ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПИСЬМО
от 14 июля 1999 г. N НЗ-2398/13
В соответствии с
решением Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального
хозяйства в Российской Федерации (протокол N 2 от 18.02.99, п. 3) Госстроем
России совместно с Минфином России и Минэкономики России были разработаны и
согласованы предложения о порядке включения инвестиционной составляющей в
структуру тарифа жилищно-коммунальных услуг.
Настоящие
предложения определяют порядок, основные положения и принципы включения
инвестиционных составляющих в структуру тарифов на оплату жилья и коммунальных
услуг.
Предложения носят
рекомендательный характер и предназначены для возможного использования при
формировании тарифов для возмещения затрат, направленных на обновление и
модернизацию основных фондов предприятий и организаций ЖКХ.
Заместитель
Председателя
Н.В.ЗАЦАРИНСКИЙ
К п. 3
заседания Правительственной
комиссии по
реформированию
жилищно-коммунального
хозяйства
в Российской
Федерации
(протокол от 18
февраля 1999 г. N 2)
Одобрено на
заседании
секции
"Реформирования
жилищно-коммунального
хозяйства НТС
29 июня 1999 года
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ
СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В СТРУКТУРУ
ТАРИФА
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
1. Общие
положения
1.1. Настоящие
предложения разработаны с целью отработки механизма возврата инвестиций в ЖКХ
при создании условий повышения инвестиционной привлекательности сферы
жилищно-коммунального хозяйства.
1.2. Настоящие
предложения о включении инвестиционной составляющей в структуру себестоимости
жилищно-коммунальных услуг определяют порядок, основные положения и принципы
включения инвестиционных составляющих в структуру затрат на оплату жилья и
коммунальных услуг.
1.3. Порядок
разработан в развитие Концепции ценовой и тарифной политики в
жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, одобренной
Правительственной комиссией по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации (протокол N 1 от 22 января 1999 года, раздел I).
1.4. Настоящий
порядок регистрации в соответствии с "Правилами подготовки
нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации" в Минюсте России не подлежит.
1.5. Основные
понятия, использованные в настоящем порядке, идентичны основным понятиям,
определенным Положением о проведении экспертизы экономического обоснования
тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных
услуг, утвержденным Постановлением Госстроя России от 11.11.98 N 13.
Кроме того, в
порядке используются следующие определения основных понятий:
стоимость
жилищно-коммунальной услуги - совокупность цен предприятий и организаций,
задействованных в производстве и предоставлении ЖКУ;
инвестиция -
долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие; затраты денежных
средств на цели создания или увеличения основного производственного капитала;
инвестор - субъект
инвестиционного процесса: юридическое лицо, хозяйство или организация,
осуществляющие долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие ЖКХ;
амортизационные
отчисления - часть стоимости средств труда,
перенесенная на производимую продукцию (услуги), входит в состав издержек
производства;
кредит -
предоставление денежных средств или товаров в долг (как правило, с уплатой
процентов).
2. Основные
задачи регулирующих органов
2.1. Деятельность
регулирующего органа (органа по регулированию цен и тарифов на
жилищно-коммунальные услуги) на современном этапе реформирования ЖКХ должна
быть направлена на создание стабильных условий долгосрочного кредитования
инвестиционных мероприятий.
2.2. Основной
задачей регулирующих органов на уровне субъектов Российской Федерации и
муниципальном уровне является формирование местной законодательной и
нормативной базы, способствующей:
- стимулированию
инвестиционной активности субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг;
- сокращению
инвестиционного риска с помощью предоставления инвесторам льгот и гарантий;
- разработке и
утверждению условий погашения и выплаты процентов за кредит;
- оперативному
регулированию финансового обеспечения инвестиционных мероприятий;
- разработке
механизма возврата кредита инвесторам (основные требования к срокам реализации
целевых программ; перечень показателей, отражающих стоимостные характеристики
производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, уровня оплаты
населением, платежеспособность населения, возможность бюджетного
финансирования).
