Утверждены
Приказом Госстроя
России
от 15 августа 2000
г. N 182
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ
РАСЧЕТОМ, УЧЕТОМ И ПРИЕМОМ ПЛАТЕЖЕЙ ОТ НАСЕЛЕНИЯ
ЗА ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Настоящие
Рекомендации предназначены для определения нормативной численности работников,
занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно -
коммунальные услуги. Рекомендации позволяют рассчитать нормативные затраты на
оплату труда, установить оптимальную структуру, произвести рациональную
расстановку кадров.
Рекомендации
разработаны Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС),
выполняющим функции Федерального центра ценовой и тарифной политики в жилищно -
коммунальном хозяйстве Российской Федерации при участии Управления городского
хозяйства, г. Дзержинский Московской области; МУП "Информационно -
аналитический центр", г. Тамбов; МУП "МРИВЦ", г. Мурманск;
Городской центр коммунальных платежей, г. Волжский; Центр жилищных расчетов и
субсидий, г. Сосногорск; ЦНП МУ
"Служба заказчика", г. Выборг; МУ "Расчетно - кассовый центр по
ЖКУ", г. Кострома.
Рекомендации по
определению численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей
от населения за жилищно - коммунальные услуги, утверждены Приказом Госстроя
России от 15 августа 2000 г. N 182.
1. Общая часть
1.1. Настоящие
Рекомендации предназначены для определения нормативной численности работников,
занятых работами по расчету, учету и приему платежей от населения за жилищно -
коммунальные услуги (далее - ЖКУ).
1.2. Рекомендации
позволяют рассчитать нормативные затраты на оплату труда, установить
оптимальную структуру, произвести рациональную расстановку кадров.
1.3. В сборник
включены нормативы численности, нормы времени и нормы обслуживания (далее -
"нормы труда") на работы по расчету, учету и приему платежей от
населения за жилищно - коммунальные услуги.
1.4. Нормы труда
носят рекомендательный характер и могут являться основой для разработки и
утверждения органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления региональных нормативно - методических
материалов.
1.5. Понятие
"нормативы численности" означает оптимальную численность работников
конкретного профессионально - квалификационного состава, необходимую для
выполнения объема работ в определенных организационно - технических условиях.
Понятие "норма
времени" - величину затрат рабочего времени, устанавливаемую для
выполнения единицы объема работы работником соответствующей квалификации в
определенных организационно - технических условиях.
Понятие "норма
обслуживания" - количество документов, которые работник соответствующей
квалификации обязан обработать в течение единицы рабочего времени в
определенных организационно - технических условиях.
1.6. В основу
разработки сборника положены: действующие нормативно - правовые акты,
фотохронометражные наблюдения, результаты анализа организационно - технических
условий выполнения работ.
1.7. Нормативами
предусмотрена списочная численность работников.
1.8. Нормы времени
установлены в человеко - часах на единицу объема работ
для исполнителей, численный и квалификационный состав которых приведен в
параграфах нормативной части сборника, при обеспечении необходимыми средствами
автоматизации, материалами и приспособлениями.
1.9. Нормы
обслуживания установлены на работы, выполняемые одним исполнителем в течение
рабочей смены при продолжительности рабочей смены 8 часов и соблюдении других
законодательных норм охраны труда при наиболее полном и рациональном
использовании рабочего времени.
1.10. Нормативная
численность работников, занятых работами по расчету, учету и приему платежей за
ЖКУ, установлена с учетом применения программно - технических средств.
1.11. Нормы труда
по вводу информации установлены на работы, выполняемые вручную без
использования программно - технических средств.
1.12. Нормами труда
учтены затраты времени на подготовительно - заключительные работы, обслуживание
рабочего места, отдых и личные надобности.
1.13. Нормы труда,
приведенные в нормативной части сборника, установлены для наиболее распространенных
организационно - технических условий выполнения работ по учету, расчету и
приему платежей от населения за ЖКУ.
1.14. Наименования
должностей руководителей, специалистов и служащих, а также профессий рабочих
устанавливаются в соответствии с Общероссийским классификатором профессий
рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК
016-94 (ОКПДТР). При внесении изменений в ОКПДТР наименования должностей
(профессий рабочих) должны соответственно изменяться.
