Поиск по базе документов:

Бесплатное обучение по алготрейдингу на Python и Backtrader

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

 

ПРИКАЗ

от 18 апреля 2001 г. N 85

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОЛОЖЕНИЯ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ,

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ И АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ

РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ" И "ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ УКАЗАННЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА"

 

В целях обеспечения своевременного и качественного перехода строительного комплекса на новую сметно - нормативную базу и в соответствии с Постановлением Госстроя России от 18.12.2000 N 128 "О профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования" приказываю:

1. Утвердить:

- Положение о повышении квалификации, профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования (Приложение 1);

- Программу повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования (Приложение 2);

- бланк квалификационного аттестата (Приложение 3).

2. Управлению государственной собственности, учебных заведений и науки (Кириллову В.Н.) совместно с Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном комплексе (Степанову В.А.):

- в двухмесячный срок разработать "Положение об аккредитации учебных центров по профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования".

3. Управлению ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном комплексе (Степанову В.А.) совместно с Управлением государственной собственности, учебных заведений и науки (Кириллову В.Н.) при участии Головного центра аттестации кадров при Госстрое России (Боброву Ю.Л.):

- организовать систематический контроль за проведением переподготовки, повышением квалификации и аттестации руководящих работников и специалистов в области ценообразования и сметного нормирования в учебных заведениях, находящихся в ведении Госстроя России.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя председателя Госстроя России И.И. Заславского.

 

Председатель

А.Ш.ШАМУЗАФАРОВ

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

к Приказу Госстроя России

от 18 апреля 2001 г. N 85

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПЕРЕПОДГОТОВКЕ И АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ

И СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ОБЛАСТИ

ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ

 

I. Общие положения

 

1. Субъектами повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации являются руководящие работники и специалисты юридических лиц, а также индивидуальные предприниматели, имеющие намерения начать или выполняющие работы и услуги, требующие специальных знаний в области ценообразования и сметного нормирования.

2. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и аттестация руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования являются самостоятельными видами дополнительного профессионального образования, проводятся с учетом базового образования, профиля работы, категории специалистов и осуществляются в установленном порядке институтами повышения квалификации системы Госстроя России, Головным центром аттестации кадров при Госстрое России, региональными центрами по ценообразованию и сметному нормированию, а также другими учебными центрами, имеющими соответствующие лицензии и аккредитацию Госстроя России.

3. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и аттестация осуществляются на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями и организациями с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.

 

II. Организация, проведение

и содержание повышения квалификации

 

1. Повышение квалификации специалистов в области ценообразования и сметного нормирования осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" и во исполнение Постановления Госстроя России от 18.12.2000 N 128 "О профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования".

2. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

3. Повышение квалификации проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

4. На территории Российской Федерации введены следующие документы государственного образца для лиц, прошедших повышение квалификации:

а) удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;

б) свидетельство о повышении квалификации - для прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов.

5. Содержание повышения квалификации определяется программой, учебным и учебно - тематическим планами, а также расписанием занятий.

6. Для специалистов, имеющих соответствующее образование и стаж практической работы не менее трех лет, целесообразно до начала занятий провести индивидуальную оценку имеющихся профессиональных знаний по изучаемой теме (входной контроль на ПЭВМ) по методике Головного центра аттестации кадров при Госстрое России, затем по результатам входного контроля провести (дифференцированно) обучение и экзамен.

7. Повышение квалификации может быть совмещено с профессиональной аттестацией и переподготовкой руководящих работников и специалистов юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере интересов, находящихся под юрисдикцией Госстроя России.

 

III. Организация, проведение

и содержание профессиональной переподготовки

 

1. Профессиональная переподготовка специалистов в области ценообразования и сметного нормирования осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.09.2000 N 2571 "Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов" и во исполнение Постановления Госстроя России от 18.12.2000 N 128 "О профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования".

2. Профессиональная переподготовка специалистов проводится на базе высшего и среднего профессионального образования, является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой - для получения дополнительной квалификации.

3. Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям.

Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации, устанавливаемыми Министерством образования Российской Федерации совместно с Госстроем России, и реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных программ высшего или среднего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация.

Дополнительные профессиональные образовательные программы для получения дополнительной квалификации могут осваиваться параллельно с освоением основных образовательных программ по направлениям или специальностям высшего и среднего профессионального образования.

4. Профессиональная переподготовка специалистов может проводиться с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы. Формы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.

5. Специалисты, полностью освоившие программы профессиональной переподготовки, получают дипломы государственного образца.

Формы дипломов государственного образца о прохождении профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности (срок обучения более 500 часов аудиторских занятий), а также для получения специалистами дополнительной квалификации (срок обучения не менее 1000 часов) утверждены Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 27.12.95 N 13 и Приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.09.2000 N 2571 "Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов".

6. Структура и содержание государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации определяются Госстроем России.

При освоении дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации может производиться перезачет учебных дисциплин, изученных ранее в ходе освоения основных образовательных программ профессионального образования соответствующего уровня и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ в форме, определяемой образовательным учреждением самостоятельно, с учетом требований профессиональной части образовательного стандарта.

