МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОДОВЫЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
МДС 12-13.2003
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработан Центральным научно-исследовательским и
проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической
помощи строительству (ЦНИИОМТП).
Внесен Управлением государственной строительной политики Госстроя России и
Техническим комитетом по стандартизации (ТК 376) "Эксплуатация
строительно-дорожных машин и оборудования".
2. Взамен
"Рекомендаций по определению годовых режимов работы и эксплуатационной
производительности строительных машин" (ЦНИИОМТП, М., 1982).
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность использования
машин определяется временем, в течение которого машина выполняет работу при
номинальных режимах нагрузки. Чем больше это время, тем лучше используется
машина и выше качество ее эксплуатации.
Оценка качества
использования машины производится сравнением фактического времени,
отработанного машиной, с расчетной нормой времени, определить которую можно,
проведя расчет годового режима работы машины.
Важно не только
установить факт выполнения или невыполнения расчетного годового режима работы
машины, но и наметить мероприятия по улучшению ее использования.
В настоящем
документе дана методика определения годовых режимов работы строительных машин и
приводятся исходные данные для анализа режимов их работы.
Определенные
расчетом годовые режимы работы машин могут применяться не только для оценки
качества эксплуатации строительных машин, но и для сметных расчетов.
Настоящий документ
подготовлен ЦНИИОМПТ (Колосков В.Н., Гутарев Ю.А., Корытов Ю.А.) и Управлением государственной
строительной политики Госстроя России (Молоткова Л.Н., Симонов С.Н.).
1. ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий документ
распространяется на эксплуатацию строительных машин в части определения годовых
режимов их работы.
Документ
устанавливает правила определения годовых режимов работы строительных машин,
содержит исходные данные для расчетов и типовые годовые режимы работы
строительных машин.
Документ
предназначен для использования во всех организациях, занимающихся
проектированием, изготовлением и эксплуатацией строительных машин.
2.
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем
документе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 2.601-95.
ЕСКД. Эксплуатационные документы
ГОСТ 25646-95.
Эксплуатация строительных машин. Общие требования
ГОСТ 25866-83. Эксплуатация
техники. Термины и определения
СП 12-134-2001.
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и
дорожных машин
МДС 12-8.2000.
Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных
машин.
3. ТЕРМИНЫ
И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Годовой режим
работы строительной машины - продолжительность рабочего времени и перерывов в
работе в течение года.
Суточный режим
работы строительной машины - продолжительность рабочего времени и перерывов в
работе в течение суток.
Коэффициент
внутрисменного использования строительной машины - отношение времени
использования машины по назначению к продолжительности сменного рабочего
времени.
Эксплуатация
строительной машины и условия эксплуатации машины - по ГОСТ 25866.
4. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. Режим работы
строительных машин определяется продолжительностью времени работы машины и
перерывов в работе машин за соответствующий период календарного времени.
Рабочее время машин
включает продолжительность выполнения операций технологического процесса работ
(передвижения машины по фронту работ в пределах одного строительного объекта),
технологических перерывов в работе машин, подготовки машины к работе в начале
смены и сдачи ее в конце смены, технического обслуживания машин в течение смены
(ЕО).
4.2. В основном
режимы работы машин подразделяются на годовые и суточные, но могут
разрабатываться и на другие периоды календарного времени года.
4.3. Определение годового режима работы машин предусматривает получение
данных по распределению календарного времени на рабочее время и время, когда
машина по тем или иным причинам не работает: техническое обслуживание, за
исключением ежесменного, ремонт, перемещение с одного объекта на другой, монтаж
или демонтаж и др. В годовом режиме учитываются только целосменные перерывы в
работе машин.
Годовой режим
работы может определяться как на каждую машину, так и на среднесписочную машину
по каждой группе.
4.4. Суточный режим
определяет количество смен работы машин в течение суток. Количество смен работы
при этом определяется как средняя величина.
5. РАСЧЕТ
ГОДОВОГО РЕЖИМА РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
5.1. Годовые режимы
работы строительных машин должны разрабатываться применительно к конкретным
условиям их эксплуатации, организованной согласно требованиям ГОСТ 25646.
5.2. Годовой режим
работы машин может быть определен в сутках, сменах и часах рабочего времени.
Расчет годового
режима работы машин заключается в определении количества суток, смен, часов;
времени работы
машины в году;
перерывов в работе
машины в результате перебазировок, выходных дней, метеоусловий, ремонта и др.
5.3. Количество
рабочих суток машины в году Д определяется путем
исключения из календарного времени года числа суток перерывов в работе машины
по всем причинам, т.е.
, (1)
где
- праздничные и выходные дни;
-
время, затрачиваемое на перебазировку машин (время на демонтаж, перевозку и
монтаж машин на новом месте работы);
-
перерывы в работе, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями,
при которых машины не могут работать;
-
непредвиденные перерывы в работе машин;
-
время, затрачиваемое на доставку машин на ремонтное предприятие и обратно, а
также время ожидания ремонта;
- время
нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте.
