Принят и введен в
действие
Постановлением
Госстандарта России
от 27 марта 2003 г.
N 100-ст
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМОБИЛИ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ
НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Motor
vehicles with petrol engines.
Emission
of the exhaust gas pollutants.
Norms and methods of the control
for estimation of
technical condition
ГОСТ Р 52033-2003
Группа Д24
ОКС 43.060;
ОКП 45 1000
Дата введения
1 января 2004 года
Предисловие
1. Разработан
Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный
научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ)
Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром
Российской Федерации - Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным
институтом (ГНЦ НАМИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом
метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС).
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация
автомобильного транспорта и автотранспортные услуги".
2. Принят и введен
в действие Постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003 г. N 100-ст.
3. Введен впервые.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
распространяется на находящиеся в эксплуатации автотранспортные средства с
бензиновыми двигателями (далее - автомобили) категорий
,
,
,
,
,
<*>, оснащенные или не оснащенные
системами нейтрализации отработавших газов.
--------------------------------
<*>
Определение категорий приведено в соответствии с приложением 7 Сводной
резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3 документ
TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3).
Настоящий стандарт
устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей
оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка
воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и
двигателя.
Требования
настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и качеством
изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их технической
эксплуатации, установленных изготовителем.
Настоящий стандарт
распространяется на транспортные средства, по своей технической характеристике
попадающие под действие ГОСТ Р 41.83 и ГОСТ Р 51832.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83) Единообразные
предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов
вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей
ГОСТ Р 51832-2001 Двигатели внутреннего сгорания с принудительным
зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой
более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. Технические
требования и методы испытаний
ГОСТ 12.1.003-83
Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88
Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования
к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-90
Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие
требования
3.
Определения и обозначения
В настоящем стандарте
применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначение:
3.1. Автомобили,
находящиеся в эксплуатации: автомобили, прошедшие регистрацию в установленном
порядке.
3.2. Рабочая
температура охлаждающей жидкости или моторного масла: температура охлаждающей
жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего
двигателя.
3.3. Коэффициент
избытка воздуха,
:
безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей
в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по
результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.
3.4. Система
нейтрализации отработавших газов: совокупность устройств, включающая в себя,
как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним
датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих
веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.
3.5. Экологический
класс: классификационный код, характеризующий транспортное средство в
зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
3.6. Изготовитель:
лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).
3.7.
Диагностический индикатор: световой индикатор, расположенный на панели приборов
автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями
"Проверь двигатель" ("Check engine"), "Обслужи двигатель" ("Service engine soon") и т.п., информирующий водителя о появлении
неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших
газов.
3.8. Встроенная
(бортовая) система диагностирования двигателя: совокупность входящих в
конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование
водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации
отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.
4.
Нормативные значения содержания загрязняющих
веществ и
коэффициента избытка воздуха
4.1.
Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при
работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной (
) и
повышенной (
)
частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных изготовителем
автомобиля.
При отсутствии
данных, установленных изготовителем автомобиля:
- значение
, не
должно превышать:
для автомобилей категорий
и
,
для автомобилей остальных категорий;
- значение
устанавливают в пределах:
для автомобилей категории
и
, не
оборудованных системами нейтрализации;
для автомобилей категории
и
,
оборудованных системами нейтрализации, и для автомобилей остальных категорий
независимо от их комплектации.
4.2.
Содержание оксида углерода и углеводородов должно быть в пределах значений,
установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного
средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных - не
должно превышать значений, указанных в таблице 1.
