Утверждены и введены в
действие
Указанием
Москомархитектуры
от 20 июня 2000 г.
N 23
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ
ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработаны:
МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (архитекторы
Любомудрова К.И., Кряжевских М.А., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.).
Консультанты:
Пестич Т.Д. (Министерство общего и профессионального образования Российской
Федерации), Сидоров С.В. (Учебно-методический центр "Детство" МКО).
2. Подготовлены к
утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов
Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).
3. Согласованы:
Московским Комитетом образования, Москомархитектурой.
4. Утверждены и
введены в действие указанием Москомархитектуры от 20.06.2000 N 23.
ВВЕДЕНИЕ
Образовательные
учреждения для детей и подростков, имеющих проблемы в обучении, социальной
адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
коррекции - психолого-педагогические и медико-социальные центры (далее ППМСЦ).
ППМСЦ обеспечивают:
диагностику и консультирование; психолого-медико-социальное сопровождение;
психолого-педагогическую реабилитацию и коррекцию; социально-трудовую адаптацию
и профориентацию; лечебную педагогику и дифференцированное обучение.
1. ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящие "Рекомендации" разработаны для г. Москвы, как
дополнение к нормативным документам в строительстве и распространяются на
проектирование новых и реконструкцию существующих ППМСЦ.
1.2. Настоящие
"Рекомендации" устанавливают основные положения и требования к
размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным
решениям и инженерному оборудованию ППМСЦ.
1.3. Проектирование
ППМСЦ должно вестись в соответствии с положениями настоящих
"Рекомендаций", а также требованиями других нормативно-методических
документов в строительстве, действующих на территории г. Москвы.
2.
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих
Рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативно-методические документы:
2.1. СНиП 10.01-94
"Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
2.2. СНиП
2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".
2.3. СНиП 21-01-97*
"Пожарная безопасность зданий и сооружений".
2.4. СНиП
2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и
сельских поселений".
2.5. СНиП 23-05-95
"Естественное и искусственное освещение".
2.6. СНиП
2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".
2.7. СНиП
2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха".
2.8. СП
2.4.2.782-99 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в
различных видах современных общеобразовательных учреждений".
2.9. СН 441-72*
"Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий,
зданий и сооружений".
2.10. МГСН 4.06-96
"Общеобразовательные учреждения".
2.11. МГСН 4.15-98
"Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей".
2.12. МГСН 1.01-99
"Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы".
2.13. МГСН 4.12-97
"Лечебно-профилактические учреждения".
2.14. МГСН 4.07-96
"Дошкольные учреждения".
2.15. "Пособие
по проектированию учреждений здравоохранения" (к СНиП 2.08.02-89), раздел
4 "Амбулаторно-поликлинические учреждения".
2.16.
"Проектирование бассейнов". Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89*.
М.: Стройиздат, 1991 г.
3. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Основными
направлениями деятельности ППМСЦ являются:
- организация
образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и
дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями детей и подростков, состоянием их
соматического и психического здоровья;
- диагностика
уровня психического развития и отклонений в поведении детей;
-
психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
- организация
коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
- оказание помощи
подросткам в профориентации и трудовой адаптации;
- анонимное
консультирование детей с целью снятия стресса;
- оказание
консультативной помощи родителям в решении проблем родительско-детских
отношений;
- оказание
консультативной и методической помощи работникам общеобразовательных учреждений
по проблемам практической психологии и коррекционно-развивающего обучения.
3.2. ППМСЦ
обслуживают детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет.
3.3. В зависимости
от превалирующего вида деятельности ППМСЦ подразделяются на ряд типов,
образующих сеть учреждений, взаимодополняющих друг друга. Функциональная
структура сети ППМСЦ приведена на схеме 1.
Схема N 1.
Функциональная структура сети
психолого-педагогических
и медико-социальных центров
Рекомендуемая
номенклатура типов ППМСЦ приведена в табл. 3.1.
Примечание. Далее
для удобства прочтения в тексте типы ППМСЦ именуются в соответствии со своими
порядковыми номерами, приведенными в таблице 3.1 - ППМСЦ 1, ППМСЦ 2 и т.д.
Таблица 3.1
Рекомендуемая
номенклатура типов психолого-педагогических
и медико-социальных центров
┌────┬───────────────────┬────────────────────┬───────┬─────────────────────────────┐
│
N │ Типы центров │
Обслуживаемый │Возраст│
Основные функции учреждения │
│п.п.│ │ контингент │ │ │
├────┼───────────────────┼────────────────────┼───────┼─────────────────────────────┤
│
1 │ 2 │ 3 │ 4
│ 5 │
├────┼───────────────────┼────────────────────┼───────┼─────────────────────────────┤
│ 1
│Учебно-методический│Персонал психолого-
│ - │Координация деятельности │
│ │центр психолого- │медико-социальных │
│психолого-медико-социальных
│
│ │педагогической │центров, персонал │
│центров различного типа;
│
│ │реабилитации │общеобразовательных
│ │оказание
методической помощи │
│
│и коррекции детей
│учреждений (детских │
│персоналу коррекционных
│
│ │и подростков │садов, школ и т.п.),│ │и общеобразовательных │
│ │(ППМСЦ 1) │родители, имеющие │
│учреждений;
│
│ │ │детей со школьной
│ │оказание
индивидуальной │
│ │ │и социальной │ │консультативной помощи │
│ │ │дезадаптацией │ │родителям, имеющим детей │
│ │ │ │ │со школьной и социальной │
│ │ │ │ │дезадаптацией; │
│ │ │ │ │распространение современного │
│ │ │ │ │опыта работы специалистов │
│ │ │ │ │ППМСЦ и общеобразовательных │
│ │ │ │ │учреждений; │
│ │ │ │ │повышение квалификации │
│ │ │ │
│специалистов ППМСЦ
│
│ │ │ │ │и общеобразовательных │
│ │ │ │ │учреждений │
│ 2
│Центр
│Дети, пострадавшие
│3 - 18 │Оказание психологической, │
│ │психолого-медико- │от жестокого │ │медицинской, социальной, │
│ │социальной │обращения │ │образовательной и правовой │
│ │направленности │(физического, │ │помощи детям и подросткам; │
│ │(ППМСЦ 2) │психологического, │
│обеспечение безопасных
│
│ │ │сексуального │ │условий проживания детям │
│ │ │насилия), │ │и подросткам │
│ │ │а также │ │до разрешения конфликтной │
│ │ │от пренебрежения │ │ситуации; │
│ │ │родителями │ │консультации родителей │
│ │ │или законными │ │по психологическим, │
│ │ │представителями │ │социальным │
│ │ │по воспитанию │ │и правовым вопросам; │
│ │ │ │ │консультации работников │
│ │ │ │ │образовательных учреждений; │
│ │ │ │ │содействие органам охраны │
│ │ │ │ │детства в выявлении случаев │
│ │ │ │ │насилия и создание │
│ │ │ │ │информационного банка данных
│
│
3 │Центр психолого- │Дети с
трудностями │7 - 18
│Психолого-педагогическая
│
│ │педагогической │в освоении │ │помощь в выявлении причин │
│ │направленности │образовательных │ │и в преодолении школьной │
│ │(ППМСЦ 3) │программ; │ │и социальной
дезадаптации │
│ │ │с педагогической │ │и в усвоении образовательных
│
│ │ │запущенностью, │ │программ; │
│ │ │с отказом │ │психолого-педагогическое │
│ │ │от посещения │ │сопровождение детей │
│ │
│образовательных │ │и подростков на
различных │
│ │ │учреждений; │ │этапах школьного │
│ │ │со сложностями │ │общеобразовательного │
│ │
│в
общении │ │процесса; │
│ │ │со сверстниками, │ │профориентационная │
│ │ │преподавателями, │ │диагностика на различных │
│ │
│родителями; │ │этапах
образования учащегося;│
│ │ │с нарушениями │ │оказание помощи родителям в │
│ │ │эмоционально-волевой│ │решении проблем родительско-
│
│ │ │сферы │ │детских отношений; │
│ │ │ │ │оказание консультативной │
│ │ │ │ │и методической помощи │
│ │ │ │ │работникам │
│ │ │ │ │общеобразовательных │
│ │ │ │ │учреждений по проблемам │
│
│ │ │ │практической психологии и │