Количество смен
работы машины в году
определяется исходя из количества смен работы
машины в сутки, с учетом требований технологии производства работ и фактически
достигнутой сменности, учитывающей конкретные условия эксплуатации машин в
организации, для которой разрабатываются годовые режимы работы
, (2)
где
- количество смен работы машины в сутки.
Для группы (вида)
машин
рассчитывается исходя из данных о количестве
машин, работавших с различной сменностью в сутки соответствующего календарного
периода времени по следующей формуле
, (3)
где
- количество смен работы отдельных машин в
сутки;
-
среднесписочное количество машин, работавших со сменностью, равной
соответствующей величине
;
-
количество суток работы данной группы машин с одинаковой сменностью;
М - общее
среднесписочное количество работавших машин;
Т - количество
суток, отработанных машинами в соответствующем периоде.
Количество часов
рабочего времени машины в течение года
при продолжительности смены в часах согласно
режиму, установленному для данной организации и в соответствии с действующим
законодательством, определяется как
, (4)
где
- продолжительность рабочей смены, ч.
5.4. Количество
праздничных и выходных дней
принимается по календарю, а при работе машинистов
по скользящему графику - на основании графиков, принятых в данной организации.
5.5. Количество
суток, затрачиваемых на перебазировку машин в течение года
,
определяется на основании данных о количестве и территориальном размещении
строящихся объектов, продолжительности их строительства. При этом учитываются
намечаемые на планируемый период изменения структуры работ, количества и
размещения объектов и мероприятия, сокращающие продолжительность перебазировки.
При определении продолжительности перебазировок машин могут быть использованы
данные, приведенные в Прил. 1 (табл. 1 - 5).
При расчете режимов
использования самоходных колесных машин, которые имеют постоянную стоянку на
эксплуатационной базе строительной организации, время, затрачиваемое ежедневно
на переезды к месту работы и обратно (при расстояниях не более 25 - 30 км),
учитывают в составе сменного рабочего времени и в затраты времени на
перебазировку не включают.
5.6. Перерывы в
работе машин, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями,
определяются на основании данных соответствующих районных управлений
гидрометеослужбы с учетом типа машины.
Данные
гидрометеослужбы по отдельным географическим пунктам о количестве дней в году с
неблагоприятными метеорологическими условиями, влияющими на продолжительность
рабочего времени машин, приведены в Прил. 1 (табл. 6).
5.7. При расчете
годового режима может быть предусмотрено время на перерывы в работе машин по непредвиденным
причинам и резерва времени машин
,
продолжительность которых принимается 3% календарного времени за вычетом
праздничных и выходных дней.
5.8. Время,
затрачиваемое на доставку машин на ремонтное предприятие и обратно, а также
время ожидания ремонта определяются на основании расчетов и данных о
фактических затратах времени (Прил. 2).
5.9. Время
нахождения машины в техническом обслуживании и ремонте
(в сутках) определяется по формуле
, (2)
где
- перерывы в работе машин по всем причинам,
кроме перерывов для технического обслуживания и ремонта;
-
количество смен работы в сутки;
-
продолжительность смены, ч;
-
количество дней нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте в расчете
на 1 ч сменного рабочего времени машины.
5.10. При наличии
счетчика моточасов время нахождения машины в техническом обслуживании и ремонте
(в сутках) можно определить из выражения
, (6)
где
- наработка машины в моточасах.
5.11. Величина
принимается на основании показателей,
содержащихся в эксплуатационной документации, по ГОСТ 2.601,
заводов-изготовителей и фактических сведений по аналогичным машинам.
Если эти данные
отсутствуют, то
определяется по формуле
, (7)
где
- количество технических обслуживаний и
ремонтов каждого вида машин за один ремонтный цикл;
-
продолжительность одного технического обслуживания и ремонта соответствующего
вида машин в рабочих сутках;
-
продолжительность ремонтного цикла в моточасах;
-
коэффициент отношения наработки машины в моточасах к сменному рабочему времени,
за которое она получена.
Значения величины
принимаются по данным МДС 12-8.2000.
Коэффициент
определяется по каждой организации, для
которой рассчитывают режимы работы машин.
5.12. Для упрощения
расчетов
при отсутствии фактических данных о наработке
машин можно пользоваться усредненными значениями коэффициента
,
приведенными в табл. 7 Прил. 1. При определении
режимов работы для парка менее 15 одноименных машин затраты времени на ремонты
рекомендуется определять для каждой машины с учетом фактически отработанного
количества часов.
5.13. При
определении продолжительности перерывов в работе машин по различным причинам
рекомендуется учитывать возможность сокращения их за счет совмещения перерывов
во времени. Так, сутки с неблагоприятными метеорологическими условиями могут
совпадать с выходными и праздничными днями. Продолжительность перерывов в
работе машин в связи с выходными днями может быть уменьшена за счет введения
скользящего графика работы машинистов. Перерывы в работе для технического
обслуживания машин могут быть сокращены за счет организации проведения его в
выходные дни или в нерабочие смены.
