РАЗЪЯСНЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОРМИРОВАНИЯ ГОССТРОЯ РФ
ПО НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫМ ВОПРОСАМ,
КАСАЮЩИМСЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ
Предуведомление.
Действующие нормативные документы по строительству, к сожалению, не всегда
содержат прямые однозначные ответы на сложные вопросы, возникающие в
практической деятельности. Публикуемые ответы на вопросы отражают позицию
Управления технормирования Госстроя России и базируются на современном
толковании нормативных положений с учетом действующего законодательства,
затрагивающего строительную деятельность.
ВОПРОСЫ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
"О
согласовании отступлений от противопожарных
требований
действующих норм"
Управление
технормирования рассмотрело вопросы, поставленные в обращениях, связанных с
согласованием отступлений от противопожарных требований действующих норм, и
сообщает.
В общем случае, в
соответствии с установленным порядком (СНиП 21-01-97*, НПБ 03-93), разрешение
(согласование) на отступление от требований норм дает орган, утверждавший эти
нормы, при наличии обоснования и дополнительных мероприятий, компенсирующих
такие отступления, согласованных с заинтересованными органами надзора.
Вместе с
тем, как считает Управление и как показывает практика обращений проектных и
строительных организаций за согласованием Госстроя России отступлений от
требований СНиП, в отдельных случаях такое согласование представляется
излишним, так как носит чисто формальный характер, и где достаточно только
рассмотрения и согласования проектных решений и дополнительных противопожарных
мероприятий, разработанных организациями, имеющими соответствующую лицензию
ГУГПС МЧС России, с органами надзора.
К ним могут быть отнесены:
-
разработка дополнительных противопожарных мероприятий при проектировании
мансардных этажей по защите несущих и ограждающих конструкций до нормативных
параметров (КО, REJ 45, R 45) как в существующих, так и в проектируемых
зданиях, в том числе и в случае невозможности по каким-то причинам их
выполнения, а также при решении о возможности использования лестничных клеток
жилой части дома для эвакуации по п. 1.38 СНиП 2.08.01-89*;
- устройство
каминов в квартирах жилых зданий, расположенных выше 2-го этажа, учитывая
наличие в Санкт-Петербурге территориальных норм пожарной безопасности
"Камины. Общие технические требования. Методы испытаний" (ТНПБ
6-01-99), регламентирующих требования пожарной безопасности при проектировании
каминов в зданиях, которыми и можно руководствоваться (в соответствии с п. 1.4*
СНиП 21-01-97*), а для разработанных при этом дополнительных противопожарных
мероприятий также достаточно только согласования органов пожарного надзора;
- разработка дополнительных
мероприятий при переводе квартир в нежилой фонд и размещение в них помещений
общественного назначения (по защите перекрытий, межквартирных стен и
перегородок, отделяющих эти помещения от жилых квартир, вынужденное
использование лестничных клеток жилой части здания для организации
эвакуационных выходов с учетом требований п. 1.38 СНиП 2.08.01-89*). Следует
иметь в виду, что решение о переводе квартир в нежилой фонд, в соответствии с
законодательством, принимается органами исполнительной власти без участия
Госстроя России при наличии положительного заключения органов государственного
надзора (пожарного, санитарного, экологического и пр.);
-
разработка дополнительных мероприятий при реконструкции, реставрации, ремонту и
приспособлении к использованию (изменении функционального назначения) зданий,
являющихся памятниками истории и культуры, когда по требованиям КГИОП возникает
необходимость сохранения существующих конструктивных, объемно-планировочных
решений здания и его отдельных элементов (фасадов, интерьеров), как например:
лестниц (деревянных, чугунных, металлических), ширины и уклонов маршей,
расстояния между маршами, количества и параметров ступеней, дверей, выходов из
подвального и цокольного этажей,
и невозможности устройства в них окон с приямками и т.п.