7. В учебных планах профессиональной переподготовки специалистов в качестве одного из разделов может предусматриваться стажировка слушателей, порядок проведения которой регулируется письмом Управления дополнительного образования Министерства образования Российской Федерации от 15.03.96 N 18-34-44ин/18-10.

Стажировка проводится в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, предусматривает изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения новых профессиональных обязанностей.

8. Стажировка специалистов может производиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно - исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и в органах исполнительной власти.

9. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной итоговой аттестацией.

10. Реализация программ профессиональной переподготовки с правом выдачи государственных дипломов для выполнения нового вида профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации возникает у образовательных учреждений и организаций только после проведения соответствующих процедур государственного лицензирования и аккредитации в установленном порядке.

 

IV. Организация, проведение

и содержание профессиональной аттестации

 

1. Профессиональная аттестация руководящих работников и специалистов в области ценообразования и сметного нормирования осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.99 N 1289 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу" и во исполнение Постановления Госстроя России от 18.12.2000 N 128 "О профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования".

2. Профессиональная аттестация проводится по компьютерным тестирующим программам Головного центра аттестации кадров при Госстрое России в рамках 72-, 100-, 500- и 1000-часовой учебной нагрузки, в том числе:

а) с отрывом от работы (преимущественно для специалистов, не имеющих практического опыта работы в области ценообразования и сметного нормирования);

б) с частичным отрывом от работы (по очно - заочной форме) - преимущественно для специалистов, имеющих соответствующее образование и не менее 3-х лет практической работы в области ценообразования и сметного нормирования. В этом случае допускается возможность сокращения длительности очного обучения слушателей до 30 - 42 часов на основании предварительно представленных документов: соответствующих ходатайств организаций, в которых работают соискатели; представлений региональных центров ценообразования и сметного нормирования; рекомендаций членов методического совета Госстроя России по руководству системой повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации специалистов в области ценообразования и сметного нормирования; направлений общественных организаций.

После рассмотрения указанных документов слушателям направляются учебно - методические материалы для самоподготовки к очной процедуре профессиональной аттестации в учебных центрах, аккредитованных Госстроем России.

3. Методически процедура профессиональной аттестации включает в себя:

а) для специалистов, удовлетворяющих требованиям п. 2"а": лекции, практические занятия, предварительную и последующую итоговую профессиональную аттестацию на ПЭВМ и собеседование;

б) для специалистов, удовлетворяющих требованиям п. 2"б": индивидуальный входной контроль профессиональных знаний на ПЭВМ, обучение (по результатам входного контроля), экзамен (на ПЭВМ) и собеседование.

4. Специалисты, успешно прошедшие профессиональную аттестацию, получают квалификационные аттестаты установленного Госстроем России образца.

5. Специалисты, не подтвердившие при проведении аттестации необходимого уровня профессиональных знаний (менее 65% правильных ответов по каждой из изученных тем), допускаются к повторной аттестации после повышения квалификации (профессиональной переподготовки) и предъявления соответствующих документов от аккредитованных Госстроем России учебных центров.

6. Квалификационные аттестаты выдаются на один вид деятельности сроком до 3-х лет в зависимости от уровня профессиональных знаний, определенных по результатам аттестации и собеседования.

7. Аттестация может быть совмещена как с повышением квалификации, так и с профессиональной переподготовкой руководящих работников и специалистов юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере интересов, находящихся под юрисдикцией Госстроя России.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Приказу Госстроя России

от 18 апреля 2001 г. N 85

 

ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПЕРЕПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ

И СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ОБЛАСТИ

ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ

 

Введение

 

Проведение единой государственной ценовой политики в строительстве, повышение эффективности использования бюджетных и иных инвестиций, в том числе при размещении государственных заказов, достижение более высоких финансово - экономических показателей подрядными организациями в условиях рынка и конкуренции с зарубежными фирмами, а также переход на новую сметно - нормативную базу в строительном комплексе с 2001 года требуют подготовки специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования на качественно новом уровне.

Учитывая, что до 2001 года государственные высшие учебные заведения не готовили специалистов указанных категорий, строительные организации вынуждены были пользоваться услугами практиков и частных фирм, квалификация специалистов которых не всегда могла быть подтверждена из-за отсутствия системы профессиональной переподготовки и аттестации соответствующих кадров.

Для усиления защиты прав потребителей, повышения качества работ и услуг в строительной сфере, а также с целью создания единой системы профессиональной переподготовки и аттестации кадров в области ценообразования и сметного нормирования Постановлением Госстроя России от 18.12.2000 N 128 "О профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования" с 1 января 2001 года введена профессиональная переподготовка и аттестация кадров в этой области.

Для решения этих задач в 2001 - 2002 годах Госстроем России планируется создание сети учебных центров, в которую войдут Головной центр аттестации кадров при Госстрое России, учебные заведения Госстроя России и аккредитованные им другие некоммерческие учебные заведения, центры, имеющие соответствующие лицензии, располагающие для этого необходимой учебно - материальной базой и высококвалифицированными кадрами.

