Введен в действие
Постановлением
Госстандарта РФ
от 3 сентября 1999
г. N 286-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ
И ПОСТАНОВКИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
System of product
development and launching
into manufacture.
Procedure of scientific
researches and development
ГОСТ 15.101-98
Группа Т51
ОКСТУ 0015
Предисловие
1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом
стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России.
Внесен Госстандартом России.
2. Принят
Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации
(Протокол N 13-98 от 28 мая 1998 г.).
За принятие
проголосовали:
┌────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│Наименование
государства│ Наименование
национального органа │
│ │ по стандартизации │
├────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│Республика
Казахстан │Госстандарт
Республики Казахстан │
│Республика
Армения │Армгосстандарт │
│Киргизская
Республика │Киргизстандарт │
│Республика
Беларусь │Госстандарт
Беларуси │
│Республика
Молдова │Молдовастандарт │
│Российская
Федерация │Госстандарт
России │
│Республика
Таджикистан │Таджикгосстандарт │
│Туркменистан │Главная государственная
инспекция │
│
│Туркменистана │
└────────────────────────┴───────────────────────────────────────┘
3. Постановлением
Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии
от 3 сентября 1999 г. N 286-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 15.101-98
введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта
Российской Федерации с 1 июля 2000 г.
4. Взамен ГОСТ
15.101-80.
Введение
Необходимость
разработки настоящего стандарта обусловлена:
дальнейшим
развитием комплекса стандартов Системы разработки и постановки продукции на
производство с учетом проведения экономических реформ, изменения сложившихся
механизмов хозяйствования и структур управления в странах СНГ;
повышения
требований к эффективности исследований и разработок, их техническому уровню,
качеству и конкурентоспособности;
изменением
законодательных основ в области создания и заказов продукции.
1. Область применения
Настоящий стандарт
устанавливает общие требования к организации и выполнению
научно-исследовательских работ (НИР); порядок выполнения и приемки НИР; этапы
выполнения НИР, правила их выполнения и приемки; порядок разработки,
согласования и утверждения документов в процессе организации и выполнения НИР;
порядок реализации результатов НИР.
Положения
настоящего стандарта подлежат выполнению техническими комитетами по
стандартизации, организациями, предприятиями, объединениями, ассоциациями,
концернами, акционерными обществами и другими субъектами хозяйственной деятельности
независимо от организационно-правовой формы собственности и подчинения, а также
органами государственного управления, имеющими непосредственное отношение к
разработке, производству, эксплуатации и ремонту продукции.
Стандарт
распространяется на НИР, предшествующие разработке народнохозяйственной
продукции.
Стандарт
устанавливает основные положения, которые при необходимости могут быть
конкретизированы в других стандартах и нормативных документах по
стандартизации.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использована ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ 7.32-91.
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о
научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
3.
Определения
В настоящем
стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.
Научно-исследовательская работа (НИР): комплекс теоретических и (или)
экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных
исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.
3.2.
Народнохозяйственная продукция (НХП): продукция, разрабатываемая и применяемая
для удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и экспорта.
Примечание.
Продукция, разрабатываемая и изготовляемая для нужд обороны страны, к НХП не
относится.
3.3. Техническое
задание на научно-исследовательскую работу (ТЗ): исходный технический документ
для проведения НИР, устанавливающий требования к содержанию, объемам и срокам
выполнения этих работ.
3.4. Контракт:
коммерческий документ, которым оформляются сделки (в том числе внешнеторговые)
по купле-продаже продукции или услуг, включая оказание экономического и
технического содействия зарубежным странам.
3.5. Заказчик:
предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной
деятельности), по заявке или контракту с которым производится создание и (или)
поставка продукции (в том числе научно-технической).
3.6. Исполнитель
НИР: предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной
деятельности), выполняющее НИР.
3.7. Патентные
исследования: исследование технического уровня и тенденций развития продукции,
ее патентоспособности, патентной чистоты и конкурентоспособности.
3.8. Отчетная
научно-техническая документация (ОНТД): комплект документов, отражающих
объективную информацию о содержании и результатах НИР (этапов НИР), а также
содержащих рекомендации по ее использованию.
3.9. Этап НИР:
часть НИР, являющаяся объектом планирования и финансирования.
3.10. Макет:
упрощенное воспроизведение в определенном масштабе изделия или его части, на
котором исследуются отдельные характеристики изделия, а также оценивается
правильность принятых технических и художественных решений.