Таблица 1
┌─────────────────────────────┬─────────────┬───────────┬────────┬────────┐
│Категории
и комплектация <1> │Дата выпуска │ Обороты
│Объемная│Объемная│
│ транспортных средств │ │ холостого
│доля CO,│доля CH,│
│ (экологический класс) <2> │ │ хода
│ % │
-1 │
│ │ │ │ │ млн │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M
и N
│До 31.12.1986│Минимальные│ 4,5
│ - │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M и N │С
01.01.1987 │Минимальные│
3,5 │ 1200
│
│
1 1 │по
31.12.2006├───────────┼────────┼────────┤
│ │ │Повышенные │ 2,0
│ 600 │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M
, M , N и N │С 01.01.1987
│Минимальные│ 3,5 │
2500 │
│
2 3
2 3 │по
31.12.2006├───────────┼────────┼────────┤
│ │ │Повышенные │ 2,0
│ 1000 │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M и N , оснащенные системами│С 01.01.2007 │Минимальные│ 0,5
│ - │
│
1 1 │по
31.12.2012├───────────┼────────┼────────┤
│нейтрализации
отработавших
│
│Повышенные │
0,3 │ 100
│
│газов <3> (экологические │ │ │ │ │
│классы
2, 3, 4) │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M
, M , N и N , оснащенные │С 01.01.2007
│Минимальные│ 0,5 │
- │
│
2 3
2 3 │по
31.12.2012├───────────┼────────┼────────┤
│системами
нейтрализации отра-│
│Повышенные │
0,3 │ 200
│
│ботавших газов
<3> (экологи- │
│ │ │ │
│ческие классы 2, 3, 4)
│ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M и N , оснащенные системами│С 01.01.2013 │Минимальные│ 0,3
│ - │
│
1 1 │
├───────────┼────────┼────────┤
│нейтрализации
отработавших
│
│Повышенные │
0,2 │ 100
│
│газов <3> (экологические │ │ │ │ │
│классы
4 и выше) │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M
, M , N и N , оснащенные │С 01.01.2013
│Минимальные│ 0,3 │
- │
│
2 3
2 3 │ ├───────────┼────────┼────────┤
│системами
нейтрализации отра-│
│Повышенные │
0,2 │ 200
│
│ботавших газов
<3> (экологи- │
│ │ │ │
│ческие классы 4 и
выше) │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┴─────────────┴───────────┴────────┴────────┤
│
<1> В эксплуатационных документах
автомобиля изготовитель
указывает│
│штатную комплектацию
автомобиля оборудованием для снижения выбросов│
│загрязняющих веществ
(далее - вредные выбросы); предельно допустимое│
│содержание
оксида углерода, углеводородов и
допустимый диапазон значений│
│коэффициента
избытка воздуха лямбда. │
│
<2> Экологическая классификация автомобилей
в соответствии с│
│Приложением
Г. │
│
<3> Дополнительные требования для автомобилей этой группы установлены│
│в
4.3 и 6.4.3.
│
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4.3.
Значение коэффициента избытка воздуха
в режиме холостого хода на
у автомобилей,
оборудованных системой нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах
данных, установленных изготовителем. Если данные изготовителя отсутствуют или
не указаны, значение коэффициента избытка воздуха
должно быть от 0,97 до 1,03.
4.4. Системы,
агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ,
должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти
выбросы не превышали установленных настоящим стандартом в период всего срока
эксплуатации автомобиля при условии соблюдения правил эксплуатации и
технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции
(руководстве).
5.
Требования к техническому состоянию систем
автомобиля и
двигателя
5.1.
Техническое состояние систем автомобиля и двигателя в соответствии с разделом 3
приложения 4 ГОСТ Р 41.83 должно соответствовать
требованиям, указанным в таблице 2.
Таблица 2
Система
автомобиля
|
Требования к техническому состоянию
|
Система выпуска
отработавших газов
|
Комплектность (отсутствие элементов системы
выпуска не допускается); герметичность
(отсутствие механических пробоев и сквозной
коррозии; при работе двигателя на
холостом
ходу в соединениях и элементах системы выпус-
ка отработавших газов не должно быть
утечек,
а для
автомобилей, оборудованных системой
нейтрализации отработавших газов, не допуска-
ются утечки в атмосферу минуя нейтрализатор)
|
Система нейтрали-
зации отработавших
газов и другое
оборудование для
снижения вредных
выбросов
|
Комплектность (отсутствие или несоответствие
эксплуатационным документам элементов системы
нейтрализации, системы улавливания паров
топлива, рециркуляции отработавших газов,
экономайзера принудительного холостого хода и
т.п. не допускается)
|
Система
вентиляции картера
|
Комплектность; герметичность (рассоединение
трубок в системе вентиляции картера двигате-
ля, утечка картерных газов через
различные
неплотности в атмосферу не допускаются)
|
Встроенная систе-
ма диагностирова-
ния двигателя
|
Функционирование диагностического индикатора
соответствует исправной работе
двигателя
и его
систем (диагностический индикатор
при работе двигателя выключен)
|
Система
питания
|
Комплектность
(отсутствие или несоответствие
элементов системы питания эксплуатационным
документам не допускается);
герметичность (подтекание бензина не
допускается)
|
5.2. Проверку
автомобилей на соответствие требованиям 4.2, 4.3 и 5.1 рекомендуется проводить
в случаях, перечисленных в Приложении А.