Для руководства создаваемой единой сетью повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации специалистов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве утвержден методический совет Госстроя России, в состав которого входят специалисты Госстроя России, руководители региональных центров ценообразования, ведущие ученые Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов инвестиционной сферы, а также Государственного университета управления Минобразования России.

 

МЕТОДОЛОГИЯ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПЕРЕПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ

И СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ

 

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. N 1289 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу" на Госстрой России совместно с Министерством образования Российской Федерации возложена организация подготовки и переподготовки специалистов в области архитектуры, градостроительства, строительства, технической инвентаризации, а также обучение, переподготовка и повышение квалификации кадров с последующей их профессиональной аттестацией, в том числе в области ценообразования и сметного нормирования.

 

1. Цель программы

 

1.1. Целью программы является установление единых требований к методологии повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации руководящих работников и специалистов в области ценообразования и сметного нормирования, к возможному применению полученных знаний в практической работе.

В том числе при определении стоимости строительной продукции:

1.1.1. На стадии предпроектного планирования и выбора объектов капитальных вложений, расчета прогнозной стоимости строительства этих объектов, в том числе на стадии разработки вариантов объектов инвестирования и составления бизнес - планов инвесторов с экономической оценкой этих вариантов.

1.1.2. На стадии проектирования строек с выбором по объектам этих строек наиболее эффективных проектных решений как в процессе разработки технико - экономических обоснований - ТЭО (проекта), так и рабочего проекта с их экономической оценкой путем составления предварительных локальных и объектных смет и сводного сметного расчета.

1.1.3. При проведении экспертизы проектно - сметной документации и ее корректировки проектной организацией.

1.1.4. В качестве основы для разработки проектов договорных цен при заключении договоров подряда, поставок материалов и оборудования при строительстве для государственных нужд.

1.1.5. На стадии осуществления строительства объектов и проведения взаиморасчетов между участниками строительства и расчетов за выполненные строительно - монтажные работы.

1.1.6. При определении балансовой стоимости объекта строительства после завершения строительства и консервации объекта строительства.

1.1.7. При оценке стоимости объектов недвижимости и их остаточной стоимости в текущих ценах.

 

2. Содержание программы

 

2.1. Теоретическая часть программы.

2.1.1. Раздел 1. Введение в сметное дело и ценообразование в строительстве с освещением в этой теме следующих основных вопросов:

2.1.1.1. Место, роль и значение сметного дела и ценообразования в обосновании экономической модели эффективности при выборе технических вариантов по объекту (объектам) капитальных вложений в строительство или реконструкцию на стадии формирования предпроектных и проектных решений, бизнес - плана инвестора, управления реализацией проекта.

2.1.1.2. Обоснования эффективности строительства показателями удельных капитальных вложений и удельными показателями стоимости строительства на основе объектов - аналогов ранее построенных действующих объектов основных фондов производственного и жилищно - гражданского назначения, системой расчетных аналитических таблиц (приложение Е, СниП 11-01-95 РФ).

2.1.2. Раздел 2. Сметы на строительство и реконструкцию.

2.1.2.1. Сметный расчет как предварительная (прогнозная) стоимость или денежное выражение предстоящих расходов инвестора (инвесторская смета) на строительство, по разработанному и утвержденному рабочему проекту, а при его отсутствии - по технико - экономическому обоснованию, предшествующему этому проекту.

2.1.2.2. Смета как производное экономическое отражение принятой проектом технической модели объекта (или стройки, состоящей из совокупности объектов) строительства, как неотъемлемая составная часть проектно - сметной документации по объекту (стройке).

2.1.2.3. Рабочий проект и сметы к рабочему проекту (локальные и объектные).

2.1.2.4. Технико - экономическое обоснование - ТЭО (проект) и сводный сметный расчет к ТЭО (проекту), предшествующему разработке рабочего проекта или совмещаемому с разработкой рабочего проекта. Ознакомление в связи с этим:

- с Инструкцией "О порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" СНиП 11-01-95 РФ с акцентом на п. 4.1.10 (сметная документация) и п. 4.1.11 (эффективность инвестиции);

- со "Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно - сметной документации" СП 81-01-94 РФ;

- с "Методическими указаниями по определению сметной стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" МДС 81-1.99 Госстроя России, введены в действие с 1 июля 1999 года;

- с другими нормативными, инструктивными и информационными материалами, приведенными в разделе "Литература".

2.1.2.5. Понятие "исполнительная смета" - оплаченная заказчиком подрядчикам сметная стоимость объекта (стройки) по уточненным в ходе строительства объемам и стоимости работ и затрат.

2.1.2.6. Фактическая стоимость работ и затрат по объекту - себестоимость работ и затрат у подрядчиков - участников строительства - с добавлением прибыли, полученной от сдачи (реализации) работ и услуг.

2.1.2.7. Уровни стоимости, отражаемые в сметах на строительство и при расчетах за выполненные строительно - монтажные работы и затраты.

2.1.2.7.1. Базисный (постоянный или неизменный) уровень стоимости в сметах (на 01.01.84, на 01.01.91, на 01.01.2001 в г. Москве) определяется по Федеральным единичным расценкам ФЕР-2001, составленным на базе ГЭСН 2001 года в ценах, принятых по состоянию на 01.01.2000.