6. РАСЧЕТ
ГОДОВОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
6.1. Годовая
эксплуатационная производительность (выработка) машины П
определяется на основании данных годового режима работы машины и ее
эксплуатационной производительности
, (8)
где
- количество часов рабочего времени в году;
-
эксплуатационная производительность машины.
6.2.
Эксплуатационная производительность машины определяется на основании данных о
фактическом количестве часов рабочего времени и выполненном объеме работ за
расчетный период.
Эксплуатационная
производительность
может быть подсчитана по формулам технической
производительности
с учетом коэффициента внутрисменного
использования рабочего времени
, т.е.
. (9)
6.3. Коэффициент
использования внутрисменного времени
определяется на основании данных
систематических наблюдений о внутрисменных потерях рабочего времени.
Если эти данные
отсутствуют, можно использовать значения
,
приведенные в СП 12-134-2001.
7. РАСЧЕТ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
7.1. Для оценки
использования строительных машин по времени и производительности следует
применять следующие показатели:
коэффициент
использования машины по времени в году;
коэффициент
использования внутрисменного времени;
показатель
использования машины по производительности в году.
7.2. Коэффициент
использования машины по времени в году
определяется
, (10)
где
- фактическое количество суток, отработанное
машиной в течение года.
7.3. Коэффициент
использования внутрисменного времени
определяется
, (11)
где
- фактическое время работы машины в смену.
7.4. Показатель
использования машины по производительности в году Р
определяется
, (12)
где
- фактическая годовая эксплуатационная
производительность (выработка) машины.
7.5.
Дополнительными показателями оценки использования машин могут служить данные
анализа режимов работы, полученные путем сравнения фактических затрат времени
на перебазировку машин, техническое обслуживание и ремонт машин, потерь
рабочего времени в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями и
непредвиденными причинами с затратами времени, предусмотренными в режимах
работы.
Эти данные
используют при расчете режимов работы на последующий планируемый период и
разработке мероприятий по улучшению использования машин.
8.
ПРИМЕНЕНИЕ РАСЧЕТОВ ГОДОВЫХ РЕЖИМОВ
РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ
МАШИН
8.1. Типовые
годовые режимы работы строительных машин приведены в табл. 1 - 9 и могут быть
использованы:
для практических
целей планирования и анализа фактического использования машин, если исходные
данные, принятые для расчета режимов, соответствуют условиям работы
организаций, использующих эти режимы;
в качестве
методического пособия для разработки режимов при различии исходных данных
соответствующей строительной организации и принятых в типовых режимах.
Таблица 1
┌────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Элементы режима работы │ Температурные зоны │
│
├────┬─────┬─────┬──────┬─────┬─────┤
│ │ I │ II
│ III │ IV │
V │ VI │
├────────────────────────────┴────┴─────┴─────┴──────┴─────┴─────┤
│ Экскаваторы одноковшовые 1 -
4-размерных групп │
├────────────────────────────┬────┬─────┬─────┬──────┬─────┬─────┤
│Количество
нерабочих суток │163
│166 │166 │168
│173 │189 │
│в
году │ │
│ │ │ │
│
├────────────────────────────┼────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┤
│В
том числе по причинам: │ │
│ │ │
│ │
│
праздничные и выходные дни │115 │115 │115
│115 │115 │115
│
│
перебазировка машин │5 │5
│4 │4 │3
│3 │
│
метеорологические причины │6 │9
│11 │14 │20
│38 │
│
непредвиденные причины │7 │7
│7 │7
│7 │7 │
│
техническое обслуживание │27 │27
│27 │26 │26
│24 │
│и
ремонт │ │
│ │ │ │
│
│
доставка в ремонт и обрат- │3
│3 │2 │2
│2 │2 │
│но,
а также ожидание ремонта│
│ │ │ │ │
│
├────────────────────────────┼────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┤
│Количество
суток работы │202
│199 │199 │197
│194 │176 │
│в
году │ │
│ │ │ │
│
├────────────────────────────┼────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┤
│Количество
часов рабочего │3313│3264
│3264 │3234 │3182
│2886 │
│времени
в году │ │
│ │ │ │
│