6. Методы
измерений
6.1. Общие
требования
6.1.1. Атмосферные
условия при проведении измерений нормируемых компонентов в отработавших газах
автомобиля должны находиться в следующих пределах:
- температура
окружающего воздуха - от минус 7 °С до плюс 35 °С;
- атмосферное
давление - не ниже 92,0 кПа (690 мм рт. ст.).
6.1.2. При
измерениях следует применять газоанализаторы, тахометры и пр. (далее -
приборы), соответствующие требованиям Приложения Б и
имеющие действующие свидетельства о поверке [1].
Температура
окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность в месте
расположения прибора и другие условия его использования должны соответствовать
требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации предприятия-изготовителя
прибора.
6.2. Подготовка к
проведению измерений
6.2.1. Внешним
осмотром проверяют наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих
снижение вредных выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации
автомобиля установленной изготовителем измерения не проводят.
6.2.2. Перед
измерением двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей
температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по
эксплуатации автомобиля, но не ниже 60 °С.
6.2.3. После
прогрева двигателя проводятся следующие операции:
- устанавливают
рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в
нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической
коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль"
или "паркинг";
- затормаживают
автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;
- устанавливают
противооткатные упоры под ведущие колеса транспортных средств;
- подключают
датчики тахометра и измерителя температуры масла;
- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу
автомобиля на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза
трубы. При отсутствии возможности ввести пробоотборный
зонд в выпускную трубу на указанную глубину допускается проводить измерения с
использованием дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность в местах
соединения с выпускной трубой. При применении газоотвода,
надеваемого на выпускную трубу автомобиля при проведении измерений или
регулировке двигателя (например, в закрытом помещении), газоотвод
должен иметь отверстие для введения пробоотборника газоанализатора;
- полностью
открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора).
6.3.
Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации
отработавших газов
6.3.1. Перед
проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания
газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.
6.3.2. Измерения
проводят в следующем порядке:
- запускают
двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают
частоту вращения коленчатого вала двигателя до
и работают в этом режиме не менее 15 с;
- отпускают педаль
управления дроссельной заслонкой, устанавливая минимальную частоту вращения
вала двигателя (в соответствии с 4.1), и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов;
- устанавливают
повышенную частоту вращения вала двигателя
и не ранее чем через 30 с
измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.
6.4.
Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами нейтрализации
отработавших газов
6.4.1. Перед
проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания
газоанализатора на шкалах измерения СО, СН и
.
Содержание
должно быть в пределах, установленных в
инструкции (руководстве) по эксплуатации газоанализатора.
6.4.2. Измерения
выполняют в следующем порядке:
- запускают
двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают
частоту вращения вала двигателя до
,
выдерживают этот режим в течение 2 - 3 мин (при температуре окружающего воздуха
ниже 0 °С - 4 - 5 мин) и после стабилизации показаний
измеряют содержание СО, СН и фиксируют значение коэффициента избытка воздуха
;
- устанавливают
минимальную частоту вращения вала двигателя
(в соответствии с 4.1) и не ранее чем через 30
с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.
Приступать к измерению на
следует не позднее чем через 30 с после
проверки в режиме
.
6.4.3. На
автомобилях, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов и встроенной
системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют
работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям
диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:
- при
включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен
быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии
соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания
дальнейшую процедуру проверки прекращают;
- после пуска
двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если
диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном
состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.
Примечания. 1. При
наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в
каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения
содержания оксида углерода и углеводородов.
2. При проведении
измерений или регулировке двигателя в закрытом помещении газоотвод,
надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие
для введения пробоотборника газоанализатора.
3. Результаты
измерений регистрируют в журнале (Приложение В).
6.5. Проведение
измерений на бензиновых двигателях гибридных автомобилей проводят в
соответствии с 6.3 или 6.4 в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем.