│ │ │ │ │коррекционно-развивающего │
│ │ │ │ │обучения │
│ 4
│Центр
│Дети, имеющие │
0 - 6 │Профилактика и ранняя
│
│ │психолого-медико- │пограничные │ │коррекция отставания │
│ │педагогической │формы нарушений │ │в психофизическом развитии │
│ │направленности: │психического │ │детей; │
│
│(ППМСЦ 4-1 -
│развития и поведения│
│психологическая подготовка
│
│ │для детей │ │ │к последующему обучению │
│ │младенческого, │ │ │в общеобразовательной школе;
│
│ │раннего
и │ │ │оказание консультативной │
│ │дошкольного │ │ │помощи родителям по вопросам
│
│ │возраста) │ │ │психического развития │
│ │ │ │ │и воспитания детей; │
│ │ │ │ │оказание методической │
│ │ │ │ │и организационной помощи │
│ │ │ │ │образовательным учреждениям │
│ │ │ │ │по вопросам │
│ │ │ │ │реабилитационно-коррекционной│
│ │ │ │ │деятельности │
│ │(ППМСЦ 4-2 - │ " │7 - 12
│Коррекционно-развивающая
│
│ │для детей младшего │ │ │и психокоррекционная работа │
│ │школьного возраста)│ │ │с детьми; │
│ │ │ │ │оказание помощи в
преодолении│
│ │ │ │ │школьной социальной │
│ │ │ │ │дезадаптации детей; │
│ │ │ │ │организация образовательной │
│ │ │ │ │деятельности в рамках │
│ │ │ │ │начальной школы по │
│ │ │ │
│образовательным программам
│
│ │ │ │ │в соответствии с возрастными │
│ │ │ │ │и индивидуальными │
│ │ │ │ │особенностями детей; │
│ │ │ │ │оказание консультативной │
│ │ │ │ │помощи родителям по вопросам
│
│ │ │ │ │психического воспитания │
│ │ │ │ │детей; │
│ │ │ │ │оказание методической │
│ │ │ │ │и организационной помощи │
│ │ │ │ │образовательным учреждениям │
│ │ │ │ │по вопросам │
│ │ │ │
│реабилитационно-коррекционной│
│ │ │ │ │деятельности │
│ │(ППМСЦ 4-3 - для │Дети и подростки с │13 - 18│Проведение
коррекционных, │
│ │детей и подростков │различными
формами │ │психологических, психолого- │
│ │среднего и старшего│социальной
│
│педагогических и лечебно-
│
│ │школьного
возраста)│дезадаптированности │ │оздоровительных мероприятий,
│
│ │ │и девиантным │ │как в амбулаторном, так и │
│ │ │поведением, │ │в стационарном режиме; │
│ │ │характеризующимися │
│организация образовательной
│
│ │ │искажением │ │деятельности │
│ │ │мотивационно- │ │по образовательным
программам│
│ │ │потребностной и │ │в соответствии с возрастными │
│ │ │эмоционально-волевой│ │и индивидуальными │
│ │ │сфер, наличием │ │особенностями детей │
│ │ │выраженных │ │и подростков; │
│ │ │акцентуаций │ │обеспечение получения │
│ │ │характера, │ │подростками начальных │
│ │ │агрессивностью │ │профессиональных знаний; │
│ │
│поведения, │ │обеспечение временного │
│ │ │значительными
и │ │проживания детей и │
│ │ │обширными пробелами
│ │подростков, не
имеющих │
│ │
│в знаниях,
уровнем │ │нормальных условий
проживания│
│ │ │обученности, не │ │у себя дома; │
│ │ │соответствующим │ │оказание методической помощи
│
│ │
│заявленному году │ │работникам образовательных │
│ │ │обучения │ │учреждений │
└────┴───────────────────┴────────────────────┴───────┴─────────────────────────────┘
Примечания. 1. В
ППМСЦ 4-1 дошкольный возраст может быть увеличен до 7 лет, в связи с
индивидуальными особенностями психического развития.
2. В ППМСЦ 4-2 и 4-3 может быть снижен нижний предел возрастной группы
(соответственно до 6 и 12 лет в связи с требованиями психокоррекционной работы.
3.4. ППМСЦ 1
координирует работу и методически руководит всей сетью рассматриваемых
учреждений. Его проектирование осуществляется в соответствии с индивидуальным
заданием.
3.5. ППМСЦ 2
осуществляет необходимую коррекционную работу с детьми как приходящими, так и
временно проживающими в этом учреждении.
3.6. ППМСЦ 3
осуществляет психолого-педагогическую реабилитацию детей, обучающихся в
общеобразовательной школе и проживающих на дому.
3.7. ППМСЦ 4-1
проводит работу по ранней коррекции детей и осуществляет психологическую
подготовку к обучению в общеобразовательной школе детей, проживающих дома.
3.8. ППМСЦ 4-2
осуществляет коррекционно-развивающую работу и обучение по
программе начальной общеобразовательной школы.
3.9. ППМСЦ 4-3 представляет
собой учреждение интернатного типа, осуществляющее, наряду с освоением школьной
программы, коррекционную, психолого-педагогическую и лечебно-оздоровительную
работу.
3.10. Коррекционные
базы ППМСЦ 4-2 и 4-3 используются для детей, непосредственно обучающихся в
данном учреждении, а также обслуживают детей и подростков, посещающих городские
школы. Возрастные границы приходящих детей и подростков не устанавливаются.
3.11. Пропускная
способность ППМСЦ определяется заданием на проектирование в каждом конкретном
случае в зависимости от потребности и профиля учреждения.
Вместимость
учреждений, имеющих в своем составе общеобразовательную школу, рекомендуется
принимать:
- для учреждения с
начальной школой (1 - 4 классы) - не более 60 мест;
- для учреждения со
средней и старшей школой (5 - 11 классы) - не более 250 мест.
3.12. Состав и
площади помещений всех функциональных блоков ППМСЦ определяются заданием на
проектирование с учетом данных раздела 5 настоящих Рекомендаций.
4.
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ
4.1. ППМСЦ следует размещать в зависимости от их профиля в селитебной
или зеленой зонах, с хорошо развитой транспортной сетью.
В селитебной зоне:
ППМСЦ 3, ППМСЦ 4-1, ППМСЦ 4-2 - в муниципальных районах; ППМСЦ 2 - в
административных округах. В зеленой зоне: ППМСЦ 4-3.
4.2. Размеры и
составы участков определяются заданием на проектирование или проектом, с учетом
положений настоящего раздела.
4.3. Участок ППМСЦ
2, имеющего стационар временного пребывания детей, включает в себя
дополнительно площадки для отдыха и игр детей из расчета 60 м2
на 1 место в стационаре.
4.4. Площадь
участка ППМСЦ 4-2 принимается из расчета на 1 учащегося школы 100 - 120 м2.
4.5. Площадь
участка ППМСЦ 4-3 принимается из расчета 140 - 180 м2
на 1 учащегося с учетом размещения на участке площадок и сооружений
оздоровительного и досугового характера, обеспечивающих психотерапевтическую
коррекцию.
4.6. В составе территории
ППМСЦ 4-2 предусматриваются следующие зоны:
- физкультурно-оздоровительная;
- отдыха;
- хозяйственная.
4.7. В
физкультурно-оздоровительной зоне рекомендуется предусматривать:
комбинированную площадку для спортивных игр 60 x 40 м; игровую площадку
двигательной коррекции 15 x 30 м; гимнастическую площадку 15 x 16 м.
4.8. В зоне отдыха
площадь игровых площадок следует принимать 6 - 8 м2 на
1 учащегося из расчета одновременного присутствия 40 - 50% детей. Площадки
должны иметь травянисто-песчаный покров.
На игровых
площадках рекомендуется предусматривать: качели, качалки, скамейки для отдыха,
столы для игр и т.п.
Примечание. Набор
оборудования уточняется заданием на проектирование.
4.9. Хозяйственная
зона должна иметь отдельный въезд (вход) и размещаться со стороны помещений
столовой. На ее территории допускается размещать навесы для инвентаря и
оборудования, мусоросборники и т.п.
4.10. Площадь
озеленения участка принимается в соответствии с МГСН 4.15-98, п. 4.6.
4.11. В составе
территории ППМСЦ 4-3 должны предусматриваться следующие зоны:
- учебная и общественная;
- проживания;
-
физкультурно-оздоровительная;
-
учебно-производственная;
- хозяйственная.
4.12. В зоне
размещения функциональных блоков учебного и общественного назначения у главного
входа рекомендуется предусматривать мощеную площадку для массовых сборов
учащихся.
4.13. В зоне
проживания рекомендуется предусматривать газоны, цветники, зеленые насаждения,
уголки отдыха, оборудованные малыми архитектурными формами.
4.14. В составе
физкультурно-оздоровительной зоны рекомендуется предусматривать: легкоатлетическое спортядро с круговой беговой дорожкой
длиной 250 м, баскетбольную, волейбольную, гимнастическую площадки,
комбинированную площадку для спортивных игр, метания мяча и прыжков.
4.15. Площадки для
игры с мячом следует располагать на расстоянии не менее 25 м от окон здания, а
при наличии ограждения высотой 3 м - не менее 15 м. Площадки для занятий
физкультурой - на расстоянии не менее 10 м.
4.16. В связи с
тем, что помимо оздоровительной функции физкультурно-оздоровительный комплекс
также является базой для проведения психокоррекционных мероприятий, в его зону
рекомендуется включать помимо перечисленных выше площадок также сооружения и
площадки для нетрадиционных видов занятий (катание на досках, роликах и т.п.).