2.1.2.7.2. Текущий уровень стоимости - стоимость, определяемая на основе текущих цен на ресурсы, действующих на дату определения сметной стоимости. Предназначен для уточнения смет, а также для расчетов с подрядчиками на дату фактического выполнения ими работ и сдачи их заказчику.

2.1.2.7.3. Смешанный уровень стоимости - суммарная стоимость работ, накапливаемая по объекту заказчиком по оплаченным подрядчикам фактическим объемам работ в текущем уровне цен, сложившемся за период строительства на дату выполнения и приемки этих работ.

2.1.2.7.4. Прогнозный уровень стоимости - уровень стоимости, учитывающий прогнозный инфляционный рост цен на ресурсы, потребляемые строительством. Предназначен для определения договорных цен и реальной стоимости строительства.

2.1.3. Раздел 3. Договорные цены в контрактах (договорах) на строительство.

2.1.3.1. Виды договорных цен.

2.1.3.1.1. Стоимость строительства (работ, услуг) в базисном уровне цен.

2.1.3.1.2. Стоимость строительства (работ, услуг) в текущем уровне цен.

2.1.3.1.3. Твердая договорная цена.

2.1.3.1.4. Другие способы определения стоимости работ (услуг).

2.1.3.2. Ограничения, накладываемые на расчет договорной цены по объектам строительства, финансируемым из бюджетных источников (фиксированный уровень оплаты труда, норм накладных расходов и сметной прибыли в процентах от фонда оплаты труда рабочих, регулируемый уровень цен и заготовительных складских расходов на материалы, изделия и конструкции, а также стоимость машино - часа эксплуатации строительных машин).

2.1.4. Раздел 4. Сметно - нормативная база для расчета стоимости объектов строительства.

2.1.4.1. Состав сметно - нормативной базы федерального, территориального и отраслевого (фирменного) уровней для расчета смет и определения сметной стоимости на предпроектной стадии, стадии ТЭО (проекта) и стадии рабочего проекта.

В том числе:

2.1.4.1.1. Для предпроектной стадии и стадии ТЭО (проект), предшествующей рабочему проекту: показатели удельных капитальных вложений; укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе УПСС - укрупненные показатели стоимости строительства на измерители потребительской стоимости строительной продукции; УСН - укрупненные сметные нормы на здания, сооружения в целом, их конструктивные части; прейскуранты на строительство зданий и сооружений; УРН - укрупненные показатели ресурсов; УР - укрупненные расценки и другие виды сметных нормативов (накладные расходы, сметная прибыль, лимитированные и другие затраты).

2.1.4.1.2. Для стадии рабочего проекта: государственные элементные сметные нормы и единичные расценки, укрупненные расценки, виды ресурсных сметных норм на отдельные работы и комплексы работ, нормы накладных расходов, сметной прибыли, лимитированных и прочих затрат.

2.1.4.1.3. Нормативы для определения стоимости строительных, специальных строительных и монтажных работ включают:

нормы расхода ресурсов для определения величины прямых затрат (элементные и укрупненные сметные нормы по видам работ - затраты труда рабочих, расход строительных материалов изделий и конструкций, затраты на эксплуатацию строительных машин);

единичные расценки; нормы накладных расходов, нормы сметной прибыли, нормы прочих (лимитированных и нелимитированных) затрат, включая налоги, отчисления и платежи.

2.1.4.1.4. Определение сметной стоимости оборудования, мебели и инвентаря.

2.1.4.1.5. Нормативы прочих затрат, не входящих в стоимость строительных и монтажных работ (затраты, связанные с обслуживанием строительства):

подготовка территории строительства, временные здания и сооружения, страхование строительных рисков, оплата шеф - монтажа, инженерно - изыскательские и проектные работы, управление проектом, содержание заказчика и надзора за строительством, подготовка и профессиональная аттестация кадров и т.п.).

2.1.4.1.6. Нормативы на непредвиденные работы и затраты для жилищно - гражданского строительства и промышленного строительства.

Порядок применения нормативов на непредвиденные работы и затраты при расчетах за выполненные работы.

2.1.4.1.7. Особенности сметных нормативов, проектирования и определения сметной стоимости капитального и текущего ремонта действующих объектов.

2.1.4.1.8. Порядок применения сметно - нормативной базы при определении договорных цен и расчетах за выполненные работы.

2.2. Прикладная часть программы.

2.2.1. Решение практических задач по составлению смет в базисном и текущем уровне цен.

2.2.2. Подготовка бизнес - плана инвестора.

2.2.3. Разработка ТЭО, ПОС и ПОР на строительство коммерческого объекта.

2.2.4. Проведение экспертизы сводного сметного расчета, объектной сметы и смет на конкретную работу.

2.3. Основные требования к организации и проведению обучения и повышения квалификации, профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования.

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и аттестация руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования являются самостоятельными видами профессионального образования и проводятся:

- с учетом базового образования, профиля работы и категории специалистов;

- в соответствии с "Положением о повышении квалификации, профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования", утвержденным Приказом Госстроя России от 18.04.2001 N 85.