При отсутствии сервисного режима проверка работоспособности двигателя и системы
нейтрализации проводится по показаниям диагностического индикатора,
расположенного на приборной панели в соответствии с 6.4.3.
7.
Требования безопасности
7.1. В помещениях
для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:
-
санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ
12.1.005;
- уровень шума - по
ГОСТ 12.1.003;
- уровень вибрации
- по ГОСТ 12.1.012.
7.2. При измерении
уровня выбросов загрязняющих веществ в случае
необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность
самопроизвольного перемещения автомобиля.
Приложение А
(рекомендуемое)
УСЛОВИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ
НА СООТВЕТСТВИЕ
ТРЕБОВАНИЯМ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА
Проверки могут быть
проведены:
- на предприятиях,
изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических и
контрольных испытаниях серийной продукции;
- при
сертификационных испытаниях;
- при контроле
технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально уполномоченными органами;
- на предприятиях,
эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании,
ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение
содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;
- на предприятиях,
осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.
Приложение Б
(обязательное)
ТРЕБОВАНИЯ
К ПРИБОРАМ
Б.1.
Метрологические и технические характеристики газоанализаторов
Б.1.1. Для
измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей
применяют четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения
содержания CO, CH, диоксида углерода
и кислорода
, для
проведения измерений на автомобилях экологического класса 4 и выше, выпущенных
после 01.01.2013, применяются четырехканальные газоанализаторы, соответствующие
приборам класса 00; 0.
Б.1.2. Применяют
для измерения содержания:
- СО, СН и
в отработавших газах - газоанализаторы
непрерывного действия, принцип действия которых основан на инфракрасной
спектроскопии;
-
- электрохимический сенсор.
Б.1.3. Четырехканальные
газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО, СН,
и
,
должны соответствовать по метрологическим характеристикам приборам классов 00;
0 или I в соответствии с классификацией, изложенной в [2].
Б.1.4.
Газоанализаторы должны быть укомплектованы пробоотборным
зондом, который вставляют в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300
мм и удерживают в фиксированном положении с помощью специального устройства.
Конструкция пробоотборного зонда должна обеспечивать
подачу пробы в газоанализатор без изменения ее состава.
Б.1.5. Минимальные
диапазоны измерений газоанализаторов указаны в таблице Б.1.
Таблица Б.1
┌────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐
│
Класс │ Диапазон измерений, объемная
доля │
│прибора
├──────────────┬────────────┬───────────┬───────────────┤
│ │ │ │ │ -1
│
│ │ СО, %
│ СО , % │
0 , % │ СН, млн │
│ │ │ 2
│ 2 │ │
├────────┼──────────────┼────────────┼───────────┼───────────────┤
│00;
0; I│ 0 - 5 │
0 - 16 │ 0 - 21
│ 0 - 2000 │
│(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от
02.05.2012│
│N 63-ст)
│
├────────┼──────────────┼────────────┼───────────┼───────────────┤
│Позиция исключена
с 1 июля
2012 года. - Изменение N 1, утв.│
│Приказом
Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст. │
└────────┴──────────────┴────────────┴───────────┴───────────────┘
Б.1.6. Пределы
допускаемой абсолютной (
) или
относительной (
)
погрешности (что больше) измерения объемной доли компонентов для
газоанализаторов разных классов должны соответствовать указанным
в таблице Б.2.
Таблица Б.2
┌────────┬──────────────┬────────────────────────────────────────┐
│
Класс │ Погрешность │
Пределы допускаемой погрешности <1> │
│прибора
│
├──────────┬─────────┬─────────┬─────────┤
│ │ │ CO
│ CO │
O │ CH
│
│ │ │ │ 2
│ 2 │ │
├────────┼──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 00
│Абсолютная <2>│ +/- 0,02 │ +/- 0,3 │ +/-
0,1 │ +/- 4 │
│
├──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ │Относительная │ +/-
5% │ +/- 5% │ +/- 5% │
+/- 5% │
├────────┼──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 0
│Абсолютная <2>│ +/- 0,03 │ +/- 0,5 │ +/-
0,1 │ +/- 10 │
│
├──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ │Относительная │ +/-
5% │ +/- 5% │ +/- 5% │
+/- 5% │
├────────┼──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ I
│Абсолютная <2>│ +/- 0,06 │ +/- 0,5 │ +/-
0,1 │ +/- 12 │
│
├──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ │Относительная │ +/-
5% │ +/- 5% │ +/- 5% │
+/- 5% │
├────────┴──────────────┴──────────┴─────────┴─────────┴─────────┤
│ <1> Абсолютная или относительная, что
больше. │
│ <2> Абсолютная погрешность
измерения объемной доли оксида│
│углерода, диоксида
углерода и кислорода указана в
процентах,│
│объемной
доли углеводородов - в миллионных долях. │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Б.1.7.
Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с пределами погрешности,
указанными в таблице Б.2, при следующих условиях:
- температура
окружающей среды - от 5 °С до 40 °С;
- относительная
влажность - не более 85% без конденсации;
- атмосферное
давление - от 86,0 кПа до 106,0 кПа;
- напряжение
питания - от минус 15% до плюс 10% от номинального
напряжения;
- частота тока -
+/- 2% от номинальной частоты;
- напряжение
аккумулятора автомобиля:
- аккумуляторы 12 В - от 9 В до 16 В,
- аккумуляторы 24 В - от 16 В до 32 В.
Б.1.8. Исключен с 1 июля 2012 года. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст.
Б.1.9.
Четырехканальные газоанализаторы должны иметь программное обеспечение,
позволяющее рассчитывать коэффициент
по формуле
, (1)
где [
], [СО], [
] -
объемная доля диоксида, оксида углерода и кислорода соответственно, %;
-
отношение числа атомов водорода к числу атомов углерода в бензине,
= 1,7261;
-
отношение числа атомов кислорода к числу атомов углерода в бензине,
= 0,0176;
-
поправочный коэффициент для пересчета содержания углеводородов, измеренного
инфракрасным методом, на гексан.
=
, если
сумма углеводородов выражена в объемных долях (
) гексана. Значение
может быть уточнено изготовителем прибора;
[СН] - объемная
доля углеводородов в пересчете на гексан,
.
Б.1.10. Время
установления выходного сигнала (показаний) не должно превышать, с:
- 30 - для каналов
измерения СО,
и СН;
- 60 - для канала
измерения
.
Б.1.11.
Газоанализаторы должны быть градуированы по многокомпонентным смесям,
содержащим не менее трех компонентов с указанными ниже диапазонами объемных
долей:
- для
четырехканальных газоанализаторов:
СО - 0,3% - 5%;
- 4% -
16%;
СН - 100 - 2000
;
- 0,5%
- 20,9%;
газ-разбавитель -
азот или воздух (для смесей, не содержащих кислород);
- для двухканальных
газоанализаторов:
СО - 0,5% - 7%;
- 4% -
16%;
СН - 100 - 2500
;
газ-разбавитель -
азот или воздух.
Число
многокомпонентных смесей, применяемых для градуировки газоанализаторов,
установлено инструкциями по их эксплуатации.
Отношение
погрешности, с которой установлено содержание компонента в поверочной газовой
смеси, к пределу допускаемой основной погрешности газоанализатора должно быть
не более 1/3. В обоснованных случаях допускается увеличение отношения до 1/2.
Б.1.12. Допускается
применять газоанализаторы, работа которых основана на других принципах
действия, соответствующие приведенным выше требованиям.
Б.2. Требования к
тахометрам
Тахометры должны
обеспечивать измерения в двух минимальных диапазонах частоты вращения
коленчатого вала двигателя: от 0 до 1200
и от 0 до 6000
с погрешностью не более +/- 2,5% верхнего
предела измерений.
Б.3. Требования к
измерителям температуры масла
Температура масла
должна быть измерена в диапазоне от 20 до 100 °С с погрешностью не более +/- 2,5 °С.
Приложение В
(рекомендуемое)
Приложение
Г
(справочное)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ОСНАЩЕННЫХ ИСКРОВЫМИ (БЕНЗИНОВЫМИ) ДВИГАТЕЛЯМИ
Экологическая
классификация автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми)
двигателями, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице Г.1.