└────────────────────────────┴────┴─────┴─────┴──────┴─────┴─────┘
Таблица 2
┌────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Элементы режима работы │ Температурные зоны │
│
├────┬─────┬─────┬──────┬─────┬─────┤
│ │ I │ II
│ III │ IV │
V │ VI │
├────────────────────────────┴────┴─────┴─────┴──────┴─────┴─────┤
│ Бульдозеры │
├────────────────────────────┬────┬─────┬─────┬──────┬─────┬─────┤
│Количество
нерабочих суток │160
│162 │163 │165
│170 │186 │
│в
году │ │
│ │ │ │
│
├────────────────────────────┼────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┤
│В
том числе по причинам: │ │
│ │ │ │
│
│
праздничные и выходные дни │115 │115 │115
│115 │115 │115
│
│
перебазировка машин │7 │7
│6 │6 │5
│5 │
│
метеорологические причины │6 │9
│11 │14 │20
│38 │
│
непредвиденные причины │8 │8
│8 │8 │8
│8 │
│
техническое обслуживание │20 │19
│19 │19 │19
│17 │
│и
ремонт │ │
│ │ │ │
│
│
доставка в ремонт и обрат- │4
│4 │4 │3
│3 │3 │
│но,
а также ожидание ремонта│
│ │ │ │ │
│
├────────────────────────────┼────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┤
│Количество
суток работы в │205
│203 │202 │201
│195 │179 │
│году │ │
│ │ │ │
│
├────────────────────────────┼────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┤
│Количество
часов рабочего │3362│3329
│3313 │3296 │3198
│2936 │
│времени
в году │ │
│ │ │ │
│
└────────────────────────────┴────┴─────┴─────┴──────┴─────┴─────┘
Таблица 3
┌──────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐
│ Элементы режима работы │ Температурные зоны │
│
├─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤
│ │ I
│ II │ III │ IV │
V │
├──────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┤
│ Скреперы │
├──────────────────────────────────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤
│Количество
нерабочих суток в году │ 192 │ 237 │ 242 │ 254 │
264 │
├──────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│В
том числе по причинам:
│ │ │
│ │ │
│
праздничные и выходные дни
│115 │115 │115
│115 │115 │
│
перебазировка машин
│6 │6 │5
│4 │4
│
│
метеорологические причины
│47 │96 │103
│117 │129 │
│
непредвиденные причины
│8 │8 │8
│8 │8 │
│
техническое обслуживание и ремонт│16
│12 │11 │10
│8 │
├──────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Количество
суток работы в году │173 │127
│126 │111 │101
│
├──────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Количество
часов рабочего времени │2837 │2083 │2017 │1820
│1656 │
│в
году │
│ │ │
│ │
└──────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘
Таблица 4
┌──────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐
│ Элементы режима работы │ Температурные зоны │
│ ├─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤
│ │ I
│ II │ III │ IV │
V │
├──────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┤
│ Автогрейдеры │
├──────────────────────────────────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤
│Количество
нерабочих суток в году │183
│230 │236 │249
│261 │
├──────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│В
том числе по причинам:
│ │ │
│ │ │
│
праздничные и выходные дни
│115 │115 │115
│115 │115 │
│
перебазировка машин
│5 │5 │4
│4 │4 │
│
метеорологические причины
│47 │96 │103
│117 │129 │
│
непредвиденные причины
│8 │8 │8
│8 │8 │
│
техническое обслуживание и ремонт│8
│6 │6 │5
│5 │
├──────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Количество
суток работы в году │182 │135
│129 │116 │104
│
├──────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Количество
часов рабочего времени │2985 │2214 │2116 │1902
│1706 │
│в
году
│ │ │
│ │ │
├──────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┤
│ Примечание. Годовой режим
работы автогрейдеров рассчитан│
│применительно к
использованию их на
земляных работах. При│
│использовании автогрейдеров в зимнее время на расчистке дорог и│
│других
работах рабочее время соответственно увеличивается. │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Таблица 5
┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│ Элементы режима работы │ Температурные зоны │
│
├─────┬─────┬────┬─────┬─────┬────┤
│ │ I
│ II │III │ IV │
V │ VI │
├──────────────────────────────┴─────┴─────┴────┴─────┴─────┴────┤
