Принят и введен в действие
Постановлением
Госстандарта РФ
от 4 мая 2000 г. N
131-ст
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОПРЫ ДЛЯ СВАЙНЫХ РАБОТ.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Pile driving rigs. General
specifications
ГОСТ Р 51602-2000
ОКС 91.220
Группа Г45
ОКП 48 3221
Дата введения
1 января 2001 года
Предисловие
1. Разработан и внесен Техническим комитетом по стандартизации
ТК 268 "Машины бурильно-крановые и оборудование бурильное, сваебойное и
копровое".
2. Принят и введен
в действие Постановлением Госстандарта России от 4 мая 2000 г. N 131-ст.
3. Введен впервые.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
распространяется на копры, предназначенные для навески на них свайных погружателей при проведении работ в промышленном и
гражданском строительстве.
Требования 4.3,
4.4, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1, 5.3 и раздела 6 являются обязательными, остальные
требования - рекомендуемыми.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95
Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.602-95
Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 8.326-89
Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическая
аттестация средств измерений
ГОСТ 8.513-84
Государственная система обеспечения единства измерений. Поверка средств
измерений. Организация и порядок проведения
ГОСТ 9.014-78
Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная
защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.032-74
Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы,
технические требования и обозначения
ГОСТ 9.104-79
Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы
условий эксплуатации
ГОСТ 9.302-88
Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и
неметаллические неорганические. Методы контроля
ГОСТ 2991-85 Ящики
дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия
ГОСТ 12969-67
Таблички для машин и приборов. Технические требования
ГОСТ 14192-96
Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69
Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных
климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и
транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 27251-87 (ИСО
5004-81) Машины землеройные. Метод испытаний по определению времени перемещения
рабочих органов
ГОСТ 27253-87 (ИСО
6012-82) Машины землеройные. Приборы для обслуживания
ГОСТ 27256-87 (ИСО
7128-83) Машины землеройные. Методы определения размеров машин с рабочим
оборудованием
ГОСТ 27518-87
Диагностирование изделий. Общие требования
ГОСТ 27718-88 (ИСО
4510-2-86) Машины землеройные. Инструмент для технического обслуживания. Часть
2. Ремонтный инструмент. Механические съемники
ГОСТ 27922-88 (ИСО
6016-82) Машины землеройные. Методы измерения масс машин в целом, рабочего
оборудования и составных частей
ГОСТ 28983-91 (ИСО
4510-1-87) Машины землеройные. Инструмент для технического обслуживания. Часть
1. Инструмент для ухода и регулировки
ГОСТ 29292-92 (ИСО
9533-89) Машины землеройные. Бортовые звуковые сигнализаторы переднего и
заднего хода. Методы акустических испытаний
ГОСТ 30067-93
Экскаваторы одноковшовые универсальные полноповоротные. Общие технические условия
ГОСТ Р 50906-96 Оборудование сваебойное. Общие требования
безопасности
ГОСТ Р 51318.12-99 Совместимость технических средств
электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от самоходных средств, моторных
лодок и устройств с двигателями внутреннего сгорания.
Нормы и методы испытаний
3.
Определения
3.1. В настоящем
стандарте применяют термины по ГОСТ Р 50906.
4. Типы и
основные параметры
4.1. Копры
подразделяют на типы:
4.1.1. по
конструкции ходовой части:
- К - колесные,
- Г - гусеничные,
- Р - рельсовые.
4.1.2. по
наличию поворотной платформы:
1 - с поворотной
платформой,
0 - без поворотной
платформы.
4.1.3. по
наличию изменения вылета мачты:
1 - с изменением
вылета,
0 - без изменения
вылета.
4.1.4. по
наличию наклона мачты:
1 - с изменением
наклона,
0 - без изменения
наклона.
4.2. Высоту мачты
копра выбирают исходя из длины погружаемых свай и высоты навешиваемого на копер
свайного погружателя с наголовником. При этом длину
свай рекомендуется выбирать из следующего ряда чисел: 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16;
20; 24 м.