3.11. Модель:
изделие, воспроизводящее или имитирующее конкретные свойства заданного изделия
и изготовленное для проверки принципа его действия и определения характеристик.
3.12.
Экспериментальный образец: образец продукции, обладающий основными признаками
намечаемой к разработке продукции, изготовляемый с целью проверки
предполагаемых решений и уточнения отдельных характеристик для использования
при разработке этой продукции.
Примечание.
Экспериментальный образец всегда выполняется в натуральную величину и
представляет собой законченное в функциональном отношении изделие, пригодное
для исследовательских испытаний.
3.13. Испытания:
определение одной или нескольких характеристик продукции в соответствии с
установленной процедурой.
3.14. Программа
испытаний: документ, предназначенный для организации и выполнения работ,
обеспечивающих проведение испытаний конкретного объекта.
3.15. Методика
испытаний: документ или его часть, устанавливающие правила реализации методов
испытаний.
4. Общие
положения
4.1. Основанием для
выполнения НИР служит техническое задание (ТЗ) <*> на выполнение НИР и
(или) контракт (договор) с заказчиком <**> - в случае наличия заказчика.
--------------------------------
<*> ТЗ
разрабатывают в соответствии с требованиями комплекса стандартов СРПП.
Утверждает ТЗ заказчик (в случаях договорных НИР) или руководитель
предприятия-исполнителя (в случаях инициативных НИР).
<**>
Заказчиком может являться как государственный заказчик, так и любой другой
субъект хозяйственной деятельности в соответствии с разделом 1 настоящего
стандарта.
4.2. В процессе
выполнения НИР должно быть обеспечено соблюдение требований ТЗ, в том числе
разработаны и реализованы требования:
- по обеспечению
безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды,
совместимости и взаимозаменяемости;
- по
стандартизации, унификации и метрологическому обеспечению;
- по ограничению
номенклатуры применяемых материалов и комплектующих изделий;
- по экономическому
и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов
при создании и эксплуатации создаваемой продукции;
- по обеспечению
конкурентоспособности продукции, намечаемой к созданию.
4.3. Для решения
отдельных самостоятельных вопросов НИР могут быть выделены составные части НИР,
выполняемые соисполнителями (сторонними организациями) по контракту с исполнителем
НИР. В этих случаях исполнитель НИР выполняет функции заказчика по отношению к
исполнителям составных частей НИР, координирует их работу и несет
ответственность за качество и научно-технический уровень НИР в целом.
4.4. Процесс
выполнения НИР в общем случае состоит из следующих этапов:
- выбор направления
исследований; проводят с целью определения оптимального варианта направления
исследований на основе анализа состояния исследуемой проблемы, в том числе
результатов патентных исследований, и сравнительной оценки вариантов возможных
решений с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичным проблемам;
- теоретические и
экспериментальные исследования; проводят с целью получения достаточных
теоретических и достоверных экспериментальных результатов исследований для решения поставленных перед НИР задач;
- обобщение и
оценка результатов исследований, выпуск отчетной научно-технической
документации (далее в тексте - ОНТД) по НИР; проводят с целью оценки
эффективности полученных результатов в сравнении с современным
научно-техническим уровнем (в том числе оценки создания конкурентоспособной
продукции и услуг);
- предъявления
работы к приемке и ее приемка.
Этапы конкретной
НИР, а также необходимость их приемки должны быть определены в ТЗ и контракте
<*> на ее выполнение.
--------------------------------
<*> Здесь и
далее термин "в контракте" применен только при наличии заказчика.
Этапы
допускается разделять на самостоятельные отчетные подэтапы,
что также должно быть оговорено в ТЗ и контракте.
4.5. Для
экспериментальной проверки возможности создания образца продукции и определения
его технических характеристик, проверки правильности результатов теоретических
исследований и выбора оптимального технического и конструкторско-технологического
решения и в процессе выполнения НИР при необходимости создают макеты, модели,
экспериментальные образцы (далее - макеты).
Необходимость
разработки, изготовления и испытаний макетов устанавливают в ТЗ на НИР и
контракте на ее выполнение.
4.6. Для обеспечения своевременного выполнения НИР и ее этапов,
осуществления оперативного контроля за выполнением работ и составлением ОНТД
<*> исполнитель НИР при необходимости разрабатывает, согласовывает с
заказчиком <**> и утверждает план совместных работ на выполнение НИР
<***> (план-график, сетевой план-график или другой планирующий документ),
содержащий последовательность и сроки выполнения этапов НИР, состав
исполнителей, номенклатуру и сроки составления ОНТД по этапам НИР и НИР в
целом, сроки приемки этапов и НИР в целом.