В этом
случае можно руководствоваться письмом Госстроя СССР от 28.06.1988 N 28-Д,
которым установлено, что "строительные нормы и правила могут применяться
при проектировании работ по реконструкции, реставрации, консервации, ремонту и
приспособлению к использованию памятников истории и культуры в тех случаях,
когда они не входят в противоречие с интересами сохранности историко-архитектурной
ценности памятника, что определяется государственными органами охраны
памятников истории и культуры";
- разработка
дополнительных противопожарных мероприятий при реконструкции и строительстве
зданий в исторически сложившихся районах города, компенсирующих ограничение
доступа пожарных подразделений в их помещения;
- разработка
дополнительных мероприятий при проектировании котельных и трансформаторных
подстанций (в связи с отсутствием возможности присоединения зданий к
действующим инженерным сетям в районах старой застройки Санкт-Петербурга) с
учетом требований СНиП II-35-76* и ПУЭ. При совмещении в
одном здании технологического оборудования по выработке тепла и электроэнергии
(так называемых мини-ТЭЦ ограниченной мощности) его необходимо рассматривать
как энергетический комплекс (энергоблок), являющийся, по сути, производственным
корпусом вспомогательного назначения, и разработки специальных технических
условий на такой комплекс не требуется, поскольку технологическая часть
энергоблока разрабатывается в зависимости от применяемого технологического
оборудования, строительная часть здания должна проектироваться в соответствии с
требованиями СНиП 31-03-2001, размещение с учетом СНиП II-89-80* или СНиП
2.07.01-89*, а разрабатываемые противопожарные мероприятия, в том числе
вызываемые требованиями технологии корпуса, подлежат согласованию только с
органами пожарного надзора.
В практике
строительства нередки также обращения по вопросам отступления от ряда
нормируемых в СНиП параметров зданий, помещений и их отдельных элементов:
площади пожарного отсека, общей площади квартир на этаже секции жилого дома
(500 м2), минимальной ширины марша лестниц, высоты и
ширины эвакуационных выходов (дверей), высоты и ширины горизонтальных путей
эвакуации, расстояний между зданиями в зависимости от их степени огнестойкости,
табличных расстояний по путям эвакуации до выхода в лестничные клетки и т.п.
Необходимо иметь в виду, что такого рода параметры установлены большей частью
эмпирическим путем и в результате взаимных договоренностей. Поэтому, по мнению
Управления, возникающие отклонения от них в пределах до 3 - 5% в принципе не
имеют достаточно существенного значения и могут согласовываться противопожарной
службой без дополнительного обращения в Госстрой России.
"Об
огнестойкости незащищенных стальных конструкций"
Пунктом 5.18* СНиП
21-01-97* установлено, что "в случаях, когда минимальный требуемый предел
огнестойкости конструкций указан R 15 (RE 15, REI 15), допускается применять
незащищенные стальные конструкции независимо от их фактического предела
огнестойкости, за исключением случаев, когда предел огнестойкости несущих
элементов здания по результатам испытаний составляет менее R 8".
Аналогичное требование содержалось и в СНиП 2.01.02-85*, п. 1.1.
По вопросу
уточнения конструкций, имеющих предел огнестойкости менее R 8, разъясняется
следующее:
"Как
показывает практика и результаты испытаний, предел огнестойкости менее R 8
имеют конструкции, выполненные из тонкостенных гнутых профилей, изготавливаемых
из стального листа толщиной менее 1 - 1,2 мм, а также алюминиевые конструкции.
Стальные конструкции, выполненные из обычных прокатных профилей (двутавры,
швеллеры, уголки) или из сварных профилей при толщине листа 0,5 см и более,
имеют предел огнестойкости заведомо более R 8 и для них дополнительных
испытаний не требуется. При этом также можно ориентироваться на показатели
огнестойкости, приведенные в "Пособии по определению пределов
огнестойкости конструкций, пределов распространения огня по конструкциям и
групп возгораемости материалов. ЦНИИСК им. Кучеренко (к СНиП II-2-80), Москва,
Стройиздат, 1985 г."