Допустимые
отклонения +/- 5.
4.3. В
нормативных документах на копры конкретных моделей устанавливают следующие
показатели:
- наибольшую
грузоподъемность, в т.ч.:
на канате подъема погружателя,
на канате подъема
сваи;
- максимальное
сечение забиваемых свай;
- максимальную
длину забиваемых свай;
- максимальную
массу забиваемых свай;
- ширину
направляющих мачты;
- угол поворота
платформы (при наличии);
- диапазон вылета
мачты (при наличии);
- диапазон углов
наклона мачты (при наличии);
- максимальную
частоту вращения поворотной платформы;
- кратность
полиспаста подъема молота;
- кратность
полиспаста подъема сваи;
- максимальную
скорость подъема молота и сваи;
- максимально
допустимую скорость ветра при работе копра;
- максимально
допустимый уклон стройплощадки;
- максимальную
массу молота с наголовником;
- массу копра без
молота;
- габаритные
размеры в рабочем положении;
- габаритные
размеры в транспортном положении;
- колею (ширину
гусеничного хода);
- максимальное
удельное давление на грунт (кроме рельсовых копров);
- уровень звука на
рабочих местах обслуживающего персонала;
- концентрацию
вредных веществ (пыли, оксидов азота, оксида углерода и углеводородов) в
рабочей зоне;
- параметры
вибрации на рабочих местах и органах управления;
- 80%-ный ресурс до первого капитального ремонта или до списания
(полный ресурс) и критерии предельного состояния.
4.4. Копры
конкретных моделей, разработанные после введения в действие настоящего
стандарта, должны иметь следующую структуру обозначения (индексацию):
Ко Х -
ХХ - Х.Х.Х. - ХХ
──── ─
── ─ ─
─ ──
Буквенное
обозначение копра │ │
│ │ │ │ │
───────────────────────────────────┘ │
│ │ │
│ │
Способ
передвижения (4.1.1)
│ │ │ │ │ │
───────────────────────────────────────┘ │
│ │ │
│
Максимальная
длина погружаемой сваи
│ │ │
│ │
──────────────────────────────────────────────┘ │ │ │ │
Наличие
поворотной платформы (4.1.2)
│ │ │
│
───────────────────────────────────────────────────┘
│ │ │
Наличие
изменения вылета мачты (4.1.3)
│ │ │
─────────────────────────────────────────────────────┘
│ │
Наличие
изменения наклона мачты (4.1.4)
│ │
───────────────────────────────────────────────────────┘ │
Порядковый
номер модели (01, 02 и т.д.) │
─────────────────────────────────────────────────────────────┘
Пример условного
обозначения копра на гусеничном ходу для забивки свай длиной до 14 м, с
поворотной платформой, без изменения вылета и наклона мачты, второй модели:
КоГ-14-1.0.0-02 -
ГОСТ Р 51602-2000
5.
Технические требования
5.1. Характеристики
5.1.1. Копры
следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта,
технических условий и рабочих чертежей на копры конкретных моделей,
утвержденных в установленном порядке.
5.1.2.
Климатическое исполнение и категория размещения копров - по ГОСТ 15150 по
согласованию с заказчиком.
5.1.3.
Конструкция копров должна обеспечивать:
- навеску молотов и
свай, соответствующих технической характеристике копра;
- фиксацию погружателя в нижнем положении и передвижение с ним по
стройплощадке;
- свободный доступ
к местам смазки, регулировки и контроля состояния секций мачты и их соединений;
- возможность
использования средств технического диагностирования для оценки технического
состояния копра в целом и его составных частей в соответствии с требованиями
ГОСТ 27518.
5.1.4. В
кабине копра на видном месте должна быть прикреплена табличка с указанием
предельной массы молота и сваи, а также запрещения эксплуатации копра без
контргруза (при его наличии).
5.1.5 Копры
рекомендуется оборудовать устройством для учета наработки в моточасах.