1.15. Администрация
предприятия (руководитель структурного подразделения) распределяет работающих
по выполняемым функциям, исходя из производственной необходимости с
обеспечением их рациональной загрузки. Одновременно в каждом отдельном случае
решается вопрос о выполнении работниками дополнительных функций с учетом
экономической целесообразности и обеспечения качества работ.
1.16. На работы не предусмотренные сборником, а также при внедрении
на местах иной организации труда, чем это предусмотрено сборником,
рекомендуется разрабатывать местные нормы труда.
1.17. Пример
расчета численности работников, занятых на работах по расчету, учету и приему
платежей за ЖКУ, приведен в Приложении 1.
2.
Организация труда
2.1. Расчет и учет
платежей за ЖКУ осуществляется в соответствии с действующими нормативно - правовыми
документами.
2.2. Расчет и учет
платежей от населения за ЖКУ на основе договорных отношений может
осуществляться как предприятиями (далее - РКЦ), так и специализированными
структурными подразделениями в рамках существующих систем управления жилищно -
коммунальным хозяйством, в том числе в составе служб заказчика (далее -
специализированными подразделениями).
2.3. Прием платежей
от населения может выполняться как РКЦ (специализированными подразделениями),
так и банками, учреждениями связи и т.д. на основе договоров в соответствии с
действующим законодательством.
2.4. Все работы,
связанные с расчетом и учетом платежей от населения за ЖКУ, выполняются с
использованием программно - технических средств (программное обеспечение,
компьютеры, принтеры, средства коммуникаций и т.д.), позволяющих сократить
время и затраты на проведение указанных операций.
2.5. Применение
программного обеспечения позволяет формировать, обрабатывать и анализировать
информацию по платежам населения непосредственно на рабочих местах.
2.6. Программное обеспечение
для автоматизации расчетов платежей населения за ЖКУ позволяет вести учет по
финансово - лицевым счетам, видам и поставщикам услуг, учитывать
предоставляемые льготы и субсидии, формировать отчетные документы, оформлять
счета - квитанции и т.д.
2.7. Применяемое
программное обеспечение должно быть интегрировано в информационно -
вычислительные системы населенного пункта с целью получения и передачи
необходимой информации.
3.
Нормативная часть
3.1. Общее
руководство
Примерный состав
работ. Руководство всеми видами деятельности предприятия в соответствии с
действующим законодательством. Организация и ведение бухгалтерского учета в
соответствии с едиными методологическими основами бухгалтерского учета и
отчетности на территории РФ для организаций, являющихся юридическими лицами.
Планирование финансово - хозяйственной деятельности. Организация труда и
заработной платы работников предприятия. Обеспечение кадрами требуемой
квалификации и специальности, организация учебно - методической работы по необходимым
видам и формам подготовки и повышению квалификации работников предприятия.
Заключение, перезаключение, расторжение, юридическое оформление договоров, контроль за выполнением договорных обязательств. Подготовка
материалов для передачи их в арбитраж, следственные и судебные органы, учет и
хранение копий, находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и
арбитражных дел. Обеспечение предприятия всеми необходимыми для его
деятельности материальными ресурсами, прием, хранение и отпуск товарно - материальных ценностей; контроль за их
использованием. Осуществление контроля за состоянием
охраны труда на предприятии. Организация проведения инструктажей, обучения,
проверки знаний по охране труда у работников предприятия. Документальное
оформление управленческих решений, действий, связей; организация
документооборота; упорядочение и хранение документации; контроль своевременного
исполнения приказов, поручений и распоряжений; техническое обслуживание работы
руководителя предприятия. Хозяйственное обслуживание зданий и помещений в
соответствии с правилами производственной санитарии и пожарной безопасности.
Примерный
перечень должностей: руководитель и заместитель руководителя, главный
бухгалтер, главный инженер, заведующий складом, заведующий хозяйством,
начальник отдела, агент, бухгалтер, инспектор по кадрам, инженер, машинистка,
секретарь - машинистка, секретарь руководителя, экономист, экспедитор,
юрисконсульт.
