
- соблюдением
нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами
(отопление, электро-, водо-, газоснабжение,
канализация и др.);
- соблюдением
правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
- техническим
состоянием мест общего пользования: лестничных клеток, подъездов, подвалов,
лифтов и придомовых территорий;
- соблюдением
порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными
для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
- проведением
конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и
муниципального жилищных фондов;
- выполнением
жилищно - коммунальных услуг по заявкам населения;
- избранием
домовладельцами способа управления кондоминиумом;
- наличием в жилых
домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов;
- наличием у
предприятий, организаций и частных компаний (лиц) лицензий на право проведения
работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда;
- исполнением
требований, содержащихся в выданных предписаниях.
Проведение
обследований при расширении состава подконтрольных объектов, при назначении на
должность инспекторов.
Проведение
обследований и проверок подконтрольных объектов по жалобам и заявлениям
граждан, организаций; по распоряжению руководства жилищной инспекции; по
обращениям органов государственной власти и местного самоуправления.
Подготовка
заключений и предписаний по результатам инспекционных обследований и проверок,
содержащих конкретные мероприятия и сроки устранения выявленных недостатков и
нарушений.
Направление
запросов на необходимую для проведения обследований документацию.
Подготовка
представлений на приостановление действия или аннулирование лицензии на
осуществление деятельности по содержанию жилищного фонда в случае грубого или
систематического нарушения физическими и юридическими лицами установленных
правил и норм.
Наложение
финансовых санкций за несоблюдение нормативно - технических требований по
использованию жилищного фонда и невыполнение предписаний об устранении
выявленных недостатков.
Участие в работе
рабочих и государственных комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и
объектов коммунального назначения после капитальных ремонтов, а также контроль за установкой приборов учета и контроля.
Предъявление
требований подрядным организациям об устранении дефектов или повреждений,
выявленных в период действия гарантийных обязательств.
Примерный перечень
должностей: инспектор.
Нормативная численность
работников по функции (Ч2) определяется <*> по
формуле:
Ч2
= 0,5 x S,
где S - общая
площадь жилищного фонда (млн. кв. м).
--------------------------------
<*> В случае
отдаленности районных муниципальных центров от областного центра (при Sсф/S > 10, где Sсф - территория субъекта Федерации в тыс. кв. км), плохой
транспортной доступности при определении численности инспекторов необходимо
предусмотреть наличие в каждом районном муниципальном центре государственного
жилищного инспектора.
2.2.2.
Информационно - экономическая деятельность
Обобщение и анализ
информации по данным инспекционных обследований.
Подготовка
информации по результатам инспекционных обследований за отчетный период.
Ведение базы данных
по состоянию всех подконтрольных объектов.
Обеспечение
методического и информационно - аналитического обслуживания инспекционной
деятельности.
Обеспечение
автоматизированной системы управления базой данных инспекции.
Проведение анализа обоснованности
нормативов потребления жилищно - коммунальных услуг и тарифов за их
потребление.
Подготовка и
представление Главной государственной жилищной инспекции (ведомственной)
статистической информации о работе жилищной инспекции по единой форме, разработанной
Главной государственной жилищной инспекцией и согласованной с Госкомстатом
России, а также отчета о проделанной жилищной инспекцией работе органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Участие в
подготовке общероссийских нормативно - методических документов по контролю
качества содержания жилых домов, придомовых территорий и предоставлению
коммунальных услуг.
Разработка
нормативно - методических документов субъекта Российской Федерации, связанных с
использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда.
Оказание
консультационно - технической помощи собственникам подконтрольных объектов,
организациям (предприятиям), гражданам, эксплуатирующим жилые дома и придомовую
территорию.
Создание
технических и учебных центров для осуществления консультационных и технических
услуг по обследованию зданий и сооружений.
Примерный перечень
должностей:
экономист, инженер,
инженер - программист.
Нормативная
численность работников по функции (Ч3) определяется по формуле:
Ч3 = 2 + 0,035 x S ,
где S - общая
площадь жилищного фонда (млн. кв. м).
2.2.3. Нормативно -
правовая деятельность
Методическое
руководство правовой работой в инспекции.
Проведение работы
по правовой пропаганде, оказание содействия в подготовке документов.
Подготовка
заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности инспекции.
Подготовка
документов для привлечения должностных лиц и граждан к ответственности в
соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Представление
материалов в суд или арбитражный суд в случае отказа собственника
подконтрольного объекта обеспечить доступ инспектора на объект для проведения
обследования или проверки.
Заключение
договоров на проведение технической экспертизы и оказание консультационных
услуг по обследованию зданий и сооружений.
Подготовка и
направление в суд и арбитражный суд исков в случае
невыполнения требований, изложенных в предписании, а также при
неплатежеспособности, не позволяющей взыскать финансовые санкции.
Представление интересов
жилищной инспекции в суде и арбитраже.
Участие в
подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов субъекта
Российской Федерации в части вопросов, касающихся деятельности жилищных
инспекций.
Иная деятельность
по вопросам, относящимся к компетенции жилищной инспекции.
Примерный перечень
должностей:
юрисконсульт.
Нормативная
численность работников по функции (Ч4) определяется по
формуле:
Ч4
= 0,1 x S,
где S - общая
площадь жилищного фонда (млн. кв. м).
ПРИМЕР
РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Исходные данные:
Жилищный фонд
субъекта Российской Федерации составляет 31 млн. кв. м общей площади.
Порядок расчета:
Нормативная
численность (Ч) определяется как сумма нормативной численности по функциям
управления (Чi).
N
п/п
|
Наименование
функции
|
Наименование
фактора
|
Численное
значение
фактора
|
Нормативная
численность
|
1
|
Общее
руководство
|
Общая
площадь
жилищного
фонда,
млн. кв. м
|
31
|
5
|
2
|
Контроль
за обеспе-
чением прав и закон-
ных интересов граж-
дан и государства
при предоставлении
населению жилищных
и коммунальных услуг
|
Общая
площадь
жилищного
фонда
|
31
|
15,5
|
3
|
Информационно
-
экономическая
деятельность
|
Общая
площадь
жилищного
фонда,
млн. кв. м
|
31
|
3,1
|
4
|
Нормативно
- право-
вая
деятельность
|
Общая
площадь
жилищного
фонда,
млн. кв. м
|
31
|
3,1
|
|
Итого:
|
|
|
26,7
|
В результате
расчета получаем нормативную численность жилищной инспекции субъекта Российской
Федерации, равную 27 чел.