Принят и введен в
действие
Постановлением
Госстандарта РФ
от 28 июня 2001 г.
N 251-ст
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Resources
saving. Waste treatment.
Documentation and regulation
of dealing
with production and
consumption waste treating.
Basic principles
ГОСТ Р 51769-2001
Группа Т00, Т51
ОКС 13.030
ОКСТУ 0017
Дата введения
1 января 2002 года
Предисловие
1. Разработан Техническим комитетом по стандартизации ТК N 349
"Вторичные материальные ресурсы".
Российским
межотраслевым научным советом по ресурсосбережению и переработке отходов НИИ
экологии человека и окружающей среды им. А.Н. Сысина
Российской академии медицинских наук.
Внесен Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации,
информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦ СМВ) Госстандарта
России.
2. Принят и введен
в действие Постановлением Госстандарта России от 28 июня 2001 г. N 251-ст.
В настоящем
стандарте реализованы нормы и требования:
Закона Российской
Федерации "О техническом регулировании;
Закона Российской
Федерации "Об экологической экспертизе";
Закона Российской
Федерации "Об отходах производства и потребления";
Закона Российской
Федерации "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их
удалением";
Резолюции ОЭСР о
трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по
регенерации (окончательная) (принята Советом 30 марта 1992 г.)
3. Введен впервые.
Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений
и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях
"Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в
ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные
стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются
также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет.
Введение
В настоящее время в
России накоплено свыше 80 млрд. тонн отходов, ежегодно их образуется еще до 5
млрд. тонн, т.е. количество отходов заметно превышает объемы получаемого
(добываемого) первичного сырья и материалов. Любое промышленное производство
создает отходы: отходы актуальные, которые образуются в процессах производства,
и отходы потенциальные, когда изделия и продукция производства по истечении
сроков годности и эксплуатации или из-за брака переходят в отходы. Это говорит
о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает на
необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора, хранения,
транспортирования, комплексной переработки, с захоронением или уничтожением неутилизируемой части опасных и других отходов.
Проблемы,
порождаемые существованием отходов, можно разделить на две части: снижение
вредного воздействия отходов на человека и окружающую среду
и повторное использование отходов в качестве альтернативного источника энергии
и сырья.
Оба эти направления
обращения с отходами до последнего времени развивались независимо. Нивелирование
отрицательного воздействия отходов на человека и окружающую среду решалось с
помощью нормативно-правового государственного регулирования. Повторное
использование отходов считалось саморегулирующимся в рыночных отношениях.
Эффективность приведенных подходов крайне низкая.
На данном
этапе развития экономики только одновременное и комплексное применение таких
механизмов, как рыночное и государственное нормативное (техническое)
законодательство и правовое регулирование, способно эффективно решать поставленные
выше задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для
получения товарных продуктов и энергии, и как следствие - снижать негативное
воздействие отходов на человека и окружающую среду.
Настоящий стандарт
направлен на решение проблем нормативного, правового и рыночного регулирования
обращения с отходами на внутрироссийском и региональных уровнях.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
устанавливает общие принципы и основные положения документирования и
регулирования процессов обращения с отходами производства и потребления с
учетом степени и характеристик различных видов опасности, их ресурсной ценности
и контроля достоверности получаемых при этом результатов.
Настоящий
стандарт распространяется на любые выявленные и вывозимые за пределы
предприятия-изготовителя отходы, а также на продукцию с истекшими сроками
годности, бракованную и устаревшую, техногенные отходы, ранее накопленные на
территории России, образовавшиеся в результате долговременной деятельности
предприятий и пригодные или непригодные для использования в виде вторичного
сырья сразу или после соответствующей подготовки с учетом обеспечения при этом
требований безопасности людей, промзон и окружающей среды.
Настоящий стандарт
не распространяется на радиоактивные отходы и на ликвидируемые объекты
вооружения и военной техники.
Положения
настоящего стандарта применяют расположенные на территории России предприятия,
организации, региональные и другие объединения (далее - предприятия) любых форм
собственности и подчинения, а также органы управления в части их деятельности
по обращению с отходами производства и потребления.
Положения,
установленные в настоящем стандарте, применяют в научно-технической, учебной и
справочной литературе, а также в других документах, устанавливающих порядок
организации выполнения работ, являющихся объектами стандартизации при обращении
с отходами производства и потребления.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и
классификаторы:
ГОСТ Р 14.01-2005 Экологический менеджмент. Общие положения и
объекты регулирования
ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы
ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь
ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами.
Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования
ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация
и методы переработки ртутьсодержащих отходов. Основные положения
ГОСТ Р 53691-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами.
Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования
ГОСТ Р 53692-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы
технологического цикла отходов
ГОСТ Р 53791-2010 Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла
изделий производственно-технического назначения. Общие положения
ГОСТ Р 54097-2010 Ресурсосбережение. Наилучшие доступные
технологии. Методология идентификации
ГОСТ Р 54098-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные
ресурсы. Термины и определения
ГОСТ Р 54099-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные
ресурсы. Основная номенклатура вторичного сырья
ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности,
продукции и услуг (ОКДП)
ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции (ОКП)
ОК 007-93 Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)
ОК 019-95 Общероссийский классификатор объектов
административно-территориального деления (ОКАТО).
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить
действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному
указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию
на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым
информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный
стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует
руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт
отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в
части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Общие
положения
3.1.
Нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с отходами
базируется на нормативных и методических документах, направленных на
информационное обеспечение следующих аспектов деятельности:
- классификация
отходов по ОК 005, [11], [12];
- учет образования
по ГОСТ Р 53791, движения (регионального,
внутрироссийского и межгосударственного) образовавшихся и ввозимых на
территорию России партий отходов, способов их ликвидации с утилизацией, согласно
ГОСТ Р 53691, [1], [2], инертных и удалением отходов I - IV класса опасности,
согласно ГОСТ Р 53692, в результате которых они прекращают свое существование
(переработка в товарную продукцию, захоронение, уничтожение и т.п.);
- качественное и
количественное определение видов и классов опасности документируемых отходов по
ГОСТ Р 51768, [3], [4], [6], [8], [9], [11] - [17];
- определение
ресурсных характеристик документируемых отходов по ГОСТ Р
17.0.0.06, [18], [19], [21], [22];
- экспертиза и
лицензирование предприятий в части их деятельности, связанной с обращением с
отходами по [5], [7], [10];
- контроль
правильности терминологии (ГОСТ Р 14.01, ГОСТ Р ИСО
14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 54098 и достоверности информации в сфере обращения
с отходами.
3.2. По совокупности
сведений, полученных в результате документирования деятельности по обращению с
отходами, разрабатывают единый документ, называемый паспортом отхода I - IV
класса опасности согласно ГОСТ Р 53691, который в
машиноориентированной форме содержит информацию об отходах по каждой из
позиций, перечисленных в 3.1.
3.3. Паспорт отхода
I - IV класса опасности заполняют с момента регистрации конкретного отхода на
основании поступления исходной информации о его
количестве, месте расположения, собственнике и/или владельце, а закрывают после
прекращения существования паспортизуемых отходов в результате их переработки,
захоронения или уничтожения. Паспорт отхода I - IV класса опасности открывают,
закрывают и вносят изменения и дополнения в соответствии с процедурой,
приведенной в нормативной и методической документации.
3.4. Нормативные и
методические документы по проблемам деятельности в сфере обращения с отходами
разрабатывают заинтересованные федеральные, региональные и отраслевые органы.
3.5. Нормативные и
методические документы не должны противоречить положениям законодательных актов
и федеральных программ.
3.6. Каждый этап
технологического цикла отходов (ЭТЦО) в соответствии с ГОСТ Р
53692 должен быть документирован в установленном порядке. На основе настоящего
стандарта рекомендуется разрабатывать стандарты организаций с установлением
конкретного содержания выполняемых работ на ЭТЦО.
3.7.
Документирование и осуществление работ на каждом ЭТЦО должно опираться на
наилучшие доступные технологии, учитывающие передовой отечественный в
соответствии с ГОСТ Р 54097, межгосударственный,
международный [23] - [26], [28] - [33], региональный [27], [34] и зарубежный
опыт [35].
4.