│ Автомобильные краны │
├──────────────────────────────┬─────┬─────┬────┬─────┬─────┬────┤
│Количество
нерабочих суток │152 │157
│158 │161 │164 │181 │
│в
году │ │
│ │ │
│ │
├──────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼────┤
│В
том числе по причинам: │ │
│ │ │
│ │
│
праздничные и выходные дни
│115 │115 │115 │115 │115
│115 │
│
перебазировка машин
│7 │7 │6
│6 │5 │5
│
│
метеорологические причины
│5 │8 │10
│13 │19 │37
│
│
непредвиденные причины
│7 │7 │7
│7 │7 │7
│
│
техническое обслуживание
│16 │16 │16
│16 │15 │14
│
│и
ремонт │ │
│ │ │
│ │
│
доставка в ремонт и обратно, │5
│4 │4 │4
│3 │3 │
│а
также ожидание ремонта │ │
│ │ │
│ │
├──────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼────┤
│Количество
суток работы в │210 │208
│207 │204 │201 │184 │
│году │ │
│ │ │
│ │
├──────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼────┤
│Количество
часов рабочего │3444
│3411 │3395│3346 │3296 │3018│
│времени
в году │ │
│ │ │
│ │
└──────────────────────────────┴─────┴─────┴────┴─────┴─────┴────┘
Таблица 6
┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│ Элементы режима работы │ Температурные зоны │
│
├─────┬─────┬────┬─────┬─────┬────┤
│ │ I
│ II │III │
IV │ V
│ VI │
├──────────────────────────────┴─────┴─────┴────┴─────┴─────┴────┤
│ Краны на пневмоколесном
ходу │
├──────────────────────────────┬─────┬─────┬────┬─────┬─────┬────┤
│Количество
нерабочих суток │163 │165
│168 │169 │172 │188 │
│в
году │ │
│ │ │
│ │
├──────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼────┤
│В
том числе по причинам: │ │
│ │ │
│ │
│
праздничные и выходные дни
│115 │115 │115 │115 │115
│115 │
│
перебазировка машин
│7 │7 │6
│6 │5 │5
│
│
метеорологические причины
│6 │9 │11
│14 │20 │38
│
│
непредвиденные причины
│8 │8 │8
│8 │8 │8
│
│
техническое обслуживание
│22 │22 │22
│22 │21 │19
│
│и
ремонт │ │
│ │ │
│ │
│
доставка в ремонт и обратно, │5
│4 │4 │4
│3 │3 │
│а
также ожидание ремонта │ │
│ │ │
│ │
├──────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼────┤
│Количество
суток работы в │202 │200
│199 │196 │193 │177 │
│году │ │
│ │ │
│ │
├──────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼────┤
│Количество
часов рабочего │3313
│3280 │3264│3214 │3165 │2902│
│времени
в году │ │
│ │ │
│ │
└──────────────────────────────┴─────┴─────┴────┴─────┴─────┴────┘
Таблица 7
┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│ Элементы режима работы │ Температурные зоны │
│
├─────┬─────┬────┬─────┬─────┬────┤
│ │ I
│ II │III │ IV │
V │ VI │
├──────────────────────────────┴─────┴─────┴────┴─────┴─────┴────┤
│ Гусеничные краны │
├──────────────────────────────┬─────┬─────┬────┬─────┬─────┬────┤
│Количество
нерабочих суток │164 │166
│166 │169
│172 │189 │
│в
году │ │
│ │ │
│ │
├──────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼────┤
│В
том числе по причинам: │ │
│ │ │
│ │
│
праздничные и выходные дни │115 │115
│115 │115
│115 │115 │
│
перебазировка машин
│5 │5 │4
│4 │3 │3
│
│
метеорологические причины
│6 │9 │11
│14 │20 │38
│
│
непредвиденные причины
│8 │8 │8
│8 │8 │8
│
│
техническое обслуживание
│24 │23 │23
│23 │22 │21
│
│и
ремонт │ │
│ │ │
│ │
│
доставка в ремонт и обратно, │6
│6 │5 │5
│4 │4 │
│а
также ожидание ремонта │ │
│ │ │
│ │
├──────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼────┤
│Количество
суток работы в │201 │199
│199 │196 │193 │176 │
│году │ │
│ │ │
│ │
├──────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼────┤
│Количество
часов рабочего │3296
│3264 │3264│3214 │3165 │2886│
│времени
в году │ │
│ │ │
│ │
└──────────────────────────────┴─────┴─────┴────┴─────┴─────┴────┘
Таблица 8
┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│ Элементы режима работы │ Температурные зоны │
│
├─────┬─────┬────┬─────┬─────┬────┤
│ │ I
│ II │III │ IV │
V │ VI │
├──────────────────────────────┴─────┴─────┴────┴─────┴─────┴────┤
│ Башенные краны │
├──────────────────────────────┬─────┬─────┬────┬─────┬─────┬────┤
│Количество
нерабочих суток │169 │173
│179 │180 │194 │232 │
│в
году │ │
│ │ │
│ │
├──────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼────┤
│В
том числе по причинам: │ │
│ │ │
│ │
│
праздничные и выходные дни