4.17. В
учебно-производственной зоне размещаются мастерские и гараж с мастерскими для
обучения автоделу, проектируемые, как правило, в отдельных зданиях или блоках с
самостоятельным входом. Производственная зона предусматривается в
непосредственной близости к хозяйственной зоне с целью использования
хозяйственного въезда.
4.18. При
размещении на территории всего комплекса рекомендуемых площадок и сооружений
допускается увеличение общей площади участка на 20%.
4.19. Хозяйственная
зона должна размещаться со стороны производственных помещений столовой и иметь
отдельный въезд.
В хозяйственной
зоне, при необходимости, допускается размещать: гараж служебных машин,
складские помещения, навесы для инвентаря и оборудования, мусоросборники и т.п.
4.20. Земельные
участки ППМСЦ 4-2 и ППМСЦ 4-3 должны иметь ограждение по всему периметру. Для
ППМСЦ 4-2 высотой не менее 1,5 - 2 м. Для ППМСЦ 4-3 глухое ограждение высотой
не менее 2 м с проходной для охраны в соответствии с требованиями СН 441-72*.
4.21. Участки ППМСЦ
должны быть освещены в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95.
4.22. На участках
ППМСЦ должно быть предусмотрено не менее двух въездов (один хозяйственный),
проезды должны иметь твердое покрытие и ширину не менее 3 м; планировка участка
должна обеспечивать подъезды пожарных машин ко всем зданиям, а также объезды
вокруг них (СНиП 21-01-97*).
4.23. Для автомашин
сотрудников в ППМСЦ следует предусматривать открытую стоянку в соответствии с
требованиями МГСН 1.01-99.
5. ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ
Общие требования
5.1. В состав ППМСЦ
входят следующие функциональные группы:
- вестибюльная
группа помещений;
- специализированные
помещения (психолого-педагогические, медико-социальные,
коррекционные и медицинские);
- помещения общего
образования и начальной профессиональной подготовки;
-
физкультурно-оздоровительные помещения;
- досуговые
помещения;
- помещения
питания;
- помещения
проживания;
-
административно-бытовые помещения;
- помещения
хозяйственного обслуживания.
Состав
функциональных групп помещений в учреждении определяется профилем ППМСЦ.
Архитектурно-планировочные решения ППМСЦ определяются требованиями
функционального зонирования с учетом возраста детей и подростков (по типу
дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и школ-интернатов).
Помещения различных
функциональных групп, рассчитанные на работу с детьми, помимо своих основных
функций, несут также и коррекционную, что и определяет состав и площади
помещений.
5.2. ППМСЦ 2, 3,
4-1 могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, а также во
встроенно-пристроенных помещениях.
5.3. ППМСЦ 4-2, 4-3
рекомендуется размещать в отдельно стоящих зданиях. Функциональные блоки зданий
должны быть разделены противопожарными стенами 1-го типа, а из каждого отсека
должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов, один - в
соседний блок, а второй - наружу.
5.4. Здания ППМСЦ
не должны превышать 3 этажей (СП 2.4.2.782-99, п. 2.3.4). Для зданий ППМСЦ 4-3
в условиях плотной застройки допускается увеличение высоты до 4 этажей.
Здания ППМСЦ 4-1
рекомендуется проектировать высотой 2 этажа.
5.5. Ширина
лестничных маршей должна быть не менее 1,35 м. В ППМСЦ 4-2 и ППМСЦ 4-3
лестничные марши и площадки должны иметь защитное ограждение на всю высоту.
Ширину дверей
основных помещений следует принимать не менее 1 м.
Ширину коридоров в
помещениях административно-бытового, методического и хозяйственного назначения
следует принимать не менее 1,4 м; а во всех остальных помещениях - не менее 2,2
м.
5.6. Высоту
помещений следует принимать в соответствии с действующими нормативными
документами: СНиП 2.08.02-89*, МГСН 4.06-96, МГСН 4.15-98; в блоке
специализированных помещений - не менее 3 м.
5.7. Внутренняя
отделка помещений ППМСЦ должна быть выполнена из материалов, разрешенных для
применения органами Госсанэпиднадзора Минздрава РФ, допускающих влажную уборку,
а также применение дезинфицирующих средств.
5.8. Все кабинеты
групп специализированных помещений и помещений общего образования и начальной
профессиональной подготовки должны быть оборудованы раковинами.
5.9. В ППМСЦ 4-1,
4-2 все кабинеты групп специализированных помещений, а в ППМСЦ 4-2 также в
группе помещений общего образования следует предусматривать ковровые покрытия.
5.10. В помещениях
рекреаций, фойе, комнатах ожидания, холлах рекомендуется организовывать уголки
релаксации с зелеными насаждениями, фонтанчиками, аквариумами и т.д.
5.11. Освещение
вторым светом допускается в помещениях раздевальных персонала, комнатах гигиены
женщин, бытовых комнатах, моечной кухонной посуды. Допускается не
предусматривать естественного освещения в буфетных, кладовых, инвентарных,
санитарных узлах для персонала и посетителей, санитарных узлах душевых при
бассейне и спортзале, комнатах хранения предметов уборки.
5.12. В полу
помещений санитарных узлов должны предусматриваться трапы. В умывальных и
совмещенных санитарных узлах, в раздевальных при душевых необходимо предусматривать
полотенцесушители.
5.13. Санитарные
узлы и туалетные комнаты в ППМСЦ проектируются с учетом возраста детей в
соответствии с действующими нормативными документами: МГСН 4.07-96, МГСН
4.12-97, МГСН 4.15-98, МГСН 4.06-96, СП 2.4.2.782-99.
5.14. В комнатах
хранения уборочного инвентаря следует предусматривать умывальник и слив.
5.15. Общие
требования, в том числе и противопожарные, следует принимать в соответствии со
СНиП 2.08.02-89*, СНиП 21-01-97*, а также другими нормативными документами,
действующими в г. Москве.
5.16. В зданиях или блоках для проживания детей высотой 2 и более этажей
рекомендуется проектировать открытые лоджии глубиной не менее 2 м и шириной не
менее 6 м (не менее одной-двух лоджий на этаж) для спасения людей при пожаре с
ограждающими конструкциями высотой не менее 1,5 м. Простенки между окнами,
выходящими в лоджию, должны быть шириной не менее 1,6 м.
5.17. Здания ППМСЦ
следует проектировать не менее II степени огнестойкости.
5.18. В зданиях
ППМСЦ должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация в
соответствии с требованиями СНиП 2.04.09-84. Перечень помещений, в которых
необходимо предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию, следует
определять в соответствии с действующими нормативными документами. Сигнал о
срабатывании системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) выводится в
помещение с круглосуточным пребыванием персонала.
5.19. На путях
эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное
освещение, проектируемое в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97* и СНиП
23-05-95.
Вестибюльная группа
помещений
5.20. Рекомендуемый
состав помещений вестибюльной группы приведен в таблице 5.1.
Специализированные
помещения
5.23. Рекомендуемый
состав помещений представлен в таблице 5.2. Состав, количество кабинетов и их
площади должны уточняться заданием на проектирование в зависимости от типа
учреждения, его пропускной способности и вместимости.