Документирование деятельности по обращению с отходами
4.1. Целью документирования отходов в аспекте их классификации и
соответствующего кодирования является создание единого языка общения в
рассматриваемой области между различными субъектами как на межотраслевом,
межрегиональном, так и на межгосударственном и международном уровнях. В
сферу документирования входит номенклатурная часть идентификации отходов, место
образования, месторасположение, агрегатное состояние, проявляемые виды
опасности, содержание опасных, особо опасных, ресурсных и ценных компонентов и
т.п. При этом классификация может содержать элементы статистического учета
(количество классифицируемых отходов, полные данные о собственнике/владельце,
реализованный способ обращения с ними и т.п.). Для достижения
межгосударственного взаимодействия при разработке различных аспектов классификации
рекомендуется в наиболее полной форме использовать соответствующие документы
Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), Организации Экономического
Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и других международных организаций. Для
облегчения общения на внутрироссийском и постсоюзном
пространстве рекомендуется, в свою очередь, использовать классификаторы ОКП,
ОКПО, ОКАТО, ГОСТ Р 52105, [12], [13].
4.2. Результаты
образования (ГОСТ Р 53791), движения (ГОСТ Р 53692) и
ликвидации отходов с утилизацией инертных их частей и удалением отходов I - IV
класса опасности, захоронение которых проводят на основе требований [19],
учитывают по формам статистической отчетности в этой области, а также другим
формам, действующим в смежных областях.
Учитывая
то, что в последнее время в ряде национальных, межгосударственных и
международных документов появились формы кодирования таких характеристик
отходов, как класс токсичности, перечни опасных компонентов отходов, перечни
свойств отходов, определяющих их опасность, рекомендуется последовательно
расширять формы отчетности за счет включения в них перечисленных позиций и
вводить в действие такие формы на местном, региональном и федеральном уровнях.
Разработка любой
формы учета должна сопровождаться соответствующим программным обеспечением,
позволяющим обрабатывать получаемую информацию по правилам, существующим в
области обработки статистических данных.
4.3.
Документирование отходов I - IV класса опасности [8], в т.ч.
их токсичных [17] характеристик, заключается в оценке соответствующих классов
опасности, определяемых расчетными или экспериментальными методами. При
расчетном определении класса токсичности документируют все характеристики
отхода, на основании которых был вычислен класс токсичности, и приводят
литературные источники, которые были использованы для его расчета. В этом
случае не требуется экспериментально определять не только класс токсичности
отходов, но и их состав. Состав отходов определяют на основании состава
первичного сырья, из которого образовались отходы, и воздействий, которым это
сырье подвергалось, причем концентрацию компонентов определяют по принципу
"не более".
Кроме этого,
документируют данные о других видах опасности отходов, таких как пожаро- и
взрывоопасность, химическая реакционная способность, коррозионная активность,
горючесть и др.
4.4. Сведения о
мерах предосторожности при обращении с отходами (необходимость применения
специальной защитной одежды, противогазов или респираторов, избежание контактов
с водой и т.п.) и особенности транспортирования отходов (перечисление возможных
или, напротив, запрещенных транспортных средств, особенности упаковки и
погрузки при транспортировании и т.п.) должны быть приведены в виде отдельных
разделов. В одном из этих разделов должен быть приведен перечень первоочередных
мер, принимаемых при возникновении аварийной ситуации (см. также ГОСТ Р 12.1.052).
Наличие или
отсутствие у отходов перечисленных видов опасности определяют экспериментально
в соответствии с действующими нормативами либо делают заключение на основании
известных характеристик компонентов данных отходов с указанием соответствующих
источников, приводящих к этим выводам.
4.5. При
документировании ресурсных характеристик отходов указывают три группы сведений:
- сведения о
составе и физико-химических, технологических свойствах отходов;
- сведения о сырье
и материалах, из которых образовались отходы, и характер основных воздействий,
которым подверглись эти материалы, что позволяет специалисту прогнозировать
любые технологически значимые характеристики отходов;
- сведения обо всех
внедренных, разработанных (лабораторные, пилотные установки, опытное
производство) или только предложенных (патенты, научные работы) отечественных
и/или зарубежных технологиях переработки отходов данного вида.
4.6. Лицензии
выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в
результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее,
получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение,
уничтожение отходов и т.п.). Для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче
лицензии проводят экспертизу соответствующего предприятия. Контролю подлежат
наличие организационно-технических возможностей и материально-технического
оснащения для выполнения заявленных видов деятельности, компетентность
персонала в проведении заявленных действий, а также в случае возникновения
нештатной (аварийной) ситуации.
4.7. Процедуры
контроля выполнения требований нормативных документов в сфере обеспечения
безопасного обращения с отходами производства и потребления осуществляют
уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами.