│115 │115 │115 │115 │115
│115 │
│
перебазировка машин
│20 │20 │20
│20 │20 │20
│
│
метеорологические причины
│8 │12 │19
│21 │36 │78
│
│
непредвиденные причины
│8 │8 │8
│8 │8 │8
│
│
техническое обслуживание
│13 │13 │12
│12 │12 │9
│
│и
ремонт │ │
│ │ │
│ │
│
доставка в ремонт и обратно, │5
│5 │5 │4
│3 │2 │
│а
также ожидание ремонта │ │
│ │ │
│ │
├──────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼────┤
│Количество
суток работы в │196 │192
│186 │185 │171 │133 │
│году │ │
│ │ │
│ │
├──────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼────┤
│Количество
часов рабочего │3214
│3149 │3050│3034 │2804 │2181│
│времени
в году │ │
│ │ │
│ │
└──────────────────────────────┴─────┴─────┴────┴─────┴─────┴────┘
Таблица 9
┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│ Элементы режима работы │ Температурные зоны │
│
├─────┬─────┬────┬─────┬─────┬────┤
│ │ I
│ II │III │ IV │
V │ VI │
├──────────────────────────────┴─────┴─────┴────┴─────┴─────┴────┤
│ Одноковшовые
погрузчики │
├──────────────────────────────┬─────┬─────┬────┬─────┬─────┬────┤
│Количество
нерабочих суток │152 │155
│156 │158 │164 │181 │
│в
году │ │
│ │
│ │ │
├──────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼────┤
│В
том числе по причинам: │ │
│ │ │
│ │
│
праздничные и выходные дни
│115 │115 │115 │115 │115
│115 │
│
перебазировка машин │10
│10 │9 │9
│8 │8 │
│
метеорологические причины
│5 │8 │10
│13 │20 │38
│
│
непредвиденные причины
│7 │7 │7
│7 │7 │7
│
│
техническое обслуживание
│11 │11 │11
│11 │11 │10
│
│и
ремонт │ │
│ │ │
│ │
│
доставка в ремонт и обратно, │4
│4 │4 │3
│3 │3 │
│а
также ожидание ремонта │ │
│ │ │
│ │
├──────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼────┤
│Количество
суток работы в │213 │210
│209 │207 │201 │184 │
│году │ │
│ │ │
│ │
├──────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼────┤
│Количество
часов рабочего │3493
│3444 │3428│3395 │3296 │3018│
│времени
в году │ │
│ │ │
│ │
└──────────────────────────────┴─────┴─────┴────┴─────┴─────┴────┘
8.2. За основу
расчета режимов работы машин приняты:
двухсменная работа
машин при пятидневной рабочей неделе;
продолжительность
смены 8,2 ч;
количество выходных
и праздничных дней - по календарю;
затраты времени на
перебазировку машин - по фактическим данным ряда строительных организаций.
При расчете режимов
перерывы в работе машин по метеорологическим причинам приняты не в среднем по
зоне, а применительно к конкретным пунктам. Для экскаваторов, погрузчиков,
бульдозеров, кранов стреловых приняты следующие пункты: I
зона - Краснодар, II зона - Петербург, III зона - Москва, IV зона - Хабаровск,
V зона - Чита, VI зона - Бодайбо; для тракторов с навесным экскаваторным
оборудованием вместимостью 0,25 м3, скреперов, автогрейдеров: I зона - Краснодар, II зона - Воронеж, III зона - Волгоград, IV
зона - Казань, V зона - Иркутск; для кранов башенных: I
зона - Краснодар, II зона - Минск, III зона - Москва, IV зона - Вятка, V зона -
Кемерово.
Продолжительность
пребывания машин в ремонте и техническом обслуживании определена на основе
данных, приведенных в МДС 12-8.2000.
Техническое
обслуживание машин частично производят во внесменное время, поэтому время,
необходимое для технического обслуживания, уменьшено на 5 - 10%.
Для землеройных
машин, учитывая сезонный характер их использования и возможность проведения
ремонтов в межсезонный период, в режимах указана лишь продолжительность
технических обслуживаний. По этой же причине в режимах не предусмотрено время
на доставку этих машин в ремонт и обратно и ожидание ремонта. Среднесуточное
время работы принято 16,4 ч.
Приложение
1
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
ДЛЯ РАСЧЕТА РЕЖИМОВ
РАБОТЫ
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Таблица 1
Средние
скорости перевозки строительных машин на трайлере
Группа
дорог
|
Тип дорожного покрытия
|
Скорость, км/ч
|
|
В
городе
|
10
|
За
городом
|
|
I
|
Дороги
асфальтобетонные,
цементобетонные
|
15
|
II
|
Дороги
щебеночные, гравийные
|
12
|
III
|
Дороги
грунтовые естественные
|
10
|
Таблица 2
Средние скорости
передвижения пневмоколесных машин,
буксируемых тягачами
Группа
дорог
|
Тип дорожного покрытия