Таблица 5.2
Рекомендуемые
состав и площади специализированных помещений
┌────┬──────────────┬──────────────────────────────────────────────┬─────────────┐
│
N │ Наименование │ Типы учреждений │ Примечания │
│п.п.│ помещений
├───────┬───────┬─────────┬─────────┬──────────┤ │
│ │ │ППМСЦ 2│ППМСЦ
3│ППМСЦ 4-1│ППМСЦ 4-2│ППМСЦ 4-3 │ │
│ │
├───────┴───────┴─────────┴─────────┴──────────┤ │
│ │ │ Площадь помещений, м2
│ │
├────┼──────────────┼───────┬───────┬─────────┬─────────┬──────────┼─────────────┤
│
1 │ 2
│ 3 │
4 │ 5
│ 6 │ 7
│ 8 │
├────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────┴─────────┴──────────┴─────────────┤
│ Помещения
специалистов
│
├────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────┬─────────┬──────────┬─────────────┤
│ │Кабинеты: │ │ │ │ │ │ │
│ 1
│Педиатра │ 15
│ - │
15 │ 15
│ 15 │ │
│ 2 │Логопеда │
- │ 18
│ 18 │
18 │ -
│В ППМСЦ 3 - │
│ │ │ │ │ │ │ │педагог- │
│ │ │ │ │ │ │ │логопед │
│ 3 │Дефектолога │
- │ 15
│ 15 │
15 │ 15 │В ППМСЦ 3 - │
│ │ │ │ │ │ │ │педагог- │
│ │ │ │ │ │ │ │дефектолог │
│ 4
│Гинеколога │ 18
│ - │
- │ -
│ 18 │ │
│ 5 │Юриста │
14 │ -
│ - │
- │ 14
│ │
│ 6
│Нарколога │ -
│ - │
- │ -
│ 14 │ │
│ 7
│Стоматолога │ -
│ - │
- │
- │ 14
│ │
│ 8 │Экстренной │
18 │ -
│ - │
- │ 18 │Рекомендуется│
│ │консульта- │ │ │ │ │ │размещать при│
│ │тивной помощи │ │ │ │ │ │вестибюльной │
│ │с телефоном │
│ │ │ │ │группе │
│ │"доверия" │ │ │ │ │ │ │
│ 9
│Детского │ 22
│ 22 │
22 │ 22
│ 22 │ │
│ │психиатра │ │ │ │ │ │ │
│
10 │Психотерапевта│ 22 │
22 │ 22
│ 22 │
22 │ │
│
11 │Нейропсихолога│ 22 │
22 │ 22
│ 22 │
22 │ │
│ 12 │Психоневролога│ 22
│ 22 │
22 │ 22
│ 22 │ │
│
13 │Социального │ -
│ 22 │
22 │ 22
│ 22 │ │
│ │педагога │ │ │ │ │ │ │
│ 14 │Патопсихолога │ -
│ - │
- │ -
│ 22 │ │
├────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────┴─────────┴──────────┴─────────────┤
│ Помещения для психотерапевтической
работы с детьми │
├────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────┬─────────┬──────────┬─────────────┤
│
1 │Кабинет │
- │ -
│ 36 │
- │ -
│Приложение, │
│ │для работы с │
│ │ │ │ │рис. П.2 │
│ │детьми раннего│ │ │ │ │ │ │
│ │возраста │ │ │ │ │ │ │
│
2 │Кабинет │
- │ -
│ 14 + 10 │ 14 + 10 │ -
│Зеркало │
│ │для работы │ │ │ │ │ │Гезелла между│
│ │с детьми, │ │ │ │ │ │помещениями │
│ │страдающими │
│ │ │ │ │ │
│ │аутизмом, │ │ │ │ │ │ │
│ │с лаборантской│ │ │ │ │ │ │
│
3 │Кабинет │
- │ -
│ 72 + 12 │ 72 + 12 │ -
│Зеркало │
│ │для работы │ │ │ │ │ │Гезелла между│
│ │с детской │ │ │ │ │ │помещениями, │
│ │дошкольной │ │ │ │ │ │Приложение, │
│ │группой │ │ │ │ │ │рис. П.4 │
│ │(6 - 9 чел.) │
│ │ │ │ │ │
│ │с лаборантской│ │ │ │ │ │ │
│
4 │Кабинет │
- │ -
│ 24 │
24 │ -
│Приложение, │
│ │для работы │ │ │ │ │ │рис. П.3 │
│ │с "детско- │ │ │ │ │ │ │
│ │родительской" │ │ │ │ │ │ │
│ │группой │ │ │ │ │ │ │
│
5 │Кабинет │16 + 10│ -
│ 16 + 10 │ 16 + 10 │ -
│Зеркало │
│ │"вода-песок" │
│ │ │ │ │Гезелла между│
│ │с лаборантской│ │ │ │ │ │помещениями, │
│ │ │ │ │ │ │ │Приложение, │
│ │ │ │ │ │ │ │рис. П.5 │
│
6 │Зал │36 + 12│ -
│ 72 + 12 │ 72 + 12 │ -
│Зеркало │
│ │для развития │
│ │ │ │ │Гезелла между│
│ │моторики │ │
│ │ │ │помещениями, │
│ │с лаборантской│ │ │ │ │ │Приложение, │
│ │ │ │ │ │ │ │рис. П.6 │
│
7 │Зал │ -
│ - │ 36 + 12 │ -
│ - │Зеркало │
│ │ситуационных │
│ │ │ │ │Гезелла между│
│ │игр │ │ │ │ │ │помещениями, │
│ │с лаборантской│ │ │ │
│
│Приложение, │
│ │ │ │ │ │ │ │рис. П.7 │
│
8 │Кабинет │
- │44 + 12│ -
│ 44 + 12 │ 44 + 12
│Зеркало │
│ │для работы с │
│ │ │ │ │Гезелла между│
│ │группой детей │ │ │ │ │ │помещениями, │
│ │школьного │ │ │ │ │ │Приложение, │
│ │возраста │ │ │ │ │ │рис. П.9 │
│ │(9 чел.) │ │ │ │ │ │ │
│ │с лаборантской│ │ │ │ │ │ │
│
9 │Кабинет │
- │ -
│ 25 │
25 │ - │Приложение, │
│ │групповых │ │ │ │ │ │рис. П.8 │
│ │логопедических│ │ │ │ │ │ │
│ │занятий │ │ │ │ │ │ │
│
10 │Кабинет │ │ │ │ │ │ │
│ │коррекционных │ │ │ │ │ │ │
│ │игр: │ │ │ │ │ │ │
│ │- "ЛЕГО" │
- │ 32
│ - │
32 │ 36
│ │
│ │- "компьютер" │ -
│ 32 │
- │ 32
│ 36 │ │
│ │- "кукольный │36 + 8 │ -
│ 36 + 8 │ 36 +
8 │ -
│ │
│ │театр" │ │ │ │ │ │ │
│ │с подсобными │
│ │ │ │ │ │
│ │помещениями │
│ │ │ │ │ │
│
11 │Зал арттерапии│ - │72 + 12│ 36 + 6 │ 72 + 12 │ -
│ │
│ │с подсобным │
│ │ │ │ │ │
│ │помещением │ │ │ │ │ │ │
│
12 │Кабинет │
12 │ -
│ - │
12 │ 12
│ │
│ │релаксации │ │ │ │ │ │ │
│ │(сенсорики) │
│ │ │ │ │ │
│
13 │Кабинет │ 16
│ 16 │
16 │ 16
│ 16 │ │
│ │индивидуаль- │
│ │ │ │ │ │
│ │ного массажа │
│ │ │ │ │ │
├────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────┴─────────┴──────────┴─────────────┤
│ Медицинские
помещения
│
├────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────┬─────────┬──────────┬─────────────┤
│
1 │Боксированная │ -
│ - │
- │
- │10 + 3 + 5│ │
│ │палата │ │ │ │ │ │ │
│ │на 1 место │ │ │ │ │ │ │
│
2 │Боксированная │ -
│ - │
- │ -
│16 + 3 + 5│
│
│ │палата │ │ │ │ │ │ │
│ │на 2 места │ │ │ │ │ │ │
│
3 │Процедурная │
- │ -
│ - │
- │ 14
│ │
│
4 │Кабинет врача │ -
│ - │
- │ -
│ 12 │ │
│ │и медицинской │ │ │ │ │ │ │
│ │сестры │ │ │ │ │ │ │
│
5 │Буфетная │
- │ -
│ - │
- │ 8
│ │
│
6 │Инвентарная │
- │ -
│ - │
- │ 4
│ │
│
7 │Уборная │
- │ -
│ - │
- │ 3
│ │
│ │с умывальником│ │ │ │ │ │ │
│ │в шлюзе для │
│ │ │ │ │ │
│ │персонала │ │ │ │ │ │ │
└────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────┴─────────┴──────────┴─────────────┘
5.24. При кабинетах
специалистов и помещениях для психотерапевтической работы с детьми следует
предусматривать зоны для ожидания из расчета 1 зона на 4 - 6 кабинетов;
рекомендуемая площадь зоны - 20 - 25 м2.
5.25. Расстановка
оборудования в кабинетах специалистов и помещениях для коррекционной работы с
детьми представлена в Приложении на соответствующих рисунках.
5.26. Помещения для
психотерапевтической работы с детьми в ППМСЦ 3 в дополнение к
образовательной имеют функцию коррекционно-развивающего обучения.
5.27. Площадь
кабинетов специалистов (табл. 5.2, пп. 9 - 14) предусматривает зону для работы
с "детско-родительской" группой (см. Приложение, рис. П.1).
5.28. Психотерапевтическая работа с детьми должна проводиться в
помещениях, оснащенных проемами с зеркалами Гезелла, в расчете на наблюдение за
проводимыми занятиями без ведома детей из смежной комнаты (см. Приложение, рис.
П.4, П.5, П.7, П.9, П.10, П.11).
5.29. Указанные в
п. 5.28 смежные помещения используются дополнительно как подсобные помещения
для хранения методической литературы, инвентаря и т.п.
5.30. На полу
помещений психотерапевтической работы с детьми, кроме старшего школьного
возраста, а также кабинета "вода-песок", предусматривается ковер с
мягким ворсом для занятий на полу.
5.31. Кабинет
психотерапии "вода-песок" должен быть оборудован трапом в полу и
полотенцесушителем, а также иметь влагостойкое покрытие стен и пола.