"О
"Пособии по определению пределов огнестойкости конструкций,
пределов
распространения огня по конструкциям
и групп
возгораемости материалов
(к СНиП
II-2-80)"
"Пособие по
определению пределов огнестойкости конструкций, пределов распространения огня
по конструкциям и групп возгораемости материалов (к СНиП II-2-80)" Москва,
Стройиздат, 1985 г. разработано в свое время по заданию Госстроя СССР рядом
ведущих организаций: ЦНИИСК им. Кучеренко, НИИЖБ, ВНИИПО, ЦНИИпромзданий и
предназначено для инженерно-технических работников проектных, строительных
организаций и органов государственного пожарного надзора, поскольку содержит
справочные данные о пределах огнестойкости и распространения огня по
строительным конструкциям из железобетона, металла, древесины, асбоцемента и
других строительных материалов на основе стандартных испытаний, проведенных
этими организациями.
Учитывая, что суть
методик испытаний (СТ СЭВ 1000-78, ГОСТ 30247-94)
принципиально не изменилась, Управление рекомендует пользоваться пособием при
проектировании. Приведенные в нем конструктивные решения со схемами (сечениями)
конструкций и пожарно-технические характеристики позволяют принимать их как
проектировщиками, так и контролирующими органами госпожнадзора без проведения
дополнительных испытаний однотипных конструкций. Этой же цели служит и сборник
"Техническая информация (в помощь инспектору Государственной
противопожарной службы)", ежегодно издающийся ВНИИПО МЧС России.
"О размещении
в жилых зданиях помещений
общественного
назначения"
Строительные нормы
и правила не запрещают размещение на одном этаже жилых помещений (квартир) и
нежилых (для учреждений общественного назначения), указанных в п. 1.36 СНиП
2.08.01-89. При этом должны быть выполнены противопожарные и санитарные
требования СНиП и СанПиН (изолированность входов и эвакуационных выходов
помещений общественного назначения от жилой части здания, отделенное
противопожарными преградами, шумозащищенность и пр.).
При проектировании
нового строительства многоквартирных жилых зданий необходимость размещения в
жилом доме тех или иных предприятий общественного назначения (по п. 1.36)
определяется местным органом власти населенного пункта с учетом его генплана и
устанавливается в задании на проектирование и архитектурно-планировочном
задании, утверждаемом этим органом и согласованном с соответствующими органами
надзора (пожарным, санитарным, экологическим и пр.).
В существующем
жилом доме решение о переоборудовании действующих помещений или изменении их
функционального назначения находится также в компетенции местных органов
власти, определяющих в том числе и допустимое время
работы предприятия, и необходимость согласия жильцов. При этом должен быть
также разработан соответствующий проект, согласованный с заинтересованными
органами надзора.
"О степени
огнестойкости блок-контейнерных
зданий для систем
водоснабжения,
канализации и
трансформаторных подстанций"
СНиП 2.04.02-84*
"Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", СНиП 2.04.03-85*
"Канализация. Наружные сети и сооружения", "Правила устройства
электроустановок" (ПУЭ) требуют для многих зданий и сооружений систем
водоснабжения, канализации и электроснабжения применения II степени
огнестойкости. Следует иметь в виду, что требования этих документов основаны на
положениях СНиП II-2-80 "Противопожарные нормы проектирования зданий и
сооружений", согласно которым (п. 2.6) в производственных зданиях II
степени огнестойкости допускалось применять незащищенные стальные конструкции.
Учитывая
это, в связи с введением с 01.01.1998 г. СНиП 21-01-97* "Пожарная
безопасность зданий и сооружений" и новой классификации зданий по степени
огнестойкости, Управление технормирования считает возможным применять
(проектировать и изготавливать) для сооружений хозяйственно-производственного и
противопожарного водоснабжения, перечисленных в табл. 41 СНиП 2.04.02-84* (за
исключением относящихся к I категории по степени обеспеченности подачи воды и I
классу ответственности), канализации (п. 8.4
СНиП 2.04.03-85*), а также трансформаторных подстанций (РУ, КРУ, КТП) здания в
комплектно-блочном исполнении заводского изготовления IV степени огнестойкости
и классов конструктивной пожарной опасности СО, С1 по
классификации СНиП 21-01-97* (или IIIa по классификации СНиП 2.01.02-85*
"Противопожарные нормы") с учетом требований СНиП 31-03-2001
"Производственные здания" и СНиП 31-04-2001 "Складские
здания".