Обучение и профессиональная переподготовка проводятся учебными заведениями (центрами), имеющими соответствующую лицензию и аккредитацию Госстроя России, и осуществляются на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями и организациями с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.

2.3.1. Повышение квалификации.

2.3.1.1. Повышение квалификации специалистов в области ценообразования и сметного нормирования осуществляется в установленном порядке и в соответствии с "Положением о повышении квалификации, профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования" (Приложение 3).

2.3.1.2. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

2.3.1.3. Повышение квалификации проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

2.3.1.4. На территории Российской Федерации введены следующие документы государственного образца для лиц, прошедших повышение квалификации:

а) удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;

б) свидетельство о повышении квалификации - для прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов.

2.3.1.5. Для специалистов, имеющих соответствующее образование и стаж практической работы не менее трех лет, целесообразно до начала занятий провести индивидуальную оценку имеющихся профессиональных знаний по изучаемой теме (входной контроль на ПЭВМ), затем по результатам входного контроля провести (дифференцированно) обучение и экзамен.

2.3.1.6. Повышение квалификации может быть совмещено с профессиональной аттестацией и переподготовкой руководящих работников и специалистов юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере интересов, находящихся под юрисдикцией Госстроя России.

2.3.1.7. Содержание повышения квалификации определяется программой, учебным и учебно - тематическим планами.

2.3.2. Профессиональная переподготовка.

2.3.2.1. Профессиональная переподготовка специалистов в области ценообразования и сметного нормирования:

- проводится в установленном порядке (Приложение 3) на базе высшего и среднего профессионального образования, является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования;

- осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой - для получения дополнительной квалификации;

- проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы. Формы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.

2.3.2.2. Специалисты, полностью освоившие программы профессиональной переподготовки, получают дипломы государственного образца.

Формы дипломов государственного образца о прохождении профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности (срок обучения не менее 500 часов аудиторных занятий), а также для получения специалистами дополнительной квалификации (срок обучения не менее 1000 часов трудоемкости) утверждены Приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.09.2000 N 2571 "Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов".

2.3.2.3. При освоении дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации может производиться перезачет учебных дисциплин, разделов и тем, изученных ранее в ходе освоения основных образовательных программ профессионального образования соответствующего уровня, и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ в форме, определяемой образовательным учреждением самостоятельно, с учетом требований профессиональной части образовательного стандарта.

2.3.2.4. В учебных планах профессиональной переподготовки специалистов в качестве одного из разделов может предусматриваться стажировка слушателей, в том числе за рубежом, порядок проведения которой регулируется письмом Управления дополнительного образования Министерства образования Российской Федерации от 15.03.96 N 18-34-44ин/18-10.

2.3.2.5. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной итоговой аттестацией.

2.3.3. Профессиональная аттестация.

2.3.3.1. Профессиональная аттестация руководящих работников и специалистов строительного комплекса, в том числе в области ценообразования и сметного нормирования, осуществляется:

- в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.99 N 1289 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу", которым на Госстрой России (совместно с Минобразованием России) возложены не только функции повышения квалификации и переподготовки кадров отрасли, но и их последующая профессиональная аттестация;

- во исполнение Постановления Госстроя России от 18.12.2000 N 128 "О профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования".

2.3.3.2. Профессиональная аттестация руководящих работников и специалистов строительного комплекса, в том числе в области ценообразования и сметного нормирования, проводится:

- по компьютерным тестирующим программам в рамках соответствующей учебной программы, в том числе:

а) с отрывом от работы - преимущественно для специалистов, не имеющих практического опыта в области ценообразования и сметного нормирования;

б) с частичным отрывом от работы (по очно - заочной форме) - преимущественно для специалистов, имеющих соответствующее образование и не менее 3 лет опыта практической работы в области ценообразования и сметного нормирования. В этом случае допускается возможность сокращения длительности очной части очно - заочного обучения слушателей на основании предварительно представленных документов: соответствующих ходатайств организаций, в которых работают соискатели; представлений региональных центров ценообразования и сметного нормирования; рекомендаций членов методического совета Госстроя России по руководству системой повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации специалистов в области ценообразования и сметного нормирования, а также направлений общественных организаций.

В этом случае после рассмотрения указанных документов слушателям направляются учебно - методические материалы для самоподготовки к очной процедуре профессиональной аттестации в учебных центрах, аккредитованных Госстроем России.

2.3.3.3. Методологически процедура профессиональной аттестации включает в себя:

а) для специалистов, удовлетворяющих требованиям п. 2"а": лекции, практические занятия, предварительную и последующую итоговую профессиональную аттестацию на ПЭВМ и собеседование;

б) для специалистов, удовлетворяющих требованиям п. 2"б": индивидуальный входной контроль профессиональных знаний на ПЭВМ, обучение (по результатам входного контроля), экзамен (на ПЭВМ) и собеседование.

2.3.3.4. Специалисты, успешно прошедшие профессиональную аттестацию, получают квалификационные аттестаты установленного Госстроем России образца.