Количество
финансово -
лицевых
счетов
|
До
50000
|
50001 -
100000
|
100001 -
150000
|
150001 -
200000
|
200001 -
300000
|
Нормативная
численность,
чел.
|
4 - 6
|
6 - 8
|
8 - 10
|
10 - 12
|
12 - 15
|
Примечания. 1.
Нормативная численность по указанной функции определяется только для РКЦ,
имеющих статус юридического лица.
2. Нормативная
численность по указанной функции для структурных подразделений, не имеющих
статуса юридического лица, определяется в соответствии с нижеприведенной
таблицей.
Количество финансово -
лицевых счетов
|
До 150000
|
150001 - 300000
|
Нормативная
численность,
чел.
|
3 - 4
|
4 - 5
|
3.2. Расчет
платежей
за жилищно -
коммунальные услуги
Примерный состав
работ. Определение размера платежей за ЖКУ с учетом права на льготы и
предоставленных субсидий. Оформление счетов - квитанций на оплату ЖКУ.
Проведение перерасчетов платежей за ЖКУ: при изменении тарифов, при временном
отсутствии потребителя, при отклонении показателей качества ЖКУ от нормативного
уровня, при введении дополнительных льгот или их отмене, при изменении размера
субсидий и др. Формирование отчетных данных по итогам месяца и обновление баз
данных для следующего расчетного периода. Подготовка и печать необходимой
выходной документации.
Примерный перечень
должностей: бухгалтер, экономист, инженер, оператор электронно
- вычислительных и вычислительных машин.
Количество
финансово -
лицевых
счетов
|
До
50000
|
50001 -
100000
|
100001 -
150000
|
150001 -
200000
|
200001 -
300000
|
Нормативная
численность,
чел.
|
2 - 3
|
3 - 5
|
5 - 7
|
7 - 9
|
9 - 13
|
3.3. Прием
платежей от населения
за жилищно -
коммунальные услуги
Примерный состав
работ. Получение у ответственных лиц для работы ключей от кассового узла,
ключей от контрольно - кассовой машины (далее - ККМ) и денежного ящика,
разменной монеты и купюр в количестве, необходимом для расчетов с населением,
принадлежностей для работы и обслуживания ККМ. Проверка исправности ККМ,
включение ККМ, заправка чековой (контрольной) ленты, установка даты, печать
пробных чеков. Осуществление операции ввода сумм платежей в соответствии с
руководством по эксплуатации на используемый тип ККМ. Определение общей суммы
услуг по показанию индикатора ККМ или с помощью калькулятора и сообщение ее
плательщику. Получение от плательщиков денег за оказанные услуги. Оформление
подкладного платежного документа. Выдача сдачи плательщику. В случае ошибки -
составление необходимых документов. При возникновении неисправности ККМ -
выключение машины, вызов ответственных лиц. Оформление бухгалтерских документов
по участку работы.
Состав
исполнителей: кассир.
Норма времени на
100 платежных документов - 2,00 чел.-час.
Примечание. Данные
нормы не учитывают работы по инкассации денежных средств и доставке платежных
документов в пункт обработки.
3.4. Учет
платежей за жилищно - коммунальные услуги
3.4.1. Ввод
информации
Примерный состав
работ. Осуществление операций по приему, регистрации, сортировке и обработке
первичных документов, необходимых для осуществления расчетных операций за оказанные ЖКУ. Подготовка к машинной обработке
информации, контроль за правильностью заполнения и
наличия всех необходимых данных в документах. Ввод полученной информации в базу
данных.
Состав
исполнителей: оператор электронно - вычислительных и
вычислительных машин.
Норма времени на 100 платежных
документов, чел.-час.
|
Норма обслуживания расчетных
документов на одного оператора
в смену
|
0,72
|
1100
|
3.4.2. Учет
платежей по финансово - лицевым счетам
Примерный состав
работ. Осуществление оперативного учета оплаты за ЖКУ. Проведение последующего контроля за оплатой с применением штрафных санкций. Выдача
справок, восстановление утерянных счетов - квитанций и др. Составление
периодической отчетности по соответствующим формам в установленные сроки.
Проведение анализа и составление аналитических данных.
