Утверждаю
Председатель
Государственного
комитета
Российской
Федерации
по строительству
и
жилищно-коммунальному комплексу
А.Ш.ШАМУЗАФАРОВ
6 сентября 2002
года
Согласовано
Заместитель
Министра
экономического
развития и торговли
Российской
Федерации
В.В.ШИПОВ
4 сентября 2002
года
письмом
Министерства финансов
Российской
Федерации
от 4 сентября 2002
г. N 10-5-2/2-34
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ В 2002 - 2003 ГОДАХ ЭКСПЕРИМЕНТА
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫХ
СОЦИАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
1. Эксперимент по осуществлению адресной социальной поддержки
населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием
персонифицированных социальных счетов (далее именуется эксперимент) проводится
в 2002 - 2003 годах для отработки нового механизма предоставления гражданам
адресной целевой социальной помощи, повышения эффективности использования
финансовых ресурсов, направляемых на предоставление указанной помощи гражданам,
развития конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве и экономического
стимулирования повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения
в рамках реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой
программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 797 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4622).
2. В проведении
эксперимента по применению экономической модели реформирования
жилищно-коммунального хозяйства могут принимать участие субъекты Российской
Федерации, удовлетворяющие условиям участия, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 490 "О проведении
эксперимента по применению экономической модели реформирования
жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 27, ст. 2701).
Перечень субъектов
Российской Федерации, принимающих участие в эксперименте в рамках реализации
указанного Постановления Правительства Российской Федерации, утвержден
Правительственной комиссией по жилищной политике 15 августа 2002 г. N
4880п-П10.
3. Порядок
предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг с
использованием персонифицированных социальных счетов определяется положением о
проведении эксперимента, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент (с учетом
настоящего Порядка), в который рекомендуется включить:
образцы заявлений
граждан для назначения субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг,
обращающихся впервые, граждан, получающих субсидии, и граждан, проходящих
переаттестацию;
порядок
перечисления дотаций на частичное возмещение расходов, связанных с
предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг бюджетам
муниципальных образований;
перечень
информации, отражаемой в счете-квитанции;
условия договоров
граждан с банком, определяющие порядок использования персонифицированных
социальных счетов;
требования по
выбору уполномоченного банка, обслуживающего персонифицированные социальные
счета граждан;
образцы конкурсной
документации по выбору уполномоченного банка;
порядок снижения
размера платежа за жилищно-коммунальные услуги при несоблюдении параметров их
качества и др.;
порядок
установления дифференцированных ставок оплаты жилья и коммунальных услуг в
зависимости от их количества и качества;
порядок
использования средств, зачисленных на персонифицированные социальные счета
граждан, включая предоставление субсидий на оплату твердого топлива (при
наличии печного отопления) и баллонов со сжиженным газом.
4. Средства из бюджета субъекта Российской Федерации направляются
муниципальным образованиям, на территории которых проводится эксперимент, для софинансирования затрат на предоставление субсидий
гражданам и выполнения работ по внедрению персонифицированных социальных счетов
граждан в соответствии с порядком, утверждаемым органом государственной власти
субъекта Российской Федерации с учетом правил предоставления дотаций из фонда софинансирования социальных расходов, устанавливаемых
Правительством Российской Федерации.
Органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, принимающие участие в
проведении эксперимента:
формируют
консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации с учетом обеспечения
средствами на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
определяют,
совместно с соответствующими органами местного самоуправления, в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, уполномоченные банки для
обслуживания эксперимента;
разрабатывают форму
договора между органом местного самоуправления и уполномоченным банком;
осуществляют контроль за проведением эксперимента в муниципальных
образованиях.
6. Органы местного
самоуправления публикуют в печати информацию о новой процедуре предоставления и
использования субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с
положением о проведении эксперимента, утвержденным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
7. Орган местного
самоуправления и уполномоченный банк при заключении договора, содержащего
принципы обслуживания системы персонифицированных социальных счетов, предусматривают
в нем обязательство банка заключать с гражданами договоры, содержащие условия
использования средств персонифицированных социальных счетов.