--------------------------------
<*> Отчет о
НИР - в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32.
<**> Здесь и
далее термин "заказчик" применен только при его наличии.
<***> План
совместных работ разрабатывают при выполнении НИР по созданию сложных изделий с
участием нескольких соисполнителей.
Согласованный и
утвержденный план совместных работ на выполнение НИР является обязательным для
всех участников НИР.
В процессе
выполнения работ исполнитель НИР по согласованию с заказчиком может уточнять и
корректировать план совместных работ в пределах условий ТЗ и контракта на
выполнение НИР.
4.7. При выявлении
в процессе НИР нецелесообразности продолжения работ исполнитель НИР
представляет заказчику обоснованное заключение о прекращении работ. Основанием
для прекращения НИР является совместное решение исполнителя НИР и заказчика
либо решение руководства исполнителя НИР (при отсутствии заказчика).
Прекращение НИР по
инициативе заказчика оформляют также совместным решением исполнителя НИР и
заказчика.
5. Порядок
выполнения и приемки этапов НИР и НИР в целом
5.1.
Выполнение требований ТЗ, в том числе по обеспечению безопасности для жизни и
здоровья людей и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости
при изготовлении и испытаниях макетов и при реализации НИР осуществляют:
- на этапе выбора
направлений исследований - путем проработки вопросов безопасности и экологии,
формирования необходимых требований и разработки мероприятий по их выполнению;
- на этапе
теоретических и экспериментальных исследований - путем уточнения и
экспериментальной проверки этих требований при изготовлении и испытаниях
макетов;
- на этапе
обобщения и оценки результатов исследований - путем включения уточненных
требований в ОНТД.
Эффективность и
достаточность разработанных требований и принятых мер по их реализации
оценивают при приемке этапов НИР и НИР в целом и отражают в актах приемки и
протоколах испытаний макетов.
5.2. Разработку и
реализацию требований по стандартизации и унификации создаваемых образцов
продукции осуществляют в соответствии с требованиями национальной системы
стандартизации и ТЗ.
5.2.1. При разработке предложений по унификации должны быть учтены
возможности использования в конструкции образца продукции заимствованных
составных частей, блочно-модульного принципа
конструирования, использования образца продукции и его составных частей в
качестве базовых для создания их модификации, а также разработаны предложения
по созданию параметрических и типоразмерных рядов
составных частей, по использованию в конструкции изделия унифицированных
конструктивных элементов, комплектующих изделий, материалов и сырья, по
применению типовых конструктивно-технологических решений и прогрессивных
технологий.
5.2.2. Работы по
метрологическому обеспечению осуществляются в соответствии с требованиями
межгосударственных стандартов обеспечения единства измерений.
5.3. Требования по
ограничению номенклатуры применяемых материалов и комплектующих изделий
разрабатывают с целью предотвращения применения в создаваемом образце продукции
устаревших, неперспективных или не соответствующих по своим техническим
характеристикам требованиям к создаваемому образцу продукции материалов и
комплектующих изделий.
5.4. Макеты
изготавливают, как правило, по эскизным конструкторским документам. Допускается
изготовление макетов по рабочей конструкторской документации.
Испытания макетов
проводят по утвержденным программам и методикам исполнителя НИР, согласованным
с заказчиком по его решению.
Результаты
испытаний макетов оформляют протоколом (актом) испытаний.
5.5. Патентные
исследования проводят на всех этапах НИР. Содержание и объем патентных
исследований устанавливают в ТЗ и контракте.
5.6. Для оказания методической помощи при выполнении работ по 5.1 - 5.5,
для участия при выполнении НИР в рассмотрении ее результатов или ее этапов, для
оценки научно-технического уровня НИР, рассмотрения ОНТД и выдачи заключений на
нее, для участия в контроле и приемке НИР и ее этапов могут по контракту с
исполнителем НИР привлекаться головные НИИ по виду техники или другие
специализированные организации, в том числе по технологии и
материаловедению.
5.7. Приемка этапов
НИР
5.7.1.
После завершения этапа НИР его результаты и разработанная
ОНТД должны быть рассмотрены на научно-техническом (ученом) совете (далее -
НТС) организации-исполнителя НИР или на секции НТС с участием заказчика,
головного НИИ по виду техники или других заинтересованных организаций по
решению исполнителя НИР и заказчика.
Результаты
рассмотрения этапа НИР оформляют протоколом.