"О
проектировании котельных"
СНиП II-35-76*
"Котельные установки" требует для зданий и сооружений котельных, как
правило, II степени огнестойкости. Необходимо иметь в виду,
что согласно действовавшему в тот период СНиП II-А.5-70* "Противопожарные
нормы проектирования зданий и сооружений" в производственных зданиях II
степени огнестойкости допускалось применять незащищенные стальные конструкции
для каркаса и ограждающих конструкций. Аналогичное требование
содержалось и в последующем СНиП II-2-80, а в СНиП 2.01.02-85*
"Противопожарные нормы" для таких зданий были введены две новые
степени огнестойкости IIIa и IVa (с учетом применения в ограждающих
конструкциях того или иного утеплителя).
Учитывая эти
обстоятельства, в 1997 г. Управление стандартизации, технического нормирования
и сертификации Госстроя России и Главное управление государственной
противопожарной службы МВД России направили территориальным органам архитектуры
и строительства и органам противопожарной службы совместное письмо от
16.12.1997 NN 13-803 и 20/2.2/2897 (соответственно) "О проектировании
котельных IIIа и IVa степеней огнестойкости".
В связи с введением
с 01.07.1999 в СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и
сооружений" (изменение N 1) новой классификации зданий по степеням
огнестойкости и классам конструктивной пожарной опасности возможно в настоящее
время предусматривать отдельно стоящие котельные (в том числе блок-модульные
заводского изготовления) в зданиях IV степени огнестойкости и классов
конструктивной пожарной опасности СО, С1 по СНиП
21-01-97* (вместо IIIa степени огнестойкости по СНиП 2.01.02-85*) и IV степени
огнестойкости классов С2, С3 (вместо IVa) с
ограничениями и допущениями, установленными указанным письмом, и с учетом
требований СНиП 31-03-2001 "Производственные здания".
ВОПРОСЫ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"О
лицензировании строительной деятельности в свете
Федерального Закона
от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ
"О техническом
регулировании"
Согласно Положению
о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II
уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом одним из
лицензионных условий является "выполнение лицензируемой деятельности в
соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
соответствующих государственных стандартов и нормативно-технических документов
в строительстве". При этом имеются в виду только обязательные требования
действующих строительных норм и правил и стандартов. Что это за требования?
У государства есть
два инструмента нормативного регулирования - приказ и совет.
Обязательные
государственные требования по строительству (приказ) были еще в древнем Вавилоне и есть во всех странах, в том числе и у нас. В
России до введения в действие Федерального закона о техническом регулировании
они излагались в государственных нормативных документах - СНиП, ГОСТ и ТСН.
Рекомендуемые положения (совет) содержались в сводах правил (СП).
Государственные нормативные документы также содержат рекомендуемые положения,
которые не всегда четко выделены. Федеральный закон о техническом регулировании
не ликвидировал государственные нормативные документы, а просто изменил их
форму. В будущем во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в
строительстве, будет применяться единый типаж нормативных документов -
обязательные технические регламенты (общие и специальные), правила и методы
исследований (испытаний), измерений и отбора образцов, необходимых для
применения технических регламентов, утверждаемые Правительством Российской
Федерации. Кроме того, закон предусматривает также рекомендуемые документы -
национальные стандарты, предназначенные исключительно для добровольного
применения. На замену нормативной базы законом отведено 7 лет.
Федеральный закон о
техническом регулировании отнял у министерств и ведомств, в том числе и у
Госстроя России, право выпускать обязательные нормативные документы. В связи с
этим среди строителей распространилось мнение о необязательном соблюдении
требований действующих СНиП. Это мнение неосновательно. Закон (статья 46)
говорит об этом следующее.
"Со
дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в
силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными
документами федеральных органов исполнительной власти (в том числе СНиПы),
подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или
здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного
или муниципального имущества;
охраны окружающей
среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения
действий, вводящих в заблуждение приобретателей".