2.3. В целях
реализации единой политики ценообразования на жилищно-коммунальные услуги и
стимулирования инвестиций в отрасль регулирующие
органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований должны
разработать и утвердить в установленном порядке положение о включении
инвестиционной составляющей в структуру себестоимости жилищно-коммунальных
услуг.
3. Основные
принципы включения инвестиционной
составляющей в
структуру себестоимости
жилищно-коммунальных
услуг
3.1.
Структура платежей населения, проживающего в жилищном фонде всех форм
собственности, в соответствии с действующим законодательством должна включать
оплату:
- за содержание и
текущий ремонт жилищного фонда (включая капитальный ремонт) мест общего пользования;
- за коммунальные
услуги;
- за наем жилья
(для нанимателей); налог на имущество физических лиц (для собственников жилых
помещений).
3.2. В соответствии
с п. 3.1 в состав структуры тарифов уже входят такие инвестиционные
составляющие, как "наем жилья" и "капитальный ремонт".
Назначение указанных инвестиционных составляющих имеет строгую направленность в
части накопления и использования финансовых средств на обновление основных
фондов ЖКХ.
3.3. В целях
расширения масштабов реализации мероприятий, направленных на техническое
развитие хозяйствующих субъектов, повышение эффективности их производственной
деятельности, практическое обеспечение ресурсосбережения и т.д., в тарифе на
оплату жилья и коммунальных услуг возможно
предусмотреть включение соответствующей инвестиционной составляющей. Суть -
концентрация финансовых средств, направленных на финансирование (или возврат
кредитов инвесторам) краткосрочных и долгосрочных целевых программ
технологического переоснащения жилищно-коммунального хозяйства субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления.
3.4.
Расширенное воспроизводство может осуществляться за счет двух источников:
прибыли и себестоимости (ремонтный фонд и амортизационные отчисления). Помимо
собственных средств финансирование целевых программ может производиться за счет
привлеченных средств:
- заемных средств;
- лизинговых схем.
Возврат займа
должен происходить из прибыли, проценты по займу по существующему
законодательству частично включаются в себестоимость услуги (в части процентов
по кредитам, направляемых на пополнение оборотных средств, в пределах ставки ЦБ
+3%), частично гасятся из прибыли. Оплата лизинга включается в себестоимость
продукции (ЖКУ).
3.5. Объем
капитальных инвестиций во многом зависит от ежемесячных платежей потребителей
ЖКУ как основного источника получения доходов. Критериями для определения
размеров инвестиционных составляющих тарифа являются:
- объем инвестиций;
- сроки возврата
инвестору выделенных хозяйствующему субъекту ассигнований (кредитов);
- фактическая
величина затрат на производство жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв. м
общей площади жилья, отклонения факта от установленного федерального
(регионального) стандарта;
- прожиточный
минимум и среднедушевой доход населения;
- доля расходов на
оплату жилищно-коммунальных услуг в среднедушевом доходе населения;
- уровень оплаты
населением жилищно-коммунальных услуг;
- фактическая
собираемость средств на оплату жилищно-коммунальных услуг.
3.6. При
определении размера инвестиционной составляющей в структуре тарифа на оплату
жилья и коммунальных услуг с учетом перечисленных в п. 3.4 факторов необходимо
исходить из следующего положения. Уровень оплаты ЖКУ за счет средств населения
с учетом включения инвестиционной составляющей в структуру стоимости (тарифа)
на ЖКУ не должен превышать установленный региональной программой реформирования
ЖКХ (прогнозируемый к установлению) уровень оплаты жилья и коммунальных услуг
на следующий год.
3.7. Включение
инвестиционной составляющей в структуру оплаты ЖКУ в обязательном порядке
предопределяет обязательность ее учета при формировании прибыли (расчете
рентабельности) хозяйствующими субъектами и представлении в регулирующие органы
соответствующих расчетов при обосновании величины тарифа.
3.8. Прибыль,
включаемая в тариф, должна определяться расчетным путем на основе анализа
инвестиционной потребности хозяйствующего субъекта, потребностей финансовых
ресурсов для погашения кредитов и процентов по ним, планируемой суммы налоговых
выплат, а также планируемых отчислений в фонды потребления и накопления.