|
Скорость, км/ч
|
|
В
городе
|
20
|
За
городом
|
|
I
|
|
30
|
II
|
|
20
|
III
|
|
15
|
Таблица 3
Средние скорости
передвижения автомобильных
и пневмоколесных
кранов
Группа
дорог
|
Тип дорожного покрытия
|
Скорость, км/ч
|
|
В
городе
|
25
|
За
городом
|
|
I
|
|
40
|
II
|
|
25
|
III
|
|
20
|
Таблица 4
Затраты
времени при перебазировке строительных машин
┌─────────────────────────────────────────────┬──────────────────┐
│ Наименование работ │Затраты времени, ч│
├─────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤
│Погрузка
на трайлер, разгрузка с трайлера:
│ │
│
экскаваторы и краны гусеничные
│ 1 │
│
тракторы, бульдозеры, катки дорожные,
│ 0,75 │
│трубоукладчики,
скреперы │ │
│Прицепка
к буксиру и отцепка от буксира
│ 0,3 │
│машины
на пневмоколесном ходу
│ │
└─────────────────────────────────────────────┴──────────────────┘
Таблица 5
Затраты
времени на одну перебазировку
(монтаж, демонтаж и
перевозка) башенного крана
Грузовой момент крана, кН х м
|
Затраты времени на одну
перебазировку, сутки
|
До 250
От 251 до 500
От 501 до 1000
Более 1000
|
3
8
12
15
|
Таблица 6
Число суток
в году
с неблагоприятными
метеорологическими условиями,
влияющими на продолжительность рабочего времени
машин (по данным
гидрометеослужбы)
Температурные
зоны,
города
|
Факторы, влияющие
на продолжительность
рабочего времени машин
|
Число
суток
|
I
температурная зона
|
|
|
Краснодар
|
Ветер
более 10 м/с
Дождь
|
37,8
18,9
|
II
температурная зона
|
|
|
Петербург
|
Ветер
более 10 м/с
Дождь
|
2,7
11,6
|
Минск
|
Ветер
более 10 м/с
Дождь
|
18,1
11
|
Ростов-на-Дону
|
Ветер
более 10 м/с
Дождь
|
50
13
|
III
температурная
зона
|
|
|
Москва
|
Ветер
более 10 м/с
Дождь
|
21,5
15,8
|
Гурьев
|
Ветер
более 10 м/с
Дождь
|
43,1
2,9
|
Владивосток
|
Ветер
более 10 м/с
Дождь
|
128,7
20,8
|
Петропавловск-
Камчатский
|
Ветер
более 10 м/с
Дождь
|
149,4
29,8
|
Волгоград
|
Ветер
более 10 м/с
Дождь
|
52,4
7,9
|
Саратов
|
Ветер
более 10 м/с
Дождь
|
41,4
6
|
Псков
|
Ветер
более 10 м/с
Дождь
|
10
9,3
|
Рязань
|
Ветер
более 10 м/с
Дождь
|
22,4
11,3
|
IV
температурная зона
|
|
|
Мурманск
|
Ветер
более 10 м/с
Дождь
|
87,8
8,5
|
Казань
|
Ветер
более 10 м/с
Дождь
|
19,4
8,2
|
Хабаровск
|
Температура
- 30 °С
Ветер более 10 м/с
Дождь
|
4,9
65,7
16,2
|
Уфа
|
Температура
- 30 °С
Ветер более 10 м/с
Дождь
|
1,6
7,5
6,5
|
Вятка
|
Температура
- 30 °С
Ветер более 10 м/с
Дождь
|
2,4
30,7
10,3
|
V
температурная зона
|
|
|
Нижний
Тагил
|
Температура
- 30 °С
Ветер более 10 м/с
Дождь
|
3,5
12,5
8,9
|
Омск
|
Температура
- 30 °С
Ветер более 10 м/с
Дождь
|
7,7
15,4
8,9
|
Кемерово
|
Температура
- 30 °С
Ветер более 10 м/с
Дождь
|
9,3
51,4
8,8
|
Красноярск
|
Температура
- 30 °С
Ветер более 10 м/с
Дождь
|
8,1
21,7
7,9
|
Иркутск
|
Температура
- 30 °С
Ветер более 10 м/с
Дождь
|
11,3
3,6
10
|
Чита
|
Температура
- 30 °С
Ветер более 10 м/с
Дождь
|
19,2
4,5
10
|
Братск
|
Температура
- 30 °С
Ветер более 10 м/с
Дождь
|
20,3
3,3
4,3
|
Таблица 7
Количество
суток нахождения машин
в техническом
обслуживании и ремонте,
приходящееся на 1
моточас,
и значения
коэффициента
Машины
|
Техническое
обслуживание
и ремонт
|
К
п
|
Экскаваторы
одноковшовые (1 - 4-размерные
группы)
|
0,016
|
0,48
|
Экскаваторы
многоковшовые
|
0,017
|
0,44
|
Бульдозеры
|
0,015
|
0,45
|
Скреперы
|
0,016
|
0,74
|
Автогрейдеры
|
0,011
|
0,46
|
Рыхлители
на базе тракторов
|
0,018
|
0,69
|
Корчеватели
и кусторезы
|
0,013
|
0,32
|
Буровые
машины
|
0,016
|
0,24
|
Сваебойное
оборудование
|
0,012
|
0,25
|
Катки
моторные
|
0,007
|
0,4
|
Асфальтоукладчики,
бетоноукладчики
|
0,012
|
0,36
|
Краны
стреловые автомобильные
|
0,017
|
0,22
|
Краны
стреловые пневмоколесные
|
0,025
|
0,33
|
Краны
стреловые гусеничные
|
0,026
|
0,34
|
Краны
башенные
|
0,014
|
0,4
|
Подъемники
строительные мачтовые
|
0,002
|
0,1
|
Трубоукладчики
|
0,018
|
0,4
|
Погрузчики
одноковшовые
|
0,016
|
0,26
|
Приложение
2
ПРИМЕР
РАСЧЕТА
ГОДОВОГО РЕЖИМА
РАБОТЫ
И ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
ОДНОКОВШОВЫХ
ЭКСКАВАТОРОВ
Исходные данные
Состав парка:
экскаваторы - 8 шт., третьей размерной группы, универсальные, гидравлические,
на гусеничном ходу, оборудованные обратной лопатой с ковшом вместимостью 0,65
м3.