Принятые Госстроем
России СНиПы на 70 - 80% направлены именно на эти цели. Поэтому особых
трудностей с их применением в новых условиях до принятия соответствующих
технических регламентов не ожидается.
Таким образом, при
проверке выполнения вышеуказанного лицензионного требования следует
руководствоваться требованиями технических регламентов, а до их появления -
обязательными требованиями утвержденных Госстроем России нормативных
документов, постольку, поскольку эти требования соответствуют целям
Федерального закона о техническом регулировании. При этом следует помнить, что
среди документов Госстроя России есть и рекомендуемые документы, например,
своды правил (СП), а также рекомендуемые положения в составе обязательных
нормативных документов.
ВОПРОСЫ
НОРМИРОВАНИЯ ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ
"О
неправомочности отказов в регистрации постройки
или приватизации
жилых помещений
в связи с
несоответствием требованиям
СНиП 2.08.01-89*
"Жилые здания"
В Госстрой
России часто обращаются граждане с жалобами на местные органы
градостроительства и архитектуры в связи с отказом в регистрации постройки или
в приватизации пользуемых ими жилых помещений на основании того, что эти
постройки и жилые помещения не соответствуют требованиям СНиП 2.08.01-89*
"Жилые здания" по площади комнат и кухонь, высоте потолков и др. Ниже
приводятся наиболее характерные обращения.
Пример 1: Письмо из
г. Новосибирска от гр. Фатеевой Т.В в
связи с отказом ей в приватизации квартиры из-за несоответствия площади жилых
помещений требованиям СНиП 2.08.01-89*.
Управление
технического нормирования Госстроя России рассмотрело это письмо и сообщило
следующее:
"Нормы,
установленные в СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания", распространяются на
вновь строящиеся и реконструируемые жилые здания и являются обязательными для
юридических и физических лиц, осуществляющих проектирование и строительство
домов. В СНиП не устанавливаются правила по приватизации жилых помещений и на
другие действия, не связанные с проектированием и строительством.
Приватизация жилых
помещений должна осуществляться в соответствии с Законом Российской Федерации
"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Статья 2
первой главы этого Закона связывает возможность приватизации помещений с
признанием их жилыми, вхождением в состав
государственного или муниципального жилищного фонда и пользованием их на
условиях социального найма.
Основанием для
отказа гражданам в приватизации пользуемых ими жилых помещений (статья 4 первой
главы указанного Закона) являются: аварийное состояние помещений, размещение их
в общежитии, закрытом военном городке, а также отнесение их (помещений) к
категории служебных.
Площадь жилого
помещения не может служить основанием для отказа гражданам в его приватизации в
силу Закона.
Наличие ордера,
выданного на вселение в помещение (статья 47 Жилищного кодекса РСФСР), означает
признание его жилым, отнесение его к муниципальному жилищному фонду и
возможность пользования им на условиях социального найма.
При наличии таких
обстоятельств Управление не усматривает законных оснований для отказа гражданам
в приватизации жилого помещения.
В
соответствии с частью третьей Статьи 8 вышеупомянутого Закона, граждане вправе
обжаловать действия органов местного самоуправления и их должностных лиц в части
отказа им в приватизации жилого помещения в судебном порядке, либо обратиться в
органы прокуратуры на основании Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации" с заявлением о принятии мер по защите прав и
законных интересов".
Пример 2: Обращения
жителей г. Пензы, а также Главного управления градостроительства и архитектуры
г. Пензы с просьбой разрешить отступления от норм СНиП 2.08.01-89*. Суть
вопроса состояла в следующем.
В администрацию г.
Пензы резко возросло число обращений граждан по вопросу
регистрации самовольно возведенных индивидуальных жилых домов, пристроек к ним,
самовольно выполненных перепланировок квартир в жилых домах старой застройки.
При самовольном
строительстве часто нарушаются требования пп. 2.4*, 2.7 СНиП 2.08.01-89*
"Жилые здания" в части площади жилых комнат, а также ширины жилых и
подсобных помещений квартир. Иногда площадь гостиной в однокомнатных квартирах
составляет менее 14,0 кв.м, с числом комнат две и
более - менее 16,0 кв.м, других жилых комнат и кухни - менее 8,0 кв.м. В
большинстве случаев другого жилья у заявителя не имеется, а признать жилыми
помещения, площадь и габариты которых не отвечают действующим строительным
нормам, не представляется возможным.