2.3.3.5. Аттестация может быть совмещена как с повышением квалификации, так и с профессиональной переподготовкой руководящих работников и специалистов юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере интересов, находящихся под юрисдикцией Госстроя России.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

к Программе

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ <*>

 

--------------------------------

<*> Данная тематика может быть скорректирована с выходом новых нормативных, инструктивных и информационных материалов, а также применительно к конкретным целям и задачам обучения.

 

Что должен знать, уметь, какими навыками и какими исходными данными и нормативными документами владеть инженер - сметчик для выполнения сметных расчетов и разработки проектно - сметной документации в базисном и в текущем уровнях цен?

Каким образом сметчик должен уметь применять знания и навыки в сметном деле и ценообразовании при разработке и экспертизе проектно - сметной документации по объектам, подготовке и заключении договоров подряда, расчетах за выполненные работы по строительству, ремонту и реконструкции, а также при осуществлении предпринимательской производственно - технической и экономической деятельности инвесторов, заказчиков и подрядчиков?

Тема N 1. Основные общие (опорные) понятия и определения по сметному делу и ценообразованию в строительстве, в том числе по сметно - нормативной информационной базе, составу (номенклатуре) и структуре сметных норм и цен, составу (номенклатуре), структуре и измерителях проектных объемов работ, их соответствии измерителям стоимости (расценкам), а также по форме, структуре и содержанию локальных, объектных и сводных смет и договорных цен на объекты строительства.

Тема N 2. Место, роль, значение и состав: действующей системы сметных норм и расценок на работы, сметных цен на ресурсы, сметных расчетов и смет на строительство новых и ремонт и реконструкцию ранее построенных объектов.

Тема N 3. Правовые и нормативные документы Госстроя России по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве.

Тема N 4. Государственное регулирование стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.

Тема N 5. Методические документы по разработке и применению сметных норм, цен, единичных расценок, официальные государственные нормативы и нормативные документы в части:

- сметных норм на работы;

- сметных цен на ресурсы;

- единичных расценок на работы;

- сметных расчетов и смет на объекты и их составные части и комплексы строительно - монтажных работ;

- договорных цен на строительство (ремонт) объектов или комплексов работ на этих объектах.

Тема N 6. Виды сметных норм и цен в системе сметно - нормативной информационной базы строительства.

6.1. Виды (номенклатура) сметных норм и нормативов.

Состав, структура, область и порядок применения отдельных видов сметных норм и нормативов.

6.2. Официальные сборники сметных норм расхода ресурсов в СНиП, часть IV на измерители, принятые в сборниках элементных сметных норм (ЭСН) 1984 г. и сметных норм и расценок (СНиР) 1991 г., ресурсных сметных норм (РСН), ГЭСН-2001 (Государственные элементные сметные нормы), ФЕР-2001 (Федеральные единичные расценки). Сметные нормы расхода ресурсов на общестроительные работы, специальные строительные работы, на работы по монтажу инженерных систем и оборудования, на работы по пуску и наладке оборудования, на работы по оснащению объектов инвентарем, мебелью и оборудованием.

6.3. Нормы накладных расходов, способы их нормирования и учета в сметах базисного и текущего уровней, а также в расчетах за выполненные работы.

Ненормируемая часть накладных расходов, состав и порядок учета ее в сметах на строительство и в расчетах за выполненные работы.

6.4. Нормы прочих работ и затрат (состав, структура, порядок разработки и применения):

- зимние удорожания;

- временные здания и сооружения;

- виды затрат, определяемые отдельным расчетом в сметах и относящиеся к ненормируемой части накладных расходов и сметной прибыли;

- налоги, относящиеся к прочим затратам, компенсируемые за счет сметы.

6.5. Сметная прибыль (плановые накопления). Нормируемая и ненормируемая части.

Назначение и порядок учета в сметах и расчетах за выполненные работы. Норма прибыли.

6.6. Нормы на проектирование, авторский надзор, шеф - монтажные работы и содержание заказчика.

6.7. Нормы на непредвиденные работы и затраты.

Тема N 7. Виды (номенклатура) сметных норм расхода, цен и тарифов (состав, структура, порядок разработки, область и порядок применения):

а) на ресурсы труда в чел. - часах и ценах чел. - часа в рублях;

б) на строительные материалы, изделия и конструкции в физических измерителях и ценах в рублях;

в) на эксплуатацию строительных машин в маш. - часах и ценах машино - часа в рублях;

г) на перевозки грузов в строительстве;

д) на электрическую и тепловую энергию.

Тема N 8. Система единых районных единичных расценок (ЕРЕР) на работы. Состав, структура, порядок разработки и применения официальных сборников индивидуальных единичных расценок, каталогов расценок, привязанных к местным условиям строительства. Система отраслевых нормативов по специальным видам работ (услуг).

Тема N 9. Укрупненные сметные нормы (УСН) и укрупненные единичные расценки (УЕР) на конструктивные части зданий и сооружений; укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС) на конечный измеритель объекта (продукции); прейскуранты на измерители объема или площади здания, длины линейного сооружения.

Место их в сметном деле, ценообразовании и других сферах экономики строительства.

