Принят и введен в
действие
Постановлением
Госстандарта РФ
от 18 марта 2003 г.
N 81-ст
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УСЛУГИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Physical
culture, health-improvement and sport services.
Requirements for consumers'
safety
ГОСТ Р 52025-2003
Группа Т50
ОКС 03.080.30;
ОКСТУ 0131
Дата введения
1 июля 2003 года
Предисловие
1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом
физической культуры и спорта (ВНИИФК).
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 444
"Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги".
2. Принят и введен
в действие Постановлением Госстандарта России от 18 марта 2003 г. N 81-ст.
3. Введен впервые.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
устанавливает требования к физкультурно-оздоровительным и спортивным услугам,
обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителей, сохранность их
имущества, а также методы контроля.
Требования
настоящего стандарта распространяются на организации и индивидуальных
предпринимателей, оказывающих физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги
(далее - спортивные услуги).
На основе
настоящего стандарта могут быть разработаны стандарты, устанавливающие
требования к группам однородных спортивных услуг.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.004-91.
Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и
спортивные. Общие требования.
3.
Определения
В настоящем
стандарте использованы термины по ГОСТ Р 52024, а
также следующий термин с соответствующим определением:
3.1. Безопасность
услуги: безопасность услуги для жизни, здоровья, имущества потребителя и
окружающей среды при обычных условиях ее использования, а также безопасность
процесса оказания услуги [1].
4. Общие
требования
4.1. При оказании
спортивных услуг уровень риска для жизни и здоровья потребителей
как в обычных условиях, так и во внештатных ситуациях (пожар, стихийные
бедствия и т.п.) должен быть минимальным.
4.2. Риск для жизни
и здоровья потребителей при оказании спортивных услуг возникает в условиях:
- отсутствия
информации об оказываемых услугах;
- проведения
занятий, тренировок, соревнований;
- использования
спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря.
4.3. При оказании
спортивных услуг к факторам риска относят:
- травмоопасность;
- пожароопасность;
- биологические
факторы;
- воздействие
окружающей среды;
- физические
перегрузки;
- специфические
факторы риска;
- прочие факторы.
4.3.1. Травмоопасность
4.3.1.1. Травмоопасность для потребителей спортивных услуг может
возникнуть в результате следующих причин:
-
неудовлетворительное состояние физкультурно-оздоровительных и спортивных
сооружений, площадок, трасс, маршрутов;
- несоответствие
трасс, маршрутов уровню подготовленности спортсменов;
-
неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия при оказании услуг;
- неблагоприятные
метеорологические условия при оказании услуг;
- использование при
оказании услуг неисправного спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря;
- неблагоприятные
эргономические характеристики используемого при оказании услуг спортивного
снаряжения и инвентаря (неудобная обувь - потертости кожных покровов у
спортсменов и т.п.);
- низкий уровень
теоретической, методической и практической подготовленности тренера,
преподавателя, инструктора и методиста;
- комплектование
группы спортсменов с различной физической и технической подготовленностью;
- проведение
занятий и тренировок при отсутствии принципа постепенности, последовательности
в овладении двигательными навыками и индивидуального подхода к спортсмену;
- отсутствие или
недостаточная разминка перед тренировкой и соревнованием или чрезмерно
интенсивная разминка;
- технически
неправильное исполнение приемов и упражнений при проведении занятий, тренировок
и соревнований;
- недостаточная
физическая подготовленность спортсмена;
- низкий уровень
технико-тактической и морально-волевой подготовки спортсмена;
- отклонения в
состоянии здоровья спортсмена;
- дисциплинарные
нарушения.
4.3.1.2. Для
снижения травмоопасности при оказании спортивных
услуг необходимо выполнять следующие требования:
- соблюдение правил
эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, трасс,
маршрутов, спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря;
- регулярное техническое
освидетельствование спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря;
- соблюдение
эргономических требований к используемому спортивному оборудованию, снаряжению
и инвентарю;
- использование
спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря, соответствующего виду спорта,
включая средства индивидуальной защиты;
- соблюдение режима
занятий и тренировок;
- соответствующая
квалификация тренера, инструктора;
- наличие
врачебно-педагогического наблюдения за проведением занятий, тренировок,
соревнований;
- профилактика
травматизма, включая обучение потребителей навыкам самоконтроля при проведении
занятий, тренировок, соревнований;
- информирование
потребителей спортивных услуг о факторах риска и мерах по предупреждению травм.
Потребители должны
быть информированы о том, как избежать возможных травм и какие экстренные меры
следует предпринять в случае получения травмы.
4.3.2. Пожароопасность
Номенклатура
требований и показателей по обеспечению безопасности потребителей от
воздействия данного фактора риска и методы их поверки - по ГОСТ 12.1.004.
Эксплуатация
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений - в соответствии с
требованиями нормативных документов [2], [3].
4.3.3.