5.32. В состав
группы медицинских помещений ППМСЦ 4-3 входят, кроме кабинетов специалистов
(табл. 5.2, пп. 1 - 4, 6, 7, 9 - 12), помещения изолятора, состав и площадь
которых определяются заданием на проектирование.
5.33. Изолятор
должен включать боксированные одно-, двухместные палаты, при которых
предусматриваются полный санитарный узел (унитаз, умывальник, ванна) и шлюз.
5.34. Вход в
изолятор должен осуществляться через специальный тамбур-шлюз, в котором следует
размещать умывальник и вешалку для смены халатов; кроме того, в нем должен быть
обеспечен подпор воздуха при пожаре.
5.35. Состав и
площади помещений изолятора рекомендуется принимать в соответствии с табл. 5.2.
Помещения общего
образования
и начальной профессиональной
подготовки
5.36.
Проектирование помещений общего образования для подготовительных и начальных
классов (ППМСЦ 4-1 и 4-2), средних и старших классов (ППМСЦ 4-3), а также
мастерских начальной профессиональной подготовки (ППМСЦ 4-3) следует осуществлять
в соответствии с положениями данных Рекомендаций (табл. 5.3 - 5.5) и МГСН
4.06-96.
Таблица 5.3
Рекомендуемые
состав и площади помещений общего образования
(подготовительные и
начальные классы)
┌────┬───────────────────────────────┬─────────────┬──────────────────────┐
│
N │ Наименование помещений │
Площадь │ Примечания │
│п.п.│
│помещений, м2│ │
├────┼───────────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────┤
│
1 │ 2 │ 3
│ 4 │
├────┼───────────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────┤
│ 1 │Класс с уголком релаксации │
26 + 10 │Зеркало Гезелла между │
│ │на 1 - 2 учащихся, │ │помещениями, │
│ │с лаборантской │ │Приложение, │
│ │ │ │рис. П.5.10 │
│ 2 │Класс с уголком релаксации │
50 + 14 │Зеркало Гезелла между │
│ │на 6 - 9 учащихся, │ │помещениями, │
│ │с лаборантской │ │Приложение, │
│ │ │ │рис. П.5.11 │
│ 3 │Компьютерный класс │ 36 + 10
│ " │
│ │с лаборантской │ │ │
│ 4
│Кабинет труда (лепки,
│72 + 10 + 10 │Наличие местной │
│ │изобразительного искусства │ │вытяжки │
│ │и т.п.) с кладовой и комнатой │ │ │
│ │с печью для обжига │ │ │
│ 5 │Класс музыкальных занятий │
36 + 18 │ │
│ │с кладовой инструментов │ │ │
│ 6 │Учительская │ 36
│
│
│ 7 │Кабинет заведующего учебной
│ 16 │ │
│ │частью │ │ │
│ 8 │Библиотека с книгохранилищем │
100 │ │
│ 9 │Санитарные узлы для мальчиков │ По
расчету │Распределить поэтажно
│
│ │и девочек │ │ │
└────┴───────────────────────────────┴─────────────┴──────────────────────┘
Таблица 5.4
Рекомендуемые
состав и площади помещений общего образования
(средние и старшие
классы)
┌────┬───────────────────────────┬──────────────────────┬─────────────────┐
│
N │ Наименование помещений │Площадь помещений, м2 │
Примечания │
│п.п.│
├──────────────┬───────┤ │
│ │ │на 1
учащегося│ всего │
│
├────┼───────────────────────────┼──────────────┼───────┼─────────────────┤
│
1 │ 2 │ 3
│ 4 │ 5
│
├────┼───────────────────────────┼──────────────┼───────┼─────────────────┤
│ 1 │Классы │ 3,6
│ - │ │
│ 2 │Рекреационные помещения │
2,2 │ -
│ │
│ 3 │Кабинет занятий физикой │
3,8 │ -
│ │
│ │с лаборантской │ -
│ 14 │ │
│ 4 │Кабинет занятий химией │
3,8 │ -
│ │
│ │с лаборантской │ -
│ 14 │ │
│ 5 │Лингофонный кабинет │ 3,6
│ - │На каждые │
│ │ │ │ │70 - 80 учащихся │
│ 6 │Компьютерный класс │ -
│54 + 14│
│
│ │с подсобным помещением │ │ │ │
│ 7 │Кабинет черчения │ -
│36 + 10│
│
│ │с подсобным помещением │ │ │ │
│ 8 │Класс биологии - живой │ -
│36 + 18│
│
│ │уголок с лаборантской │ │ │ │
│ 9 │Класс рисования -
изостудия│ - │40 + 18│ │
│ │с кладовой │ │ │ │
│
10 │Библиотека
│ 0,3 │
- │В соответствии со│
│ │с книгохранилищем │ │ │СНиП 2.08.02-89* │
│
11 │Методический кабинет
│ - │
30 │ │
│
12 │Кабинет заведующего учебной│ -
│ 16 │ │
│ │частью │ │ │ │
│
13 │Комната преподавателей
│ - │
36 │ │
│
14 │Кладовая мебели, инвентаря │ -
│ 24 │ │
│
15 │Санитарные узлы для │
По расчету │ -
│Распределить │
│ │мальчиков и девочек │ │ │поэтажно │
└────┴───────────────────────────┴──────────────┴───────┴─────────────────┘
Таблица 5.5
Рекомендуемые состав и площади помещений начальной
профессиональной
подготовки (средние и старшие классы)
┌────┬─────────────────────────────────────────────┬──────────────────────┐
│
N │ Наименование помещений │Площадь помещений, м2 │
│п.п.│ ├──────────────┬───────┤
│ │
│на 1 учащегося│ всего │
├────┼─────────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────┤
│
1 │ 2 │ 3
│ 4 │
├────┼─────────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────┤
│ 1 │Мастерская по обработке металла и
технологии │ 7,5 │
- │
│ 2 │Мастерская по обработке дерева и
технологии │ 7,5
│ - │
│ 3 │Мастерская по обработке тканей и
технологии │ 7,5
│ - │
│ 4 │Кулинария
│ 4,5 │
- │
│ 5 │Бытовая техника │ 7,5
│ - │
│ 6 │Инструментальная │ -
│ 18 │
│ 7 │Автодело:
│ │ │
│ │- теория
│ 3,6 │
- │
│ │- практика │ 9,0
│ - │
│ 8 │Электротехника │ 9,0
│ - │
│ 9 │Радиоэлектроника │ 9,0
│ - │
│
10 │Комната мастеров │ -
│18 - 24│
│
11 │Санузел с умывальником в шлюзе │ -
│ 3 │
│
12 │Кладовые для хранения сырья, материалов │ -
│24 - 36│
│ │и готовой продукции │ │ │
│
13 │Санитарные узлы для мальчиков и девочек │
По расчету │ -
│
│ │(в случае размещения в отдельном
блоке) │ │ │
└────┴─────────────────────────────────────────────┴──────────────┴───────┘
5.37. Помещения
общего образования и начальной профессиональной подготовки помимо
образовательной функции обеспечивают также проведение занятий
психокоррекционного характера.
5.38. Наполняемость
классов подготовительной группы (ППМСЦ 4-1) и начальной школы (ППМСЦ 4-2)
принимаются соответственно 1 - 2 человека и 6 - 9 человек; а средней и старшей
школы (ППМСЦ 4-3) - 9 человек.
5.39. В блоке
общего образования и начальной профессиональной подготовки следует
предусматривать рекреации из расчета 1,2 м2 на 1 место
в классе. В блоках вместимостью менее 100 человек этот показатель может быть
увеличен до 50%. Ширина рекреаций должна быть не менее 4 м.
5.40. Лаборантские
подготовительных и начальных классов размещаются смежно с классными помещениями
и оборудуются проемом с зеркалом Гезелла для наблюдения за реакцией детей во
время проведения занятий.
5.41. Естественное
и искусственное освещение учебных и учебно-производственных помещений следует
проектировать в соответствии с МГСН 4.06-96 и со СНиП 23-05-95.
5.42. Проектирование
санитарных узлов при учебных помещениях осуществляется в соответствии с МГСН
4.06-96.
5.43. При
учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для
хранения материалов и готовых изделий.
Учебно-производственные
мастерские предусматриваются на 9 рабочих мест.
Специализация,
состав и площади мастерских определяются заданием на проектирование.
5.44.
Производственные мастерские, в которых процесс обучения связан с выделением
химических веществ и пыли (в т.ч. мастерские радиотехники, электроники,
монтажные и др.), следует оборудовать эффективной вентиляционной системой
согласно СНиП 2.04.05-91*.
Монтажные
мастерские, в которых проводится рубка и резка металла, а также мастерские и
лаборатории с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с крупногабаритными
материалоемкими объектами работ учащихся, необходимо располагать на первом
этаже.
Каждая мастерская
оборудуется шкафами для хранения спецодежды и умывальниками с подачей горячей и
холодной воды (из расчета 1 умывальник на 10 человек, но не менее 2-х
умывальников на группу).