8. Для предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
или при изменении порядка их получения путем перечисления на
персонифицированные социальные счета граждане подают заявления в орган местного
самоуправления или уполномоченные органом местного самоуправления учреждения
(службы субсидий, отделы социальной защиты с участием расчетно-кассовых центров
по сбору и обработке коммунальных платежей), на которые возложены функции
предоставления гражданам субсидий с использованием персонифицированных социальных
счетов.
9. Органы местного
самоуправления муниципальных образований, участвующих в проведении
эксперимента, обеспечивают формирование своих бюджетов с включением расходов на
предоставление населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг.
10. Орган местного
самоуправления и уполномоченный банк, привлеченный для формирования и
обслуживания системы персонифицированных социальных счетов, обеспечивают
возможность открытия гражданином персонифицированного социального счета
одновременно с принятием решения о предоставлении субсидии.
11. Перечисление на
персонифицированные социальные счета субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг осуществляется ежемесячно не позднее чем за
десять дней до окончания срока, установленного населению для оплаты жилья и
коммунальных услуг.
Субсидии на оплату
твердого топлива (при наличии печного отопления) могут перечисляться на
персонифицированные социальные счета гражданам, имеющим в собственности
индивидуальные жилые дома, один раз в год.
12. Оплата жилья и
коммунальных услуг гражданином, получающим субсидию на персонифицированный
социальный счет, производится в соответствии с платежным документом
(счетом-квитанцией <*>) по установленным ставкам и тарифам и с учетом
льгот, установленных законом или иными правовыми актами.
--------------------------------
<*> Утверждена протоколом заседаний Правительственной комиссии
по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации от
24.05.99 N 3.
13. При невыполнении требований к качеству жилищных и коммунальных
услуг, установленных нормативно-техническими документами и иными обязательными
правилами или предусмотренных договорами, граждане вправе в соответствии с
установленным в муниципальном образовании порядком оформить претензии о
нарушении потребительских свойств или режима предоставления
жилищно-коммунальных услуг и уменьшить размер платежа или не оплачивать
отдельные жилищные и коммунальные услуги.
Средства,
образовавшиеся в виде экономии на социальных персонифицированных счетах в связи
с уменьшением размера платежей граждан из-за нарушения потребительских свойств
или режима предоставления жилищно-коммунальных услуг, остаются на указанных
счетах и используются в дальнейшем для оплаты жилья и коммунальных услуг.
14. При неоплате в течение трех месяцев жилищных и коммунальных услуг
гражданином, получающим субсидию, перечисление субсидий на его
персонифицированный социальный счет после письменного уведомления гражданина
может быть приостановлено до выяснения причин задержки оплаты, полного
погашения им задолженности или согласования с ним сроков ее погашения, а при
отсутствии объективных причин задержки оплаты предоставление субсидий может
быть прекращено.
Процедура безакцептного снятия средств с персонифицированного
социального счета в случае прекращения предоставления субсидий в связи с
неоплатой гражданином жилищно-коммунальных услуг определяется порядком
проведения эксперимента, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации.
15. При обращении
граждан с просьбой о переоформлении субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг на другого члена семьи, совместно с ним проживающего, орган местного
самоуправления или уполномоченное им учреждение обеспечивает возможность
открытия таким гражданином персонифицированного социального счета одновременно
с принятием решения о перечислении субсидий на открытый им счет. Дальнейшее
перечисление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется на
новый персонифицированный социальный счет.
16. По решению
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления установленные ими льготы по
оплате жилья и коммунальных услуг, а также льготы по оплате твердого топлива и
баллонов со сжиженным газом могут быть переведены в форму субсидий и
перечисляться на персонифицированные социальные счета граждан на условиях,
установленных в соответствии с настоящим Порядком.
17. Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления предоставляют ежеквартально в Госстрой России информацию о ходе
и результатах эксперимента по формам и в сроки, установленные Госстроем России
и Минфином России.
18. На время проведения эксперимента на территории муниципальных
образований, участвующих в проведении эксперимента, приостанавливается действие
абзаца первого пункта 7 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату
жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании
системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите
населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 33, ст. 4136).