Биологические факторы
К биологическим
факторам относят патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности,
микроорганизмы, вызывающие аллергические и другие токсические реакции.
Для предупреждения
воздействия данных факторов риска на потребителей спортивных услуг необходимо:
- соблюдать
установленные санитарные нормы и правила обслуживания;
- применять
оборудование и препараты для дезинфекции, дезинсекции
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
- проводить
предварительные и периодические медицинские осмотры обслуживающего персонала.
4.3.4. Воздействие
окружающей среды на потребителей спортивных услуг обусловлено повышенными или
пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в
зоне обслуживания потребителей, резкими перепадами барометрического давления
(при оказании услуг в горной местности).
Показатели
микроклимата в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях должны
соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям.
Предупреждение
вредных воздействий окружающей среды обеспечивают:
- учет погодных
особенностей района (места расположения) физкультурно-оздоровительных и
спортивных сооружений;
- оснащение
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений устройствами
кондиционирования, вентиляции, озонирования воздуха, отопления, автоматического
контроля и сигнализации;
- ветрозащитные
стенки физкультурно-спортивных и игровых площадок;
- рациональное
проектирование трасс, маршрутов для проведения тренировок и соревнований.
4.3.5. При
проведении занятий и тренировок физические нагрузки должны соответствовать
уровню физической подготовленности потребителей, возрасту, полу, состоянию
здоровья.
Занятия и
тренировки следует проводить в присутствии тренера (преподавателя, инструктора)
и при наличии в физкультурно-оздоровительном или спортивном сооружении
медицинского работника.
4.3.6.
Специфические факторы риска при оказании спортивных услуг обусловлены:
- техническим
состоянием используемых объектов материально-технической базы
(физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, спортивного
оборудования, снаряжения и инвентаря и т.д.);
- уровнем
профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (тренеров,
преподавателей, инструкторов);
- подготовкой
потребителей к занятиям, тренировкам, соревнованиям (инструктаж, экипировка,
снаряжение).
4.3.7. Прочие
факторы риска
К прочим факторам
риска относят опасности, связанные с отсутствием необходимой информации о
физкультурно-оздоровительной и спортивной услуге и ее характеристиках.
Потребителям услуг
должна быть предоставлена достаточная информация об оказываемых спортивных
услугах (основных характеристиках услуг, условиях обслуживания) в соответствии
с требованиями, установленными в действующих нормативных документах [1], [4].
Для потребителей
услуг необходимо проводить инструктаж по безопасности, учитывающий специфику
физкультурно-оздоровительных занятий, тренировок и соревнований по конкретным
видам спорта.
4.3.8. Исполнители
спортивных услуг должны иметь комплект действующих нормативных документов по
обеспечению безопасности потребителей и руководствоваться ими в своей
деятельности.
5. Контроль за выполнением требований безопасности
5.1. Для отдельных
видов спорта в начале сезона следует оценить состояние эксплуатации
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, трасс, маршрутов и их
готовность к эксплуатации.
Текущие
проверки обеспечения безопасности потребителей спортивных услуг проводят в
соответствии с планами и графиками технических осмотров
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (спортзалов, тренажерных
залов, игровых залов и помещений, бассейнов, открытых и закрытых спортивных и
игровых площадок и др.), трасс, маршрутов, спортивного оборудования, снаряжения
и инвентаря, проверок безопасности проведения занятий, тренировок,
соревнований, медицинского обеспечения.
5.2. Для контроля
безопасности обслуживания потребителей спортивных услуг используют следующие методы:
-
визуальный - осмотр физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений,
трасс, маршрутов, спортивного оборудования, тренажеров, инвентаря и т.д.;
- инструментальный
контроль - измерение состояния воздуха, воды, технического состояния
спортивного оборудования, снаряжения, инвентаря и т.д.;
- социологические
исследования - проведение опроса или интервьюирования потребителей услуг и
оценка результатов опроса;
- аналитический -
анализ содержания документации: паспорта спортивного сооружения, медицинского
журнала осмотра спортсменов, наличия и правильности оформления обязательных
документов и др.;
-
врачебно-педагогическое наблюдение при проведении занятий, тренировок и
соревнований (оценка уровня физической, технико-тактической, психологической и
функциональной подготовленности спортсменов, а также состояния их здоровья);
- экспертный -
опрос тренеров, преподавателей и др. о безопасности обслуживания потребителей
при оказании услуг и оценка результатов опроса.
Приложение А
(справочное)
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] Закон
Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992
г. N 2300-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от
9 января 1996 г. N 2-ФЗ, от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ)
[2] Закон
Российской Федерации "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г.
N 69-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 22
августа 1995 г. N 151-ФЗ, от 18 апреля 1996 г. N 32-ФЗ, от 24 января 1998 г. N
13-ФЗ)
[3]
ППБ-0-148-87. Правила пожарной безопасности для спортивных сооружений
[4]
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской
Федерации". Принят Государственной Думой 13 января 1999 г. N 80-ФЗ.