5.45.
Учебно-производственные мастерские могут использоваться для досуговых занятий
по интересам.
5.46.
Учебно-производственные помещения включают:
- помещения
начального профессионального обучения детей;
- помещения
подготовки процесса обучения (профессионалами без участия детей в соответствии
с требованиями Трудового законодательства об использовании детского труда);
площадь помещений (не менее 60 м2) и их количество
определяется заданием на проектирование.
Досуговые и
физкультурно-оздоровительные помещения
5.47. Рекомендуемый
состав и площади помещений приведены в табл. 5.6. Досуговые помещения
предусматриваются в ППМСЦ 4-2 и 4-3.
Таблица 5.6
Рекомендуемые
состав и площади досуговых
и физкультурно-оздоровительных
помещений
┌────┬────────────────────────────┬──────────────────┬────────────────────┐
│
N │ Наименование помещений │
Площадь │ Примечания │
│п.п.│ │ помещений, м2 │ │
│ │
├──────────┬───────┤ │
│ │ │на 1
место│ всего │
│
├────┼────────────────────────────┼──────────┼───────┼────────────────────┤
│
1 │ 2 │
3 │ 4
│ 5 │
├────┴────────────────────────────┴──────────┴───────┴────────────────────┤
│ Помещения досугового
обслуживания │
├────┬────────────────────────────┬──────────┬───────┬────────────────────┤
│
1 │Актовый зал │ 0,7
│ - │В ППМСЦ 4-3 │
│ │ │ │ │используется также │
│ │ │ │ │для занятий │
│ │
│ │ │театральной студии │
│
2 │Эстрада при зале │ -
│36 - 54│
│
│
3 │Кинопроекционная │ -
│ 36 │ │
│ │с перемоточной
и радиоузлом │ │ │ │
│
4 │Фойе │ 1,0 -
1,2│ - │На 1 место в зале, │
│ │ │ │ │используется как зал│
│ │ │ │ │для танцев, │
│ │ │ │ │танцевальных занятий│
│ │ │ │ │и игр │
│
5 │Санитарные узлы для │ -
│18 x 2 │
│
│ │мальчиков и девочек при
фойе│ │ │ │
│
6 │Помещение для артистов │ -
│15 x 2 │
│
│
7 │Санитарный узел │ -
│ 3 │ │
│ │с умывальником в шлюзе │ │ │ │
│
8 │Фильмовидеотека │ -
│ 18 │В ППМСЦ 4-3 │
│
9 │Помещение пожарного поста │
- │ 10
│ │
│
10 │Кладовая мебели и реквизита │ -
│ 20 │ │
│
11 │Кладовая аппаратуры
│ - │
10 │ │
│
12 │Кружковые комнаты
│ - │36 + 10│В
ППМСЦ 4-3 │
│ │ │ │ │количество и профиль│
│ │ │ │ │кружковых комнат │
│ │ │ │ │определяются │
│ │ │ │ │заданием │
│ │ │ │ │на проектирование │
│
13 │Кинофотолаборатория
│ - │21 + 10│В
ППМСЦ 4-3 │
│ │с помещением для обработки │ │ │ │
│ │пленки │ │ │ │
│
14 │Комната музыкальных занятий │ -
│36 + 18│В ППМСЦ 4-3 │
│ │с кладовой инструментов │ │ │ │
│
15 │Инвентарные
│ - │
36 │ │
│
16 │Санитарные узлы для │
- │ 18 x 2│ │
│ │мальчиков и девочек │ │ │ │
│
17 │Санитарный узел
│ - │
3 │ │
│ │с умывальником в шлюзе │ │ │ │
│ │для персонала │ │ │ │
├────┴────────────────────────────┴──────────┴───────┴────────────────────┤
│ Физкультурно-оздоровительные
помещения │
├────┬────────────────────────────┬──────────┬───────┬────────────────────┤
│
1 │Зал гимнастических занятий │
- │ 72 │В ППМСЦ 3, 4-2 │
│
2 │Кладовая спортивных │ -
│ 10 │Смежная с залом │
│ │принадлежностей │ │ │гимнастических │
│ │ │ │ │занятий │
│
3 │Спортивный зал 12 x 24 м │
- │ 288 │В ППМСЦ 4-3 │
│
4 │Тренажерный зал │ -
│ 72 │ " │
│
5 │Кладовая спортивного │ -
│ 16 │ │
│ │инвентаря │ │ │ │
│
6 │Раздевальные для девочек │
- │36 x 2 │По два душевых
│
│ │и мальчиков с душевыми │ │ │рожка, одному │
│ │и санитарными узлами │ │ │унитазу и │
│ │ │ │ │умывальнику на │
│ │ │ │ │каждую раздевальную │
│
7 │Комната инструктора- │ -
│12 + 3 │
│
│ │методиста с санузлом в
шлюзе│ │ │ │
│
8 │Бассейн с ванной 3 x 7 м │
- │ -
│В ППМСЦ 4-1 с │
│ │ │ │ │глубиной 0,6 м, │
│ │ │ │ │в ППМСЦ 4-2 глубина │
│ │ │ │ │воды в
мелкой │
│ │ │ │ │части - 0,6 м, │
│ │ │ │ │в глубокой │
│ │ │ │ │части - 0,85 м │
│
9 │Бассейн с ванной 5 x 10 м │ -
│ - │В ППМСЦ 3 глубина │
│ │ │ │ │воды в
мелкой │
│ │ │ │ │части - 0,6 м, │
│ │ │ │ │в глубокой │
│ │
│ │ │части - 0,85 м │
│
10 │Бассейн с ванной 25 x 11,5 м│ -
│ - │В ППМСЦ 4-3 │
│ │ │ │ │глубина воды │
│ │ │ │ │в мелкой части - │
│ │ │ │ │1,2 м, в глубокой │
│ │ │ │ │части - 1,8 м │
│
11 │Инвентарные
│ - │
10 │ │
│
12 │Раздевальные для мальчиков
│ - │16 x 2 │В
раздевальной │
│ │и девочек │ │ │предусмотреть │
│ │ │ │ │установки сушки │
│ │ │ │ │волос │
│
13 │Душевые при раздевальных,
│ - │ 5 x 2 │По
две душевых сетки│
│ │включая ножную ванну │ │ │и одной ванне │
│ │ │ │ │на каждую душевую. │
│ │ │ │ │Ножная ванна 1,8 м │
│
│
│ │ │(по направлению │
│ │ │ │ │движения от душевой │
│ │ │ │ │к чаше бассейна) во │
│ │ │ │ │всю ширину прохода │
│
14 │Уборные при раздевальных │
- │ 3 x 2 │ │
│ │с умывальниками в шлюзе │ │ │ │
│
15 │Комната инструктора
│ - │10 + 4 │В
состав санитарного│
│ │с санитарным узлом │ │ │узла входят унитаз, │
│ │ │ │ │душ, умывальник │
│
16 │Комната медсестры
│ - │
10 | │Должны располагаться│
│
17 │Лаборатория анализа воды
│ - │
8 } │смежно и иметь выход│
│
18 │Узел управления
│ - │
6 | │на обходную дорожку │
│
19 │Помещение для хранения
│ - │ 4 - 6 │ │
│ │химических реактивов │ │ │ │
│
20 │Помещение водоподготовки
│ - │ 4 - 5 │ │
└────┴────────────────────────────┴──────────┴───────┴────────────────────┘
5.48. В ППМСЦ
рекомендуется проектировать актовый зал на 120% от вместимости учреждения (в
расчете на персонал, родителей и гостей).
5.49. Удельный
показатель площади актового зала при вместимости учреждения менее 100 мест
допускается увеличить на 25%.
5.50. Состав и
площади помещений определяются в каждом конкретном случае заданием на
проектирование в зависимости от профиля ППМСЦ, специфики контингента
воспитанников и работы с ними.
5.51. Помещения
физкультурно-оздоровительного обслуживания предусматриваются в ППМСЦ 3, 4-1,
4-2, 4-3.
5.52.
Проектирование бассейна следует осуществлять в соответствии со справочным
пособием "Проектирование бассейнов" к СНиПу 2.08.02-89*.
5.53. В ППМСЦ 4-2 и
4-3 рекомендуется дополнительно предусматривать помещения для хранения лыж и
велосипедов, площади которых определяются заданием на проектирование.
Помещения питания
5.54. Помещения
питания предусматриваются в ППМСЦ 2, 4-2, 4-3.
5.55. В ППМСЦ 2
вследствие небольшой вместимости групп проживания, около 10 чел., рекомендуется
организовывать процесс питания в столовой при кухне или кухне-столовой,
непосредственно находящихся в жилой группе по типу "Приемная семья",
в соответствии с требованиями МГСН 4.15-98, приложения 2 и 6.