4.7.1. Минприроды
России осуществляет государственную политику [20], нормативно-правовое
регулирование в сфере обращения с отходами, а также проводит приостановление
или отмену неправомерных решений служб и агентств.
4.7.2.
Уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами
осуществляет в регионах: выдачу разрешений на выбросы и сбросы; оформление
лимитов размещения отходов; выдачу лицензий на обращение с отходами I - IV
класса опасности; проведение государственной экологической экспертизы.
4.7.3.
Уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами
осуществляют в регионах государственный экологический контроль.
4.8. Исключен с 1 января 2012 года. - Изменение N 1, утв.
Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 755-ст.
5.
Региональная система регулирования работ с отходами
на основе их
паспортизации и сертификации
5.1. Сертификация
отходов по опасным признакам является обязательной и вводится в регионах на
основе соответствующих постановлений органов местного управления. Сертификация
по техногенным характеристикам отходов, содержащих ресурсные и ценные
компоненты, является добровольной или обязательной также по решению органов
местного управления.
При отсутствии
необходимых нормативно-методических документов для целей сертификации опасных
и/или ресурсных свойств отходов может быть использован паспорт опасного отхода.
5.2. Возможности
регионального регулирования работами с отходами на основе их паспортизации и
сертификации приведены на схеме (рисунок 1). Она может быть скорректирована
исходя из региональной целесообразности, направленной на эффективное и
комплексное решение проблем безопасного обращения с отходами, ресурсосбережение
и улучшение экологической обстановки.
Учет
отходов Контроль
за обращением с отходами
┌────────────────┐
┌────────────────────────┐
┌────────────────┐
│
Регистрация │ │ Система │
│ Система │
│ отходов │
│ лицензирования │
│ сертификации │
└────────┬───────┘
└───────────┬────────────┘
└────────┬───────┘
└────────────────────┬─┴─┬──────────────────────┘
│ │
┌──────────┴───┴─────────────┐
┌──────────────┐ │
ПАСПОРТ ОПАСНОГО ОТХОДА │
┌──────────────┐
│
Система
├───┤(ГОСТ Р
53692, ГОСТ Р 53691)├─┤
Органы по │
│ информации,
├───┤
Производитель, объем,
├─┤ сертификации,│
│классификации,│ │ состав, класс опасности, │ │испытательные │
│ кодирования, │ │ требования безопасности │ │ лаборатории │
│ кадастры,
│ │при удалении
(переработка, │
└──────────────┘
│ базы и банки │ │захоронение, уничтожение), │
│
данных │ │
правила хранения │
└──────────────┘
└────────────┬───────────────┘
│
┌───────────────┬───────┴──────────┬───────────────┐
┌───────┴─────┐
┌───────┴─────────┐
┌──────┴──────┐
┌──────┴─────┐
│Производство,│
│Транспортирование│ │ Переработка │
│Захоронение,│
│
маркетинг │ │ │ │ │ │ уничтожение│
└─────────────┘
└─────────────────┘
└─────────────┘
└────────────┘
Рисунок 1. Схема
регионального регулирования обращением
с отходами на
основе их паспортизации и сертификации
Приложение А
(справочное)
БИБЛИОГРАФИЯ
А.1.
Отечественные нормативно-правовые и нормативно-методические документы по
обращению с отходами
[1]
Федеральный закон "О ратификации Базельской
конвенции о контроле за трансграничной перевозкой
опасных отходов и их удалением" от 25 ноября 1994 г. N 49-ФЗ
[2]
Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г.
N 184-ФЗ
[3]
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 818
"О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения
паспортизации опасных отходов"
[4]
Постановление Правительства Российской
Федерации от 24
июля 2000 г. N 554 "Положение о государственном
санитарно-эпидемиологическом нормировании"
[5]
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 г. N 340
"Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с
опасными отходами" (с изменениями от 3 октября 2002 г.)
[6]
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 766
"О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок
опасных отходов"
[7] Постановление
Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. N 524 "Об
утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов"
[8] Приказ
Минприроды России от 15.06.2002 N 511 "Об утверждении критериев отнесения
опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды"
[9] Приказ
Минприроды России от 18 июля 2002 г. N 451 "О лицензировании деятельности
по обращению с опасными отходами" (с изменениями от 29 ноября 2002 г.)