Тема N 10. Система сметных цен на строительные материалы, изделия и конструкции.

Состав исходных данных для определения сметной цены строительного материала, изделия, конструкции и порядок их учета при калькулировании сметной цены.

Калькуляционные статьи и группы затрат.

Порядок учета в сметных ценах затрат на транспорт, услуг посредников поставок и заготовительно - складских расходов строительной организации.

Тема N 11. Система сметных и планово - расчетных цен машино - часа эксплуатации строительных машин.

Основные калькуляционные группы затрат и исходные данные для их расчета при формировании цены машино - часа эксплуатации строительных машин.

Тема N 12. Прямые затраты в нормах, расценках и сметах, а также в расчетах за выполненные работы (состав, структура по экономическим элементам, порядок формирования и использования).

Тема N 13. Состав и структура локальных, объектных и сводных смет (сходство и различия) на строительство.

Порядок их разработки, проведения экспертизы и утверждения, использования в договорах подряда и в расчетах за выполненные работы, в экономическом планировании, управлении, контроле со стороны инвесторов, заказчиков и подрядчиков.

Тема N 14. Сметный расчет или смета как основа цены предложения на строительство (ремонт) при проведении тендеров и заключении контрактов (договоров подряда) на строительство.

Практическое применение смет и сметных расчетов (в базисном и текущем уровнях) в ценообразовании в строительстве (договорных ценах) и в договорах подряда.

Расшифровка договорной цены.

Тема N 15. Способы (методы) определения текущей стоимости в сметной документации, в ценообразовании на объекты строительства, в расчетах за выполненные работы.

Тема N 16. Требования к определению физических объемов работ, конструктивных частей зданий и сооружений, физических объемов по зданиям и сооружениям в целом в измерителях длины, площади, кубатуры и измерителях потребительной стоимости продукции (мощности, производительности и т.п.), которые были бы достаточны для составления сметных расчетов, смет и предложений по договорной цене строительной продукции с применением элементных и укрупненных сметных нормативов и прейскурантов, нормативных показателей удельных капитальных вложений, видов затрат.

Тема N 17. Место и роль сметной стоимости фактически выполненных строительно - монтажных работ (СМР) в учете и отчетности.

Себестоимость СМР, ее показатели по элементам: нормативные по смете; плановые по плану; фактические по актам приемки выполненных работ и списания затрат на производство.

Тема N 18. Экспертиза проектно - сметной документации.

Тема N 19. Нормирование пусконаладочных работ.

Тема N 20. Отражение в сметных расчетах лизинговых, страховых и таможенных платежей.

Тема N 21. Составление сметы на пуск объекта в эксплуатацию.

Тема N 22. Определение балансовой стоимости объектов недвижимости после завершения строительства и объектов незавершенного строительства при их консервации.

Тема N 23. Оценка остаточной стоимости объектов недвижимости в текущем уровне цен.

Тема N 24. Сметно - нормативная база стран СНГ и дальнего зарубежья.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Программе

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ - СМЕТЧИКОВ

 

1. Какими официальными документами Госстроя России введена профессиональная аттестация руководящих работников и специалистов в области ценообразования и сметного нормирования?

2. Какие сметы и расчеты включаются в состав сметной документации?

3. Какие документы входят в понятие "Локальная смета"?

4. Какие затраты включаются в локальные сметы?

5. Какие затраты относятся к внутренним санитарно - техническим работам?

6. Что понимается под объектной сметой?

7. Какие лимитированные затраты включаются в объектные сметы?

8. На какой основе осуществляется подсчет объемов работ в локальных сметах?

9. Какие налоги и платежи включаются в сметную стоимость?

10. Какие главы содержит сводный сметный расчет на строительство и капитальный ремонт?

11. Какие затраты определяются в главе 1 сводного сметного расчета "Подготовка территории строительства"?

12. Затраты по каким объектам включаются в главу 2 сводного сметного расчета?

13. Затраты по каким объектам включаются в главу 3 сводного сметного расчета?

14. Затраты по каким объектам включаются в главу 4 сводного сметного расчета?

15. Затраты по каким объектам включаются в главу 5 сводного сметного расчета?

16. Затраты на какие инженерные сети и сооружения включаются в главу 6 сводного сметного расчета?

17. Какие затраты включаются в главу 7 сводного сметного расчета?

18. Включаются ли затраты на временные здания и сооружения в главу 8 сводного сметного расчета?

19. Включаются ли затраты на прочие работы и затраты в главу 9 сводного сметного расчета?

20. Включаются ли затраты на содержание дирекции или технического надзора строящегося предприятия в главу 10 сводного сметного расчета?

21. Включаются ли затраты на подготовку эксплуатационных кадров для строящегося предприятия в главу 11 сводного сметного расчета?

22. Включаются ли затраты на проектные и изыскательские работы, а также на авторский надзор в главу 12 сводного сметного расчета?

23. За итогом сводного сметного расчета включаются ли: резерв средств на непредвиденные расходы и затраты, возвратные суммы и сумма налога на добавленную стоимость (НДС)?

24. Что учитывают прямые затраты?

25. Как определяются прямые затраты?