5.7.2. ОНТД на
этапе НИР перед рассмотрением на НТС может быть направлена
на рецензию. Необходимость рецензирования и организация-рецензент
устанавливаются в ТЗ и контракте на выполнение НИР.
5.7.3. Откорректированную по результатам рассмотрения на НТС
(секции НТС) ОНТД утверждает руководство исполнителя НИР.
5.7.4. Приемка
этапа НИР заключается в рассмотрении и оценке результатов выполненных работ,
качества предъявленной ОНТД и других материалов по этапу в соответствии с
требованиями ТЗ и контракта, а также в подтверждении результатов исследований
проведением испытаний макетов, если это указано в ТЗ или контракте.
5.7.5. К приемке
этапа предъявляют: утвержденную ОНТД завершенного
этапа, проект программы приемки этапа (если она разрабатывалась), протокол о
рассмотрении этапа НИР на НТС (секции НТС), а также другие технические
материалы, предусмотренные ТЗ и контрактом.
Этап НИР принимает
комиссия, необходимость создания которой, ее состав и сроки работы
устанавливает руководство исполнителя НИР по согласованию с заказчиком.
Результаты приемки
оформляют актом приемки этапа НИР, утверждаемым руководством исполнителя НИР.
Утвержденный акт является основанием для того, чтобы считать этап НИР
завершенным.
5.8. Приемка НИР в
целом
5.8.1. После
приемки этапов НИР исполнитель НИР оформляет ОНТД и другие материалы по НИР в
целом, которые должны быть рассмотрены на НТС (секции НТС) в соответствии с
требованиями 5.7.1 - 5.7.3.
5.8.2. Приемку НИР
осуществляют постоянно действующей или специально создаваемой комиссией.
Основанием для
приемки НИР является приказ (распоряжение) руководства исполнителя НИР и (или)
заказчика о приемке НИР.
В приказе указывают
наименование НИР, состав комиссии, цели и задачи комиссии, место и сроки
проведения работ по приемке НИР.
5.8.3. При
необходимости исполнителем НИР может быть разработана программа приемки НИР,
утверждаемая руководством исполнителя НИР. В программе указывают наименование
работы, конкретный перечень предъявляемых к приемке технических материалов и
документов, объем, содержание и последовательность работ при проведении приемки
НИР.
5.8.4. На приемку
НИР исполнитель НИР предъявляет:
- утвержденное ТЗ;
- утвержденные акты
приемки завершенных этапов НИР;
- утвержденный
научно-технический отчет по НИР и другую ОНТД по НИР,
предусмотренную ТЗ и контрактом;
- макеты, программы
и методики испытаний макетов, если это предусмотрено ТЗ и контрактом;
- рекомендации и
предложения по реализации и использованию результатов НИР;
- другие материалы
по предложениям инстанций, утвердивших ТЗ или программу приемки НИР.
5.8.5. Приемка НИР
заключается в рассмотрении и проверке результатов выполненных работ на соответствие
ТЗ, анализе качества принятых технических решений, а при необходимости и в
подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов.
При приемке НИР
оценивают научно-технический уровень исследований, обоснованность предлагаемых
решений и рекомендаций по реализации и использованию результатов НИР для
создания конкурентоспособной продукции и услуг.
5.8.6. По
результатам приемки НИР комиссия оформляет акт приемки НИР, подписанный
председателем и всеми членами комиссии и утверждаемый руководством исполнителя
НИР или заказчиком.
Датой окончания НИР
считают дату утверждения акта приемки НИР.
5.8.7. Результаты
законченной НИР реализуют в соответствии с рекомендациями, изложенными в акте
приемки НИР.
Законченную НИР
считают реализованной, если в соответствии с целями, поставленными в НИР, ее
результаты использованы при разработке:
- основных
направлений или федеральных (региональных, межгосударственных) целевых программ
развития техники;
- новых
(модернизации существующих) образцов продукции или их составных частей;
- технических
заданий, по которым разрабатывают новые (модернизируют существующие) образцы
продукции;
- решения о
коренном изменении направлений отдельных научно-исследовательских,
опытно-конструкторских или опытно-технологических работ;
- технических
заданий на другие НИР;
-
нормативных, технических и организационно-методических документов (стандартов,
положений, методик, инструкций, руководств), используемых при разработке,
производстве, эксплуатации и ремонте продукции;
- программ и
методик испытаний новых (модернизированных) образцов продукции.
5.8.8. Права
владения, распоряжения и использования объектов промышленной и интеллектуальной
собственности, созданных в НИР, определяются действующим законодательством и
контрактом.