[10]
Распоряжение МПР России от 2 декабря 2002 г. N 483-р "Об утверждении
"Методических рекомендаций по организации лицензирования деятельности по
обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации"
[11] Приказ
Минприроды России от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасных
отходов"
[12] Приказ
Минприроды России от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении Федерального
классификационного каталога отходов"
[13] Приказ
Минприроды России от 30.07.2003 N 663 "О внесении дополнений в Федеральный
классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом МПР России от
02.12.2002 N 786 "Об утверждении Федерального классификационного каталога
отходов"
[14] СанПиН
42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных
мест"
[15] СанПиН
2.1.7-95 "Правила очистки
населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почв. Порядок
хранения, транспортировки, захоронения и утилизации (токсичных) промышленных
отходов"
[16] СанПиН
2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов
лечебно-профилактических учреждений"
[17] СП
2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности
токсичных отходов производства и потребления"
[18]
Федеральный закон "Об отходах
производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (в ред.
Федерального закона от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
[19]
Федеральный закон "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона
"Об отходах производства и потребления" от 8 ноября 2008 г. N 196-ФЗ
[20]
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404
"О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации"
[21]
Модельный закон "Об экологической
безопасности", принят на 22-м пленарном заседании МПА СНГ
(Постановление N 22-18 от 15 ноября 2003 г.)
[22]
Модельный закон "Об отходах производства и потребления", принят на
29-м пленарном заседании МПА СНГ (Постановление N 29-15 от 31 октября 2007 г.)
А.2.
Перечень международных и региональных документов <*> по обращению с
отходами
--------------------------------
<*> Директивы
не приняты в Российской Федерации, но некоторые из них, в частности [28],
являются основой для разработки технических регламентов.
[23]
Директива Совета 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 г. "Об отходах",
измененная в соответствии с Директивой 91/156/ЕЭС, Директивой 96/350/ЕЭС, а
также Решение Комиссии от 24 мая 1996 г.
[24] Директива
Совета Европейского Союза 76/464/ЕЕС от 4 мая 1976 г. "О загрязнении
некоторыми опасными веществами, сбрасываемыми в водную среду Сообщества"
[25] Директива
Совета Европейского Союза 85/337/ЕЭС от 27 июня 1985 г. относительно оценки
влияния некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду
[26]
Директива Совета Европейского Союза 91/689/ЕЕС от 12 декабря 1991 г. "Об
опасных отходах" с последними поправками, внесенными Директивой 94/31/ЕС
[27]
Резолюция Организации Экономического Содействия
развитию (ОЭСР) о трансграничных перемещениях опасных отходов,
предназначенных для операций по регенерации С (92)39
(окончательная) (Принята Советом ОЭСР 30 марта 1992 г.)
[28]
Директива Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О
комплексном предотвращении и контроле загрязнений"
[29] Директива
Совета Европейского Союза 96/82/ЕС от 9 декабря 1996 г. "О контроле за предоставляющими собой серьезность авариями на
объектах, имеющих дело с опасными веществами"
[30] Директива
Совета Европейского Союза 1999/13/ЕС от 11 марта 1999 г. "Об ограничении
выбросов летучих органических соединений, образующихся в результате
использования органических растворителей в определенных видах производственной
деятельности и на определенных объектах"
[31] Директива
Совета Европейского Союза 1999/31/ЕС от 26 апреля 1999 г. о полигонах
захоронения отходов
[32] Директива Совета
Европейского Союза 2000/60/ЕС от 23 октября 2000 г. об основах деятельности
Сообщества в области водной политики
[33]
Директива Совета Европейского Союза 2001/80/ЕС от 23 октября 2001 г. "Об
ограничении выбросов некоторых загрязняющих веществ в атмосферу из крупных сжигательных установок"
[34]
Гармонизация правового и нормативного обеспечения в сфере обращения с упаковкой
и упаковочными отходами. Опыт ЕС и России//Сборник подготовлен в рамках проекта
ТАСИС "Сближение технических правил и стандартов". Российская Федерация (Europe Aid/113648/D/SV/RU) - М.: Ростехрегулирование,
2006
[35]
Улицкий В.А., Васильвицкий А.Е., Плущевский
М.Б. Промышленные отходы и ресурсосбережение /Под редакцией А.Д. Козлова и Т.В.
Боравской. - М.: Изд. "САШКО", 2006/.