На
основании изложенного Главное управление градостроительства и архитектуры г.
Пензы убедительно просило разъяснить: допускается ли эксплуатация помещений в
самовольно возведенных индивидуальных жилых домах, самовольно перепланированных
квартирах в жилых домах старой застройки, площадь и габаритные размеры которых
не отвечают требованиям п. 2.4*, п. 2.7 СНиП 2.08.01-89* "Жилые
здания" в качестве жилых, при условии письменного согласия
совершеннолетних членов семьи; какой при
этом может быть минимальная площадь жилой комнаты, кухни.
Управление
технормирования в пределах своей компетенции дало следующие рекомендации:
1) при определении
минимальной площади жилых комнат и кухни в индивидуальных жилых домах
необходимо руководствоваться правилами, изложенными в СНиП 31-02-2001
"Дома жилые одноквартирные";
2) учитывать, что
жилые дома старой застройки проектировались по нормам того времени, а не по
СНиП 2.08.01-89, и при этом руководствоваться принципом, установленным в п. 8.5
СНиП 10-01;
3) на основании
статьи 6, пункта 2, подпунктов: 5, 9, 10 федерального Закона РФ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
описанные проблемы отнести к вопросам местного значения;
4) разработать свои
региональные распорядительные документы, учитывающие особенности местных
факторов.
Пример 3: Письмо
главного архитектора г. Кемерово, суть которого состояла в следующем.
В г. Кемерово в 70
- 80-е годы различными предприятиями были построены 9-этажные общежития по ТП
1.464Д-82, в которые заселяли молодых специалистов и рабочих. Общежития
состояли из 189 жилых комнат по 17,91 м2 с прихожей
2,21 м2, совмещенным санузлом 2,40 м2 и 180 жилых комнат по 11,91 м2 с прихожей
2,21 м2, совмещенным санузлом 2,40 м2.
В настоящее время
практически в каждой комнате живет семья, не имеющая возможности
приватизировать комнату, так как она не имеет статус квартиры и на нее не
выписывался ордер.
Администрация
города, не имея экономической возможности предоставить проживающим квартиры или
реконструировать общежития в жилые дома с частичным отселением, выразила
намерение перевести общежития в жилые дома с предоставлением жильцам права
дооборудования комнат до однокомнатных квартир с последующей приватизацией.
С учетом требований
СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания" к основным элементам жилых зданий
предполагалось перевести большие комнаты в однокомнатные квартиры, что
составило бы 60% общей площади жилых комнат зданий, при этом в малых комнатах
для соблюдения нормативных требований п. 2.4.* СНиП не хватало 37% площади.
Учитывая
вышеизложенное, главный архитектор г. Кемерово выразил просьбу согласовать, в
виде исключения, отступление от нормы СНиП 2.08.01-89* в части снижения площади
в однокомнатной квартире: жилой комнаты с 14 м2 до 8
м2 и кухни-ниши с 5 м2 до 2,9 м2.
Управление
технормирования в своем ответе обратило внимание на то, что в данном случае
вопрос об отступлении от требований СНиП не может рассматриваться, так как
имеет место нарушение статьи 4 первой главы Закона "О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации", в которой записано: "не
подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся... в общежитии".
Пример 4: Письмо из
г. Пензы от гр. Пикачевой Т.Н. в связи с отказом в регистрации самовольной
пристройки к жилому дому, осуществленной в 1982 г. Основание для отказа -
несоответствие площади жилых комнат в пристройке нормам СНиП 2.08.02-89*
"Жилые здания".
Ответ Управления
технормирования содержал рекомендацию применять норму жилой площади к жилым
помещениям в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
Что касается домов,
построенных на собственные средства, то на них распространяются правила СНиП
31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные", но только с момента их
введения в действие - с 01.01.2002 г., и к данному случаю не применяются.