26. Как начисляются накладные расходы и плановые накопления в базисном (1984 г.) уровне цен?

27. Как начисляются накладные расходы и сметная прибыль в уровне цен 2000 года?

28. Какие элементы стоимости включены в сметную цену на материалы?

29. Как определяется резерв на непредвиденные расходы?

30. Какая часть резерва на непредвиденные работы и затраты включается в объектные сметы?

31. Какая часть резерва на непредвиденные работы и затраты включается в объектные сметы для реконструкции и технического перевооружения объектов?

32. Какие показатели включаются в элементные сметные нормы?

33. Чем отличается единичная расценка от элементной сметной нормы?

34. Необходимы ли для определения прямых затрат ресурсным методом элементные нормы (ресурсы), текущие цены ресурсов?

35. В каком уровне цен производится оценка ресурсов при определении стоимости ресурсным методом?

36. Какая нормативная база рекомендуется для применения в настоящее время в локальных сметах Госстроем России?

37. Какие затраты входят в состав договорной цены при строительстве?

38. В каком размере определяется сумма налога на добавленную стоимость (НДС)?

39. Какие затраты включаются в понятие оптовой цены изделия?

40. Затраты на какие виды работ и услуг включаются в сметную стоимость?

41. Методы определения сметной стоимости?

42. Что понимается под ресурсным методом определения сметной стоимости?

43. В чем отличие ресурсного метода от ресурсно - индексного и базисно - индексного методов определения сметной стоимости?

44. Какие здания учитываются в нормах затрат на строительство временных зданий и сооружений?

45. Как определяется размер средств для титульных временных зданий и сооружений?

46. Порядок определения размера средств на временные здания и сооружения?

47. В каком размере указываются возвратные суммы от разборки временных зданий и сооружений?

48. Нормирование пусконаладочных работ?

49. Отражение в сметных расчетах лизинговых, страховых и таможенных платежей?

50. Определение балансовой стоимости объектов недвижимости после завершения строительства и объектов незавершенного строительства при их консервации?

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

к Программе

 

     Номера тем     
(Приложение 1 к  
     Программе)     

      Повышение     
    квалификации    

  Профессиональная 
   переподготовка  

             Количество часов            

    72   

   100   

   500   

  1000  

Тема N 1

    2    

    4    

   12    

   24   

Тема N 2

    2    

    4    

   12    

   24   

Тема N 3

    2    

    4    

   20    

   40   

Тема N 4

    6    

    8    

   56    

  112   

Тема N 5

    4    

    4    

   10    

   20   

Тема N 6

    4    

    4    

   20    

   40   

Тема N 7

    2    

    4    

   12    

   24   

Тема N 8

    4    

    6    

   24    

   48   

Тема N 9

    4    

    4    

   20    

   40   

Тема N 10

    2    

    4    

   12    

   24   

Тема N 11

    4    

    4    

   20    

   40   

Тема N 12

    4    

    4    

   20    

   40   

Тема N 13

    4    

    4    

   12    

   24   

Тема N 14

    4    

    4    

   28    

   56   

Тема N 15

    4    

    6    

   24    

   48   

Тема N 16

    2    

    4    

   12    

   24   

Тема N 17

    4    

    4    

   20    

   40   

Тема N 18

    4    

    4    

   20    

   40   

Тема N 19

    2    

    4    

   12    

   24   

Тема N 20

    2    

    4    

   12    

   24   

Тема N 21

    2    

    4    

   12    

   24   

Тема N 22

    2    

    4    

   12    

   24   

Тема N 23

    2    

    4    

   12    

   24   

Тема N 24

    -    

    -    

   10    

   20   

Практические занятия
и деловые игры      

    -    

    -    

   76    

  152   

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

к Приказу Госстроя России

от 18 апреля 2001 г. N 85

 

Головной центр аттестации            Заместитель председателя

кадров при Госстрое России           Госстроя России

____________________________         _____________________________

 

           ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

 

                    КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ АТТЕСТАТ

                              N 0000

__________________________________________________________________

                     (фамилия, имя, отчество)

прошел проверку        профессиональной        подготовки        в

__________________________________________________________________

            (наименование учебного заведения (центра))

по программе _________________________________________, подтвердил

установленный    уровень    знаний,   предъявляемый   в    области

ценообразования и   сметного   нормирования   в   строительстве  к

__________________________________________________________________

    (руководителю, начальнику отдела, специалисту - сметчику)

сметно - договорной службы _______________________________________

                              (проектной, подрядной, заказчика,

________________________________ организации

экспертизы, эксперта - оценщика)

 

Управление             Руководитель учебного Управление

ценообразования и      заведения (учебного   государственной

сметного нормирования  центра)               собственности учебных

в строительстве и                            заведений и науки

жилищно - коммунальном                       Госстроя России

комплексе Госстроя

России

_____________________  _____________________ _____________________

 

Выдан "__" ______ 200__ г.    Действителен до "__" ______ 200__ г.

 

Учебный центр -               Лицензия N ___

 

 





ТЕХНОРМАТИВЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И ПРОЕКТИРОВЩИКОВ

Яндекс цитирования


Copyright © www.docstroika.ru, 2013 - 2024