Примерный перечень
должностей: бухгалтер, экономист, инженер.
Количество
финансово -
лицевых
счетов
|
До
50000
|
50001 -
100000
|
100001 -
150000
|
150001 -
200000
|
200001 -
300000
|
Нормативная
численность,
чел.
|
4 - 6
|
6 - 11
|
11 - 16
|
16 - 20
|
20 - 29
|
3.4.3. Учет
расчетов с поставщиками жилищно - коммунальных услуг
Примерный состав
работ. Осуществление работ по поиску, сортировке и выборке данных, необходимых
для расчетных операций за выполненные работы и оказанные услуги. Формирование
периодической отчетности по соответствующим формам в установленные сроки.
Проведение анализа и предоставление аналитических данных.
Примерный перечень
должностей: экономист, бухгалтер, инженер.
Количество
договоров с
поставщиками
ЖКУ, шт.
|
До 10
|
11 - 20
|
21 - 40
|
41 - 60
|
Более 60
|
Нормативная
численность,
чел.
|
1
|
1 - 2
|
2 - 3
|
3 - 4
|
4 - 5
|
3.5.
Информационное и методическое обеспечение
Примерный состав
работ. Ведение информационной базы данных по финансово - лицевым счетам
нанимателей и собственников жилья в жилищном фонде. Осуществление сервисного
обслуживания персональных электронно - вычислительных
машин. Сопровождение программных средств.
Примерный перечень
должностей: руководитель подразделения, инженер, оператор электронно
- вычислительных и вычислительных машин.
Количество
финансово -
лицевых
счетов
|
До
50000
|
50001 -
100000
|
100001 -
150000
|
150001 -
200000
|
200001 -
300000
|
Нормативная
численность,
чел.
|
2
|
2 - 4
|
4 - 6
|
6 - 9
|
9 - 12
|
Примечания. 1.
Данными нормативами не предусмотрена численность работников, занятых
разработкой локальных программ и сервисным обслуживанием персональных электронно - вычислительных машин.
2. Численность
работников, занятых сервисным обслуживанием персональных электронно
- вычислительных машин, устанавливается из расчета 1 человек на 40 ПЭВМ.
Приложение
1
ПРИМЕР
РАСЧЕТА
НОРМАТИВНОЙ
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ
Исходные данные:
1. Работы по
расчету и учету платежей за ЖКУ выполняет РКЦ, являющийся юридическим лицом.
2. Количество
финансово - лицевых счетов (ФЛС) - 130000 шт.
3. Население
оплачивает ЖКУ по двум платежным документам ежемесячно.
4. Количество
обработанных платежных документов (в месяц) - 260000 шт.
5. Количество
договоров, заключенных с поставщиками ЖКУ, - 15 шт.
6. Прием платежей
от населения производится подразделениями Сбербанка.
7. Количество ПЭВМ
- 42 шт.
Расчет:
1. Общее
руководство
Количество ФЛС
|
Нормативная численность, чел.
|
130000
|
9
|
2. Расчет платежей за ЖКУ
Количество ФЛС
|
Нормативная численность, чел.
|
130000
|
6
|
3. Прием платежей
от населения за ЖКУ
По данной функции
нормативная численность не рассчитывается, т.к. прием платежей от населения за
ЖКУ осуществляется подразделениями Сбербанка.
4. Учет платежей
4.1. Ввод
информации:
((260000 / 100) x 0,72 x 12) : 1995 = 11 (чел.)
4.2. Учет платежей
по ФЛС:
Количество ФЛС
|
Нормативная численность, чел.
|
130000
|
14
|
4.3. Учет расчетов
с поставщиками ЖКУ:
Количество договоров с
поставщиками ЖКУ, шт.
|
Нормативная
численность, чел.
|
15
|
2
|
5. Информационное и
методическое обеспечение
Количество ФЛС
|
Нормативная численность, чел.
|
130000
|
5
|
Сервисное
обслуживание персональных электронно - вычислительных
машин - 1 чел.
Итого: нормативная
численность работников РКЦ, занятых расчетом и учетом платежей от населения за
жилищно - коммунальные услуги:
9
+ 6 + 11 + 14 + 2 + 5 + 1 = 48 человек.