ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПИСЬМО
от 19 июля 2000 г. N СК-3084/10
О МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ЖИЛЬЯ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО ГРАЖДАНАМ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Госстрой России, в
связи с многочисленными обращениями администраций субъектов Российской
Федерации по вопросу установления нормативов средней рыночной стоимости 1 кв.
метра общей площади жилья при реализации федеральных жилищных программ,
сообщает.
В соответствии с
действующей методикой, при определении указанных нормативов, наряду с рыночными
показателями стоимости жилья в расчетах учитывается себестоимость жилых домов,
которая является одним из основополагающих факторов формирования цены на рынке
жилья.
Анализ фактических
данных показывает, что себестоимость 1 кв. метра общей площади жилых домов в
большинстве регионов завышается без должных оснований. Это происходит из-за
отсутствия необходимого контроля за формированием цен
на строительные материалы, конструкции, низкой производительности труда, в т.ч. эксплуатации строительных машин и механизмов, наличия
большого количества посреднических фирм. Значительное влияние на себестоимость
строительной продукции оказывают произвольно устанавливаемые различными
ведомствами принудительные платежи при получении разрешений и согласований на
строительство, неограниченные, необоснованные требования по отчислению на
развитие инженерных сетей и инфраструктуры, отчуждение части построенного жилья
администрациями и т.д.
В отдельных
регионах в себестоимости строительства учитываются местные налоги и прочие
затраты, не предусмотренные федеральным законодательством, в т.ч. пусконаладочные работы, повышенные нормы прибыли,
затраты на содержание различных структур и др.
Основные
застройщики, в первую очередь администрации субъектов Российской Федерации,
устанавливают экономически необоснованные цены на первичном рынке жилья, в т.ч. под предлогом обеспечения за счет этого бесплатным
жильем отдельных социальных групп граждан.
Так, средняя
стоимость на первичном рынке жилья превышает себестоимость строительства в
Самарской области почти в 3,5 раза, в г. Санкт - Петербурге - в 3,15 раза, в
Калужской области - в 3,14 раза, в г. Москве - в 3
раза. Данное превышение, более чем в 2 раза, присутствует в Краснодарском крае,
Ивановской, Нижегородской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Тверской и
Ярославской областях.
Цены на первичном
рынке формируют стоимость жилья на вторичном рынке и таким образом учитывают
все несанкционированные расходы, которые федеральный бюджет не может
компенсировать.
Целям и задачам
государственной жилищной политики соответствует разница, учитывающая
формирование инфраструктуры, между себестоимостью строительной продукции и
стоимостью на первичном рынке в размере 15 - 25%. В этих пределах и
производится корректировка исходной информации Госкомстата России по форме
1-рж.
Администрации
отдельных регионов (Чувашская Республика, Ивановская, Калужская, Костромская и
Самарская области) вместо изыскания путей снижения себестоимости строительства
жилья и установления разумных цен на первичном рынке встали на путь обращений в
вышестоящие органы управления с просьбами о повышении норматива средней
стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездных
субсидий. При этом в качестве обоснования
приводятся данные о ценах в городах республиканского, краевого и областного
значения, в т.ч. в домах улучшенной планировки и
элитных, в то время как такие нормативы устанавливаются в целом по территории
субъекта Российской Федерации для типовых домов.
Указанные просьбы,
как правило, не подтверждаются фактическими данными Госкомстата России о
покупке жилья с использованием государственных жилищных сертификатов по форме
1-ВЖ.
Учитывая изложенное и в целях обеспечения выполнения федеральных
программ по обеспечению жильем граждан, Госстрой России рекомендует органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
рассмотреть вопросы
оптимизации стоимости строительства жилых домов, обратив особое внимание на
снижение платежей и отчислений на этапах, предшествующих строительству,
уменьшению числа посредников - поставщиков местных строительных материалов и
конструкций, более широкому применению местных строительных материалов вместо привозных и импортных;
при формировании
цен на первичном рынке исходить из интересов государства, которое не может
взять на себя обязательства по обеспечению жильем граждан по экономически
необоснованным ценам;
расширить
номенклатуру строящегося жилья с учетом потребительского спроса, от типового -
для наименее обеспеченной, до элитного - для состоятельной категории граждан, с
одновременным расширением географии строительства как внутри городов (спальные
и престижные районы), так и на территории самого региона (города районного
значения, поселки городского типа);
активизировать
работу по проведению подрядных торгов по объектам, предусмотренным программами
жилищного строительства, в т.ч. за счет средств
местных бюджетов.
При решении
конкретных вопросов по предоставлению жилья гражданам, которым предусмотрено
выделение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий и ссуд на
приобретение жилья, учитывать, что действующими нормативными актами
предусматривается возможность приобретения гражданами жилья на всей территории
региона, а не только в городах краевого и областного значения, а также
курортных и приморских городах.
С.И.КРУГЛИК