5.56. В ППМСЦ 4-2 и
4-3 питание детей предусматривается в общей столовой при помещениях кухни.
5.57. В ППМСЦ 4-2
питание организуется в одну смену. В ППМСЦ 4-3 организуется двухсменное питание,
что обусловлено разными режимами дня для воспитанников среднего и старшего
школьного возраста, являющегося следствием различия организации учебного и
психокоррекционного процессов. Количество мест в обеденном зале определяется по
большей смене.
5.58. Площадь
обеденного зала принимается из расчета 1,6 м2 на 1
посадочное место; при зале предусматривается умывальная из расчета 3 м2 (1
умывальник) на каждые 18 - 20 мест.
5.59. Для питания
персонала в составе помещений пищеблока предусматривается комната приема пищи
из расчета 1,8 м2 на 1 посадочное место. Количество
мест определяется заданием на проектирование исходя из числа персонала,
питающегося в учреждении, продолжительности обеденного времени и количества
смен. При комнате предусматривается подсобное помещение, предназначенное для
раздачи пищи, хранения и мойки посуды.
5.60.
Производственные помещения кухни в ППМСЦ 4-3 следует проектировать из условий
работы на сырье. Состав и площади помещений кухни определяются заданием на
проектирование. Рекомендуемые состав и площади производственных помещений кухни
приведены в табл. 5.7.
Таблица 5.7
Рекомендуемый
состав и площади
производственных
помещений кухни
┌────┬───────────────────────────────────┬───────────────┬────────────────┐
│
N │ Наименование помещений │ Площадь
│ Примечания │
│п.п.│ │
помещений, м2 │ │
├────┼───────────────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│
1 │ 2 │ 3
│ 4 │
├────┼───────────────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│ 1 │Раздаточная │ 24
│ │
│ 2 │Сервизная │ 8
│ │
│
3 │Моечная
столовой посуды │ 30
│ │
│ 4 │Горячий цех │ 70 <*> │ │
│ 5 │Хлеборезка, хранение хлеба │ 8 <*> │ │
│ 6 │Моечная
кухонной посуды │ 10
│ │
│ 7 │Холодный цех │ 14 <*> │ │
│ 8 │Цех мучных изделий │ 14
│ │
│ 9 │Мясо - рыбный цех │ 24
│ │
│
10 │Овощной цех
│ 18 │ │
│
11 │Комната заведующего производством
│ 8 │ │
│
12 │Кладовая суточного запаса продуктов│ 10
│ │
│
13 │Кладовая сухих продуктов
│ 14 │ │
│
14 │Охлаждаемые камеры:
│ │ │
│ │- продуктов │ 32 │Не менее двух │
│ │- отходов │
4 │С
выходом наружу│
│
15 │Помещения первичной обработки
│ 10 + 8 │ │
│ │продуктов (овощей и птицы) │ │ │
│
16 │Загрузочная, кладовая тары
│ 18 │ │
│
17 │Кладовая белья:
│ │ │
│ │- чистого │ 8
│ │
│ │- грязного │ 6
│ │
│
18 │Кладовая и моечная тары
│ 16 │ │
│
19 │Комната персонала с душевой
│ 24 │ │
│ │и санитарным узлом │ │ │
│
20 │Комната кладовщика
│ 6
│ │
│
21 │Кладовая овощей, солений
│ 16 + 8 │ │
│
22 │Комната хранения предметов уборки
│ 4 │ │
└────┴───────────────────────────────────┴───────────────┴────────────────┘
Примечания. 1.
Состав рассчитан на приготовление пищи из сырья.
2. При ориентации
ППМСЦ на снабжение из школьно-базовой столовой состав кухонного блока с
подсобными помещениями должен быть сокращен.
--------------------------------
<*>
Уточняются с учетом размещения технологического оборудования.
Рекомендуемый
состав и площади помещений кухни учитывают особенности функционирования ППМСЦ
4-2 и ППМСЦ 4-3, контингент, режим работы и рекомендации МГСН 4.15-98 (пп. 5,
34, приложение 9) и МГСН 4.06-96 (пп. 7.10, 7.11, приложение 21).
Помещения
проживания
5.61. Помещения
проживания предусматриваются в ППМСЦ 2 и ППМСЦ 4-3. Рекомендуемые состав и
площади помещений проживания приведены в табл. 5.8.
Таблица 5.8
Рекомендуемый
состав и площади помещений проживания
┌────┬───────────────────────────────┬────────────────────────┬───────────┐
│
N │ Наименование помещений │ Площади помещений, м2 │Примечания
│
│п.п.│
├───────────┬────────────┤ │
│ │ │ ППМСЦ 2
│ ППМСЦ 4-3 │ │
├────┼───────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│
1 │ 2 │ 3
│ 4 │ 5
│
├────┼───────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ 1 │Жилая комната: │ │ │ │
│ │- на 1 место │ 8 - 9
│ 9 - 10 │ │
│ │- на 3 места │
15 │ 18
│ │
│ │- на 4 места │ -
│ 20 - 24 │ │
│ 2 │Игровая комната │ 32 - 36
│ - │ │
│ 3 │Комната приготовления уроков │
- │ 36 │На секцию │
│ 4 │Гостиная │ -
│ 52 - 64 │
" │
│ 5 │Бытовая комната │ 8 - 10
│ 14 - 16 │В ППМСЦ 4-3│
│ │ │ │ │на секцию │
│ 6 │Комната дежурного воспитателя │10 - 12 + 3│10 - 12 + 3
│ " │
│ │с санузлом в шлюзе │ │ │ │
│ 7 │Комната дежурной медицинской │
10 - 12 │ 10 - 12
│ " │
│ │сестры │ │ │ │
│ 8 │Инвентарная │ 4
│ 8 │ "
│
│ 9 │Кладовая чистого белья │ 4 - 6
│ 6 - 8 │
" │
│
10 │Кладовая грязного белья
│ 4 │
6 │ "
│
│
11 │Комната хранения уборочного
│ 4 │
4 │ "
│
│ │инвентаря │ │ │ │
└────┴───────────────────────────────┴───────────┴────────────┴───────────┘
5.62. В ППМСЦ 2
жилую группу следует проектировать по типу "Приемная семья" (МГСН
4.15-98, приложение 6) для временного нахождения детей, попавших в тяжелую
жизненную ситуацию, до разрешения конфликта в семье. Вместимость жилой группы
определяется заданием на проектирование (но не более 10 мест).
5.63. В ППМСЦ 4-3
жилую группу следует проектировать по типу школ-интернатов (МГСН 4.15-98).
Вместимость жилой группы составляет 25% от общей вместимости учреждения.
5.64. Планировку
помещений проживания рекомендуется проектировать коридорного типа. Жилые
комнаты с другими помещениями рекомендуется связывать через коридор (систему
коридоров).
5.65. В ППМСЦ 4-3
жилую группу рекомендуется размещать в отдельном корпусе или блоке. Корпус
(блок) рекомендуется соединять с комплексом основных помещений теплым
переходом.
5.66. Жилые комнаты
следует проектировать на 1, 3 - 4 человека. Количество одноместных комнат
должно составлять не менее 20% от общей вместимости жилой группы.
5.67. В ППМСЦ 4-3
жилая группа состоит из секций примерной вместимостью 20 мест. Секции для
мальчиков и девочек рекомендуется размещать поэтажно с возможностью полной
изоляции.
В состав секции
следует включать следующие помещения: комнату приготовления уроков, гостиную,
бытовую комнату, комнаты дежурного воспитателя и медицинской сестры, санитарный
узел обслуживающего персонала, кладовую-инвентарную.
5.68. В ППМСЦ 2 и
ППМСЦ 4-3 должно быть предусмотрено окно-фрамуга для наблюдения за
воспитанниками в стене, смежной с коридором.
5.69. В ППМСЦ 4-3 в
состав оборудования жилых комнат следует включать письменные столы для каждого
проживающего.
5.70. В жилых
группах ППМСЦ 2 и ППМСЦ 4-3 санитарные узлы проектируются в каждой жилой секции
обособленно от жилых комнат с целью осуществления необходимого надзора. Рекомендуемые состав и оборудование санитарных узлов
представлены в таблице 5.9.