В планируемом году
пройдут капитальный ремонт 2 экскаватора.
Температурная зона,
для которой рассчитывается режим работы, - III (Волгоград).
Фактическое число
перебазировок экскаваторов за прошедший год составило 96, или
= 12 перебазировок на один среднесписочный
экскаватор при среднем времени на одну перебазировку 7 ч.
Экскаваторы
работают в 1,5 смены, продолжительность смены 8,2 ч при пятидневной рабочей
неделе.
Расчет годового
режима
1. Количество
выходных и праздничных дней в году - 115. Для повышения выработки машин на
летние месяцы (июнь, июль, август) следует организовать скользящий график
работы машинистов и за счет этого уменьшить простои в выходные и праздничные
дни.
Количество выходных
и праздничных дней
в этом случае составит:
= 115 -
27 = 88 дней,
где 27 - количество
выходных дней в июне-августе.
2. Затраты времени
на перебазировку машин. В планируемом году, для которого определяют режим
работы экскаваторов, увеличивается число строящихся объектов, причем средняя
величина объема земляных работ, приходящаяся на один объект, уменьшается на 8%
и составит по отношению к базовому году 0,92.
В результате
среднее количество перебазировок на одну машину изменится следующим образом:
.
Затраты времени на
перебазировку экскаватора составят:
13 х 7 = 91 ч.
При организации
работ по перебазировке машин в две смены затраты
в сутках составят:
= 91:
16,4 = 6 суток.
3. Перерывы в
работе экскаваторов в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями.
В соответствии с Прил. 1 (табл. 6) для III зоны (Волгоград) число суток с
неблагоприятными условиями
(с дождем) составляет 7,9
8.
4. Перерывы в
работе машин по непредвиденным причинам. Величину перерывов по непредвиденным
причинам определяют на основании рассмотрения фактических данных о перерывах в
работе машин за отчетный (базовый) период.
Для данного примера
принимается продолжительность непредвиденных перерывов
в размере 3% количества календарных суток, за
исключением праздничных и выходных дней, т.е.
= (365
- 87)0,03 = 8 суток.
5. Время, затрачиваемое на перевозку машин в ремонт и из ремонта и на
ожидание ремонта, Д
определяют расчетом из условия, что перевозка в капитальный ремонт
осуществляется на трайлере на расстояние L = 100 км по дорогам первой группы со
скоростью V = 15 км/ч (Прил. 1, табл. 1), затраты времени на погрузку и
разгрузку на объекте и ремонтном предприятии t = 2 ч (Прил. 1, табл. 4),
сдача машин в ремонт и приемка из ремонта занимают
= 3 суток и ожидание ремонта
= 4 суток.
Таким образом,
время, затрачиваемое на транспортировку в ремонт и из ремонта и ожидание
ремонта, составит
= 8,3
суток,
где 12 -
продолжительность движения трайлера и погрузочно-разгрузочных работ, ч/сут.
На одну
среднесписочную машину рассматриваемого парка величина
составляет
= 2
суток,
где 8 - количество
машин в парке, из которых 2 подвергаются капитальному ремонту.
6. Затраты времени
на техническое обслуживание и ремонт экскаваторов определяются по формуле (2).
Общая величина
перерывов в работе
равна
= 88 +
6 + 8 + 8 + 2 = 112 суток.
Количество суток
нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч сменного
времени
определяется по данным Прил.
1 (табл. 7)
= 0,016
х 0,48 = 0,008 сут/маш.-ч.
Количество суток
нахождения экскаваторов в техническом обслуживании и ремонте
составит
= 23
суток.
7. Годовой режим
работы экскаваторов характеризуется следующими данными:
Количество
нерабочих суток в году ........................ 135
В том
числе:
праздничные и выходные дни .............................. 88
перебазировка машин ...................................... 6
метеорологические причины ................................ 8
непредвиденные причины ................................... 8
техническое обслуживание и ремонт ....................... 23
доставка
в ремонт, из ремонта и ожидание ремонта ......... 2
Количество
суток работы в году ........................... 221
Среднесуточное время работы, ч
.......................... 16,4
Количество
часов рабочего времени в году ................ 3624
8. Годовая
эксплуатационная производительность (выработка) составит
= 3624
х 36 х 0,8 = 104371 м3 = 104 тыс. м3,
где
= 36 м3/ч - техническая производительность
экскаватора;
= 0,8 -
коэффициент использования внутрисменного времени для данной организации при
работе в грунтах 1 группы в отвал.