5.1.6. Окраску
копров следует осуществлять в соответствии со схемой окраски для копра
конкретной модели по классу VI ГОСТ 9.032 и группе условий эксплуатации VI по
ГОСТ 9.104.
5.2. Комплектность
5.2.1.
Комплект поставки копра должен включать:
- копер;
- приспособления
для монтажа и демонтажа копра, специальный инструмент (при необходимости) и
запасные части согласно ведомости ЗИП;
- эксплуатационную
документацию на копер по ГОСТ 2.601: руководство по эксплуатации, ведомость ЗИП
и формуляр;
- сертификат соответствия
(для машин, прошедших обязательную сертификацию);
- эксплуатационную
документацию на базовую машину (при использовании таковой).
5.2.2. Комплект
поставки копра по согласованию с заказчиком может быть дополнен:
- ремонтной
документацией по ГОСТ 2.602;
- перечнем
быстроизнашивающихся деталей.
5.3.
Маркировка
5.3.1. На каждом
копре согласно чертежу должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ
12969, содержащая следующие данные:
- наименование
предприятия-изготовителя или его товарный знак;
- индекс копра;
- заводской номер
копра;
- год выпуска;
- обозначение
нормативного документа, по которому изготавливают копер;
- надпись с
указанием страны-изготовителя, например "Сделано в России".
5.3.2. На каждое
грузовое место должна быть нанесена транспортная маркировка по ГОСТ 14192.
5.4. Упаковка и
консервация
5.4.1. Требования к
упаковке и консервации копров, запасных частей и инструмента должны быть
установлены в нормативном документе на копры конкретных моделей в соответствии
с требованиями ГОСТ 9.014.
6. Требования эргономики, безопасности
и охраны окружающей
среды
6.1. Конструкция
копра должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50906.
6.2. Конструкция
копра должна обеспечивать его устойчивость и работоспособность на площадках с
уплотненным грунтом при уклоне 3°.
Критерием
устойчивости является визуально определяемое отсутствие отрыва от грунта или
рельса наиболее удаленного катка гусеницы (колеса) копра от текущего ребра
опрокидывания копра.
6.3. Копры должны
быть оборудованы:
- звуковой
сигнализацией передвижения, слышимость которой должна соответствовать
требованиям ГОСТ 29292;
- осветительными
приборами, обеспечивающими в темное время суток освещенность в направлении
передвижения на расстоянии не менее 5 м от копра - не менее 10 лк;
- прибором,
включающим звуковой сигнал оповещения о приближении мачты копра к находящимся
под напряжением проводам электрической сети или линий электропередачи (для
копров на колесном ходу);
- ограничителем
скорости вращения платформы;
- устройством,
регулирующим плавность разгона и торможения барабанов лебедок и поворотной
платформы;
- устройством для
снижения уровня радиопомех, установленного ГОСТ Р
51318.12 (при необходимости).
6.4. Элементы
металлоконструкции копра (стрела, секции мачты и др.) должны иметь проушины для
монтажа и демонтажа.
6.5. Все разъемные
соединения должны иметь специальные устройства для стопорения,
исключающие их самопроизвольное разъединение.
6.6 Применяемые
канаты должны соответствовать действующему на них нормативному документу.
Применение канатов, не предусмотренных нормативным документом, а также
изношенных не допускается.
6.7 Конструкция
заправочных емкостей для топлива и гидравлических жидкостей должна исключать
загрязнение окружающей среды при заправке.
7. Правила
приемки
7.1. Для проверки
качества изготовления копров серийного производства проводят приемосдаточные,
сертификационные обязательные, а также сертификационные добровольные или
периодические испытания.
Объем
приемосдаточных испытаний устанавливают на копры конкретных моделей.
Сертификационные
испытания проводят в порядке, установленном Госстандартом РФ.
7.2.
Приемосдаточным испытаниям подвергают каждый копер.
7.3. При
приемосдаточных испытаниях проводят:
- визуальный
контроль;
- опробование копра
на холостом ходу.
7.4.
Сертификационным испытаниям подвергают копры, прошедшие приемосдаточные
испытания и полностью укомплектованные.