Таблица 5.9
Рекомендуемый
состав помещений
и оборудования
санитарных узлов
┌────┬──────────┬─────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│
N │ Тип
│ Тип
санитарного узла │Состав
санитарного оборудования│
│п.п.│учреждения│ │ │
├────┼──────────┼─────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│
1 │ 2
│ 3 │ 4 │
├────┼──────────┼─────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│ 1 │ППМСЦ 2 │1. Уборная с
умывальником│унитаз и умывальник │
│ │ │2. Туалетная │унитаз, умывальник и
душевой │
│ │ │ │поддон с
душевой сеткой │
│ │ │3. Кабина личной гигиены
│умывальник и биде
│
│ 2 │ППМСЦ 4-3 │1. Уборные для
мальчиков │на каждые 10 мест: по два
│
│ │ │и девочек │унитаза для мальчиков и │
│ │ │ │девочек; 2
писсуара в уборной │
│ │ │ │для
мальчиков │
│ │ │2. Кабины личной гигиены
│умывальник и биде
│
│ │ │для девочек │ │
│ │ │3. Умывальные для │по три умывальника и по две │
│ │ │мальчиков и девочек │ногомойки для мальчиков и │
│ │
│ │девочек │
│ │ │4. Душевые кабины с │2 - 3 душевые кабины по одной │
│ │ │раздевальными │душевой сетке │
└────┴──────────┴─────────────────────────┴───────────────────────────────┘
Примечания. 1. Все
помещения санитарных узлов должны иметь в полу трап для спуска воды.
2. В умывальных и
туалетных предусмотреть полотенцесушители.
Административно-бытовые
помещения
5.71. Рекомендуемый
состав и площади административно-бытовых помещений в ППМСЦ различных типов
приведены в таблице 5.10.
Таблица 5.10
┌────┬──────────────────────────┬─────────────────────┬───────────────────┐
│
N │ Наименование помещений │
Типы ППМСЦ │ Примечания │
│п.п.│
├─────────────────────┤ │
│ │ │Площадь
помещений, м2│ │
│ │
├───────────┬─────────┤ │
│ │ │ ППМСЦ 2
│ППМСЦ 4-2│
│
│ │ │ ППМСЦ 3
│ППМСЦ 4-3│
│
│ │ │ ППМСЦ 4-1
│ │ │
├────┼──────────────────────────┼───────────┼─────────┼───────────────────┤
│
1 │ 2 │ 3
│ 4 │ 5 │
├────┼──────────────────────────┼───────────┼─────────┼───────────────────┤
│ 1 │Кабинет директора │ 36
│ 36 │ │
│ 2 │Приемная │ 18
│ 18 │Смежно с кабинетом │
│ │ │ │ │директора │
│ 3 │Канцелярия │ 12
│ 12 │ │
│ 4 │Кабинет заместителя │ 12
│ 16 │ │
│ │директора по хозяйственной│ │ │ │
│ │части │ │ │ │
│ 5 │Помещение дежурного │ 12
│ 16 │ │
│ │персонала технического │ │ │ │
│ │обслуживания │ │ │ │
│ 6 │Бухгалтерия с кассой │
12 + 4 │ 18 + 4 │
│
│ 7 │Комната сестры-хозяйки │
12 + 8 │ 12 + 8 │ │
│ 8 │Методический кабинет с │
36 │ 36
│ │
│ │библиотекой методической │ │ │ │
│ │литературы │ │ │ │
│ 9 │Конференц-зал │ 54
│ - │В ППМСЦ 4-2 и 4-3 в│
│ │ │ │ │качестве
конференц-│
│ │ │ │ │зала используется │
│ │ │ │ │актовый зал │
│
10 │Компьютерный центр
│ 36 + 16 │ 36 + 16 │ │
│
11 │Помещение пожарного поста │
12 - 14 │ 12 - 14
│ │
│
12 │Кладовые, инвентарные
│ 20 │
40 │Для
ППМСЦ 4-2 │
│ │ │ │ 40 x 2 │Для ППМСЦ 4-3 │
│
13 │Помещение ремонта
│ 14 + 16 │ 18 + 12 │ │
│ │электроаппаратуры с │ │ │ │
│ │подсобным помещением │ │ │ │
│
14 │Комната хранения
│ 4 │
4 │ │
│ │уборочного инвентаря │ │ │ │
└────┴──────────────────────────┴───────────┴─────────┴───────────────────┘
Приложение
ЭКСПЛИКАЦИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ
1. Стол специалиста
2. Стул
3. Стол для
компьютера
4. Шкаф-стеллаж
5. Журнальный стол
6. Мягкая мебель
7. Умывальник
8. Вешалка для
полотенца
Рис. П.1.
Кабинет специалиста с уголком
для работы с
"детско-родительской" группой
ЭКСПЛИКАЦИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ
1. Манеж для
занятий матери и ребенка
2. Горка
3. Стол для
пеленания
4. Стол специалиста
5. Стул
6. Мяч
7. Мяч массажный
8. Ковер
9. Мягкий модуль
10. Мягкие игрушки
11. Умывальник
12. Вешалка для
полотенца
Рис. П.2.
Кабинет для работы с детьми раннего возраста
ЭКСПЛИКАЦИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ
1. Детский стол для
групповых занятий
2. Детский стул
3. Стол специалиста
4. Стул специалиста
5. Диван
6. Журнальный стол
7. Кресло
8. Шкаф-стеллаж
9. Умывальник
10. Ковер
11. Мячи
12. Мягкие модули
13. Вешалка для
полотенца
Рис. П.3.
Кабинет для работы
с
"детско-родительской" группой
ЭКСПЛИКАЦИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ
I. Кабинет
1. Сухой бассейн
2. Горка
3. Сборный колодец
4. Домик
5. Детская мягкая
мебель
6. Детский стол
7. Ширма для
театральных представлений
8. Мячи
9. Мягкие модули
10. Ковер
11. Умывальник
12. Вешалка для
полотенца
13. Зеркало Гезелла
II. Лаборантская
14. Шкаф-стеллаж
15. Стул
16. Стол
специалиста
Рис. П.4.
Кабинет для работы с детской
дошкольной группой
(6 - 9 чел.) с лаборантской
ЭКСПЛИКАЦИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ
I. Кабинет
1. Ванна
2. Емкость для
песка
3. Скамья
4. Вешалка для
одежды
5.
Полотенцесушитель
6. Поручни
7. Лестница
8. Вешалка для
полотенца
9. Стул
10. Зеркало Гезелла
II. Лаборантская
9. Стул
11. Умывальник
12. Шкаф-стеллаж
13. Стол
специалиста
Рис. П.5.
Кабинет "вода-песок" с лаборантской
ЭКСПЛИКАЦИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ
I. Зал
1. Сухой бассейн
2. Туннель (разной
высоты)
3. Дорожка
следования
4. Стол специалиста
5. Стул
6. Геометрические
формы
7. Мячи
8. Умывальник
9. Угловая скамья
10. Ковер
11. Вешалка для
полотенца
12. Зеркало Гезелла
II. Лаборантская
4. Стол специалиста
5. Стул
13. Шкаф-стеллаж
Рис. П.6.
Зал для развития моторики с лаборантской
ЭКСПЛИКАЦИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ
I. Кабинет
1. Имитация
кухонного оборудования
2. Комбинированный
шкаф
3. Детская мягкая
мебель
4. Детский стол
5. Стол специалиста
6. Стул
7. Умывальник
8. Детский стол для
игр
9. Детский стул
10. Вешалка для
полотенца
11. Ковер
12. Зеркало Гезелла
II. Лаборантская
5. Стол специалиста
6. Стул
13. Шкаф-стеллаж
Рис. П.7.
Зал ситуационных игр с лаборантской
ЭКСПЛИКАЦИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ
1. Стол ученический
2. Стул ученический
3. Стол для
индивидуальных занятий
4. Шкаф-стеллаж
5. Умывальник
6. Зеркало
7. Стул
8. Стол специалиста
9. Вешалка для
полотенца
Рис. П.8.
Кабинет групповых логопедических занятий
ЭКСПЛИКАЦИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ
I. Кабинет
1. Стол ученический
2. Стул ученический
3. Стол специалиста
4. Стул
5. Кресло
6. Шкаф-стеллаж
7. Умывальник
8. Вешалка для
полотенца
9. Зеркало Гезелла
II. Лаборантская
3. Стол специалиста
4. Стул
6. Шкаф-стеллаж
Рис. П.9.
Кабинет для работы с группой детей
школьного возраста
с лаборантской
ЭКСПЛИКАЦИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ
I. Класс
1. Стол ученический
2. Стул ученический
3. Стол учительский
4. Стол для
компьютера
5. Стул учителя
6. Стол для
групповых занятий
7. Умывальник
8. Вешалка для
полотенца
9. Ковер
10. Доска
11. Зеркало Гезелла
14. Шкаф-стеллаж
II. Лаборантская
12. Стол
специалиста
13. Стул
14. Шкаф-стеллаж
Рис. П.10.
Класс с уголком релаксации
на 1 - 2 учащихся с
лаборантской
ЭКСПЛИКАЦИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ
I. Класс
1. Стол ученический
2. Стол учительский
3. Стул ученический
4. Шкаф-стеллаж
5. Ковер
6. Стол для
компьютера
7. Доска
8. Стул
9. Зеркало Гезелла
10. Умывальник
11. Вешалка для
полотенца
II. Лаборантская
4. Шкаф-стеллаж
8. Стул
12. Стол
специалиста
Рис. П.11.
Класс с уголком релаксации
на 6 - 9 учащихся с
лаборантской