Таблица Г.1
┌─────────────┬──────────────────────────────┬────────────────────────────┐
│Экологический│
Категории автотранспортных
│ Выполняемые
требования │
│ класс
│ средств,
оснащенных │ к предельному содержанию │
│ │ искровыми (бензиновыми) │
вредных (загрязняющих) │
│ │ двигателями │ веществ │
├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ 2
│ M и M максимальной массой │Правила ЕЭК ООН N 83-04 [3],│
│ │ 1
2 │уровень выбросов B │
│ │не более 3,5 т │ │
│
├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ N │Правила ЕЭК
ООН N 83-04 [3],│
│ │ 1 │уровень
выбросов B, или CO -│
│ │ │55 г/кВт.ч, CH - 2,4 │
│ │ │г/кВт.ч, окислов азота NO -│
│ │ │ x │
│ │ │10 г/кВт.ч при испытании │
│ │ │по
Правилам ЕЭК ООН N 49-03 │
│ │ │[4] (испытательный цикл
ESC)│
│
├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ M максимальной массой свыше │CO - 55 г/кВт.ч, CH - 2,4 │
│ │ 1 │г/кВт.ч, окислов азота NO -│
│ │3,5 т, M , M , N и N
│ x │
│ │ 2
3 2 3
│10 г/кВт.ч при
испытании по │
│ │ │Правилам
ЕЭК ООН N 49-03 [4]│
│ │ │(испытательный
цикл ESC) │
├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ 3
│ M и M максимальной массой │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5],│
│ │ 1
2 │уровень выбросов A │
│ │не более 3,5 т │ │
│
├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ N │Правила ЕЭК
ООН N 83-05 [5],│
│ │ 1 │уровень
выбросов A, или CO -│
│ │ │20 г/кВт.ч, CH - 1,1 │
│ │ │г/кВт.ч, окислов азота NO -│
│ │ │ x │
│ │ │7 г/кВт.ч при испытании │
│ │ │по
Правилам ЕЭК ООН N 49-03 │
│ │ │[4] (испытательный
цикл ESC)│
│
├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ M максимальной массой свыше │CO - 20 г/кВт.ч, CH - 1,1 │
│ │ 1 │г/кВт.ч, окислов азота NO -│
│ │3,5 т, M , M , N и N
│ x │
│ │ 2
3 2 3
│7 г/кВт.ч при
испытании │
│ │ │по
Правилам ЕЭК ООН N 49-03 │
│ │ │[4] (испытательный цикл
ESC)│
├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ 4
│ M и M максимальной массой │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5],│
│ │ 1
2
│уровень выбросов B
│
│ │не более 3,5 т │ │
│
├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ N │Правила ЕЭК
ООН N 83-05 [5],│
│ │
1
│уровень выбросов B, или CO -│
│ │ │4 г/кВт.ч, CH - 0,55 │
│ │ │г/кВт.ч, окислов азота NO -│
│ │ │ x │
│ │ │2 г/кВт.ч при испытании │
│ │ │по
Правилам ЕЭК ООН N 49-03 │
│ │ │[4]
(испытательный цикл ESC)│
│
├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ M максимальной массой свыше │CO - 4 г/кВт.ч, CH - 0,55 │
│ │ 1 │г/кВт.ч, окислов азота NO -│
│ │ │ x │
│ │3,5 т, M , M , N и N
│2 г/кВт.ч при
испытании │
│ │ 2
3 2 3
│по Правилам ЕЭК ООН N
49-03│
│ │ │[4]
(испытательный цикл ESC)│
├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ 5
│ M и M максимальной массой │Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6] │
│ │ 1
2
│
│
│ │не более 3,5 т, N │ │
│ │ 1 │ │
└─────────────┴──────────────────────────────┴────────────────────────────┘
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства
измерений. Порядок проведения поверки средств измерений
[2] OIMLR
99-1&2:2008 International Recommendation
Instruments for measuring vehicle exhaust emissions (Рекомендации Международной
Организации Законодательной Метрологии МОЗМ Р 99-1 (2)
Приборы для измерения уровня выбросов выхлопных газов транспортных средств)
[3] Правила
ЕЭК ООН N 83-04 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств
в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива,
необходимого для двигателя
[4] Правила ЕЭК ООН N 49-03 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с
воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также
двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе
(СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным
зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ
[5] Правила
ЕЭК ООН N 83-05 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств
в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива,
необходимого для двигателя
[6] Правила
ЕЭК ООН N 83-06 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств
в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива,
необходимого для двигателя