7.5. При
добровольных сертификационных или периодических испытаниях проверяют показатели
и характеристики копра, перечисленные в 4.3 (кроме показателей надежности), а
также все требования раздела 6. При этом проводят:
- визуальный
контроль;
- опробывание копра на холостом ходу;
- ходовые
испытания;
- статические и
динамические испытания.
8. Методы
испытаний
8.1.. Требования к
средствам испытаний
8.1.1. Перечень
средств измерений, испытательного оборудования и материалов, необходимых для
проведения испытаний, приводят в методике испытаний.
8.1.2.
Стандартизованные средства измерений должны быть поверены
в соответствии с требованиями ГОСТ 8.513; нестандартизованные
- аттестованы по ГОСТ 8.326.
8.1.3. Погрешности
средств измерений не должны быть более:
+/-0,3% - линейных
размеров до 10000 мм;
+/- 0,5% - линейных
размеров св. 10000 мм;
+/- 0,02 рад (1°) -
угловых величин;
+/- 2,5% - массы;
+/- 1% - времени;
+/- 1 °C -
температуры;
+/- 2% - площади
поверхности;
+/- 2% - усилия до
1000 Н;
+/- 2,5% - усилий
св. 1000 Н;
+/- 5% - скорости
движения.
8.2. Подготовка к
испытаниям
8.2.1. С копром,
предъявляемым к испытаниям, представляют комплект документации:
- программу и
методику испытаний;
- эксплуатационную
документацию по ГОСТ 2.601;
- нормативный
документ на серийно выпускаемый копер;
- акт
приемосдаточных испытаний и протокол предшествующих сертификационных испытаний
(для сертификационных испытаний);
- комплект рабочих
чертежей серийного производства.
8.3. Проведение
испытаний
8.3.1. Визуальный
контроль копра и его основных частей проводят без снятия и разборки агрегатов.
При этом проверяют:
- комплектность
копра, в том числе сопроводительной документации;
- отсутствие
видимых повреждений агрегатов и деталей, некачественного выполнения покрытий,
сварных швов и крепежных соединений;
- наличие
необходимых пломб, маркировки, надписей и табличек;
- состояние
уплотнений, отсутствие утечек масла и других эксплуатационных жидкостей;
- заправку
топливом, эксплуатационными жидкостями и смазочными материалами в необходимых
количествах;
- качество сборки
узлов и агрегатов, удобство и безопасность монтажа и демонтажа для
обслуживающего персонала;
8.3.2. Опробование
копра на холостом ходу при работающем двигателе проводят путем
последовательного включения всех механизмов. При этом проверяют:
- исправность
механизмов;
- правильность и
надежность включения и выключения механизмов;
- правильность
регулирования (без заеданий) сборочных единиц и механизмов;
- возможность
совмещения операций: одновременной работы лебедок подъема молота и сваи и
горизонтального перемещения копра с одновременным поворотом платформы;
- правильность
регулирования тормозов лебедок.
8.3.3. Ходовые
испытания проводят на 10-метровом маршруте при вертикальном положении мачты,
опущенном молоте, положении стрелы вдоль продольной оси копра и уклоне
стройплощадки не менее 3° для проверки: работоспособности ходовой части;
устойчивости копра при передвижении; исправности приборов безопасности.
8.3.4.
Грузоподъемность, устойчивость и работоспособность копра проверяют при
статических и динамических испытаниях.
8.3.4.1.
Статические испытания проводят на стройплощадке с уклоном не менее 3° под
нагрузкой, превышающей максимальную грузоподъемность копра на 25%, при
положении стрелы, повернутой на 90° относительно продольной оси копра.
Для проверки
прочности механизмов подъема сваи и подъема молота груз, превышающий
номинальную грузоподъемность лебедки на 25%, поднимают на соответствующей
грузовой обойме на высоту 100 - 200 мм над опорной поверхностью и выдерживают в
течение 10 мин. За указанный промежуток времени груз не должен опуститься на
опорную поверхность.
8.3.4.2. Динамические испытания осуществляют трехкратным раздельным и
совместным подъемами и опусканиями двух грузов общей массой, на 10% превышающей
номинальную грузоподъемность копра, при повороте платформы на 360°, при
положении стрелы вдоль продольной оси копра и под 90° к ней, на стройплощадке
под уклоном не менее 3°. Масса груза, поднимаемого на грузовой обойме молота, -
3/5, на грузовой обойме сваи - 2/5 общей массы двух грузов. Расположение
груза на грузовой обойме молота должно быть выше груза на грузовой обойме сваи,
и его подъем следует проводить в направляющих мачты копра.
При динамических
испытаниях проводят также трехкратный подъем на высоту 1 м свайной лебедкой
груза массой, на 10% превышающей номинальную грузоподъемность грузовой обоймы
сваи.
8.3.4.3. Копер
считается выдержавшим статические и динамические испытания при отсутствии
видимых разрушений металлоконструкций, сварных швов и остаточных деформаций его
элементов при штатной работе всех механизмов и устойчивости копра.
При обнаружении во
время испытаний каких-либо дефектов последние должны быть устранены, после чего
испытания, вызвавшие появление этого дефекта, должны быть повторены.
8.5. Геометрические
показатели проверяют в соответствии с ГОСТ 27256.
8.6. Проверку массы
копра и его составных частей проводят в соответствии с ГОСТ 27922.
8.7. Скорости
подъема и опускания, а также частоту вращения проверяют по ГОСТ 27251.
8.8. Ресурс
проверяют при работе в условиях эксплуатации.
8.9. Удельное
давление на грунт гусеничных копров проверяют в соответствии с ГОСТ 30067
(Приложение Д).
8.10.
Конструктивные параметры и наличие необходимых комплектующих изделий проверяют
по конструкторской документации, нормативному документу на копры конкретных
моделей, а также визуально.
8.11. Контроль
лакокрасочных покрытий проводят по эталонным образцам, а также визуально
оценивают отсутствие дефектов, не допустимых по ГОСТ 9.032. Внешний вид
металлических и неметаллических неорганических покрытий проверяют по ГОСТ
9.302.
8.12. Проверка
требований эргономики, безопасности и охраны окружающей среды - в соответствии
с ГОСТ Р 50906.
8.13. Проверку
слышимости звуковой сигнализации при передвижении копра проводят в соответствии
с ГОСТ 29292.
8.14. Проверку
освещенности рабочей зоны собственными источниками света проводят по отраслевой
документации.
9.
Транспортирование и хранение
9.1. Группа условий
хранения и транспортирования копра 7 (Ж1) по ГОСТ
15150.
9.2.
Транспортирование осуществляют любым видом транспорта в соответствии с
действующими правилами.
9.3. Мачту, разобранную
на секции, головку мачты, распорку и лестницу транспортируют без упаковки.
9.4. Съемные детали
и сборочные единицы транспортируют упакованными в
деревянные ящики, соответствующие ГОСТ 2991.
9.5. Базовую машину
транспортируют в соответствии с нормативным документом на нее.
10.
Указания по эксплуатации
10.1. Копры
эксплуатируют в соответствии с эксплуатационной документацией на копры
конкретных моделей и требованиями ГОСТ Р 50906.
10.2. В
эксплуатационной документации должен быть приведен перечень инструментов и
приборов для обслуживания копра по ГОСТ 28983 и ГОСТ 27253, а также перечень
приспособлений для ремонта по ГОСТ 27718.
11.
Гарантии изготовителя
11.1.
Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие копра требованиям настоящего
стандарта и технических условий на конкретные модели при соблюдении условий
монтажа, эксплуатации, транспортирования и хранения.
11.2. Гарантийный
срок эксплуатации копра не менее 12 мес. со дня ввода в эксплуатацию или не
менее 18 мес. со дня отгрузки потребителю, но в пределах моторесурса,
установленного в нормативном документе на копры конкретных моделей.